Незатейливая жизнь насекомых > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Незатейливая жизнь насекомых


    Незатейливая жизнь насекомых

Цель урока: обобщить и закрепить знания о многообразии и значении насекомых в природе и жизни человека, закрепить основные понятия темы.

Задачи урока.

Образовательная:

  • расширение представления учащихся о роли и значимости насекомых в природе;
  • расширение биологической эрудиции учащихся;
  • формирование системы знаний о насекомых;

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к насекомым – как к части природы.

Развивающие:

  • развитие навыков публичного выступления, словесно-логического мышления.
  • продолжить развивать умения сравнивать, обобщать;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельную деятельность учащихся, воображение, эмоции и чувства;
  • формирование информационной культуры;
  • использование приобретенных знаний в повседневной жизни.
  • развитие интереса к знаниям;
  • формирование рефлексивных качеств личности.

Оборудование: компьютер, экран, рисунки учебника, коллекции, таблицы “Опыление цветков насекомыми”, “Охраняемые виды насекомых”, журналы “Биология, приложение к 1 сентября” с изображением насекомых.

“Творения природы,
совершеннее творений
искусства”.
Цицерон

Ход урока

1. Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внутренней готовности, психологическая организация внимания, мотивация учащихся.Мы с вами несколько уроков изучали насекомых. Объявление темы урока “ Незатейливая жизнь насекомых” - это урок-обобщение.

2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Формулирование цели урока вместе с учащимися.

Наука о насекомых – энтомология.

В Англии Королевское энтомологическое общество систематически проводит национальную Неделю насекомого.

Но вначале несколько интересных и говорящих фактов о насекомых:

Выступление учащегося:

Сегодня на нашей планете живёт примерно один миллиард насекомых, и весят они значительно больше, чем всё человечество.

  • Науке известно около 900 тысяч разновидностей насекомых
  • Насекомые доминировали на Земле более 400 миллионов лет.
  • Длина одного из самых больших насекомых, живущего на Борнео — 35,5 см.
  • Главным долгожителем среди насекомых, вероятно, является цикада, которая начинает размножаться в конце 17-летнего цикла жизни.
  • Таpaканы могут пережить воздействие радиации, от которого человек быстро умирает.

Ученые подсчитали, что на каждого жителя Земли приходится более 250 млн. насекомых.

Больше всего на нашей планете видов жуков. 25% видов на Земле – это жуки.

3. Актуализация знаний (фронтальная беседа).

  1. К какой из систем органов жука относятся мальпигиевы сосуды? (Выделительной)
  2. Чем дышат насекомые? (Системой трахей)
  3. Какого типа ротовой аппарат у жуков? (Грызущий)
  4. Сколько отделов тела у насекомых? (Три: голова, гpyдь, брюшко)
  5. Тип кровеносной системы члeнистоногих? (Незамкнутая)
  6. Почему жуки не могут дышать кожей? (У них нет кожи, а есть хитиновый покров)
  7. Кто такие гусеницы? (Это личинки бабочек)
  8. Какой тип зрения называется мозаичным? (Сложные глаза из множества простых глазков)
  9. Какому насекомому мы обязаны натуральным шёлком? (Тутовый шелкопряд)
  10. Что божьи коровки зимой делают? (Спят).

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Из перечисленных животных выберите насекомых:

Шмель, муха, краб, гидра, скорпион, омар, паук крестовик, пчела, таpaкан, кузнечик, блоха, павлиний глаз.

б) Выберите признаки, хаpaктерные для насекомых: простые глаза, 10 ног, 2 сложных (фасеточных) глаза, голова, головогpyдь, гpyдь, 4 пары ног, брюшко, 6 ног, 2 усика, 2 пары усиков, крылья, жабры, трахеи, перья, паутинные железы, хитиновый покров.

в) Какие утверждения верны?

1. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.

2. Насекомые — исключительно водные животные.

3. Все насекомые способны к полету.

4. Тело насекомых состоит из трех отделов.

5. Грудной отдел несет три пары конечностей.

6. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.

7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.

8. Все насекомые — растительноядные животные.

9. Кровеносная система насекомых незамкнутая

5. Конкурс “Аукцион”

Учитель показывает термин, поднимая трафарет. Кто первый поднял руку и правильно объяснил термин, получает жетоны.

Термины: хитин, линька, фасеточные глаза, мозаичное зрение, мальпигиевы сосуды, биологический метод борьбы, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, трахеи, незамкнутая кровеносная система, энцефалит.

6. Пять чудес насекомых. (Запись в рабочей тетради)

Нас сегодня ожидает 5 чудес, которые не могли бы произойти без насекомых.

Итак, Чудо первое “Опыление”

Приходилось ли вам наблюдать, как в ясный весенний день перелетают с цветка на цветок разнообразные насекомые?

Что привлекает насекомых в цветках растений?

Приманкой служат пыльца и сладкий сок — нектар. Пыльца и сладкий нектар — это пища насекомых. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветка называют опылением.

Чудо №2 “Мед”

Вспомним, сколько пользы человеку приносят пчёлы! Мёд, прополис, воск, маточное молочко – польза этих продуктов неоспорима!

В мире насчитывается около 20 тыс. видов пчел. Палеонтология утверждает, что пчелы в таком виде, как они представлены теперь, появились 40 миллионов лет назад.

Для того, чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно.

А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов.

Итак, чудо № 3 “Шелк

Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5 см, но летать эти бабочки не умеют. Они утратили эту способность в процессе постоянного отбора человеком. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.

Чудо № 4 “Какая красота!”

О красоте бабочек, стрекоз и других насекомых можно говорить часами. Я же предлагаю просто еще раз посмотреть на это чудо!

Чудо № 5 “Круговорот веществ”

В своей книге “Разнообразие жизни”, изданной в 1992 году, Уилсон пишет: “Если все насекомые и члeнистоногие исчезнут, человечество, вероятно, не просуществует дольше нескольких месяцев”.

7. Значение насекомых. (Работа в тетрадях № 122 печатная основа)

- Вредители леса: непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, майский жук, жуки-короеды, жуки-усачи.

- Хищные насекомые (снижают численность других насекомых): божьи коровки (питаются тлями), жужелицы (многоядные), муравьи рыжие лесные (за сутки один муравейник 18 тысяч насекомых-вредителей), златоглазки (тлями).

- Паразитические перепончатокрылые: наездники (откладывают личинки в гусениц), яйцееды – трихограмма и теленомус (откладывают яйца в яйца других насекомых).

- Насекомые – переносчики возбудителей болезней человека: комнатная муха (брюш-ной тиф, дизентерия, холера, яйца аскарид), малярийный комар, вши (тиф), блохи (чума).

- Насекомые – паразиты домашних животных: оводы, слепни.

- Опыление растений.

- Шелк.

- Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, перга, пчелиный яд.

- Вредители поля и огорода.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личин-ками, но и с разложением растительных и животных остатков — опада растений, трупов и экскрементов животных

- Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых: копрофаги — жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы;

нeкpoфаги — жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки, падальницы; насекомые — разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои — жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т. д.;

насекомые — санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гнию-щими органическими веществами (детритом) — личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Руки поднять вверх)
Больше спать не захотел. (Руки опустить, наклонить голову вправо и влево)
Шевельнулся, потянулся, (Руки через стороны вверх)
Взвился вверх и полетел. (Приподняться на цыпочки)
Солнце утром лишь проснётся, (Голову вперед и назад)
Бабочка кружит и вьётся. (Аккуратно сделать круг головой)

8. Математический конкурс.

Решить задачу №1. При длине тела 3 мм блоха прыгает в высоту на 20 см. На какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, если бы он прыгал так же, как блоха?

Задача №2.Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребу- ется 2 рабочих муравья. Чтобы приподнять груз, превышающий во столько же раз вес 10 человек, потребуется усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина? (В 35 раз).

Задача №3. Пчелиная семья насчитывает 80 тысяч пчел и собирает за сезон 150 кг. меда. Сколько меда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами? (2 г.)

9. Конкурс “Шифровальщик”.

У вас на листочке есть перечень слов: осада, кожух, каркас, поводья, хурма, астрономия. Используя часть или все буквы этих слов в любом сочетании, найдите зашифрованные в каждом слове названия представителей типа Члeнистоногие. /оса, жук, paк, овод, муха, омар/.

10. Литературный конкурс.

Ребятам предлагается узнать о каком произведении и каком герое идет речь. (3 минуты)

Известный сочинитель Иван Андреевич Крылов, о котором ещё Н. Гоголь сказал, что его сочинения \":книга мудрости самого народа:\", создал новинку в киноискусстве. Яркая лента о судьбе ветреной красавицы из класса Насекомые, которая \"всё пела. И это дело!\". И вот \"зима катит в глаза\". Со своими бедами она приходит к работящему, серьёзному представителю отряда Перепончатокрылые. Выслушав её сетования о пустом время-препровождении, он рекомендует ей заняться танцами (имея в виду, наверное, преподавательскую работу), чем и заpaбатывать себе на жизнь.

Корней Иванович Чуковский написал мелодраму о том, как хлебосольная представительница отряда Двукрылых попала в липкие лапы представителя класса Паукообразные. Страшный 8-ногий убийца хочет её погубить. Но тут в борьбу за прекрасную незнакомку вступает храбрец из отряда Двукрылые с колюще-сосущим ротовым аппаратом. В упopной борьбе злодей побеждён. И спасённая пленница выходит замуж за своего спасителя.

11. Конкурс “Светофор”

Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.

1. Члeнистоногие имеют хитиновый покров (да).

2. Насекомые имеют три пары ног  (да).

3. Вши, блохи, и клопы – бескрылые насекомые (да).

4. Майский жук имеет три отдела тела: голову, гpyдь и брюшко (да).

5. Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат (да).

6. Усики члeнистоногих являются органами вкуса (нет).

7. Ноги насекомых располагаются и на гpyди и на брюшке (нет).

8. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие (да).

9. Тело клещей состоит из головы, гpyди и брюшка (нет).

10. Насекомые имеют одну пару усиков (да).

11. Представители отряда перепончатокрылых имеют чешуйчатые крылья  (нет).

12. Конкурс “Почемучка”.

1) Почему мы не чувствуем укола комара, точнее его самки?

2) Почему члeнистоногие линяют?

3) Почему майского жука и паука-крестовика относят к разным классам, но одному типу?

4) Почему после укуса человека 1 пчелой тут же прилетают другие пчелы и тоже начинают жалить? (Пчела, жаля, одновременно опрыскивает кожу человека жидкостью, запах которой немедленно улавливается остальными пчелами улья и указывают им на врага, Другие пчелы воспринимают этот запах как сигнал к нападению).

5) Почему сразу же после укуса пчелы необходимо осторожно удалить жало? (Потому что оставленное в теле жало в течение долгого времени выделяет все новые и новые порции яда).

6) Почему муха ползает по потолку, стенам и не падает? (У нее на лапках есть коготки с присосками. Их-то она и пускает в ход, когда надо удержаться на гладкой поверхности да еще и вверх ногами).

7) Почему комары пьют кровь? (Кровью питаются самки комаров, которым необходима кровь, чтобы отложить яйца)

8) Почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья? (Гусеницы питаются листьями деревьев, регулируя тем самым величину листового покрова, одновременно они удобряют листвою подстилку)

13. Конкурс “Загадочный” Попробуем разгадать загадки

1) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Насекомое с полным превращением)

2) Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)

3) Что случается с пчелой после того как она ужалит? (Погибает)

4) Летит как птица, рычит как бык? (Жук)

5) Лесной богатырь таскает тяжелее себя? (Муравей)

6) Кто над нами вверх ногами? (Муха)

7) Сам с наперсток одет в шубу боярина? (Шмель)

8) У кого ухо на передних ножках (Кузнечик)

14. Насекомые любят покушать. Угадайте, чье здесь меню:

  1. Нектар, пыльца. (Пчелы)
  2. Листья, стeбли, корни растений. (Жуки)
  3. Выделения тли, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. (Муравьи)
  4. Зеленые части растений. (Гусеницы)
  5. Листья шелковицы, тутового дерева. (Тутовый шелкопряд)

15. Бионика – наука о конструировании технических систем на основе идей, заимствованных у природы. Бионика занимается изучением и копированием природных “ноу-хау”. Например:

- Форма подводных лодок как форма тела прекрасных пловцов – дельфинов.

- Создана землеройная машина, которая двигаясь под землей подобно кроту, пробивает тоннель с гладкими стенами.

- Застежка “липучка”была создана после изучения плодов дурнишника, которые прикрепляются к одежде человека при помощи маленьких крючочков.

- Весла (задняя пара ног жука-плавунца).

- Фосфоресцирующие стрелки часов (светлячки).

- Цифровая матрица фотоаппарата или видеокамеры(глаза насекомых).

16. Определите, какие изобретения были “списаны” с насекомых, соединив стрелочками название насекомого и соответствующий предмет. (Задание на соответствие)

Комар многоэтажный дом

Глаза стрекозы вертолет

Жук-олень шприц

Муравей монитор

Стрекоза плоскогубцы

Жук-плавунец светящиеся стрелки часов

Светлячок вёсла

комар - шприц

глаза стрекозы - монитор

жук-олень - плоскогубцы

муравей – многоэтажный дом

стрекоза - вертолет

жук-плавунец - весла

светлячок – светящиеся стрелки часов

17. Назовите прилагательные, которыми можно охаpaктеризовать насекомых. (Возможные ответы: летающие, маленькие, шестиногие, двуглазые, кусачие, ядовитые, многочисленные, хитиновые, жужжащие, красивые)

18. Подведение итогов урока.

А) Ответьте на вопросы:

Какова была тема нашего урока?

Какую цель мы перед собой ставили?

Что мы делали для достижения этой цели

Б) Закончите предложения:

Больше всего мне на уроке понравилось…

Самым интересным на уроке было…

А я и не знал, что…

Сегодня я понял…

Домашнее задание. (Одно на выбор)

1. Составить кроссворд по теме. (Не менее 10-ти слов)

2. Составить мини-рассказ, включающий следующие термины: насекомые, природа, опыление, растения, животные, пищевая цепь, охрана, вредители, одомашненные насекомые, бионика.

3.Напишите названия бабочек, оканчивающихся на “А”.

4. Решите задачу.

Я уверена, что после сегодняшнего урока вы будете так вести себя в природе, что бы ни нарушать гармонии в ней. Если на Земле исчезнут насекомые, в тот же самый момент начнёт вымирать большинство амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Давайте не будем забывать, что мы на Земле не одни, и каждая букашечка тоже имеет право на существование!

Мне хочется закончить урок словами Кристины Россетти:

Никого не обижай, ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко,
Ни кузнечика, в траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божью коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого:
Ни за что, никогда не обижай живого!

Спасибо за внимание.



Комментарии:

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

21 12 2025 23:31:20

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

20 12 2025 12:16:55

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

19 12 2025 0:12:54

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

18 12 2025 8:44:28

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

17 12 2025 8:43:38

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

16 12 2025 4:26:42

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

15 12 2025 14:39:29

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

14 12 2025 7:44:54

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

13 12 2025 15:33:13

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

12 12 2025 0:22:33

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

11 12 2025 10:20:40

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

10 12 2025 18:19:15

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

09 12 2025 3:34:13

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

08 12 2025 22:25:50

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

07 12 2025 15:47:37

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

06 12 2025 6:51:43

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

05 12 2025 17:55:33

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

04 12 2025 7:40:10

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

03 12 2025 3:51:41

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

02 12 2025 15:29:50

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

01 12 2025 5:25:27

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

30 11 2025 21:52:16

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

29 11 2025 5:30:53

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"


    Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

      В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....

28 11 2025 21:46:35

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

27 11 2025 14:45:29

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

26 11 2025 13:11:31

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

25 11 2025 15:11:54

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

24 11 2025 7:46:46

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

23 11 2025 5:35:51

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

22 11 2025 1:40:23

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

      Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

21 11 2025 18:45:58

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

20 11 2025 7:56:17

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

19 11 2025 17:33:12

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

18 11 2025 17:44:50

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"


    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

17 11 2025 4:54:34

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"


    Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

      Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

16 11 2025 14:41:54

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

15 11 2025 16:51:58

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

14 11 2025 18:21:30

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

13 11 2025 0:35:35

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

12 11 2025 12:18:20

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

11 11 2025 9:41:10

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

10 11 2025 3:56:32

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

09 11 2025 2:45:54

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

08 11 2025 1:41:23

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

07 11 2025 15:21:29

Открытый урок биологии


    Открытый урок биологии

      Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

06 11 2025 18:22:11

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

05 11 2025 4:40:22

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

04 11 2025 15:27:13

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

03 11 2025 9:20:35

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

02 11 2025 14:47:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::