Незатейливая жизнь насекомых > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Незатейливая жизнь насекомых


    Незатейливая жизнь насекомых

Цель урока: обобщить и закрепить знания о многообразии и значении насекомых в природе и жизни человека, закрепить основные понятия темы.

Задачи урока.

Образовательная:

  • расширение представления учащихся о роли и значимости насекомых в природе;
  • расширение биологической эрудиции учащихся;
  • формирование системы знаний о насекомых;

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к насекомым – как к части природы.

Развивающие:

  • развитие навыков публичного выступления, словесно-логического мышления.
  • продолжить развивать умения сравнивать, обобщать;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельную деятельность учащихся, воображение, эмоции и чувства;
  • формирование информационной культуры;
  • использование приобретенных знаний в повседневной жизни.
  • развитие интереса к знаниям;
  • формирование рефлексивных качеств личности.

Оборудование: компьютер, экран, рисунки учебника, коллекции, таблицы “Опыление цветков насекомыми”, “Охраняемые виды насекомых”, журналы “Биология, приложение к 1 сентября” с изображением насекомых.

“Творения природы,
совершеннее творений
искусства”.
Цицерон

Ход урока

1. Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внутренней готовности, психологическая организация внимания, мотивация учащихся.Мы с вами несколько уроков изучали насекомых. Объявление темы урока “ Незатейливая жизнь насекомых” - это урок-обобщение.

2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Формулирование цели урока вместе с учащимися.

Наука о насекомых – энтомология.

В Англии Королевское энтомологическое общество систематически проводит национальную Неделю насекомого.

Но вначале несколько интересных и говорящих фактов о насекомых:

Выступление учащегося:

Сегодня на нашей планете живёт примерно один миллиард насекомых, и весят они значительно больше, чем всё человечество.

  • Науке известно около 900 тысяч разновидностей насекомых
  • Насекомые доминировали на Земле более 400 миллионов лет.
  • Длина одного из самых больших насекомых, живущего на Борнео — 35,5 см.
  • Главным долгожителем среди насекомых, вероятно, является цикада, которая начинает размножаться в конце 17-летнего цикла жизни.
  • Таpaканы могут пережить воздействие радиации, от которого человек быстро умирает.

Ученые подсчитали, что на каждого жителя Земли приходится более 250 млн. насекомых.

Больше всего на нашей планете видов жуков. 25% видов на Земле – это жуки.

3. Актуализация знаний (фронтальная беседа).

  1. К какой из систем органов жука относятся мальпигиевы сосуды? (Выделительной)
  2. Чем дышат насекомые? (Системой трахей)
  3. Какого типа ротовой аппарат у жуков? (Грызущий)
  4. Сколько отделов тела у насекомых? (Три: голова, гpyдь, брюшко)
  5. Тип кровеносной системы члeнистоногих? (Незамкнутая)
  6. Почему жуки не могут дышать кожей? (У них нет кожи, а есть хитиновый покров)
  7. Кто такие гусеницы? (Это личинки бабочек)
  8. Какой тип зрения называется мозаичным? (Сложные глаза из множества простых глазков)
  9. Какому насекомому мы обязаны натуральным шёлком? (Тутовый шелкопряд)
  10. Что божьи коровки зимой делают? (Спят).

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Из перечисленных животных выберите насекомых:

Шмель, муха, краб, гидра, скорпион, омар, паук крестовик, пчела, таpaкан, кузнечик, блоха, павлиний глаз.

б) Выберите признаки, хаpaктерные для насекомых: простые глаза, 10 ног, 2 сложных (фасеточных) глаза, голова, головогpyдь, гpyдь, 4 пары ног, брюшко, 6 ног, 2 усика, 2 пары усиков, крылья, жабры, трахеи, перья, паутинные железы, хитиновый покров.

в) Какие утверждения верны?

1. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.

2. Насекомые — исключительно водные животные.

3. Все насекомые способны к полету.

4. Тело насекомых состоит из трех отделов.

5. Грудной отдел несет три пары конечностей.

6. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.

7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.

8. Все насекомые — растительноядные животные.

9. Кровеносная система насекомых незамкнутая

5. Конкурс “Аукцион”

Учитель показывает термин, поднимая трафарет. Кто первый поднял руку и правильно объяснил термин, получает жетоны.

Термины: хитин, линька, фасеточные глаза, мозаичное зрение, мальпигиевы сосуды, биологический метод борьбы, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, трахеи, незамкнутая кровеносная система, энцефалит.

6. Пять чудес насекомых. (Запись в рабочей тетради)

Нас сегодня ожидает 5 чудес, которые не могли бы произойти без насекомых.

Итак, Чудо первое “Опыление”

Приходилось ли вам наблюдать, как в ясный весенний день перелетают с цветка на цветок разнообразные насекомые?

Что привлекает насекомых в цветках растений?

Приманкой служат пыльца и сладкий сок — нектар. Пыльца и сладкий нектар — это пища насекомых. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветка называют опылением.

Чудо №2 “Мед”

Вспомним, сколько пользы человеку приносят пчёлы! Мёд, прополис, воск, маточное молочко – польза этих продуктов неоспорима!

В мире насчитывается около 20 тыс. видов пчел. Палеонтология утверждает, что пчелы в таком виде, как они представлены теперь, появились 40 миллионов лет назад.

Для того, чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно.

А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов.

Итак, чудо № 3 “Шелк

Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5 см, но летать эти бабочки не умеют. Они утратили эту способность в процессе постоянного отбора человеком. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.

Чудо № 4 “Какая красота!”

О красоте бабочек, стрекоз и других насекомых можно говорить часами. Я же предлагаю просто еще раз посмотреть на это чудо!

Чудо № 5 “Круговорот веществ”

В своей книге “Разнообразие жизни”, изданной в 1992 году, Уилсон пишет: “Если все насекомые и члeнистоногие исчезнут, человечество, вероятно, не просуществует дольше нескольких месяцев”.

7. Значение насекомых. (Работа в тетрадях № 122 печатная основа)

- Вредители леса: непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, майский жук, жуки-короеды, жуки-усачи.

- Хищные насекомые (снижают численность других насекомых): божьи коровки (питаются тлями), жужелицы (многоядные), муравьи рыжие лесные (за сутки один муравейник 18 тысяч насекомых-вредителей), златоглазки (тлями).

- Паразитические перепончатокрылые: наездники (откладывают личинки в гусениц), яйцееды – трихограмма и теленомус (откладывают яйца в яйца других насекомых).

- Насекомые – переносчики возбудителей болезней человека: комнатная муха (брюш-ной тиф, дизентерия, холера, яйца аскарид), малярийный комар, вши (тиф), блохи (чума).

- Насекомые – паразиты домашних животных: оводы, слепни.

- Опыление растений.

- Шелк.

- Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, перга, пчелиный яд.

- Вредители поля и огорода.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личин-ками, но и с разложением растительных и животных остатков — опада растений, трупов и экскрементов животных

- Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых: копрофаги — жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы;

нeкpoфаги — жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки, падальницы; насекомые — разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои — жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т. д.;

насекомые — санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гнию-щими органическими веществами (детритом) — личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Руки поднять вверх)
Больше спать не захотел. (Руки опустить, наклонить голову вправо и влево)
Шевельнулся, потянулся, (Руки через стороны вверх)
Взвился вверх и полетел. (Приподняться на цыпочки)
Солнце утром лишь проснётся, (Голову вперед и назад)
Бабочка кружит и вьётся. (Аккуратно сделать круг головой)

8. Математический конкурс.

Решить задачу №1. При длине тела 3 мм блоха прыгает в высоту на 20 см. На какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, если бы он прыгал так же, как блоха?

Задача №2.Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребу- ется 2 рабочих муравья. Чтобы приподнять груз, превышающий во столько же раз вес 10 человек, потребуется усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина? (В 35 раз).

Задача №3. Пчелиная семья насчитывает 80 тысяч пчел и собирает за сезон 150 кг. меда. Сколько меда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами? (2 г.)

9. Конкурс “Шифровальщик”.

У вас на листочке есть перечень слов: осада, кожух, каркас, поводья, хурма, астрономия. Используя часть или все буквы этих слов в любом сочетании, найдите зашифрованные в каждом слове названия представителей типа Члeнистоногие. /оса, жук, paк, овод, муха, омар/.

10. Литературный конкурс.

Ребятам предлагается узнать о каком произведении и каком герое идет речь. (3 минуты)

Известный сочинитель Иван Андреевич Крылов, о котором ещё Н. Гоголь сказал, что его сочинения \":книга мудрости самого народа:\", создал новинку в киноискусстве. Яркая лента о судьбе ветреной красавицы из класса Насекомые, которая \"всё пела. И это дело!\". И вот \"зима катит в глаза\". Со своими бедами она приходит к работящему, серьёзному представителю отряда Перепончатокрылые. Выслушав её сетования о пустом время-препровождении, он рекомендует ей заняться танцами (имея в виду, наверное, преподавательскую работу), чем и заpaбатывать себе на жизнь.

Корней Иванович Чуковский написал мелодраму о том, как хлебосольная представительница отряда Двукрылых попала в липкие лапы представителя класса Паукообразные. Страшный 8-ногий убийца хочет её погубить. Но тут в борьбу за прекрасную незнакомку вступает храбрец из отряда Двукрылые с колюще-сосущим ротовым аппаратом. В упopной борьбе злодей побеждён. И спасённая пленница выходит замуж за своего спасителя.

11. Конкурс “Светофор”

Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.

1. Члeнистоногие имеют хитиновый покров (да).

2. Насекомые имеют три пары ног  (да).

3. Вши, блохи, и клопы – бескрылые насекомые (да).

4. Майский жук имеет три отдела тела: голову, гpyдь и брюшко (да).

5. Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат (да).

6. Усики члeнистоногих являются органами вкуса (нет).

7. Ноги насекомых располагаются и на гpyди и на брюшке (нет).

8. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие (да).

9. Тело клещей состоит из головы, гpyди и брюшка (нет).

10. Насекомые имеют одну пару усиков (да).

11. Представители отряда перепончатокрылых имеют чешуйчатые крылья  (нет).

12. Конкурс “Почемучка”.

1) Почему мы не чувствуем укола комара, точнее его самки?

2) Почему члeнистоногие линяют?

3) Почему майского жука и паука-крестовика относят к разным классам, но одному типу?

4) Почему после укуса человека 1 пчелой тут же прилетают другие пчелы и тоже начинают жалить? (Пчела, жаля, одновременно опрыскивает кожу человека жидкостью, запах которой немедленно улавливается остальными пчелами улья и указывают им на врага, Другие пчелы воспринимают этот запах как сигнал к нападению).

5) Почему сразу же после укуса пчелы необходимо осторожно удалить жало? (Потому что оставленное в теле жало в течение долгого времени выделяет все новые и новые порции яда).

6) Почему муха ползает по потолку, стенам и не падает? (У нее на лапках есть коготки с присосками. Их-то она и пускает в ход, когда надо удержаться на гладкой поверхности да еще и вверх ногами).

7) Почему комары пьют кровь? (Кровью питаются самки комаров, которым необходима кровь, чтобы отложить яйца)

8) Почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья? (Гусеницы питаются листьями деревьев, регулируя тем самым величину листового покрова, одновременно они удобряют листвою подстилку)

13. Конкурс “Загадочный” Попробуем разгадать загадки

1) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Насекомое с полным превращением)

2) Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)

3) Что случается с пчелой после того как она ужалит? (Погибает)

4) Летит как птица, рычит как бык? (Жук)

5) Лесной богатырь таскает тяжелее себя? (Муравей)

6) Кто над нами вверх ногами? (Муха)

7) Сам с наперсток одет в шубу боярина? (Шмель)

8) У кого ухо на передних ножках (Кузнечик)

14. Насекомые любят покушать. Угадайте, чье здесь меню:

  1. Нектар, пыльца. (Пчелы)
  2. Листья, стeбли, корни растений. (Жуки)
  3. Выделения тли, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. (Муравьи)
  4. Зеленые части растений. (Гусеницы)
  5. Листья шелковицы, тутового дерева. (Тутовый шелкопряд)

15. Бионика – наука о конструировании технических систем на основе идей, заимствованных у природы. Бионика занимается изучением и копированием природных “ноу-хау”. Например:

- Форма подводных лодок как форма тела прекрасных пловцов – дельфинов.

- Создана землеройная машина, которая двигаясь под землей подобно кроту, пробивает тоннель с гладкими стенами.

- Застежка “липучка”была создана после изучения плодов дурнишника, которые прикрепляются к одежде человека при помощи маленьких крючочков.

- Весла (задняя пара ног жука-плавунца).

- Фосфоресцирующие стрелки часов (светлячки).

- Цифровая матрица фотоаппарата или видеокамеры(глаза насекомых).

16. Определите, какие изобретения были “списаны” с насекомых, соединив стрелочками название насекомого и соответствующий предмет. (Задание на соответствие)

Комар многоэтажный дом

Глаза стрекозы вертолет

Жук-олень шприц

Муравей монитор

Стрекоза плоскогубцы

Жук-плавунец светящиеся стрелки часов

Светлячок вёсла

комар - шприц

глаза стрекозы - монитор

жук-олень - плоскогубцы

муравей – многоэтажный дом

стрекоза - вертолет

жук-плавунец - весла

светлячок – светящиеся стрелки часов

17. Назовите прилагательные, которыми можно охаpaктеризовать насекомых. (Возможные ответы: летающие, маленькие, шестиногие, двуглазые, кусачие, ядовитые, многочисленные, хитиновые, жужжащие, красивые)

18. Подведение итогов урока.

А) Ответьте на вопросы:

Какова была тема нашего урока?

Какую цель мы перед собой ставили?

Что мы делали для достижения этой цели

Б) Закончите предложения:

Больше всего мне на уроке понравилось…

Самым интересным на уроке было…

А я и не знал, что…

Сегодня я понял…

Домашнее задание. (Одно на выбор)

1. Составить кроссворд по теме. (Не менее 10-ти слов)

2. Составить мини-рассказ, включающий следующие термины: насекомые, природа, опыление, растения, животные, пищевая цепь, охрана, вредители, одомашненные насекомые, бионика.

3.Напишите названия бабочек, оканчивающихся на “А”.

4. Решите задачу.

Я уверена, что после сегодняшнего урока вы будете так вести себя в природе, что бы ни нарушать гармонии в ней. Если на Земле исчезнут насекомые, в тот же самый момент начнёт вымирать большинство амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Давайте не будем забывать, что мы на Земле не одни, и каждая букашечка тоже имеет право на существование!

Мне хочется закончить урок словами Кристины Россетти:

Никого не обижай, ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко,
Ни кузнечика, в траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божью коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого:
Ни за что, никогда не обижай живого!

Спасибо за внимание.



Комментарии:

Брейн-ринг "Растения и животные России"


    Брейн-ринг "Растения и животные России"

      Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

27 11 2025 17:14:20

Использование слайдовой презентации на уроке биологии


    Использование слайдовой презентации на уроке биологии

      Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

26 11 2025 17:21:41

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

25 11 2025 16:49:53

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

24 11 2025 13:52:45

Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"


    Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"

      Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике. ...

23 11 2025 3:33:16

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

22 11 2025 23:55:25

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

21 11 2025 11:38:45

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

20 11 2025 22:22:14

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

19 11 2025 22:14:41

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"


    Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

      Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

18 11 2025 1:46:14

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

17 11 2025 12:11:37

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"


    Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

      Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

16 11 2025 14:24:24

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

15 11 2025 21:51:46

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

14 11 2025 19:16:41

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"


    Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока,
 или О чем рассказала лапка лягушки"

      Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

13 11 2025 21:11:48

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

12 11 2025 0:13:51

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"


    Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"

      Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...

11 11 2025 8:42:28

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

10 11 2025 13:44:28

Взаимосвязь организмов в сообществе Биология

Взаимосвязь организмов в сообществе  Биология Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...

09 11 2025 19:30:41

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

08 11 2025 22:54:52

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

07 11 2025 0:42:39

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

06 11 2025 3:34:37

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс

      Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...

05 11 2025 14:24:50

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"


    Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

      Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

04 11 2025 11:47:20

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

03 11 2025 19:17:18

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

02 11 2025 12:21:54

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

01 11 2025 15:58:50

Симфония по рецепту


    Симфония по рецепту

      Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....

31 10 2025 7:27:10

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

30 10 2025 0:42:26

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

29 10 2025 19:25:58

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

28 10 2025 16:58:29

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

27 10 2025 6:57:34

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

26 10 2025 13:20:51

Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"


    Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"

      Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....

25 10 2025 6:38:32

Использование сайта учителя в преподавании биологии


    Использование сайта учителя в преподавании биологии

      В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....

24 10 2025 13:16:30

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

23 10 2025 22:12:26

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

22 10 2025 11:45:45

Строение и функции клеток, плазматической мембраны


    Строение и функции клеток, плазматической мембраны

      Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....

21 10 2025 19:24:30

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев


    Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев

      Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...

20 10 2025 2:31:32

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

19 10 2025 1:45:36

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

18 10 2025 18:40:36

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

17 10 2025 7:54:24

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

16 10 2025 1:35:32

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

15 10 2025 6:20:27

"Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    "Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....

14 10 2025 21:43:19

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

13 10 2025 14:50:29

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

12 10 2025 6:54:24

Урок чистоты – береги природу. "Покормите птиц зимой"

Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....

11 10 2025 10:45:48

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

10 10 2025 18:30:21

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

09 10 2025 3:30:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::