Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"
Цели урока:
- Образовательные – обобщить и расширить знания учащихся о роли млекопитающих в природе и жизни человека, выяснить влияние человека на видовой состав и численность млекопитающих.
- Воспитательные – сформировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе.
- Развивающие – развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету.
Оборудование.
- Таблицы по охране животных, рисунки по нервной и кровеносной системе хордовых, карточки с разноуровневыми заданиями, материал кабинета, видиокасета.
Методы и приёмы.
Работа с карточками, с книгой (самостоятельная работа), парная форма работы, индивидуальный опрос у доски, беседа, использование элементов проблемного обучения, работа с техническими средствами обучения, использование игровой технологии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
Цель урока: выяснить роль млекопитающих в природе и жизни человека, влияние человека на млекопитающих.
Для этого мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их.
Тема этого урока входит в зачёт и в экзаменационные билеты, поэтому мы должны её хорошо освоить.
2. Повторение.
1) 4 человека работают по карточкам. (В карточке дано 2 задания: одно-1уровня, второе -2уровня. Выполняется только одно задание).
2) Сравните строение головного мозга пресмыкающихся и млекопитающих.
3) Сравните особенности кровеносной системы пресмыкающихся и млекопитающих.
4) Докажите сходство и различие между пресмыкающимися и млекопитающими.
Проанализируйте ответ.
5) Что Вы могли бы рассказать об ископаемых предках млекопитающих.
6) Что собой представляли первые млекопитающие, появившиеся на Земле?
7) Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку Вы его выбрали:
а) кенгуру, сумчатая мышь, лисица, коала (все остальные относятся к подклассу сумчатых, а лисица – плацентарных) ;
б) тюлени, кошки, морские львы, моржи (тюлени, морские львы, моржи – отряд Ластоногие, а кошки – отряд Хищные) ;
в) лошади, зебры, олени, носороги (олени – отряд Парнокопытные, а остальные – отряд Непарнокопытные) ;
г) олень, белый медведь, куропатка, верблюд (1 способ – куропатка-птица, а остальные-звери. 2способ – верблюд, все остальные обитают в ЯНАО).
3. Изучение нового материала.
Тема (запись в тетради).
Работа по плану:
1. Роль млекопитающих в природе.
2. Значение млекопитающих для человека.
3. Охрана млекопитающих.
Учитель:
Ребята, давайте представим на минуту, что млекопитающих не стало.
Смогли бы мы обойтись без млекопитающих?(Ответ).
А какова роль их в природе? (Беседа, самостоятельная работа с учебником, парная форма работы).
Вывод:
1. Млекопитающие регулируют рост и развитие растений.
2. Регулируют численность других животных.
3. Выполняют роль санитаров.
4. Служат основным источником пищи для других животных.
5. Образуют пищевые связи.
Учитель:
Составим схему пищевой связи.
РАСТЕНИЯ – ТРАВОЯДНЫЕ – ХИЩНЫЕ.
Учитель:
Какое значение имеют млекопитающие для человека:
а) положительное,
б) отрицательное ? (беседа).
Учитель:
Справились ли мы с поставленной задачей? (Ответ:... обойтись без зверей мы не можем, роль их в жизни человека и природе очень велика).
Физминутка.
Учитель:
Я перед изучением нового материала предложила Вам представить, что млекопитающие вдруг исчезли.
А такое может быть в действительности?(Да, может..)
Учитель:
На стенде “Подумай” помещено было задание, кто его выполнил?
Ученик:
Это морская корова – Стеллерова корова – существовала до 1768 г., питалась морской капустой , стала известна благодаря описаниям натуралиста Г. Стеллера в 1741 г.
Г. Стеллер писал, что огромные куски мяса отрезали от живой ещё добычи.
(Просмотр фрагмента кинофильма о морской корове, беседа о возможности гибели зверей).
Учитель:
С некоторыми данными нас познакомит…
Ученик:
За последние 2тыс. лет на земном шаре вымерло 106 форм одних млекопитающих. Только в нашем веке полностью уничтожено не менее 100 видов и подвидов зверей и птиц. А сейчас в Красную книгу МСОП (Международный союз охраны природы), изданную в 1978г., занесено 314 видов и подвидов млекопитающих. Этот процесс затронул пpaктически все уголки земного шара, и ЯНАО не стал исключением. Добыча нефти и газа привела к ухудшению экологии в целом по округу. В 1997г. была создана Красная книга ЯНАО.(Из книги: ”Приуральский район на карте ЯНАО”.)
Учитель:
Что необходимо делать, чтобы сохранить зверей на Земле? (беседа об экологии).
Ученик:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
Птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдёт своей беды.И сколько тут корысти ни ищи ты.
Какой бы отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
(Сергeй Островой. “Красная книга”.)
Учитель:
Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? (Беседа).
Ученик:
1. Создаются заповедники. В ЯНАО – Верхнетазовский заповедник.
Некоторые заповедники специально занимаются восстановлением определённых видов зверей: Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей.
2. Создаются заказники. В ЯНАО – Собты-юганский заказник, Нижнеобской заказник и другие.
3. Редких животных заносят в Красную книгу. В Красную книгу ЯНАО занесены 7 видов млекопитающих:
1) Белый медведь (Наибольшее количество этих животных погибло в 30 года прошлого столетия. Сейчас, благодаря запрету на промысел белых медведей, общая численность их увеличивается),
2) Северная европейская норка (Бpaконьерство привело к уменьшению этих животных на территории ЯНАО. Сейчас в специальных питомниках разводят европейскую норку, и затем интродуцируют в районы, где количество их резко упало),
3) Гренландский кит ,
4) Сельдяной кит,
5) Атлантический морж,
6) Западносибирский речной бобр,
7) Тундровый северный олень (По данным авиаучёта, проведённого в 1978г., численность диких оленей на полуострове Ямал и о. Белый составляла до 150 особей. Полярноуральская популяция, по данным Красной книги ЯНАО, не превышает несколько десятков голов. Бpaконьерство, развитие нефтегазовой промышленности, строительство трубопроводов, железных и автомобильных дорог – вот причина уменьшения количества данных животных. Необходимо организовывать заказники и заповедники, построить переходы на путях миграций оленей через промышленные коммуникации, усилить борьбу с бpaконьерством).
4. Охота на животных разрешена в строго определённое время.
Учитель:
Какую задачу мы решали на этом этапе урока? (Беседа).
5. Закрепление.(Беседа).
Учитель:
А теперь мы с вами поиграем. Наступило время нашего видеоканала.
Сегодня в программе:
1) Репортаж наших специальных корреспондентов с выставки :” Зверюшкины рекорды”.
А) Самое высокое сухопутное животное – жираф.
Б) Самый крупный обитатель суши – африканский слон.
В) Самое крупное наземное млекопитающее нашей страны – зубр.
Г) Самое крупное и тяжёлое млекопитающее - синий кит.
2) Викторина:
В штатах Аризона на западе США истребили врагов оленей – волков. Олени зажили припеваючи. За четверть века их поголовье увеличилось в 25раз. Прошло ещё 15лет – и численность начала катастрофически падать. В чём причина?
Чем самцы оленей внешне отличаются от самцов?
Чем заповедники отличаются от заказников?
6. Обобщение.
7. Выводы по уроку.
8. Домашнее задание.
Учитель:
В заключение урока послушаем стихи ученицы нашей школы Томы Сыротинской:
Берегите каждую травинку,
Берегите каждый лепесток,
Берегите каждую песчинку,
Чтобы уничтожить их никто не смог.Нам дано это всё на радость,
Нам дано это не навсегда.
И должны мы беречь это чудо,
Чтобы радоваться им всегда.
Комментарии:
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
24 08 2025 23:20:42
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
23 08 2025 18:30:22
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
22 08 2025 18:39:13
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
21 08 2025 20:54:46
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
20 08 2025 14:50:30

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
19 08 2025 16:35:34
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
18 08 2025 5:34:50
Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....
17 08 2025 21:19:40
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
16 08 2025 5:40:48
Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний.
...
15 08 2025 4:40:41
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
14 08 2025 20:56:31
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
13 08 2025 9:13:34
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
12 08 2025 9:12:56
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 08 2025 8:25:10
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
10 08 2025 20:52:52
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
09 08 2025 19:55:45
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
08 08 2025 9:30:25
Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....
07 08 2025 12:45:54

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
06 08 2025 10:53:23
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
05 08 2025 23:14:38
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
04 08 2025 22:45:53
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
03 08 2025 3:45:30
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
02 08 2025 4:46:47
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
01 08 2025 9:55:31
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
31 07 2025 23:29:17
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
30 07 2025 4:28:40
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
29 07 2025 11:10:35
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
28 07 2025 9:34:39
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
27 07 2025 19:28:21
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
26 07 2025 16:23:14
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
25 07 2025 20:45:31
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
24 07 2025 20:47:18
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
23 07 2025 9:42:33
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
22 07 2025 14:12:47
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
21 07 2025 7:45:43
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
20 07 2025 17:33:38
Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....
19 07 2025 2:47:14
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
18 07 2025 14:21:57
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
17 07 2025 17:13:13
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
16 07 2025 14:37:11
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
15 07 2025 18:43:36
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
14 07 2025 9:24:50
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
13 07 2025 9:36:25
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
12 07 2025 19:43:32
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
11 07 2025 1:55:31
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
10 07 2025 18:43:41
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
09 07 2025 17:46:14
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
08 07 2025 16:47:59
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
07 07 2025 14:11:11
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
06 07 2025 1:21:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::