Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о типах взаимоотношения между организмами;
- понимать сложность взаимоотношений между организмами и осторожность при вмешательстве в эти отношения.
Задачи урока:
- Образовательная: расширить и систематизировать знания о взаимоотношениях организмов в биоценозах.
- Развивающая: личностноориентированная мотивация учащихся – уметь создавать презентацию, слушать, смотреть, выделять главное, оформлять план – конспект, вступать в дискуссию, приводить примеры из дополнительных источников.
- Воспитательная: умение сотрудничества и взаимопомощи, воспитание творческого мышления, самодисциплины, коммуникабельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично поисковый, использование ИТК, презентация мини – проектов, репродуктивный, диалоговый хаpaктер обучения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, диалоговые и полилоговые.
Средства обучения: компьютерный кабинет, мультимедиа. презентация учителя о целях и задачах урока, презентация мини-проектов учащихся, таблица «Взаимоотношения между организмами».
Основные понятия и термины урока: симбиоз: микориза, нахлебничество, квартиранство; антибиоз: хищничество, каннибализм. паразитизм, конкуренция.
ХОД УРОКА
I. Повторение:
1. Составить цепь питания в различных
биоценозах: леса, водоема, луга, хаpaктерного для
своего региона (творческий уровень).
2. Рассказ по таблице «Экологическая пирамида»
(репродуктивный уровень)
3. Работа по карточкам видовое разнообразие
биоценозов (индивидуальная работа).
II. Изучение нового материала (Приложение 1)
План урока на доске:
1. Типы отношений между организмами: нейтрализм,
симбиоз. антибиоз.
2. Симбиоз, разнообразие отношений: микориза,
нахлебничество, квартиранство.
3. Формы антисимбиоза: хищничество, каннибализм,
паразитизм, конкуренция.
Типы взаимоотношений организмов
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.
Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.
Прямые связи осуществляются при
непосредственном влиянии одного вида на другой
(например, хищника на жертву). Косвенные –
через влияние на внешнюю среду или на другие
виды.
Различают разные типы отношений между
организмами. Прямые пищевые, или трофические, связи – основные в природе. Они
поддерживают жизнь организмов. Каждый вид,
размножаясь, не только обеспечивает свое
существование, но и служит источником энергии
для других. Одни виды потрeбляют живую пищу,
другие – остатки растений или мертвых
животных, или помет, или растворы органических
веществ.
Другой тип отношений – конкуренция
возникает на основе не прямых, а косвенных
взаимодействий. Конкуренция связана с тем, что
представители совместно живущих видов сообща
используют одни и те же ресурсы,
которые обычно ограничены. Ресурсы могут быть
как пищевые (например, одни и те же виды жертв у
хищников или растений – у травоядных), так и
другого рода, например наличие мест для
выведения потомства, убежищ для защиты от врагов
и т. п. В этих случаях, даже если конкурирующие
виды мирно сосуществуют, присутствие другого
вида нeблагоприятно для каждого из них, так как
часть необходимых ресурсов используется другим.
Конкурировать могут в природе как близкие виды,
так и представители очень далеких групп.
Например, суслики в сухой степи выедают до 40%
растительного прироста. Это значит, что пастбища
могут прокормить меньшее число овец или
сайгаков. А в годы массового размножения саранчи
пищи не хватает ни сусликам, ни овцам.
Третий тип взаимодействия организмов прямо
противоположен конкуренции. Это взаимовыгодные, взаимополезные
отношения. В экологии такие связи
называют мутуалистическими или мутуализмом.
Для ряда видов эти отношения настолько важны, что
они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз –
тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.
Рис. 1. Лишайник кладония – пример симбиоза.
На рисунке: клетки водорослей –
зелёного цвета; бесцветные – грибные гифы
Пищевые отношения, конкуренция и мутуализм –
это двусторонние типы связей. Кроме них
существуют отношения, имеющие последствия только
для одного из взаимодействующих видов.
Существуют отношения, полезные одному из
партнеров и безразличные для другого. Например,
некоторые животные либо питаются остатками пищи
представителей другого вида, либо используют их убежища,
норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни
пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов
спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков,
многоножек и других мелких животных. Такие
взаимоотношения называются комменсализмом.
Возникает и противоположный тип отношений, когда
присутствие одного вида не позволяет выжить
другому. Например, под тенистой елью погибают
проростки всех светолюбивых трав, а пеницилловые
плесневые грибки выделяют антибиотики,
губительные для ряда бактерий.
Наконец, если совместно живущие виды связаны
только через цепь других видов и непосредственно
не взаимодействуют, уживаясь в одном сообществе,
то их отношения называют нейтральными.
Синицы и мыши в одном лесу – нейтральные виды.
Хотя взаимодействия организмов очень
разнообразны, они приводят лишь к трем главным
результатам: 1) обеспечению пищей,
2) изменению среды обитания, 3) расселению
видов в прострaнcтве.
Параллельно показана презентация, где учащиеся,
опираясь на таблицу ее заполняют и схематично
показывают о типах взаимоотношений
между организмами.
Презентация «Антибиоз», подготовленная
Шулбаевой Леной. (Приложение 2)
Презентация «Симбиоз, Нейтрализм» работы
Топоевой Ани и Чучумаковой Лены.
III. Закрепление изученного материала
Работа по новым терминам. Дать определения
симбиоз: микориза, нахлебничество, квартиранство
– одному учащемуся, другому – антибиоз:
хищничество, каннибализм. паразитизм,
конкуренция
Третий учащийся зачитывает, заполненную в
течение урока таблицу.
Четвертый показывает схему типов
взаимоотношений между организмами.
Обобщение и обсуждение изученного материала.
IV. Домашнее задание: учебник, с.246-268, подготовить сообщения о ресурсах Земли.
V. Итог урока: оценки за урок: индивидуальная работа по карточкам (Приложение 3)
- за презентацию слайдов и умению преподносить новый материал, умению работать коллективно –
- за усвоение новых понятий –
- за умение объяснять о типах взаимоотношений между организмами.
Литература:
- Сонин Н.И. Программа для общеобразовательных школ. Биология. 5-11 кл.
- Учебник для 9 класса Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»
- Поурочное планирование В.Н.Семенцева «Биология. Общие закономерности»
- Энциклопедии.
Комментарии:
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
01 04 2025 17:41:45
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
31 03 2025 15:27:38
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
30 03 2025 3:38:30
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
29 03 2025 18:41:12
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
28 03 2025 22:12:52
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
27 03 2025 17:57:55
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
26 03 2025 7:52:47
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
25 03 2025 1:11:48
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
24 03 2025 20:40:14
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
23 03 2025 2:49:15
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
22 03 2025 8:29:51
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
21 03 2025 8:32:46
Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций.
...
20 03 2025 9:40:15

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
19 03 2025 17:11:16
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
18 03 2025 12:42:29
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
17 03 2025 5:14:56
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
16 03 2025 8:17:18
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
15 03 2025 15:26:56
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
14 03 2025 16:58:32
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
13 03 2025 4:47:13
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
12 03 2025 22:38:12
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
11 03 2025 5:20:35
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
10 03 2025 19:23:19
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
09 03 2025 20:49:10
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
08 03 2025 19:14:45

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
07 03 2025 17:22:15
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
06 03 2025 11:26:31
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
05 03 2025 23:46:53
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
04 03 2025 20:20:13
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
03 03 2025 0:27:14
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
02 03 2025 8:33:36
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
01 03 2025 17:27:54
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
28 02 2025 6:36:47
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
27 02 2025 1:59:28
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
26 02 2025 19:11:40
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
25 02 2025 9:57:14
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
24 02 2025 7:25:56
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
23 02 2025 9:37:59
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
22 02 2025 14:19:16
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
21 02 2025 3:35:18
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
20 02 2025 4:17:19
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
19 02 2025 19:52:11
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
18 02 2025 16:52:51

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
17 02 2025 17:58:29
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
16 02 2025 13:41:41
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
15 02 2025 14:25:29
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
14 02 2025 14:12:55
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
13 02 2025 10:53:42
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
12 02 2025 22:39:44
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
11 02 2025 6:51:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::