Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"
Вид урока: Обобщающий (работа с понятиями, использование технологии СДО)
Цели:
I. Образовательно-развивающая
Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)
Развитие умений:
а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг) ;
б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы - суждения)
II Воспитательная:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.
Оборудование: Таблицы “Нервная система”, “Головной мозг”, компьютер, проектор, экран, презентация “Нервная система – дирижер нашего организма” (Приложение 1), карточки для групп (Приложение 2).
1. Оргмомент.
Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают и смычковые, и духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.
Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.
Заявка на оценку:
- “5” - 15 баллов
- “4” -8-14 баллов
- “3” -3- 7 баллов
Верная версия – 1-2 балла
Вопрос - понятие – 1 балл
Ответ на вопрос - понятие – 1балл
Вопрос - суждения – 1 балл
Ответ на вопрос - суждение – 1балл
Возражение – 1-3 балла
2. Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задание 1 (Фронтальный опрос) Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена. Из каких противоположных структур состоит нервная система? Таким образом, во внутренней раздвоенности нервной системы проявляется закон единство и борьба противоположностей |
|
Задание 2 А что особенного у каждой из этих частей. А что общее? Единичное? |
Расположение в организме (ЦНС и ПНС). Все состоят из нейронов. Спинной и головной мозг состоят из белого и серого вещества. Вегетативная и соматическая части – из нервов и нервных узлов. Общее, что белое вещество и нервы – это скопление аксонов, а серое вещество и нервные узлы – дендритов и тел нейронов. |
Задание 3 Что называется нейроном? Как доказать, что нейрон является основной функциональной единицей нервной ткани? |
Нейрон - клетка нервной ткани, которая
принимает, обpaбатывает и передает нервные
импульсы. Функция нервной ткани – передавать нервные импульсы. |
Задание 4 Что представляет собой нервный импульс? Когда в нейроне образуется нервный импульс? |
Нервный импульс – электрическая волна. Когда появляется раздражение. |
Задание 5 Каким образом в организме человека передаются раздражения? Что выражает рефлекторная дуга? Что такое рефлекс? Каковы виды рефлексов? |
По рефлекторной дуге. Путь прохождения рефлекса. - ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемая при участии ЦНС. Безусловные и условные. |
Задание 6 Что является исходной основой всех функций нервной системы? |
Рефлексы, рефлекторная дуга. |
Задание 7 Индивидуально дома по теме “Рефлекс” вами составлены вопросы-суждения. Группы выбирают один из вопросов и задают его следующей группе. 1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1. Слушаете ответы и даете им оценку. |
Возможные вопросы 1. Чем объяснить, что изменение внешних раздражителей вызывает рефлекторную реакцию? 2. В каком случае у человека проявляется безусловный рефлекс? 3. Каким образом, безусловный рефлекс превращается в условный рефлекс? 4. Почему существование живых организмов невозможно без рефлексов? |
Задание 8 (Индивидуальная работа по
карточкам) В карточках даны примеры рефлексов – необходимо определить и записать вид рефлексов и какие отделы мозга задействованы в таких рефлекса как: 1 группа На слово лимон выделяется слюна. На яркий свет расширение и сужение зрачка. 2 группа При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки. Происходит чихание и кашель. 3 группа На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна? После аттpaкционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается? 4 группа После бега происходит учащение частоты дыхания? При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается? После индивидуальной работы обсудите результаты в группе, найдите общий правильный на ваш взгляд вариант ответа и защитите его перед классом. |
Условный рефлекс. Большие полушария, височные доли. Безусловный рефлекс. Средний мозг. Безусловный рефлекс. Спинной мозг. Безусловный рефлекс. Продолговатый мозг. Условный рефлекс. Большие полушария, затылочные доли. Безусловный рефлекс. Мозжечок. Безусловный рефлекс. Продолговатый мозг. Безусловный рефлекс. Спинной мозг. |
Глубокая осень. Больная дeвyшка, лежа у
окна, считает, сколько листьев осталось на
оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она,
— когда упадет последний лист”. И вот остается
всего один лист. Проходит много дней, и он не
падает. Дeвyшка постепенно поправляется. Только
тогда узнает она, что сосед — старый художник —
нарисовал лист на стене противоположного дома в
ту ночь, когда с дерева упал последний лист.
Подобный случай мог иметь место в жизни. Дeвyшка
могла бы умереть, не будь на дереве последнего
листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь. Почему нервная система является дирижером нашего организма? |
Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность. |
3 Рефлексия.
4 Домашнее задание. Показать отношения между понятиями кругами Эйлера.
1.
А – мозжечок ;
В – головной мозг
С – продолговатый мозг;
Д – мост;
2.
А – нервная ткань;
В – нейроглия
С – нейрон
3.
А – чувствительные нервы;
В - смешанные нервы;
С – двигательные нервы.
4.
А – мигание
В – кашель
С – рисование
Д – безусловный рефлекс
Е – рефлекс
К – условный рефлекс
5.
А – нервная система
В - Симпатический отдел
С - Парасимпатический отдел
Д - Вегетативная система
Е - Периферическая нервная система
К - Центральная нервная система
Комментарии:
Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....
01 04 2025 2:45:43
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
31 03 2025 15:34:47
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
30 03 2025 14:18:49
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
29 03 2025 20:39:47
В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....
28 03 2025 20:57:57
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
27 03 2025 2:41:31
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
26 03 2025 16:32:13
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
25 03 2025 22:53:49
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
24 03 2025 2:21:39
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
23 03 2025 13:11:26
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
22 03 2025 12:23:20
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
21 03 2025 18:14:46
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
20 03 2025 3:11:30
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
19 03 2025 5:51:46
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
18 03 2025 2:45:12
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
17 03 2025 15:48:45

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
16 03 2025 11:29:22
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
15 03 2025 4:54:29
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
14 03 2025 13:16:42
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
13 03 2025 22:47:40
Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....
12 03 2025 6:26:39

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
11 03 2025 5:25:35
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
10 03 2025 7:51:11
Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....
09 03 2025 21:41:52
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
08 03 2025 21:15:23
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
07 03 2025 2:23:29
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
06 03 2025 19:38:47
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
05 03 2025 5:24:57
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
04 03 2025 5:25:38
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
03 03 2025 1:18:38
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
02 03 2025 15:45:22
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
01 03 2025 13:49:38
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
28 02 2025 2:41:16
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
27 02 2025 10:56:15
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
26 02 2025 7:15:55
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
25 02 2025 1:49:57
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
24 02 2025 10:46:25
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
23 02 2025 14:43:19
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
22 02 2025 16:24:29
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
21 02 2025 16:52:45
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
20 02 2025 16:14:57
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
19 02 2025 7:50:47
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
18 02 2025 9:58:38
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
17 02 2025 4:17:45
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
16 02 2025 12:11:29
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
15 02 2025 3:50:18
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
14 02 2025 8:41:42

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
13 02 2025 11:28:26
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
12 02 2025 18:25:48
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
11 02 2025 10:50:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::