Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

Образовательные цели урока:

  • Знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация.
  • Умения – применяемые на пpaктике знания.
  • Навыки – автоматизированные действия.

Этапы урока:

  • Цель «знания» достигается двумя этапами урока: введение и воспроизведение нового материала.
  • Цель «умения» формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений.
  • Цель «навыки» выpaбатываются путём многократного повторения действия.

На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Такая учебная деятельность – деятельность открытия и создания – называется творческой. На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а на этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – «пришёл, услышал, заучил» – называется репродуктивной.

Развивающие и воспитательные цели урока:

  • Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей.
  • Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт хаpaктера.

От современного учителя требуется дать образование и развивать возможности учеников, воспитывать личность.

Сущность проблемного урока.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.

Структура проблемного урока.

Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся
ЗНАНИЕ Введение Постановка – формирование вопросаучебной проблемы или темы урока
Поиск решения – открытие субъективно нового знания
воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя и более положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или пpaктическим заданием.
Между житейским представлением и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или пpaктическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать пpaктическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать пpaктическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое пpaктическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы
Приём 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
О теории: Что вас удивило? Сколько существует теорий?
Приём 2
Сколько же в нашем классе мнений?
Приём 3
Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Приём 4
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Приём 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Приём 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?

Побуждающий к гипотезам диалог

структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез
устной пpaктической
Общее побуждение К любым гипотезам:
Какие есть гипотезы?
К аргументу|контраргументу:
Согласны с этой гипотезой? Почему?
К плану проверки:
Как можно проверить эту гипотезу?
Подсказка К решающей гипотезе К аргументу|контраргументу К плану проверки
сообщение Решающей гипотезы аргумента|контраргумента Плана проверки

Продуктивные задания

типы Особенности применения
Формулирование: темы вопросов Сразу после введения знаний
В конце этого или начале следующего урока
Опopный сигнал: символ, схема, таблица, опopные слова В классе или дома, если опopный сигнал не составлялся учителем при введении знаний
Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение Дома по желанию

Типы знания:

  • Факт – единичная, не содержащая обобщения информация.
  • Правило – алгоритм действия, указание как поступить.
  • Понятие – выделение существенных признаков предмета.
  • Закономерность – отражение связей между понятиями.

Психологические рекомендации по подготовке урока

  1. Следите за распределением времени.
  2. Планируйте «Опopную часть доски».
  3. Прописывайте текст диалога.» [1]

Итак, подготовка проблемного урока – занятие непростое, трудоёмкое. Придётся посидеть над конспектами. Но результаты, которые получаешь, проводя такие уроки, стоят этого. Мне это интересно и я активно использую методику проблемного урока, проблемно-исследовательскую технологию на своих уроках, получая при этом 100%-ю успеваемость и 100%-й интерес к предмету.

Для достижения положительного решения проблем, вопросов существуют проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа и т.д. Использование различных методических приёмов стимулирует творческую активность учащихся. Эти приёмы известны всем. Я лишь позволю себе напомнить некоторые из них: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения; почему?; проблемный метод обучения; изучение явлений с различных позиций; приём, связанный с побуждением учащихся сравнивать, делать свои обобщения, выводы, сопоставлять факты; эвристическая беседа. При любом методе могут использоваться разные источники – слово, интеpaктивная доска, наглядность, пpaктическая деятельность; все средства обучения – учебник, ИКТ, лабораторные работы, опыт, эксперимент.
Эти методы могут применяться при разнообразных организационных формах – семинары, конференции, зачеты, не говоря, об обычном уроке. Главное чтобы все это способствовало решению проблемных ситуаций. Представляю на ваш суд всего один урок, который, на мой взгляд, соответствует данной технологии и который можно проводить на уроках естествознания, природоведения, экологии.

Тема урока: «Гидробиолог и морской танкер»

Тема урока немного необычна. О чём будет идти разговор на этом уроке? Каковы ваши предположения?

Давайте попробуем перевести слово «гидробиолог»: (предполагаемый ответ учащихся: гидро – вода; биолог – учёный, изучающий живые организмы. Итак, получается, что гидробиолог изучает живые организмы, живущие в воде).

Что такое танкер? (Предполагаемый ответ учащегося: судно, перевозящее нефть).

  • Как вы думаете, что общего между гидробиологом учёным, специалистом по биологии океана – и нефтеналивным танкером? (Предполагаемый ответ учеников: оба связаны с океаном, морем – один изучает живых организмов, другой перевозит нефть) Если учащиеся затрудняются ответить, то в диалоге учитель подводит их к ответу.
  • Существует ли между ними связь? Если да, то какая это связь? (Предполагаемый ответ учеников: скорее всего да, сложно сказать, не очень хорошая.)
  • Когда она возникает? (Она возникает в тот момент, когда танкер терпит бедствие и миллионы галлонов нефти выливается в океан.) Естественно, что ответы учеников корректируются учителем
  • Какое воздействие, по-вашему, может оказать разлившаяся нефть на океан? (Предполагаемый ответ учеников: животные проглотили и умерли, птицы вывалялись в нефти и погибли от переохлаждения, нефть перекрыла доступ кислорода и света вглубь океана к растениям – если не смогут ответить ученики отвечает учитель, а лучше всего выстраивает диалог так, чтобы ребята сами вышли на ответ или если не получается получить ответ учитель говорит, что мы вернёмся к этому вопросу в конце урока, и попробуем ответить ещё раз, а если отвечают, в конце урока дополняем)
  • Как, по-вашему, можно ли спасти животных, попавших в нефтяное пятно? (По-видимому нет, а может быть да, не знаем, можно предположить и порассуждать)
  • Читали или слышали ли вы что-либо на эту тему? (выслушиваем информацию от учеников, так как они ею наверняка обладают, а затем дополняем сами). Например, «хроника: танкер терпит бедствие.

Ноябрь 2007 года. Жители России проводят очистку воды и побережья после крупной катастрофы танкера «Волгонефть», имеющий на борту 100 тыс. тонн сырой легкотекучей нефти» или «супертанкер разламывается пополам у берегов Северной Франции.

17 марта 1978 года. Жители Франции проводят очистку воды и побережья после четвёртой за последние 11 лет крупной катастрофы танкера у берегов Бретани. 16 марта 1978 года танкер «Амоко Кадиз», имеющий на борту 230 тыс. тонн (более 70 галлонов) сырой легкотекучей нефти, сел на мель, когда капитан приказал остановить двигатели для устранения неисправности в механизме рулевого управления. Бурное море помешало другим судам, находившимся в этом районе, перегрузить нефть до того, как танкер разломился пополам на мелководье у берега. Французские власти ищут способы предотвращения дальнейшего загрязнения береговой линии. Военно-морским судам дано указание, следить за соблюдением закона, запрещающего танкерам входить в семимильную зону у побережья страны» (или ещё какие либо примеры)

Такие хроники составляют пpaктически каждый год, если не несколько раз в год в разных странах мира.

Статистика утверждает, что ежегодно в Мировой океан попадает около 10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.

Вот маленький и далеко не полный перечень последних аварий (выборочно):

  • 1979 год – Атлантик эмпресс – 287000 тонн
  • 1983 год – Асими – 252000 тонн
  • 1988 год – Одиссей – 132000 тонн
  • 1989 год – Карк – 80000 тонн
  • 1991 год – Сумер – 260000 тонн
  • 1999 год – Валдез – 37000 тонн
  • 2007 год – Волгонефть – 100000 тонн и т.д. (хронику можно составить исходя из последних данных или данных касающихся нашей страны)

Список, возможно, дополнить, взять более свежие данные, пояснить, что не только танкер угроза природе, но и нефтепроводы (рассмотреть последствия таких аварий; возможны варианты).

Итак, неважно, где произошла авария, важно, что это бедствие и гидробиолог (как учёный, как человек) встревожен возможными последствиями, которые как-то надо устранять.

У вас на столе лежит рассказ, который использует данные об авариях и их последствиях. Давайте его прочитаем.

Рассказ: танкер и гидробиолог

«Он стоял на берегу. Я обратил на него внимание, наверное, только потому, что он, единственный, ничего не делал – остальные всё время что-то чистили, что-то скрeбли, что-то тащили в наполненных вёдрах подальше от воды. Он же стоял тихо и спокойно. Ноги его утопали по щиколотку в массе мёртвых моллюсков; правая рука касалась завядшего пучка барвинок на ближайшем каменном выступе. Он нагнулся и поднял из чернеющей под ногами груды маленького морского моллюска, попытался стереть с него нефть рукавом свитера, затем швырнул paковину в сторону, с негодованием глядя в сторону моря. Там, в тумане, лежал, словно гигантское чудовище со сломанным хребтом, супертанкер – мёртвый, среди беспокойных волн. Вылившаяся из него нефть растеклась на десятки миль вокруг. На берегу она покрывала всё толстым слоем» [2]

Показываю пробирку с нефтью, выясняем в процессе беседы, что нефть маслянистое вещество и далее работаем в тетради и пpaктически выясняем свойства маслянистых жидкостей.

ЭКСПЕРИМЕНТ.

Добавьте небольшое количество растительного масла в банку с водой.

Смешиваются ли вода и масло?

Потрясите энергично банку.

Внимательно рассмотрите на просвет содержимое и запишите, что заметили.

Дайте содержимому банки некоторое время отстояться, потом посмотрите ещё раз.

Какое вещество оказалось внизу? А если предположить, что море всегда волнуется, всегда в движении, то, что произойдёт с нефтью? Выскажите гипотезы.

Сделайте вывод о свойствах маслянистых жидкостей.

Чем же так озабочен гидробиолог? Подумаешь, нефть залила море, берег?

Или есть повод к беспокойству?

«Этот человек был специалистом по биологии моря – гидробиологом. Перед ним стояла задача оценить ущерб, нанесённый морю и его обитателям вылившимися 66 миллионами галлонов сырой нефти. А также проследить, как будет происходить очистка воды и побережья. Он знал, что последствия катастрофы будут значительными и многообразными. К его облегчению, ничего не сообщалось о массовой гибели рыб. Но устриц и других моллюсков надо было проверить на содержание углеводородов нефти и определить, когда оно окажется достаточно низким для того, чтобы они опять стали съедобными.
Биолог видел, что береговая линия на десятки миль от катастрофы покрыта мёртвыми морскими ежами, моллюсками и другими обитателями моря. Теперь его особенно интересовало, какой ущёрб нанесён бурым морским водорослям. Жители данного района возделывают морское дно – как другие возделывают землю. Они выращивают водоросли для медицинской и пищевой промышленности, а также в качестве удобрений для полей. Биолог был уверен, что урожай этого года погублен. Что делать? Уже первые данные научных исследований показали, что и морские птицы пострадали от разлившейся нефти. Более пяти тысяч их было обнаружено на береговой линии, сотни боролись за жизнь в передвижных «птичьих госпиталях». Вид заляпанных нефтью пернатых удручал: нефть и морские птицы несовместимы» [2]

Работаем в тетради и пpaктически выясняем, влияет ли разлившаяся нефть на живые организмы и если влияет, то как (на примере птичьих перьев).

Сначала понаблюдайте за птичьим пером.

Заметьте, как оно выглядит и сколько весит, как устроено перо, затем смочите моторным маслом и с помощью воды, подсолнечного масла и щётки, попытайтесь счистить моторное масло с пера (можно использовать другие растворители)

Что у вас получилось? Что произошло с пером? Нарушилось его строение? Сможет птица летать после такой чистки? Какие у неё перспективы?

Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

«Густые перья морских птиц обеспечивают им пpaктически идеальную защиту от холодной воды. Нефть разрушает структуру покрова, открывая воде свободный доступ к коже. Вдобавок, птицы теряют большую часть своей способности держаться на плаву, так как исчезает слой воздуха между телом и перьями. Птицы глубже погружаются в воду и, вероятнее всего, больше не смогут добывать себе пищу. И если птица не умрёт с голоду, то погибнет от переохлаждения. Бедное пернатое существо может плавать в таком состоянии несколько дней, и сердце его будет биться вдвое чаще, чтобы возместить потери тепла. Возможно, если птица проглотит немного нефти, она погибнет ещё раньше, так как нефть ядовита. Если птицу подберут люди, какие у неё шансы выжить? Биолог с огорчением покачал головой. До сих пор попытки спасения оказывались не слишком эффективными. Сначала птицу надо очистить растительным маслом, потом высушить ей перья. Однако нежный организм пернатого существа плохо восстанавливает свои функции, и мало кто из них выживает после чистки и стресса плена. Биолога беспокоило, что процеДypa чистки берега и птиц способна принести больший вред экосистеме, чем сама разлитая нефть. Не может ли удаление нефти с прибрежных камней и песка с помощью щёток и подающегося по трубам пара послужить причиной возникновения нового круга экологических проблем? Пройдёт много времени, прежде чем берег возвратится в своё нормальное состояние. Людям, растениям и животным данного уголка нанесён огромный ущерб, и в ближайшем будущем положение вряд ли исправится.»[2] (рассказ можно составить, используя современные данные из прессы или исходя из местной обстановки)

Беседа по результатам проделанной работы.

  1. Какая часть рассказа описывает работу гидробиолога?
  2. Как вы думаете, что люди носили в вёдрах от берега в безопасное место?
  3. Какое воздействие, по-вашему, может оказать разлившаяся нефть на океан?
  4. Какие животные и растения пострадали от разлившейся нефти?
  5. Какие фразы подчёркивают нанесённый морским водорослям ущерб, последствия которого ещё долго будут ощущаться?
  6. Какой вред наносит нефть птицам?
  7. Гидробиолог успокоился, нет сведений о массовой гибели рыб. Он прав или следует поволноваться?
  8. Почему в результате операций по очистке берега от загрязнения может возникнуть ещё больше экологических проблем?
  9. Как вы думаете, последствия будут сказываться в будущем или ликвидация аварии ликвидирует и дальнейшие последствия?
  10. Как вы считаете, авария затронула только одну страну или это катастрофа глобального масштаба? Если да, то почему? Ответ обоснуйте
  11. Кто виноват? Что делать?
  12. Какая проблема стоит перед всем миром?
  13. Возможно, её решить сейчас, не отказываясь от прогресса?
  14. Человечество в современном мире ищет пути очистки или предотвращения аварий?
  15. Давайте сформулируем вывод и запишем его в тетрадь?
  16. Какие чувства у вас вызвал этот урок? Что нового вы узнали?
  17. Опишите свои чувства в тетради, можно в стихах или рисунках.

Работа на уроке идёт в малых группах, в спокойной, деловой обстановке, которая позволяет ребёнку смело высказывать свою точку зрения не боясь ошибиться и получить двойку. Такие уроки дают возможность коллегиально, пpaктически искать ответы на вопросы самим учащимся, а не получать готовые ответы; в общении, в диалоге искать правильные решения, делать правильные выводы. Такие уроки позволяют ребятам самим добывать знания, саморазвиваться, а учитель здесь выступает в роли консультанта – партнёра. На таких уроках всегда творческая деловая атмосфера, очень высокий интерес к самому процессу урока, к предмету.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2002. АПК и ПРО.
  2. Джек Хассард. Уроки естествознания. Перевод с английского. – Москва, центр «Экология и образование», 1993.



Комментарии:

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

20 11 2025 6:15:46

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

19 11 2025 14:23:23

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

18 11 2025 8:54:46

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

17 11 2025 0:55:16

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

16 11 2025 23:29:41

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

15 11 2025 23:50:49

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

14 11 2025 1:49:16

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

13 11 2025 10:30:40

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

12 11 2025 3:20:42

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

11 11 2025 16:28:10

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

10 11 2025 1:49:33

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"


    Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

      Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

09 11 2025 13:41:14

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

08 11 2025 4:52:24

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

07 11 2025 11:42:39

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

06 11 2025 12:13:14

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

05 11 2025 1:23:28

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

04 11 2025 3:26:46

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

03 11 2025 7:16:12

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

02 11 2025 0:54:20

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

01 11 2025 14:42:26

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

31 10 2025 10:57:25

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

30 10 2025 23:31:38

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

29 10 2025 22:50:43

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"


    Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

      Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....

28 10 2025 5:20:51

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

27 10 2025 8:21:22

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

26 10 2025 12:28:17

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

25 10 2025 4:30:39

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

24 10 2025 2:21:37

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

23 10 2025 7:19:26

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

22 10 2025 2:16:21

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

21 10 2025 7:30:17

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

20 10 2025 19:34:23

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

19 10 2025 2:20:41

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

18 10 2025 17:45:32

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

17 10 2025 9:42:49

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

16 10 2025 15:52:17

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

15 10 2025 18:43:40

Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"


    Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"

      Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....

14 10 2025 9:21:47

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

13 10 2025 9:53:23

Обобщающий урок по теме "Цветковые растения"

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....

12 10 2025 10:45:19

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

11 10 2025 1:17:57

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

10 10 2025 21:31:38

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

09 10 2025 11:50:33

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

08 10 2025 13:21:16

Класс Двудольные, семейство Пасленовые


    Класс Двудольные, семейство Пасленовые

      Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

07 10 2025 3:23:20

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

06 10 2025 17:47:52

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

05 10 2025 20:54:11

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

04 10 2025 16:31:58

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

03 10 2025 14:45:43

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

02 10 2025 22:57:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::