Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

Действующие лица:

  • Судья
  • Адвокат
  • Прокурор
  • Ученый-генетик
  • Ученый-скептик
  • Овечка Долли
  • Хозяин овечки
  • Бизнесмен
  • Сомневающийся
  • 1-й ведущий
  • 2-й ведущий

Суд заседает на сцене. Выходят ведущие. Звучит музыка. Стихает.

1-й ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить новую современную проблему: что такое \"клонирование\" и нужно ли оно современному обществу. Начинаем наш диспут.

2-й ведущий. Позвольте представить наших участников: на сцене Судья, Адвокат, Прокурор, Ученый-генетик, Ученый-скептик. Для ознакомления с проблемой слово предоставляется Ученому-генетику.

Ученый-генетик /читает доклад о достижениях в области клонирования/.

Термин \"клон\" означает \"веточка\", \"побег\". Клонирование растений, их вегетативное размножение известно Человечеству уже 4 тысячи лет. Другое дело- клонирование животных! Эти опыты начались в середине 20-го века и проводились на земноводных. Ученые разработали микрохирургический метод пересадки ядер эмбриональных клеток одной лягушки с помощью стеклянной пипетки в лишенные ядер яйцеклетки. При этом появились нормальные головастики. С 80-х годов проводится клонирование мышей, кроликов, коров и свиней. А в 90-е годы удалось клонировать и овцу, известную \"овечку Долли\". Она развилась из реконструированной яйцеклетки одной овцы, донором ядра которой была клетка молочной железы другой овцы. Долли оказалась точной копией овцы-донора. А скоро дойдет очередь и до человека. Вот это здорово!

Ученый-скептик. У меня на этот счет другое мнение. Клонирование вредно по своей сути. От него одни проблемы. Послушайте, что я обнаружил, изучая историю вопроса. /Читает доклад об опасности клонирования/. Во-первых, из зародышей головастиков благополучно развивается лишь 80%, тогда как остальные гибнут. Во-вторых, опыты с мышами себя не оправдали, так как большинство эмбрионов погибали на ранних стадиях В-третьих, только 3% кроликов развились в нормальных животных- у других наблюдались отклонения. Что же касается клонирования человека, то становление человека как личности определяется не только биологической наследственностью, но и семейной, социальной и культурной средой, а пpaктически все религиозные учения настаивают , что появление человека на свет определяется богом, и зачатие должно происходить естественным путем! А если недобросовестные люди захотят себя клонировать? Что же тогда будет?

Сомневающийся. Я сомневаюсь, что прав кто-либо из выступавших. Это вообще не та проблема, которую следует обсуждать. Главное в мире деньги- у кого они есть, тот и прав. Вот мой знакомый Бизнесмен заказал себе клона, чтобы передать ему начатое Дело.

Бизнесмен входит.

Бизнесмен. Какие тут проблемы? Мне нужен мой клон! Я уже обо всем договорился и даже внес предоплату! Скоро мой клон сделают для меня- и мой Бизнес будет процветать всегда! Да здравствует мой Бизнес - самый лучший бизнес в мире! Ура, товарищи!

Судья /Бизнесмену/. Позвольте- позвольте! Здесь не рекламное агентство! Освободите помещение!

Бизнесмен уходит.

Судья. Теперь позвольте подвести итоги! Прокурор, Вам слово!

Прокурор. /Приводит доводы о недопустимости клонирования вообще и клонирования человека в частности/.

1-е. Мы не должны снимать с людей копии, поскольку нам следует относиться к каждому ребенку как к индивиду, а не как к копии другого человека!

2-е. Человек не является товаром, торговля людьми- это криминальная сфера.

3-е. Недопустимо лишать человека жизни- надо ввести запрет на эксперименты с человеческими зародышами.

4-е. С научной точки зрения не следует стремиться к \"улучшению\" человеческих генов- где критерии \"идеального человека\"?

5-е. Зачем лишать природу генетического разнообразия? И вообще: а вдруг неудачная копия окажется уpoдом? Кто будет нести за это ответственность- все Человечество? Считаю недопустимым и безнравственным клонирование вообще и клонирование человека в частности!

Судья. А теперь слово предоставляется Адвокату.

Адвокат. Я должен защитить новейшее направление науки.

/Приводит факты о пользе клонирования стволовых клеток и пр./.

Обратите внимание на следующие положительные аспекты клонирования:

1-е. Терапевтическое клонирование приводит к образованию стволовых клеток зародыша, идентичных клеткам донора, которые можно использовать при лечении многих заболеваний.

2-е. Репродуктивное клонирование создает клон донора, что может помочь бесплодным парам родить ребенка- копию одного из родителей.

3-е. Производство детей с запланированным генотипом позволяет множить гениальных людей в лаборатории. А вот пример замечательного результата клонирования животных - овечка Долли! Ее создали в лаборатории!

Звучит музыка \"Бедная овечка\" Алены Свиридовой.

Хозяин овечки Долли выходит с портретом матери овечки Долли - и ведет за руку странное существо с таким же портретом, согбенное и отрывочно блеющее.

Хозяин овечки Долли . Вот моя клонированная овечка! Копия своей первой матери, генетической! А вторая мать, суррогатная, ее родила, но на нее Долли не похожа. Правда, Долли настоящая красавица?! Она гордость науки! Да, Долли?

Овечка Долли. Бе-е-е, бе-е-е, бе-е-е...

Уходят.

1-й ведущий. Какая милая эта овечка! Она такая симпатичная!

2-й ведущий. /Плачет, трет глаза кулачками/.

Бедная-бедная овечка! Она и не знает, какая трагическая уготована ей судьба!

1-й ведущий. А в чем дело?

2-й ведущий. Говорят, что ее пустили под нож вместе с другими овцами, когда в стране свирепствовал ящур - чтобы не заразилась...

1-й ведущий. Какой ужас! А как же наука?

2-й ведущий. О науке забыли, когда опасность коснулась настоящего.

Сомневающийся. Позвольте-позвольте! Как это забыли? Просто спасались от возможного заражения - ведь ящур опасен для людей!

1-й ведущий. А при чем же тут Долли?

2-й ведущий. А Долли не при чем!

Ученый-скептик. От Долли и ей подобных можно ждать беды в будущем. Вспомните \"Роковые яйца\" и \"Собачье сердце\" Михаила Булгакова. Писатель предупреждал о биоэкологических проблемах еще в прошлом веке! Могут непредсказуемо размножиться Монстры!

Ученый-генетик. Но развитие науки уже нельзя остановить! Это безнравственно!

Адвокат. Я согласен ученым-генетиком. Наука идет методом проб и ошибок - кто-то пострадает, а Человечество в целом выиграет! Это доказано всей историей развития Цивилизации.

Прокурор. Я не согласен с коллегой: нельзя сопоставлять несопоставимое! Каждая личность в Истории значима!

Судья. Коллеги, давайте подведем итоги: мы стоим на распутье: продолжать клонирование или прекратить исследования. Приведу данные по хронологии этой проблемы /читает хронологические данные/:

  • 1883 год- открытие яйцеклетки, Германия.
  • 1943 год- оплодотворение яйцеклетки в пробирке.
  • 1978 год-рождение первого ребенка из пробирки, Англия.
  • 1981 год- получение трех клонированных эмбрионов человека и уничтожение их под давлением общественности, США.
  • 1985 год- рождение ребенка суррогатной, а не генетической
  • матерью, Англия. Запрет Парламента на эксперименты.
  • 1987 год- клонирование человеческих зародышей с их последующим уничтожением и запретом администрацией США на дальнейшее проведение подобных опытов.
  • 1997 год- рождение овечки Долли в Великобритании и законопроект в конгрессе США о запрещении создавать человеческие существа путем клонирования.
  • 1998 год- объявление о создании лаборатории по клонированию людей в Чикаго по просьбам многочисленных потенциальных клиентов.
  • 2000 год- попытки государственного регулирования процессов.

Насколько это все эффективно, пусть рассудят зрители.

Вопрос из зала. А каковы перспективы клонирования человека?

Судья /заседающим/. Кто из вас ответит на этот вопрос?

Ученый-генетик. Я отвечу. Существует опасность, что беспринципные диктаторы попытаются увековечить свою власть, создав свой клон и обретя таким образом бесcмepтие. Могут они создать и армию сверхлюдей, представляющих угрозу для общества. Но это же не аргумент для прекращения исследований! Нужны законы, регулирующие происходящие процессы. И они уже существуют: во многих странах опыты по клонированию человека приостановлены. Другое дело, что только запретительными мерами тут не обойтись!

Вопрос из зала. А какие законы предлагается принять?

Судья. На этот юридический вопрос я отвечу сам.

1-е. Клоны людей должны официально иметь те же юридические права, что и любой человек.

2-е. Живущий в настоящее время человек не должен клонироваться без его письменного согласия.

3-е. Человек может по своему желанию разрешить клонировать себя после cмepти.

4-е. Клоны человека должны вынашиваться и рождаться только взрослой женщиной, действующей без принуждения, по собственной воле.

5-е. Следует запретить клонирование убийц и других жестоких преступников.

Вопрос из зала. А как можно клонировать умерших- ведь у них нет живых клеток?

Адвокат. Это вопрос будущего. Не во всех клетках ДНК сразу разрушается, а именно она несет генетическую информацию. А некоторые клетки можно специальным образом заморозить еще при жизни человека.

Прокурор. Это просто ужасно!

Диспут продолжается. Ребята из зала задают вопросы- со сцены на них отвечают /часть вопросов можно подготовить в ролях, часть возникнет экспромтом, сама собой/.

2-й ведущий. Давайте подведем итог нашего диспута. По поводу Клонирования есть два противоположных мнения: \"опасаться дальнейшего клонирования\" или \"бросить все силы на продолжение проекта\".

1-й ведущий. А кто окажется прав, покажет и рассудит Время!

Играет музыка. Заседающие встают и уходят. Зал пустеет.

Презентация проекта проведена с учащимися 10-х классов на предметной неделе в гимназии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вестник ВОГиС №19 2009 год. \"Рожать нельзя клонировать\".
  2. Вестник ВОГиС №17 2008 год. \"Цитодукция у человека: первые генетически модифицированные дети\".
  3. Научно-популярный журнал \"Знание-сила\" №4 2007 год. Майкл Смит, \"Клоны\".
  4. http://www.bionet.nsc.ru 1)\"Клонирование\". 2)\"Клонирование. Долли - случайность или закономерность?\"

Приложение 1.

Приложение 2.



Комментарии:

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

30 06 2025 7:24:39

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

29 06 2025 21:48:38

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

28 06 2025 7:22:11

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

27 06 2025 17:55:42

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

26 06 2025 4:58:47

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

25 06 2025 17:28:40

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

24 06 2025 16:29:20

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

23 06 2025 14:58:29

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

22 06 2025 11:52:35

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

21 06 2025 20:31:15

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

20 06 2025 10:16:29

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

19 06 2025 6:32:40

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"


    Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

      Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...

18 06 2025 0:14:44

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

17 06 2025 0:34:54

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

16 06 2025 19:40:51

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

15 06 2025 4:37:14

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

14 06 2025 15:49:11

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

13 06 2025 2:14:31

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

12 06 2025 8:40:45

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

11 06 2025 12:32:29

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

10 06 2025 16:24:21

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

09 06 2025 22:43:39

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

08 06 2025 10:54:36

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

07 06 2025 15:52:33

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

06 06 2025 10:13:26

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

05 06 2025 3:55:19

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

04 06 2025 10:45:19

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

03 06 2025 21:21:30

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

      Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

02 06 2025 16:31:52

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

01 06 2025 0:22:29

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

31 05 2025 2:43:10

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

30 05 2025 19:21:26

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

29 05 2025 20:18:33

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

28 05 2025 15:43:32

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"


    Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

      Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

27 05 2025 16:39:20

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии


    Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

      На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

26 05 2025 22:26:37

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

25 05 2025 14:42:33

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

24 05 2025 9:18:48

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

23 05 2025 21:28:45

Питание и пищеварение. 8-й класс


    Питание и пищеварение. 8-й класс

      На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

22 05 2025 23:35:30

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

21 05 2025 22:59:26

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

20 05 2025 7:58:12

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

19 05 2025 11:16:57

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

18 05 2025 16:27:28

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

17 05 2025 12:47:28

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

16 05 2025 3:56:59

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

15 05 2025 15:56:37

Известное и неизвестное в мире животных


    Известное и неизвестное в мире животных

      Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение. ...

14 05 2025 0:44:37

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

13 05 2025 11:39:10

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

12 05 2025 16:54:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::