Многообразие млекопитающих > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие млекопитающих


    Многообразие млекопитающих

Программа по биологии для общеобразовательных школ. – М., Дрофа 2009. Биология Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Тип урока: комбинированный.

Диагностика урока:

Тема «Многообразие млекопитающих» является заключительной при изучении темы: «Класс Млекопитающие».
На предыдущих уроках учащиеся знакомились с основными особенностями млекопитающих; их средой обитания, особенностями внешнего строения, приспособлениями к жизни к воде и на суше, особенностями внутреннего строения и работой систем внутренних органов, особенностями размножения, происхождением млекопитающих. К моменту проведения урока учащиеся имеют навыки активного слушания объяснения учителя с выделением главных частей текста, умеют правильно заполнять таблицы, схемы, активно участвуют в любых видах беседы, могут представить презентацию, свободно работать с компьютером, работать с учебником.
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии.

Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомиться с многообразием млекопитающих, с их отрядами и экологическими особенностями их основных представителей;
    • сформировать представление о значении млекопитающих  и их роли в биоценозе;
    • закрепить знания по теме «Многообразие млекопитающих».
  • Развивающие:
    • продолжить развитие умения логически мыслить, анализировать и обобщать полученную информацию;
    • продолжить развитие творческих способностей и образного мышления;
    • развивать навыки работы с текстом, иллюстрациями учебника, компьютером.
  • Воспитательные:
    • формировать научное мировоззрение;
    • расширять биологическую картину мира и биоэтические взгляды на примере значения млекопитающих в природе и жизни человека, а так же их роли в биоценозе.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедийная установка;
  • фотографии млекопитающих;
  • таблицы – многообразие млекопитающих;
  • цветные карандаши.

До начало урока класс делится на 5 групп и выбираются консультанты в каждой группе.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

УЭ-О

Постановка цели (3 мин.)

Организационный момент

Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.
Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как много млекопитающих обитают на Земле, на какие отряды они делятся. Изучить особенности каждого отряда и основных представителей, а так же выявить значение млекопитающих.

Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная.
В тетради записывают дату и тему урока.
Слушают цели урока.
Создается благоприятная психологическая атмосфера для включения детей в работу.

Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения конкретных задач урока.

УЭ -1

Актуализация знаний (7 мин.)

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Размножение и развитие млекопитающих».  
Повторим предыдущий материал.
Задание.
Вставьте пропущенные в тексте слова.  За правильную  работу
5 баллов.
В яичниках самок млекопитающих развиваются ________. В семенниках самцов млекопитающих развиваются _______. Оплодотворенные яйцеклетки поступают в ________. Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует _________. Зародыш получает питательные вещества и кислород из ______ матери. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы ______. Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются ______. Детеныши оленей, лошадей рождаются________ и способны вскоре после рождения _____ за матерью.
Ответ: (Приложение 1)

Выполняют в тетради работу. Происходит взаимопроверка. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. Репродуктивный метод. Учащиеся повторяют, выравнивают знания.

УЭ-2

Изучение нового материала

Цель: в ходе урока вы должны познакомиться с хаpaктерными признаками млекопитающих основных отрядов и их многообразием.

Задание 1.

В процессе показа от каждой группы презентаций  и слушая сообщения учащихся  по основным отрядам млекопитающих, вы должны заполнить в тетради  таблицу:

Сравнительная хаpaктеристика основных отрядов млекопитающих

Название отряда

Хаpaктерные признаки

Представители

Насекомоядные, рукокрылые    
Грызуны, зайцеобразные    
Хищные    
Ластоногие, китообразные    
Парнокопытные, непарнокопытные    

За работу с таблицей – 5 баллов.
За выполнение презентации – 3 балла.

Ответ: (Приложение 2)

Задание 2. «Четвертый лишний»
Каждая группа получает карточку с заданием. Напишите какое животное лишнее и расскажите по каким признакам вы его выбрали.
За работу – 5 баллов. За ответ – 1 балл.

Ответ: (Приложение 3).

Задание 3. «Биологические задачи»

Каждая группа получает по две биологические задачи. Обсудите в группе и запишите в тетрадь ответ.
За каждую задачу – 2 балла. За ответ – 1 балл.

Биологические задачи

Группа №1

Задача 1. Каковы различия зубов грызунов и хищников?

Задача 2.Загадка гласит:

«В одёжке богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнце».

Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни?

Группа №2

Задача 1

В «чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром» . Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста -18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.
Какой зверёк изображен на фотографии?
Какими особенностями обладает хвост этого зверька?

Задача 2. Волки живут стаями, а лисицы и рыси – нет Объясните поведение этих животных.

Группа №3

Задача 1. Летучие мыши не реагируют на свет , однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных.

Задача 2.

Вот хрустнули сухие ветки –
Ночные бдения зверей:
Охотятся хорьки и белки
На зазевавшихся мышей.

А.Пружанский

– Какую ошибку допустил поэт?

Группа №4

Задача 1. Бежали два зайца: один – на гору, второй – под гору. Каком узайцу было легче бежать? Почему?

Задача 2. Народная мудрость утверждает: «Там, где водится кyница, белка не родится». Каков её биологический смысл?

Группа №5

Задача 1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?

Задача 2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

Ответ: (Приложение 4).

Слушают сообщения учащихся, заполняют таблицу. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают животных, называют общие черты и различия. Работают в группе. 
Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. Группы по очереди называют ответы.

 

 

 

 

Обсуждают в группе решение задач. Ответ записывают в тетрадь. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. Группы по очереди называют ответы.

Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности.

 

 

Формируется ценностно-личностное отношение к млекопитающим.

 

 

 

 

 

 

 

Форма учебной деятельности на этом этапе коллективная. Развитие логического мышления, творческие способности, грамотной речи. Формируется умение сравнивать объекты между собой.

 

Формируются умения выявлять причинно-следственные связи. Формируются умения анализировать.

УЭ-3

Закрепление полученных знаний

Выходной контроль:

Цель: проверить усвоение материала о многообразие млекопитающих.

Задание:

Цветовой тест. Консультанты раздают вопросы и карточки с терминами. Вопрос оговаривается  какого цвета следует закрасить ответ на него. В случае правильного заполнения карточки появится определенный цветовой орнамент.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:

1. Зеленый

– Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных. (Рукокрылые)

2. Красный

– Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки. (Насекомоядные)

3. Синий

– У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой. (Грызуны)

4. Зеленый

– У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные. (Зайцеобразные)

5. Красный

– Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих. (Альвеолах)

6. Зеленый

– Где располагаются голосовые связки? (В гортани)

7. Красный

– Как называются роговые  образования кожи? (Ногти, иглы)

8. Красный

– Как называется разновидность волос в шерстном покрове млекопитающих. (Вибриссы)

9. Красный

– К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или непостоянной температурой тела. (Гомойотермные)

10. Синий

– Какой основной продукт белкового обмена удаляется через почки у млекопитающих? (Мочевина)

11. Зеленый

– Где происходит развитие зародыша млекопитающих? (Матка)

12. Синий

– Как называется структура, через которую происходит дыхание и питание эмбриона? (Плацента)

13. Красный

– Какая кровь в левой половине сердца млекопитающих? (Артериальная)

14. Синий

– Как  называется оплодотворенная яйцеклетка? (Зигота)

15. Красный

– Через какую систему эмбрион получает питание для своего развития? (Кровообращение)

I вариант

плацента гомойотермные вибриссы
матка грызуны зайцеобразные

II вариант

рукокрылые грызуны мочевина
насекомоядные артериальная матка

III вариант

кровообращение зигота альвеолы
гортань ногти, иглы зайцеобразные

Производится самопроверка. Ответ: (Приложение 5)

Слушают объяснение задания. Работают с карточками. Закрашивают ответы определенным цветом. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. Контроль за усвоением материала.  Этот метод организует сжатое повторение основных понятий. Способствует быстрому запоминанию. Развитие творческих способностей, образного мышления, развиваются умения систематизировать и навыки оформления работы.

УЭ -4

Подведение итогов

1. Оцените свою работу на уроке, сложив количество баллов, полученных на каждом учебном элементе.

Если вы набрали:

25-30 баллов, то получаете оценку «5»
24-19 баллов, то получаете оценку «4»
18-13 баллов, то получаете оценку «3»
менее 12 баллов, то получаете оценку «2»

2. В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник:

Оценка Дифференцированное домашнее задание
«5» Решение кроссворда по млекопитающим
«4» Прочитать стр. 230-235 учебника, тетрадь упр. 161,162
«3» и «2» Прочитать стр. 230-235 учебника, тетрадь упр. 161,162, записи в тетради.

Творческое задание для желающих: напишите доклад или сделайте презентацию на тему: «Животные красной книги».

Получают оценки за работу на уроке.

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя о дифференцированном домашнем задании.

Формируется мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

 

 

 

 

Формируется чувство удовлетворения от проделанной работы. Повышается самооценка.



Комментарии:

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

26 11 2025 17:36:10

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

25 11 2025 2:14:10

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

24 11 2025 7:17:55

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

23 11 2025 21:18:21

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

22 11 2025 19:56:34

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

21 11 2025 7:19:56

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

20 11 2025 3:10:33

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

19 11 2025 9:39:34

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

18 11 2025 12:58:49

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

17 11 2025 19:11:21

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

16 11 2025 18:41:20

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

15 11 2025 17:40:49

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

14 11 2025 18:32:43

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс


    Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

      На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

13 11 2025 21:49:42

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

12 11 2025 17:42:12

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

11 11 2025 5:15:18

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

10 11 2025 8:11:10

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

09 11 2025 21:42:55

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

08 11 2025 11:33:41

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

07 11 2025 2:54:53

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

06 11 2025 19:24:56

Проблемное обучение на уроках биологии


    Проблемное обучение на уроках биологии

      Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

05 11 2025 21:50:38

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

04 11 2025 10:30:42

Ботаника Биология

Ботаника  Биология Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

03 11 2025 20:55:10

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

      С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

02 11 2025 7:23:25

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

01 11 2025 20:15:17

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

31 10 2025 2:31:26

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

30 10 2025 0:49:49

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)


    Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

      Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

29 10 2025 7:43:37

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

      Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

28 10 2025 12:19:30

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

27 10 2025 19:43:24

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

26 10 2025 20:45:12

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

25 10 2025 16:27:42

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"


    Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

      Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

24 10 2025 13:10:25

Многообразие млекопитающих


    Многообразие млекопитающих

      Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....

23 10 2025 2:18:30

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"


    Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

      Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

22 10 2025 1:46:35

Значение и разнообразие плодов


    Значение и разнообразие плодов

      Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

21 10 2025 0:43:10

Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)


    Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)

      Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....

20 10 2025 18:18:53

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

19 10 2025 6:19:50

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

18 10 2025 7:46:43

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

17 10 2025 16:18:20

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

16 10 2025 1:34:36

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

15 10 2025 2:37:40

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

14 10 2025 15:37:54

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

13 10 2025 11:34:40

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

12 10 2025 9:37:10

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

11 10 2025 14:45:43

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

10 10 2025 1:33:25

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

09 10 2025 11:41:33

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

08 10 2025 18:54:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::