Проектные технологии на уроках биологии

В педагогике слово “проект” известно уже около 300 лет. Это слово происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает “разpaбатывать”, “планировать”, “браться за что-либо”.
Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то.
Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает, проектная группа выполняет проект.
Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении.
Не нужно сильно напрягаться, чтобы заменить, что школа оторвана от жизни во многих отношениях. Это оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть “мостики” через эту пропасть.
С помощью проектного метода можно:
- Содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему/ соревновательному поведению;
- Принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;
- Ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;
- Стараться учитывать личные потребности учащихся;
- Усилить мотивацию для достижения целей обучения;
- Содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;
- Создать связующие звенья между отдельными предметами;
- Способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание актуальные потребности и вопросы.
Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.
Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интеpaктивными методами , помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков. Ведь на обычном уроке, который учитель пpaктикует каждый день, отсутствует деятельность учащихся. Здесь учитель структурирует происходящее, цитирует, объясняет, дает указания, задает вопросы, оценивает. При этом он находится в центре внимания. Проектный метод, напротив, предлагает участие учителя в уроке в новой роли- “ фигуры на заднем плане”.
Учитель
- постепенно уходит в тень;
- вмешивается, если есть необходимость; - включается в процесс на правах участника;
- проявляет выдержку и не вмешивается.
Основные требования проектного метода:
- самостоятельность учащихся;
- связь с реальным миром;
- активизация разных форм самовыражения;
- принятие во внимание мнения других при выполнении действий.
Схема проекта:
- Проявление интереса учащихся к какой-либо проблеме или теме.
- Учитель разъясняет условия проектной работы.
- Участники определяют главную тему.
- Класс делится на группы, каждая из которых разpaбатывает тему, выдвигает какую-либо идею.
- Класс выбирает наиболее подходящие идеи.
- Создаются рабочие группы, в которых участники определяют направления деятельности, необходимой для реализации идей.
- Рабочие группы выбирают методы и средства для проведения исследования (исследовательские проекты). Разpaбатывают и осуществляют детальный план действий ( пpaктические проекты).
- Разpaбатывая теоретические проекты, группы проводят исследовательскую работу: эксперименты, опросы, интервью, наблюдения. Группы могут проводить презентацию отдельных этапов – в форме рефератов, сообщения, аудио или видео материала.
- Группы объединяют результаты работы в общий итог.
- Осуществляют презентации результатов исследования или внедряют разработанный план.
- Производится оценка результата и процесса работы.
Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта:
ВКЛАД | ПРОЦЕСС | ПРОДУКТ |
Уже имеющиеся знания, умения и навыки | Исследование: сбор и обработка
информации. Разработка: плана действия. Осуществление: плана. Развитие навыков, приобретение новых знаний. |
Реферат, альбом, плакаты, макет, фоторепортаж, видео материал, акция, выставка, урок, мероприятие и т.п. |
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном прострaнcтве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной пpaктической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.
Основные требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой проблемы в исследовательском, творческом плане.
- Пpaктическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Более 17 лет работаю в сельской школе учителем биологии. Оглядываюсь назад… Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своих путей и дорог. Думаю, внедрять даже совершеннейшие технологии в свой педагогический процесс полностью невозможно. Ведь у меня “свои” дети, “свои” коммуникативные ситуации, “своя” среда. Разумеется, речь не идет об основных тенденциях, приемах, принципах существующих технологий. Все они интересны, познавательны! Особо близки мне в последние годы своей деятельности коммуникативно-развивающие, интегральные, личностно- ориентированные модели обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии. Но наиболее эффективным и приемлимым для себя считаю применение проектных технологий в процессе обучения биологии.
Биология в школе прагматична, в ней всё ясно и понятно, все описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в её изучение что-то новое? Что здесь может подлежать исследованию? Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности её сформулировать, определить и высказать. Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность и возможность ее пpaктического применения. Предлагаю разработки нескольких уроков по проектным технологиям.
Урок-обобщение “Закономерности наследственности”
Задачи:
- Закрепить прочность знаний генетических терминов:
- Наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, доминантность, рецессивность, моно-, ди- гибридное скрещивание.
- Обратить внимание учащихся на взаимосвязь генетических понятий с цитологическими.
- Добиваться понимания учащимися дискретности наследственных факторов – дискретности генов.
- Научить учащихся разбираться в научно - популярной литературе, самостоятельно изучать научные закономерности, термины.
Метод проектов: монопроект.
Ход урока
I. Обобщение изученного материала по разделу “Генетика”.
Работа в группах с заданиями разной степени сложности.
I. слабая группа с “3” на “4”
II. средняя группа с “4” на “5”
III. сильная группа на “5”
1. Повторение I, II, III законов Менделя по моно-, ди-, гибридному скрещиванию
Работа с таблицей “Моногибридное и дигибридное скрещивание”.
а) “Немое кино”. У доски отвечает один ученик со слабой группы. Он просто показывает. А другие задают вопросы:
Например:
- покажи доминантный признак;
- где здесь чистая линия;
- покажи гибридный организм;
- покажи 1-й закон Менделя и т.д.
б) “Звуковое кино”. У доски отвечает ученик со средней группы, показывает и дает определение терминам.
Например:
- Что означает дигибридное скрещивание;
- Что такое фенотип;
- Что такое генотип и т.д.
- Что означает аллельные гены.
в) Решение задач. (задачи уже заранее написаны на доске)
№35 стр.34 №9 стр.13
Остальные решают в тетрадях.
Итог: Объяснения учащихся.
I. Статистический хаpaктер законов Г. Менделя:
Точное выполнение соотношений 3:1 , 9:3:3:1 возможно лишь при большом количестве изучаемых гибридных особей.
Когда Мендель ставил свои опыты, науки ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Несмотря на это Мендель понял , что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором и формы эти передаются из поколения в поколение по законам Менделя.
Законы Менделя носят всеобщий хаpaктер. Это было подтверждено и другими исследователями. Но были некоторые исключения. Стало ясно, что принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяются не на все гены. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. И так мы дошли до сцепленного наследования признаков.
II. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности.
Выступление учеников. Нам знакомо, как ведут себя аллельные гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом. Они расходятся в мейозе независимо от других пар. Но число генов у каждого организма гораздо больше числа хромосом. Как наследуются гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом?
Вопрос к классу:
“Что такое сцепленное наследование и
что означают группы сцепления?”
1 гр. По основному учебнику Беляева 26,стр.106
2 гр. По учебнику Сонина, гл.9.4, стр.282.
3 гр. Кемп, Армса стр.415, гл.167
а) Отвечают ученики.
Итак: Чем ближе расположены друг к другу гены в хромосоме, тем реже происходит их расхождение при перекресте – кроссинговере. И
Наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем чаще возможно нарушение сцепления. Следовательно, при полном сцеплении образуется два типа гамет в равных количествах. А при неполном – четыре типа, два из них сцепленные, два – новообразованиями, кроссинговерными.
Например:
1. - серое тело – нормальные крылья,
2. – черное тело – зачаточные крылья.
Частота расхождения признаков при кроссинговере прямо пропорциональна расстоянию между генами ( оно измеряется в моргоноидах ).
б) Решение задач №21 стр.23.
№25 стр. 26.
Выводы:
В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом, может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе единственном числе. Например: Х У.
Генетика – это очень сложная наука, это не просто наследование какого-то признака. Это есть взаимодействующие между собой гены, которые приводят к различным закономерностям изменчивости.
III. Множественное действие генов.
Взаимодействие неаллельных генов.
Выступление ученика:
Гены представляют с собой структурные и функциональные единицы наследственности. В перечисленных примерах мы видели, что гены ведут себя как отдельные единицы, т.е. каждый из них определяет развитие какого-то признака, не зависящих от других. Поэтому может сложиться впечатление, что
- генотип – это механическая совокупность генов,
- фенотип - мозаика отдельных признаков.
На самом деле это не так. Генотип – это система взаимодействующих генов. Взаимодействуют друг с другом и аллельные гены, и неаллельные гены, расположенные в разных локусах.
Выделяют 3 типа взаимодействия неаллельных генов:
- эпистаз,
- комплементарность,
- полимерия.
Учащиеся по учебнику самостоятельно изучают эти термины. Раздел 9.5.2.
2. Решение задач по этой тематике. Рабочая тетрадь стр. 87 – 93.
Итог: Выражение “Ген определяет развитие признака” в значительной степени условно, так как действие гена зависит от других генов – от генотипической среды.
План урока-обобщения по теме “Кровь”По методу проектов: Монопроект.
Цели и задачи:
- Продолжить и углубить изучение темы “ Кровь” , базируясь на занятиях по зоологии.
- Анализировать и обобщить исследовательскую работу при изучении данной темы.
- Повысить заинтересованность учащихся к изучению учебного материала.
- Привить умения и навыки оформительской работы.
План урока.
Ребята 5-й урок работают по группам. В группах работают:
- докладчики
- оформители
- оппоненты
- эксперты
- слушатели
В течение этого периода посещали библиотеку школьную, искали дополнительную литературу.
1. Вступительное слово учителя.
Подведение итогов и еще раз вспомнили проблему всего монопроекта:
- Роль крови и кровеносной системы для обеспечения целостности и сохранения гомеостаза человеческого организма.
2. Выступление библиотекаря.
Она анализирует работу групп. Дает краткий анализ рефератов групп, оценивает их работу, дает рекомендации по исследовательской работе. Знакомит всех учащихся списком литературы, использованной при изучении данной темы.
Демонстрация: Книги
Журнал “Древо познания”.
3. Работа по группам.
1 группа:
Цель исследования: Кровь. Ее состав, функции.
Проблема: Почему состав крови называют “зеркалом организма”?
Демонстрация: Таблица “Кровь. Ее состав”.
Самодельная таблица.
- “Состав крови. Форменные элементы”.
- “Функции крови”. (Работа оформителя).
Выступает докладчик. Знакомит всех учащихся содержанием реферата. Дает только дополнительные факты, наблюдения и схемы. Исключено изложение учебного материала.
Т.к. всегда можно найти в учебниках материал по данной теме.
Обязательно подводит итог работы всей группы:
“О состоянии здоровья человека судят прежде всего по состоянию состава его крови.
Для этого берут анализ крови и с помощью микроскопа подсчитывают количество красных и белых кровяных клеток в мм куб. крови, изучают форму. Посредством химических и физических методов определяют количество гемоглобина в крови, количество и состав белков плазмы, количество сахара в крови. Вот поэтому посещая любую поликлинику мы сдаем анализ крови.
Вопросы экспертов:
1. Почему в таблице “Состав крови” указана скорость оседания эритроцитов?
2. Объясните, пожалуйста, какую функцию выполняют эритроциты?
Оппоненты участвуют при обсуждении данной проблемы.
Учитель оценивает реферат, дает несколько интересных данных для внесения в реферат.
Задает вопрос: Исходя из данных таблицы — по сравнению количества эритроцитов у разных типов животных, объясните, почему кол-во эритроцитов в 1мм куб. больше у млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися.
Ответ даёт докладчик II группы (сильная ученица).
2 группа:
Цель исследования: Болезни крови.
Проблема: Связь между изменением состава крови и состоянием организма.
Демонстрация: Самодельная таблица “Болезни крови” и “Родословная английской королевой Виктория по передачи наследственного заболевания гемофилии”.
Выступает докладчик. По ходу объясняет причины возникновения различных заболеваний: кровь, оспа, дифтерия, малокровие, болезнь Дayна.
И учащиеся решают несколько типовых задач по генетике. Они уже имеют навыки решения задач, т.к. в течение нескольких уроков решали эти задачи. Хотя это материал 11-го класса.
Эксперт из 3 группы задает вопрос:
“Если женщина носительница гена гемофилии, а мужчина гемофилик, то какое потомство ожидается.
Все решают задачу, находят ответ.
Еще один вопрос оппонента 1 группы:
Из истории мы знаем, что царевиц Алексей был гемофиликом.
От кого он унаследовал эту болезнь.
При ответе докладчик использует родословную таблицу английской королевы, и ребята находят ответ.
Докладчик подводит итог.
Учитель подводим итог работы данной группы.
3 группа:
Цель исследования: Иммунитет.
Проблема: “ Какими защитными силами владеет человеческий организм”.
Демонстрация: Таблица “Иммунитет”. Схема “ Работа Т и Б клеток”.
Выступление докладчика. Знакомит всех с видами иммунитета, дает анализ схемы, которая раскрывает работу Т и Б клеток по захвату чужеродных клеток.
Раскрывает значение терминов: вакцина, лечебная сыворотка, СПИД.
Вопросы оппонентов:
1) На какой срок выpaбатывается врожденный иммунитет
2) Чем отличаются лечебная сыворотка и вакцина
Итог: Каждый человек должен знать, что в земле длительное время сохраняются возбудители некоторых болезней. Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний осуществляется специальной системой противоэпидемиологических мероприятий. Прежде всего, выявляются источники и пути распространения инфекции.
Заболевание помещаются в специальные больницы или объявляются карантин.
IV. Встреча с медработником.
Рассказ о значении группы крови и Rr фактора для человеческого организма.
Пpaктическая работа в лаборантской по отделению группы крови.
V. Решение тестов по теме “Кровь” - сильным учащимся.
Конкретные задания - слабым учащимся.
VI. Оценки.
Обобщающий проектный урок по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
Задачи:
- обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных частей и органоидов цитоплазмы клетки, их взаимосвязях как основе целостности клетки;
- о взаимосвязях строения и функций органоидов и частей клетки, особенностях ее строения функций эукариотических и прокариотических клеток.
Оборудование: таблицы, учебники, компьютер, мультимидеопроектор.
Темы для обобщения:
- Прокариотическая клетка.
- Эукариотическая клетка.
- Деление клетки.
- Особенности строения и отличительные особенности растительной клетки.
- Клеточная теория.
- Неклеточные формы жизни – вирусы.
Учащиеся делятся на группы: 1-4.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Пpaктическая направленность | ||||||||
I этап урока: Прокариоты. | ||||||||||
Дает задания по группам. | 1 гр. Чем отличаются прокариоты и
эукариоты? 2 гр. Работа с компьютером. Интеpaктивный рисунок (7 доп. материалы). 3 гр. Строение клетки прокариот. 4 гр. Строение клетки эукариот. |
Демонстрация рисунка
“Прокариотические и эукариотические клетки”. Демонстрация рисунка. Демонстрация рисунка. |
||||||||
Вопрос классу: В эволюционном плане, какая клетка возникла в первую очередь? | ||||||||||
II этап урока: Эукариоты. | ||||||||||
Учитель: Как вы заметили к
эукариотам относятся животная, растительная и
грибная клетки. Демонстрация: текст 8.и доп. материалы: “Строение клеток эукариот”. Вопрос” О чем говорит сходство этих клеток? |
||||||||||
Дает задания по группам. | 1 гр. Строение животной клетки. 2 гр. Строение растительной клетки. 3 гр. Чем отличаются растительная и животная клетки? 4 гр. Собери клетку. |
Демонстрация рисунка. Демонстрация рисунка. Отвечают. Пpaктическая работа.(8 доп.материалы). |
||||||||
Вопрос классу: “ А чем
отличается клетка грибов от животной и
растительной клеток? ( Составление сравнительной таблицы.) |
||||||||||
III этап урока: Органоиды. И так, мы выяснили, что все эукариоты состоят из цитоплазматической мембраны, цитоплазмы и ядра. Демонстрация: Составные части эукариотической клетки. 7 дополнительные материалы. А теперь вспомним строение и функции органоидов. |
||||||||||
Задания по группам.
|
1 гр. Рассказывает о строении и функциях: ядра, рибосом, кл. центра. | Демонстрация “Строение клеток
эукариот”. 8, доп.материалы. |
||||||||
Вопрос к группе: “А как осуществляется управление процессами жизнедеятельности в клетках прокариот, у которых нет ядра?” | ||||||||||
2 гр. Рассказывает о строении и
функциях: плазматической мембраны, комплекса
Гольджи, пластидах. 3 гр. Рассказывает о строении и функциях: митохондрий, лизосом, клеточной стенки. 4 гр. Рассказывает о строении и функциях: ЭПС, цитоплазмы, вакуолей. |
Демонстрация “Типы пластид”. 8, доп.материалы. Демонстрация “Образование пищеварительной вакуоли”. 8, доп.материалы. |
|||||||||
Вопрос: Почему органоиды называют специализированными структурами клетки? | ||||||||||
IV этап урока: Деление клетки. | ||||||||||
Вопрос: Какие способы деления
клеток вы знаете? Демонстрация: Способы деления клеток. 14 доп. материалы. |
||||||||||
1 гр. Как происходит деление
прокариотической клетки? 2 гр. Как происходит непрямое деление? 3 гр. Что такое клеточный цикл? 4 гр. Суть интерфазы. |
Демонстрация: Деление прокариотич.
клетки. Демонстрация: Митоз. Демонстрация: Клеточный цикл. Демонстрация: Процессы, происходящие в интерфазе. |
|||||||||
Вопрос: Поясните значение интерфазы в жизни клетки? | ||||||||||
V этап урока: Клеточная теория. | ||||||||||
1 гр. В чем сходство и различия
клеток одноклеточных и многоклеточных
организмов? 2 гр. Сравните первоначальные и современные положения клеточной теории, отметьте принципиально новые открытия цитологии. 3 гр. Расскажите историю открытия клетки. 4 гр. Есть ли внеклеточные формы жизни? |
4 текста и доп. материалы |
Комментарии:
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
30 03 2023 4:57:25
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
29 03 2023 10:22:31
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
28 03 2023 0:36:56
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
27 03 2023 12:33:16
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
26 03 2023 6:28:38
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
25 03 2023 9:26:34
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
24 03 2023 14:39:15
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
23 03 2023 3:56:32
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
22 03 2023 5:11:24
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
21 03 2023 0:17:22
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
20 03 2023 16:10:15
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
19 03 2023 11:40:33
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
18 03 2023 3:13:23
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
17 03 2023 14:44:53
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
16 03 2023 13:15:22
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
15 03 2023 8:19:31
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
14 03 2023 18:40:25
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
13 03 2023 14:17:22
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
12 03 2023 23:11:44
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
11 03 2023 19:19:58
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
10 03 2023 14:45:31
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
09 03 2023 1:14:45
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
08 03 2023 19:10:39
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
07 03 2023 19:35:34
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
06 03 2023 23:56:46
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
05 03 2023 15:38:11
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
04 03 2023 7:44:32
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
03 03 2023 2:36:37
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
02 03 2023 2:57:27
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
01 03 2023 13:27:33
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
28 02 2023 4:49:15
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
27 02 2023 11:25:30
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
26 02 2023 19:56:23
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
25 02 2023 6:48:28
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
24 02 2023 23:47:38
Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....
23 02 2023 6:28:11
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
22 02 2023 11:18:20
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
21 02 2023 17:41:13
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
20 02 2023 8:25:58
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
19 02 2023 8:58:33
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
18 02 2023 5:24:55
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
17 02 2023 18:46:26
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
16 02 2023 18:25:52
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
15 02 2023 21:50:14
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
14 02 2023 18:37:50
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
13 02 2023 15:59:49
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
12 02 2023 3:30:13
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
11 02 2023 9:43:26
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока.
...
10 02 2023 17:21:57
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
09 02 2023 13:38:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::