Игра "Биологическое ассорти" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Игра "Биологическое ассорти"

Цель: формирование знаний учащихся о природе родного края, ее охраны; развитие коммуникативных умений, воспитание гражданской позиции, бережного отношения к природе.

Предварительная работа с детьми: посещение краеведческого музея, изучение природы родного края, экскурсии в природу.

Игра проводится с учащимися 6-7 класса, принимают участие в игре 5 команд. Целесообразно заранее сформировать команды таким образом, чтобы в каждой были ученики шестого и седьмого класса.

Оформление: таблицы с изображением растений, грибов и животных, карта «Охрана природы Кемеровской области».

Учащиеся предварительно оформляют плакаты:

I. Люди! Не оставляйте в лесу мусор, он загрязняет лес! Бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет.

II. Люди! Задумайтесь!

  • * Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий, каждому пятому виду птиц угрожает опасность.
  • * 25 тысяч видов растений планеты на грани полного уничтожения.
  • * За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.

На столе ведущего 5 секторов с карточками разных цветов. Карточки содержат вопросы.

  • зеленые – о растениях;
  • коричневые – о грибах;
  • желтые – о насекомых;
  • синие – о птицах и зверях;
  • красные – об охране природы.

В каждом секторе 10 вопросов.

Два кубика: один кубик с номером вопроса, другой – цветом сектора.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Биологическое ассорти». В ней принимают участие ученики 6 и 7 классов. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу.

Мы начинаем игру, которая будет состоять их трех этапов. В первом этапе вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 секунд. Какой вопрос вам достанется – будет зависеть от того, как вы бросите кубики. Номер и цветовая грань кубиков определяют ваш вопрос. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл. Любой из вашей команды бросает кубики и достает карточку. Каждая команда отвечает на пять вопросов.

Во втором этапе вопросы будут задаваться каждому участнику, совещаться нельзя. Команда-соперница сама достает любой вопрос конкретному участнику другой команды. За правильный ответ команда получает два балла. Если участник не знает ответа на вопрос, отвечает любой желающий, который принесет своей команде дополнительный балл.

На третьем этапе за одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите «дальше», может ответить кто-то из команды. На сколько вопросов ответите, столько и заработаете баллов.

Вопросы зеленого сектора:

  1. Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска? (Они лучше заметны насекомым-опылителям)
  2. Что в хлебе родится, а есть не годится? (василек)
  3. Как объяснить «плач» у деревьев? (Сок двигается по сосудам древесины к почкам, при нарушении целостности древесины сок вытекает наружу)
  4. Какие дикорастущие деревья и кустарники являются хорошими медоносами? (липа, черемуха, рябина, боярышник)
  5. Какой кустарник до самых заморозков остается зеленым? (сирень)
  6. Что можно узнать по свежеспиленному стволу дерева? (возраст дерева, стороны света)
  7. В каком лесу всегда темно и сыро, много лишайников? (еловый лес)
  8. У какого дерева листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые? (осина)
  9. Какое болотное растение способно поглощать вредные химические вещества прибрежной зоны? (камыш)
  10. В ветках этого кустарника очень любят вить гнезда птицы, потому что у него много колючек. Назовите его. (боярышник)

Вопросы коричневого сектора:

  1. Назовите у грибов признаки растений (не способны к активному движению, поглощают воду из почвы)
  2. Назовите у грибов признаки животных (питаются готовыми органическими веществами, в клеточной стенке имеют хитин)
  3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему? (Нет, так как они не осуществляют фотосинтез)
  4. Почему плодовые тела грибов находятся над поверхностью почвы? (это способствует рассеиванию спор)
  5. Как делятся грибы по способу питания (сапрофиты, паразиты)
  6. Почему грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, поганку? («поганка может пригодиться зверям в качестве лекарства, кроме того, грибы разлагают растительный мусор, выполняя роль «санитаров»)
  7. Как называется «дружба» корня дерева с грибом? (микориза)
  8. Почему гриб-трутовик называют «живым отвесом»? (тело гриба растет строго параллельно поверхности земли для лучшего рассеивания спор)
  9. Могут ли плесени улучшить качество продуктов? (некоторые сорта сыра «Рокфор», «Камамбер»)
  10. Назовите правила сборщика грибов.

Вопросы желтого сектора.

  1. Почему насекомых так называют? (они имеют характерные насечки на брюшке)
  2. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (стрекозы)
  3. У кого уши на ногах? (кузнечик)
  4. Как муравьи помогут узнать о приближающемся дожде? (они закупоривают входы в муравейник)
  5. Жучки-паразиты, проникающие в ульи за пыльцой и медом, защищены жестким панцирем. Как же поступают с воришками пчелы, чтобы наказать их? (замуровывают в воске и меде)
  6. Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)
  7. Назовите самых воинственных насекомых Кузбасса (рыжие муравьи)
  8. Личинок этих жуков мы называем проволочниками. Именно они причиняют основной вред картофелю. Как называется взрослое насекомое? (Темный щелкун, плоские темно-бурые жуки длиной 7-9. 5 мм)
  9. Сколько крыльев у жука? (Две пары – жесткие надкрылья (защищают) и летательные крылья.)
  10. Чем питается взрослый овод? (Взрослое насекомое не питается, питаются только личинки, которые паразитируют на животных)

Вопросы синего сектора.

  1. Эта птица относится к ночным хищникам, прилетает к нам в Кемеровскую область только на зиму (белая полярная сова)
  2. Сколько видов птиц гнездится на территории Кемеровской области (около 200 видов)
  3. Самая выносливая птица (клест, выводит птенцов зимой, в лютый мороз)
  4. Эту небольшую стройную птичку с длинным хвостом, которым она постоянно трясет, видел каждый человек. Как же она называется? (трясогузка)
  5. Эта птичка способна подделывать голоса различных птиц, и даже мяуканье кошки. Кто же это? (скворец)
  6. Это насекомоядное съедает от 2 до 6 килограммов различных насекомых в течение года и по своей полезности не уступает птицам (землеройка-бурозубка)
  7. Самое хищное животное семейства кошачьих, обитающих на территории Кузбасса (рысь)
  8. Самый маленький хищник на Земле (ласка - длина 13 см., масса около 100 г)
  9. Вроде белка по облику, но летит нечто напоминающее маленький квадратик сказочного ковра самолета, планирует, медленно спускаясь … (белка-летяга)
  10. Впадает в спячку зимой и спит 220 дней в году (сурок обитает в предгорьях Салаира)

Вопросы красного сектора.

  1. Назовите заповедники Кемеровской области. (В Кемеровской области два заповедника – Кузнецкий Алатау и музей-заповедник Томская писаница)
  2. Назовите насекомых, занесенных в Красную книгу Кемеровской области (бабочка-аполлон, бабочка-махаон, бабочка-лента орденская голубая, шмель необыкновенный)
  3. Назовите редкие дневные хищные птицы (сокол-сапсан, орлан-белохвост, беркут, балобан)
  4. Это растение применяется в медицине при заболеваниях сердца, занесено в Красную книгу (горицвет весенний или адонис)
  5. Сколько видов орхидных произрастает на территории Кемеровской области и сколько нуждается в охране. Приведите несколько примеров (произрастает 24 вида и все нуждаются в охране - башмачок крупноцветковый, любка двулистная, башмачок настоящий, башмачок пятнистый, ятрышник шлемоносный)
  6. Один из самых крупных лососей. Достигает более 1. 5 м длины и более 60 кг весом. Занесен в Красную книгу (таймень)
  7. Птица отряда голенастых полностью исчезла с территории Кемеровской области, вид занесен в Красную книгу России (черный журавль-монах)
  8. Где расположен заказник Липовый реликтовый остров. Почему этот лесной участок нуждается в охране? (заказник расположен на территории Кузедеевского лесхоза в юго-восточном направлении от села Кузедеево, липа является третичным реликтом)
  9. Назовите природный национальный парк. Где он расположен? (Шорский национальный парк, расположен на юге области)
  10. Чем отличается национальные парки от заповедника? (На территорию национального парка допускаются туристы, вход на заповедную территорию (кроме охраны и ученых) не допускается)

Вопросы для третьего тура (блиц-опрос).

  1. Как называется основная структурная единица живого организма? (Клетка)
  2. Как называются вещества, выделяемые растениями, которые губительно действуют на микробов? (Фитонциды)
  3. Как называются органы передвижения бактерий? (Жгутики)
  4. Что изучает раздел зоологии-ихтиология? (Рыб)
  5. Как называется взаимовыгодное существование двух организмов? (Симбиоз)
  6. След какого зверя похож на человеческий? (Медведь)
  7. Силой какого животного до сих пор измеряют мощность двигателя? (Лошадь)
  8. Для чего зайцу большие уши? (Чтобы слышать малейший шорох)
  9. Мехом какого животного отделана шапка Мономаха? (Соболь)
  10. Когда лоси сбрасывают свой «головной убор» - рога? (Зимой)
  11. Какой птице в кормушку нужно положить сало? (Синица)
  12. Как называют человека, переживающего подъем активности в утренние часы? (Жаворонок)
  13. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сова)
  14. Назовите продукты жизнедеятельности пчел (Мед, прополис, воск)
  15. Что отбрасывает ящерица при нападении хищника? (Хвост)
  16. Какими кровососущими существами когда-то повсеместно пользовались врачи? (Пиявки)
  17. Тип соцветия у тимофеевки луговой (Султан)
  18. Какой сок собирают весной в нашем лесу? (Березовый)
  19. Какое дерево дало название последнему перед Пасхой воскресенью? (Верба)
  20. Какой цветок, судя по названию, обладает хорошей памятью? (Незабудка)
  21. Название какого цветка произошло от слова «звезда»? (Астра)
  22. Симбиозом чего с чем является лишайник? (Гриб и водоросль)
  23. В чем семена тюльпана? (В коробочке)
  24. Как называются лепестки у гороха? (Парус, весла, лодочка)
  25. Самое «вкусное» семейство растений (Розоцветные)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература:

  1. Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках. М. Творческий центр, 2005.
  2. Природа и экологические проблемы Кузбасса. Под редакцией Сергеева В. Е. Кемерово, 1993


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

03 08 2021 3:12:19

Рыбы и земноводные. 7-й класс

Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

03 08 2021 19:40:15

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

03 08 2021 9:53:48

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

03 08 2021 23:30:27

Формирование экологической культуры будущего гражданина

Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

03 08 2021 15:23:28

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

03 08 2021 19:32:47

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

03 08 2021 22:39:14

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме " Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

03 08 2021 13:17:57

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

03 08 2021 11:16:36

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В. В. Пасечника ( Раздел 4. « Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья....

03 08 2021 21:18:53

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интерактивные задания. ...

03 08 2021 21:58:22

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых З У Н, а также качеств личности учащегося играет И К Т. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

03 08 2021 9:17:25

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

03 08 2021 19:20:58

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

03 08 2021 11:26:23

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

Предложенный учащимся проект по теме " Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

03 08 2021 6:57:19

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры " Дебаты". ...

03 08 2021 12:11:20

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы " Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

03 08 2021 2:39:40

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку

На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....

03 08 2021 5:58:10

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

03 08 2021 21:38:48

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: « Пищеварение», « Обмен веществ и энергии. Витамины»....

03 08 2021 16:18:20

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

03 08 2021 9:34:25

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

03 08 2021 18:39:47

"Круги кровообращения"

Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

03 08 2021 19:20:19

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

03 08 2021 20:56:39

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в предохранении организма от потери крови....

03 08 2021 3:22:19

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

03 08 2021 20:53:13

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме " Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

03 08 2021 14:49:30

Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер « Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....

03 08 2021 8:28:37

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

03 08 2021 5:24:55

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса « Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

03 08 2021 4:30:12

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

03 08 2021 0:41:23

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

03 08 2021 5:13:17

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу « Самый умный». « Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

03 08 2021 19:50:45

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

03 08 2021 19:52:21

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

03 08 2021 21:54:41

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

03 08 2021 12:38:50

Общая характеристика высших споровых растений

Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....

03 08 2021 1:18:21

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

Тема урока по программе " Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

03 08 2021 11:33:16

Мини-проект "Кожа"

Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

03 08 2021 10:12:18

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

В настоящее время изменилась роль учителя: из ретранслятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

03 08 2021 9:32:44

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

03 08 2021 19:44:41

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

03 08 2021 20:32:42

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

03 08 2021 16:15:35

Генетика и здоровье человека. 10-й класс

В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

03 08 2021 9:41:14

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в « Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

03 08 2021 1:36:37

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы " Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела " Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

03 08 2021 5:41:22

Строение и жизнедеятельность инфузорий

Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....

03 08 2021 2:19:12

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В. В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

03 08 2021 23:36:31

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

03 08 2021 23:25:25

"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)

В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся о растениях. ...

03 08 2021 15:31:14

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)