Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

Цели:

  • Обучающие:
    • формирование ИКТ-грамотности:
    • формирование умений адаптировать информацию к конкретным условиям (систематическое положение животных и растений – систематическое положение современного человека) ;
    • формирование умений оценивать и интегрировать информацию (анализ и сравнение систематического положения животных и растений, современного человека) ;
    • формирование умений и навыков выполнять построение иерархической модели на графах в программе «Построитель деревьев»;
    • формирование знаний и умений в области биологии:
    • формирование знаний о классификации живого мира, таксонах (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, отдел и др.) ;
    • формирование умений определять, к какому таксону относится живой организм;
    • формирование умений систематизировать, строить схемы современной классификации.
  • Развивающие:
    • формирование навыков деятельности, составляющих ИКТ-компетентность:
    • управление – планирование деятельности на уроке при индивидуальной и групповой работе, развитие коммуникативных навыков;
    • интеграция – определение связей между различными группами объектов;
    • оценка – сравнение построений иерархической модели на графах вручную и на компьютере, обоснование систематического положения современного человека;
    • создание – умение строить иерархические модели на графах, в том числе при помощи компьютера;
    • развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе на компьютере;
  • Воспитательные:
    • формирование познавательного интереса путем описания биологических объектов автоматическими средствами представления данных;
    • выработка у учащихся способности использовать компьютер при решении задач из различных предметных областей (биология) ;
    • воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Тип урока:

  • по основной дидактической задаче – урок применения  знаний и умений;
  • по способу проведения – урок-пpaктикум;
  • по основным этапам – урок применения полученных знаний на пpaктике;
  • по форме проведения – интегрированный, исследовательский урок.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут:

  • выполнять построение модели на графах при помощи программы «Построитель деревьев»;
  • применять классификацию живого мира для определения систематического положения в ней живого организма.

Оборудование:

  • компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска;
  • на компьютере учителя – презентация «Иерархические модели на графах. Классификация живого мира», которая используется при проведении урока (Приложение 1) ;
  • раздаточный материал:
    • задание для пpaктической работы «Классификация живого мира» на компьютере в программе «Построитель деревьев» (Приложение 2) ;
    • задание по биологии «Определение систематического положения современного человека» для каждой группы (для каждого ученика) (Приложение 3) ;
    • таблица для записи ответа при выполнении задания по биологии (Приложение 4) ;
  • учебник по биологии;
  • на компьютерах учеников – программа «Построитель деревьев» (CD-ROM по курсу «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович).

План урока:

Этап

Время

1

Организационный момент.

5 мин

2

Актуализация опopных знаний и умений.

7 мин

3

Формулирование темы и задач урока.

3 мин

4

Мотивация учебной деятельности и объяснение нового материла.

25 мин

5

Пpaктическая работа.

40 мин

6

Обсуждение результатов и подведение итогов урока.

10 мин

Итого

90 мин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Приложение 1. Слайд 1)

(Учащиеся размещаются за «круглыми» столами, образуя четыре группы. На столах -  раздаточный материал, учебники по биологии).
Урок посвящён моделированию. Тему урока и объект наших исследований я попрошу вас назвать самостоятельно после ответа на следующие вопросы.

2. Актуализация опopных знаний и умений (Слайды 2-5)

Биология

  • Где вы встречали понятие «царство»? В истории, биологии.
  • Сколько царств живых организмов существует в природе? Пять царств: животные, растения, грибы, бактерии, простейшие.
  • Когда мы выстраиваем определённую схему, в которой одна группа объектов входит в другую группу, которая в свою очередь также входит в группу, как эта схема называется? Классификация. Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства.
  • Какой принцип используется в классификации при объединении объектов в группы?  Подчинённости, иерархия.

Информатика

  • Как называется модель, представленная на рисунке? Иерархическая модель на графах.
  • Попробуйте сформулировать тему урока и объект наших исследований.

3. Тема и задачи урока (Слайд 6)

Тема урока: «Иерархические модели на графах. Классификация живого мира».
Сегодня объектом наших исследований будет живой мир.
Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира (информатика) ; определить систематическое положение современного человека (биология).

4. Мотивация учебной деятельности и объяснение нового материала (Слайды 7-23)

Информатика

При решении задач из любой области знаний: физика, математика, химия, экономика, биология мы создаём модели объектов, процессов, явлений.
При построении информационной модели основным принципом является системный подход: объект моделирования рассматривается как система, которая имеет определённую структуру и может функционировать только являясь целостной.
Например, инфузория-туфелька, головной мозг, компьютер. При удалении какой-либо части данных систем они «сломаются», не смогут работать полноценно.
Создавая информационную модель, мы анализируем систему в целом, выделяем существенные признаки объектов, входящих в неё, и получаем информационную модель.
Например,  гелиоцентрическая модель Солнечной системы: все планеты вращаются по круговым орбитам вокруг Солнца.
Структура – это определенный порядок объединения элементов, составляющих систему. Она наглядно представляется с помощью графов. Граф состоит из вершин - элементов системы и линий, отражающих связи между ними.
Графы различаются:
по структуре:

  • сети,
  • деревья,
  • по типу связи:
  • ориентированные (связи имеют направление),
  • неориентированные.

Деревья представляю собой иерархические модели на графах.

Примеры: файловая система компьютера, устройство компьютера, родословная (генеалогическое дерево), классификация живого мира.

Биология

Сейчас в животном мире насчитывают 2 млн. видов, причем 1 млн. из них приходится на Члeнистоногих (paков, пауков, насекомых). В растительном мире известно около 500 тысяч видов организмов.
Задача классификации состоит в наведении порядка в мире живых организмов.
Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства.
Первые попытки классификации были предприняты Аристотелем в Древней Греции. Животных он разделил на группы с кровью и без, что упорядочило информацию о живых организмах. На тот момент науке было известно около 500 животных.
В 17 веке данным вопросом начал заниматься Карл Линней. Им были введены основные систематические категории и понятия, которыми мы пользуемся до сих пор: вид, род, семейство, класс. Если в конце какого-нибудь названия растения или животного, вы увидите приписку L.- можете быть уверены, что это название введено еще Карлом Линнеем.
Классификация царства Растения:
Вид – род – семейство – порядок - класс – отдел – царство.
Классификация царства Животные:
Вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство.
Сегодня на уроке вам предложено самостоятельно (по мере возможности) выполнить построение иерархической модели на графах «Классификацию живого мира» при помощи программы «Построитель деревьев» и определить систематическое положение современного человека.
Работать будем по группам. Сначала первая и вторая группы работают на компьютерах, а третья и четвёртая на местах в тетрадях, выполняя задание по биологии. Затем группы меняются.
После того, как все группы справятся с заданием, в ходе подведения итогов представители групп выступят перед классом с объяснением решения задач.

Информатика
Программа «Построитель деревьев» позволяет построить  граф «дерево». Кнопка «Новый узел» добавляет в схему новый элемент (лист). Если в него в свою очередь также входят элементы, то кнопка «Новый подузел» превращает элемент в вершину графа более высокого уровня (папка).

5. Пpaктическая работа

Группы получают задание для пpaктической работы по информатике (Приложение 2) и задание по биологии (Приложение 3, Приложение 4).
В случае затруднения учащимся оказывается помощь.

6. Обсуждение результатов и подведение итогов урока (Слайды 24-29)

Учащиеся демонстрируют учителю свои работы по информатике и получают оценки за выполнение работы, с учётом правильности и степени самостоятельности выполнения.
Представители групп обосновывают систематическое положение современного человека.

  • Царство – Животные
  • Подцарство – Многоклеточные
  • Тип – Хордовые
  • Подтип – Позвоночные
  • Класс – Млекопитающие
  • Подкласс – Плацентарные
  • Отряд – Приматы
  • Подотряд – Высшие приматы
  • Семейство – Гоминиды
  • Род – Человек
  • Вид – Человек разумный

Работа каждой группы оценивается.

Учащиеся формулируют, чему они научились на уроке.

Домашнее задание (Слайд 30):

Информатика

Представить в виде графа (дерева) структуру файловой системы вашего компьютера и изобразить её в тетради.

Биология

Опишите медведя белого, указав его вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство.
Опишите василёк синий, указав его вид – род – семейство – порядок - класс – отдел - царство.

При составлении использован материал, размещённый в сети Интернет:

  • http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=62:urokobobshchenie-po-teme-mnogoobrazie-zhivotnogo-mira-dlya-7-klassa-&catid=53:biology&Itemid=68
  • http://svetlana.pro/pic/88.html
  • http://www.what-this.ru/nature/animals/classification.php



Комментарии:

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

26 04 2024 22:32:30

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

25 04 2024 7:19:13

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

24 04 2024 0:54:11

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

23 04 2024 9:58:19

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

22 04 2024 5:34:55

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

21 04 2024 9:46:11

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

20 04 2024 13:51:43

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

19 04 2024 1:38:29

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

18 04 2024 12:25:25

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

17 04 2024 18:25:19

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

16 04 2024 5:27:58

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

15 04 2024 22:11:45

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

14 04 2024 2:25:56

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

13 04 2024 13:37:11

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

12 04 2024 21:30:49

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

11 04 2024 7:53:38

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

10 04 2024 21:26:59

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

09 04 2024 18:13:35

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

08 04 2024 12:17:48

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

07 04 2024 11:32:58

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

06 04 2024 12:19:19

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

05 04 2024 0:18:36

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

04 04 2024 18:35:22

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

03 04 2024 6:11:50

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

02 04 2024 23:44:10

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся


    Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

      Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

01 04 2024 10:48:29

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"


    Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

      Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

31 03 2024 18:13:12

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

30 03 2024 7:36:12

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

29 03 2024 15:15:38

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

28 03 2024 18:43:42

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

27 03 2024 2:50:43

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"


    Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

      Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

26 03 2024 15:27:48

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

25 03 2024 6:58:27

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

24 03 2024 12:47:39

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

23 03 2024 6:10:11

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

22 03 2024 16:35:35

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

21 03 2024 17:55:28

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

20 03 2024 8:45:40

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

19 03 2024 5:23:54

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

18 03 2024 23:39:39

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

17 03 2024 0:10:29

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

16 03 2024 14:43:53

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

15 03 2024 17:36:19

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"


    Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

      Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

14 03 2024 3:52:21

Тема урока: "Химический состав растений"


    Тема урока: "Химический состав растений"

      Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

13 03 2024 12:35:10

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

12 03 2024 7:50:29

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

11 03 2024 13:12:23

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс


    Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

      Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

10 03 2024 7:18:46

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

      В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

09 03 2024 5:23:35

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

08 03 2024 22:14:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::