Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

Источник:


Цель: развить знания учащихся о системе органов кровообращения.

Задачи:

  • Изучить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями.
  • Закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.
  • Продолжать формировать умение работать с учебником.
  • Показать необходимость знаний по данной теме для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Оборудование:компьютер, мультимедийная презентация, учебник (Биология. Человек : Учебн. для 9 кл. А.С.Батуев и др. – М.: Дрофа, 2001), мультимедийный проектор, экран, инструктивная карточка к лабораторной работе, приложения с заданиями, видеоролики к теме «Органы кровообращения. Круги кровообращения». (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8-й класс ).

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации: эвристическая беседа, работа с книгой, пpaктикум.

Требования к результатам изучения темы. Учащиеся должны:

  • называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца;
  • распознавать на таблицах органы кровообращения;
  • знать особенности движения крови по венам;
  • раскрывать изменения крови в кругах кровообращения;
  • знать о необходимости выполнения двигательных упражнений для предотвращения заболеваний сосудов.

Ход урока

1. Организационный момент. (0,5 минут).

2. Актуализация прошлых знаний. (5 минут).

Слайд 1 (приложение 4). Человек относится к классу млекопитающих, а особенности строения органов кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих мы изучали в прошлом году. Пожалуйста, вспомните и назовите хаpaктерные черты органов кровеносной системы млекопитающих, а значит, и человека. (Учитель или один из учащихся кратко записывает на доске ответы других учащихся: сердце четырехкамерное; система замкнутая; два круга кровообращения; кровь артериальная и венозная; артерии, вены, капилляры).

Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты.

3. Изучение нового материала. (34 минуты).

1) Вводная часть. (3 минуты).

Слайд 2 (приложение 4). Представление темы, цели урока.

Итак, тема нашего урока посвящена органам кровообращения человека. Запись учащихся в тетрадь название темы урока.

Слайд 3 (приложение 4). Знакомство с планом урока:

  • Значение кровообращения.
  • Органы кровообращения.
  • Строение сосудов.
  • Лабораторная работа «Функции венозных клапанов».
  • Большой и малый круги кровообращения.

2) Значение кровообращения. (5 минут).

Кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение называется кровообращением.

Врачей и анатомов древности интересовала проблема кровообращения. Это подтверждается сведениями в древних рукописях.

Слайд 4 (приложение 4). Гарвею принадлежит доказательство того, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается (циркулирует) всегда в одном и том же направлении и что центральной точкой кровообращения является сердце. Сообщение учащегося о заслугах Уильяма Гарвея в области кровообращения. На экране тем самым временем демонстрируется портрет ученого.

Текст сообщения: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».

Итог 1-го пункта плана.

Каково значение кровообращения?

Ответы учащихся: Сокращаясь, сердце проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая ее непрерывное движение. При остановке сердца наступает cмepть, потому что прекращается доставка тканям кислорода и питательных веществ, а также освобождение тканей от продуктов распада.

3) Органы кровообращения. (3 минуты).

Демонстрация видеоролика 1 «Органы кровообращения» (см. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8-й класс).

На рисунке 33 найдите органы кровеносной системы. Вспомните, какие сосуды называются артериями, венами, капиллярами. Ответы учащихся: Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца, а по венам – к сердцу.

4) Строение и функции сосудов. (10 минут).

Самая крупная артерия – аорта. Давайте рассмотрим особенности строения этих сосудов.

Просмотр видеофрагмента 2 «Строение сосудов» (см. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8-й класс.).

На ваших столах разложены приложения к уроку (приложение 1). Какие ткани образуют наружный, внутренний, средний слои стенок этих сосудов. Воспользуйтесь материалом трех первых абзацев статьи « Строение и функции кровеносных сосудов». Возьмите приложение 1 и заполните в нем пустые колонки. Учащиеся работают с приложением, используя знания после просмотра фрагмента и используя материал учебника на стр.56.

После заполнения таблицы, проверка по слайду 5 и 6 (приложение 4).

Как вы думаете, с чем связаны различия в строении артерий и вен? (С выполняемыми функциями.)

Артерии имеют более толстые стенки в связи с тем, что кровь по артериям движется под большим давлением, и чтобы такое давление выдержать, нужны прочные стенки. По венам кровь движется под меньшим давлением, поэтому и слой гладких мышц здесь тоньше. Посмотрите теперь на рис. 35, с. 58. Что вы можете сказать об особенностях строения капилляров? (Их стенки состоят из одного слоя клеток).

Как вы думаете, почему стенки капилляров имеют только один слой клеток? (Это связано с функциями капилляров).

Через стенки капилляров происходит вещественный газообмен между клетками организма и кровью.

Мы знаем, что кровь по венам течет в сторону сердца. В чем особенности движения крови по венам? Вены, расположенные под кожей, обладают способностью сокращаться, что способствует продвижению крови по сосудам. В венах, которые лежат на более глубоком уровне, движение крови обеспечивается благодаря сокращениям скелетных мышц. Обратному движению крови мешают карманообразные клапаны. Если человек стоит неподвижно, в венах накапливается кровь и увеличивается давление. При этом межклеточное вещество застаивается, что приводит к отеку ступней. Поэтому людям, вынужденным подолгу стоять. Следует периодически делать двигательные упражнения. Отеки возникают также при ряде заболеваний, сопровождающихся поражением венозных клапанов и стенок вен.

5) Слайд 7 (приложение 4). Лабораторная работа «Функция венозных клапанов». (3 минуты). Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу, в ходе которой они узнают о функциях венозных клапанов. На столах у вас лежит приложение 2 к лабораторной работе, выполнив ее, ответьте на поставленные вопросы.

Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены , по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови.

Ход опыта:

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол.

Ответьте на вопросы:

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Обсуждение результатов выполненной работы.

6) Круги кровообращения. (10 минут).

Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов, соединенных с сердцем, – малому и большому кругам кровообращения.

Проанализируйте увиденное в следующем видеоролике.

Фрагмент 3 «Большой круг кровообращения» (см. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8-й класс).

Фрагмент 4 «Малый круг кровообращения» (см. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8-й класс.).

На рис. 33 учебника найдите большой круг кровообращения.

Вопросы к слайду 8 (приложение 4).

  1. В каком отделе сердца он начинается?
  2. Куда кровь поступает из левого желудочка?
  3. Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения?
  4. По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
  5. В каких сосудах происходит газообмен?
  6. По каким сосудам и в какой отдел сердца происходит поступление крови?

Вопросы к слайду 9 (приложение 4).

  1. Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная? (В легочной артерии – венозная кровь, а в легочных венах – артериальная).
  2. Какую кровь называют артериальной, а какую венозной? Какие изменения происходят:
    а) в малом круге кровообращения;
    б) в большом круге кровообращения?

4. Закрепление пройденного материала. (3 минуты).

Слайд 10 (приложение 4). Вопрос к слайду.

Что изображено на рисунке? В чем различие их строения? Рисунок из учебника Колесова Д. В., стр. 104 (На рисунке изображены сосуды; вена с кармановидными клапанами, артерия и капилляр. Они различаются по выполняемым функциям, так как у них разное строение стенок).

Слайд 11 (приложение 4). Портрет Гарвея и вопросы к заданию. Задание на листах у учащихся на столе (приложение 3).

Знаменитый профессор Университета в Падуе Фабрициус Аквапенденте нашел в венах особые клапаны. Однако ответа на вопрос, для чего они нужны, он не дал. Гарвей взялся за разрешение этой загадки природы.

Первый опыт молодой медик поставил на себе. Он перевязал собственную руку и стал ждать. Прошло всего несколько минут, и рука стала отекать, жилы набухли и посинели, кожа стала темнеть.

Гарвей догадался, что повязка задерживает кровь. Но какую? Ответа пока не было. Он решил провести опыты на собаке. Заманив куском пирога уличную собаку в дом, он ловко накинул шнурок на лапу, захлестнул его и стянул.
Снова подманив доверчивого пса, Гарвей схватил его за другую лапу, которая также оказалась затянутой тугой петлей. Через несколько минут Гарвей опять подозвал собаку. Несчастное животное, надеясь на помощь, в третий раз доковыляло до своего мучителя, который сделал на лапе глубокий разрез. Вена ниже перевязки была перерезана.

Вопросы и задания.

  • С какой стороны набухла вена на собачьей лапе? (Лапа начала вздуваться, пухнуть ниже перевязанного места).
  • Какого цвета кровь закапала из раны? (Вздувшаяся вена ниже перевязки была перерезана и из нее закапала густая темная кровь).
  • Закончи предложение «На второй лапе врач сделал разрез чуть выше перевязки, и из него кровь … (ни одной капли крови не вытекло).
  • Смог ли Гарвей узнать, куда движется кровь? (Этими опытами Гарвей доказал, что кровь в венах движется в одном направлении).

Слайд 12 (приложение 4). Итог урока.

Мы изучили с вами типы сосудов, движение крови по ним. Но мы не рассмотрели главный орган кровообращения - сердце. Наш следующий урок будет посвящен сердцу.

Дается задание по рядам: 1-й вариант – «знаем» – представить тематику вопросов, рассматриваемых на уроке; 2-й вариант – «умеем» – какие формы работы выполняли (слушали, выступали, сравнивали, составляли таблицу и т.д.). Что было наиболее удобным для восприятия информации и лучшего запоминания?

Слайд 13 (приложение 4).

5. Домашнее задание. (1 минута).

1. Обязательная часть задания:

  • читать параграф 18 (до лимфатической системы), знать термины;
  • стр. 69 анализ текста «Движение крови по венам» и рис. 44;
  • нарисовать цветными карандашами схему кругов кровообращения, написать названия отделов сердца, сосудов, стрелками покажите движение крови.

2. Давайте подумаем:

Ответьте на вопросы:

  • Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?
  • Почему вышли из моды корсеты, которыми затягивались дамы XIX столетия?

3. Индивидуальное задание:

  • Подготовить сообщение об исследованиях сердца.
  • Проделай опыт: накрути на палец резиновое кольцо или перетяни палец ниткой. Обрати внимание на изменение цвета пальца. Почему меняется цвет пальца? Дотронься до какого-либо предмета, палец кажется каким-то ватным. Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены? Сними перетяжку и помассируй палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?

Приложение 2

Список литературы:

  1. Биология. Человек: Учебник для 9 кл. Батуев А.С. и др. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Борзова З.В., Дагаева А.М. Дидактический материал по биологии. – М.: Сфера, 2005.
  3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Вако, 2005.
  5. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Методическое пособие для учителя. – М.: Генжер, 1998.


Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

06 07 2022 12:40:47

Урок по теме "Видоизменение листьев"


    Урок по теме "Видоизменение листьев"

      Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

05 07 2022 15:43:38

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

      Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

04 07 2022 18:56:44

Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

      Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

03 07 2022 5:32:46

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

02 07 2022 13:23:40

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

01 07 2022 10:47:12

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

30 06 2022 11:18:31

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

29 06 2022 23:43:32

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

28 06 2022 22:10:25

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

27 06 2022 23:42:41

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)


    Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

      Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

26 06 2022 13:41:31

Конструкторское бюро живой природы


    Конструкторское бюро живой природы

      Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

25 06 2022 14:57:58

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

      Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

24 06 2022 12:50:26

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

23 06 2022 13:13:28

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

22 06 2022 5:53:15

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

21 06 2022 14:21:50

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

20 06 2022 2:32:19

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

19 06 2022 21:34:18

Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"

      Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....

18 06 2022 21:54:54

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

17 06 2022 18:48:23

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

16 06 2022 11:47:35

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

15 06 2022 20:48:11

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

14 06 2022 7:27:51

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

13 06 2022 22:48:51

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

12 06 2022 17:58:38

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

11 06 2022 5:38:22

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

10 06 2022 23:20:31

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

09 06 2022 6:57:14

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

08 06 2022 21:29:32

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

07 06 2022 12:55:36

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

06 06 2022 13:20:53

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

05 06 2022 8:46:27

Развивающее обучение на уроках биологии


    Развивающее обучение на уроках биологии

      В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

04 06 2022 13:50:15

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

03 06 2022 18:54:21

Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения


    Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения

      Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....

02 06 2022 11:26:39

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

01 06 2022 8:55:53

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

31 05 2022 14:40:42

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

30 05 2022 20:50:18

Урок на тему: "Группы крови" по биологии в 8-м классе


    Урок на тему: "Группы крови" по биологии в 8-м классе

      Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей. ...

29 05 2022 5:31:14

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

28 05 2022 7:41:51

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

27 05 2022 8:43:53

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

26 05 2022 14:22:31

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

25 05 2022 17:39:25

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

      Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

24 05 2022 11:31:14

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

23 05 2022 10:17:18

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

22 05 2022 16:27:36

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

21 05 2022 20:26:54

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

20 05 2022 6:44:15

Пpaктическая работа "Фотосинтез"


    Пpaктическая работа "Фотосинтез"

      Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

19 05 2022 14:14:29

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

18 05 2022 10:46:51

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::