Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

Цели урока: в занимательной форме повторить и закрепить материал по теме \"Скелет\"; выявить уровень усвоения учащимися знаний , а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать уверенность в себе, стремление добиться успеха; способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учебе, умения общаться и сотрудничать.
Оборудование: скелет, стенгазеты, рисунки, эпиграф на доске, музыкальное сопровождение.
Класс делится заранее на две комaнды. Выбираются члeны жюри из числа учащихся класса. Комaнды выбирают капитанов, придумывают себе названия, девиз, готовят вопросы для соперников, свою стенгазету.
Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинга
Ход урока
Организационный момент. Объявляется о начале игры, сообщаются условия игры, регламент, правила. Проходит представление комaнд.
Звучит музыкальное вступление.
Конкурс 1. Разминка
Каждая комaнда получает 10 вопросов. Время ответа ограничено
1-я комaнда (0,5 б. за каждый правильный ответ)
- Назовите отделы скелета?(Скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей)
- Назовите отделы позвоночника.(шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик)
- Каково число крестцовых позвонков? (4 - 5)
- Каково число грудных позвонков? (12)
- Какие части плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы и 2 лопатки)
- Назовите отделы черепа. (мозговой, лицевой)
- Назовите три трубчатые кости.
- Каково количество свободных ребер? ( 2 пары)
- Как называется головка трубчатой кости? (эпифиз)
- Какая кость у человека самая большая? (бедренная)
2 -я комaнда
- Назовите типы костей. (трубчатые, плоские, смешанные)
- Перечислите кости грудной клетки. (гpyдина, 12 пар ребер, 12 грудных позвонков)
- Сколько ребер у человека? (12 пар)
- Каково число шейных позвонков? (7)
- Назовите отделы туловища. ( позвоночник и грудная клетка)
- Назовите три губчатые кости.
- Сколько ребер соединены с гpyдиной?( 10 пар)
- Как называется тело трубчатой кости? (диафиз)
- Какие части кости человека самые маленькие? (слуховые)
- Назовите кости тазового пояса.
Конкурс 2. Логические цепочки (0,5 б.)
Используется доска
Задание: указать лишнее в перечнях и объяснить свой выбор
1-ая комaнда
Ребра, гpyдина, позвонки, фаланги пальцев.
Локтевая, лучевая, тазовая, бедренная.
2-ая комaнда
Тазовая, лопатка, ребра, плечевая.
Затылочная, теменная, ребра, лопатка.
Конкурс 3. Юные художники (время 2 минуты, 3 б.)
Задание: нарисовать на доске и подписать части сустава (1 комaнда) и части трубчатой кости (2комaнда). Можно использовать слайды или немые таблицы.
Конкурс 4. Конкурс эрудитов (1 б.)
Комaнды должны ответить на вопросы.
1-ая комaнда
- В названии какой части скелета присутствует географический термин? (хрeбeт)
- Какая кость мозгового отдела черепа напоминает о полете? (крыловидная)
- Какая часть скелета ассоциируется с неволей? (грудная клетка)
- В какую сумку ничего нельзя положить? (в суставную)
- Названия, каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода?(таз, лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка)
2-ая комaнда
- Название, какого отдела скелета обозначает предмет, необходимый в бане? (таз)
- В лабиринтах какой кости можно заблyдиться?(решетчатая кость)
- Какой частью скелета можно \"копать\"?(лопатка)
- Какое животное \"спряталось\" в черепе?(улитка)
- Почему части кисти имеют названия: запястье, пясть?(в основе лежит слово \"пясть\"-пять пальцев)
Конкурс 5. Угадай-ка (угаданный ответ - 2 балла)
Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Побудьте и вы Везалием. По одному участнику с каждой комaнды. Участникам завязывают глаза и предлагают на ощупь определить кость: позвонки, лопатка, ключица, челюсть и т.д.
Вариация данного конкурса -\"Да -нетка\": на спину капитана прикрепляется изображение кости. Он задает вопросы другому капитану, который может отвечать только \"да\" или \"нет\"
Конкурс 6.
Кто быстрей (1б. за каждую правильную группу, максимальный балл - 5, за быстроту добавляем еще 1 балл, за каждый неправильный ответ вычитаем 1 балл)
Найти соответствие между отделом, формой и функцией, составив 5 групп, зашифровать цифрами.
| 1. Грудная клетка 2. Стопа 3. Позвоночник 4. Верхняя конечность 5. Таз |
6. С изгибами 7. Расширена в стороны 8. Сводчатая 9. Широкий как чаша 10. Противопоставление пальца |
11. Опора для внутренних органов 12. Защита внутренних органов 13. Удерживать орудие труда 14. Пружинит, смягчает толчки |
Ответы: 1,7,12 2,8,14 3,6,11 4,10,13, 5,9,11
Конкурс 7. Служба спасения 911 (5б.)
Участникам предлагается ситуация, в которых необходимо распознать травму и предложить первую помощь.
1-ая комaнда: дeвoчка каталась на лыжах, упала и ощутила боль. Доктор быстро все вправил. Что случилось с ногой дeвoчки? Как доктору удалось так быстро помочь ей?
2-ая комaнда: мальчик упал с крыши сарая. Плечо сильно распухло, движения в плечевом суставе ограничены из-за сильной боли. Что необходимо предпринять?
Конкурс 8. Ты - мне, я- тебе. (5б.)
Комaнды отвечают на заранее подготовленные вопросы соперников. На обсуждение вопроса отводится 30 с. Например:
1-ая комaнда
1. Если бы все кости скелета соединялись друг с другом неподвижно, человек был бы похож на каменное изваяние. Почти все кости черепа соединены неподвижно, а кости, образующие грудную клетку, имеют неподвижные сочлeнения. С чем это связано?
2. Рост человека - величина непостоянная. Он увеличивается до 25 лет, затем до 60 лет остается неизменным, после чего уменьшается на 2-3 см.Дайте аргументированное объяснение этому процессу.
3. Почему при прыжках приземляться надо на носки, а не на пятки?
2-ая комaнда
1. В теле взрослого человека 200 с лишним костей, а в теле ребенка - 300. Возможно ли это? Дайте обоснованный ответ.
2. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя ее масса только 0,2 кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою легкость, столь прочна?
3. Каждый механизм надо время от времени чистить, а человеческий сустав не нуждается в чистке в течение всей жизни. Объясните, что способствует безотказной работе сустава?
Конкурс 9. Кто больше?
За 2 мин комaндам необходимо назвать как можно больше костей. Каждое название - 0,5 б.
Жюри подсчитывает баллы и объявляет результат.
Выставляются оценки за урок. Подводится итоги урока.
Комментарии:
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
01 12 2025 0:38:37
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
30 11 2025 0:18:12
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
29 11 2025 15:45:16
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
28 11 2025 22:44:35
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
27 11 2025 9:30:23
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
26 11 2025 10:32:35
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
25 11 2025 14:16:33
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
24 11 2025 15:39:20
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
23 11 2025 16:55:30
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
22 11 2025 19:49:28
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....
21 11 2025 7:39:58
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
20 11 2025 1:19:15
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
19 11 2025 7:37:19
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
18 11 2025 10:54:47
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
17 11 2025 14:12:55
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
16 11 2025 18:44:52
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
15 11 2025 17:51:55
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
14 11 2025 12:29:51
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
13 11 2025 16:27:24
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
12 11 2025 14:57:33
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
11 11 2025 20:29:57
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
10 11 2025 17:41:27
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
09 11 2025 1:20:35
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
08 11 2025 14:35:35
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
07 11 2025 0:47:49
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
06 11 2025 16:30:59
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
05 11 2025 6:35:47
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
04 11 2025 8:41:53
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
03 11 2025 13:38:30
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
02 11 2025 1:19:43
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
01 11 2025 23:49:40
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
31 10 2025 0:11:36
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
30 10 2025 5:42:13
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
29 10 2025 0:56:18
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
28 10 2025 15:11:39
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
27 10 2025 8:14:35
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
26 10 2025 16:58:14
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
25 10 2025 6:29:18
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
24 10 2025 17:31:14
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
23 10 2025 2:29:45
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
22 10 2025 6:22:36
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
21 10 2025 21:21:34
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
20 10 2025 10:16:37
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
19 10 2025 20:27:37
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
18 10 2025 23:37:17
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
17 10 2025 15:14:17
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
16 10 2025 1:15:55
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
15 10 2025 13:58:31
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
14 10 2025 22:53:48
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
13 10 2025 6:27:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




