Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме “Эволюционное учение”

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, результатах эволюционного процесса.
  • Расширить и углубить знания о макроэволюции, способах её достижения, направлениях и путях.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Методы: репродуктивные, словесные (беседа), наглядные (использование презентации Power Point (Приложение 1), частично- поисковые, работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Выбор спикера в группах
  • Индивидуальные оценочные листы, жетоны
Распределение учащихся по группам происходит заранее. Принцип деления – по усмотрению учителя: по интересам, по силе и т.п. В нашем случае - смешанные группы, в составе которых “сильные”, “средние” и “слабые” учащиеся
  1. Актуализация знаний

Работа со слайдами презентации. (Приложение 1)

Учитель: “Какова цель нашего последнего урока в теме?”

Организация работы в группах методом кластера: на листе бумаги записать все термины и понятия по теме “Эволюция”, установив между ними смысловые связи.

Слайды 2, 3.

Возможные ответы: “Повторить”, “Обобщить знания по теме”.

Работа в группах - 3-5 мин., затем выступления при условии, что уже названное не повторяется.

Учитель: “Получилось ли выстроить много связей?” Уточняем и конкретизируем цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Эволюционное учение”
  1. Организация деятельности

Комментарий учителя:

Вернувшись из пятилетнего кругосветного путешествия убежденным сторонником изменяемости видов, Ч.Дарвин задался вопросом:

Почему в природе так много видов, а в сельском хозяйстве пород и сортов?

Изучив практику работы английских фермеров, Дарвин сформулировал принцип искусственного отбора.

Слайды 4, 5.

Ответы на вопросы по содержанию слайда. Спикеры в группах отмечают ответы учащихся жетонами.

Учитель: Почему же многим особям не удаётся выжить и оставить потомство?
  • Что такое “борьба за существование?”
  • Виды борьбы за существование?
Слайд 6.

Возможные ответы:

  • Ограниченность жизненных ресурсов.
  • Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов.

Ответы учащихся на вопросы. Спикеры в группах отмечают ответы жетонами.

ЗАДАНИЕ 1.

“Виды борьбы за существование”

А. межвидовая борьба
Б. внутривидовая борьба
В. борьба с неблагоприятными условиями жизни

Текст задания – каждому; время выполнения – 2 мин. Проверка: ответы появляются на слайде. Учащиеся отмечают правильность своего ответа в оценочном листе.
  1. токование тетеревов
  2. гибель рыбы в зимнем водоёме.
  3. конкуренция скворцов за скворечник
  4. паразитизм лямблий и трипаносом в кишечнике и крови человека
  5. горностай и ласка охотятся за полевой мышь
  6. молодые побеги тополя прорастают через трещины в асфальте.
  7. стрекозы и пауки поедают мух и комаров.
  8. турнирные бои самцов зебры
  9. семя календулы попало в болото
Учитель: Что такое “естественный отбор?” Слайд 7.
Работа с текстом слайда. Ответы на вопросы учителя:
  • Движущие силы эволюционного процесса?
  • Что является результатом эволюции?
Слайд 8.
Учитель: Какие формы приспособленности изображены на слайде? Слайд 9.
Работа в группах, обсуждение. Слайд 10, 11.

Тексты заданий на экране; время выполнения на каждое – по 2 мин. Проверка: ответы появляются на слайде

Учитель: Эволюция происходит на двух уровнях: первый – микроэволюция (видообразование) Слайд 12.

Работа с терминами и вопросом слайда. Время выполнения- 3 мин. Спикеры отмечают ответы жетонами.

Учитель: Второй уровень – макроэволюция - образование надвидовых систематических групп. Слайд 13, 14.

Обсуждение, беседа.

Учитель: Вспомним, каковы главные направления эволюции Слайд 15.

Работа с материалом слайда

ЗАДАНИЕ 2.

“Пути достижения прогрессивной эволюции”

1.Ароморфоз А.“Прилаживание, “приноравливание” Б. Упрощение общей организации организма
2.Дегенерация В.“Вырождаться” Г.Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания
3.Идиоадаптация Д. “Поднимаю” + “форма” Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации
Слайд 16.

Текст задания на экране. Время выполнения - 2 мин.

Проверка: ответы появляются на слайде. Учащиеся отмечают правильность своего ответа в оценочном листе.

Учитель: Каковы результаты и причины биологического регресса? Слайд 17.

Беседа

Пояснения схемы учителем.

ЗАДАНИЕ 3.

“Главные направления эволюции”

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции Направления эволюции
  1. Возникновение полового процесса.
  2. Образование позвоночника.
  3. Образование пятипалых конечностей.
  4. Возникновение теплокровности.
  5. Образование хобота у слона.
  6. Утрата органов пищеварения и кровообращения (у цепня)
  7. Утрата конечностей у китов.
  8. Усложнение головного мозга
  9. Возникновение фотосинтеза.
  10. Дифференциация тела растения на органы.
  11. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  12. Утрата листьев и превращение их в колючки у кактуса.
  13. Появление цветка у покрытосеменных.
  14. Появление зацепок на плодах лопуха и череды.
  15. Утрата листьев и стебля у повилики.
  16. Появление семян у голосеменных.
 
Слайд 18.

Текст задания – каждому; время выполнения – 4 мин. Проверка: ответы появляются на слайде через гиперссылку (Приложение 2). Учащиеся отмечают правильность своего ответа в оценочном листе.

Учитель: Какие примеры путей достижения прогрессивной эволюции вы видите на экране? Слайд 19.
  • Обсуждение, беседа.
  • Спикеры отмечают ответы жетонами.

Учитель комментирует итоговую схему

Слайд 20.

Распечатка схемы выдаётся учащимся

  1. Рефлексивный момент

Учащимся предлагается оценить своё настроение и степень удовлетворённости работой на уроке.

На доску помещается схема “Соотношение путей эволюции”: при помощи любого символа (красный круг, фигурка животного, человека и т.п.) отметить своё местонахождение.

  1. Получение конкретного результата, подведение итогов урока

Учащиеся сдают учителю индивидуальные оценочные листы.

Оценка на данном уроке не обязательна, важнее самооценка учащимися результатов своего труда, коррекция знаний на этапе подготовки к контрольной работе по теме.

Индивидуальный оценочный лист ____________________________

(Ф.И.)

обобщения по теме “Эволюционное учение”

Этап обобщения

Критерии самооценки: “Я справился(ась)

  1.  “Виды борьбы за существование”

____полностью ____частично _____затрудняюсь

  1. “Пути достижения прогрессивной эволюции”

____полностью ____частично _____затрудняюсь

  1. “Главные направления эволюции”

____полностью ____частично _____затрудняюсь

  1. Количество жетонов

____3 и более- “5” ____ 2-“4” _____1 – “3”

Список литературы:

  1. Гуменюк М.М. Биология 9 класс: Поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.- Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Кулев А.В. Общая биология 10 класс: Методическое пособие.- С-Петербург: Паритет, 2001.
  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2004
  4. Рувинский А.О. Общая биология.: Учебник для 10-11 классов школ с углублённым изучением биологии.- М.: Просвещение, 1993
  5. Чайка Т.И. Биология 11 класс: Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.- Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Мамонтов Д.И. Открытая биология: Электронное пособие (CD-ROM).- ООО “Физикон”, 2005


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

25 10 2021 10:26:15

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы « Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

25 10 2021 1:53:47

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

25 10 2021 13:55:38

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

25 10 2021 6:10:11

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

25 10 2021 4:56:39

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

25 10 2021 7:25:25

Развернутый план-конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения"

Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, практически значимых в их жизни. ...

25 10 2021 13:42:44

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

25 10 2021 10:43:18

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

25 10 2021 18:48:24

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

25 10 2021 14:45:52

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

25 10 2021 20:43:38

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

25 10 2021 11:52:15

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

На уроке учащиеся характеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

25 10 2021 14:34:55

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

25 10 2021 16:45:25

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

25 10 2021 14:19:25

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

25 10 2021 16:13:44

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика практического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

25 10 2021 20:41:20

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

25 10 2021 15:17:51

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

25 10 2021 2:13:25

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

25 10 2021 10:48:41

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

Представлен конспект урока " Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса " Общая биология" в 9–11-х классах....

25 10 2021 1:28:46

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

25 10 2021 15:14:31

Урок-игра "Анализаторы"

Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи « Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

25 10 2021 21:53:55

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

25 10 2021 17:29:56

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая характеристика"

Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

25 10 2021 16:34:59

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы " Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

25 10 2021 12:19:29

Программа курса "Биоиндикация"

Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

25 10 2021 13:11:17

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

25 10 2021 5:55:11

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

25 10 2021 6:39:22

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

Самодельная игра домино « Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

25 10 2021 9:55:43

Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос " Зачем учить биологию и экологию". ...

25 10 2021 18:14:26

Тема урока "Органы полости тела рыб"

Урок биологии на тему « Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

25 10 2021 16:13:55

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

25 10 2021 16:44:13

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (практический курс)"

Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения практических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

25 10 2021 12:34:18

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

25 10 2021 4:54:58

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

25 10 2021 19:50:53

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

25 10 2021 13:32:51

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

25 10 2021 13:26:37

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

25 10 2021 16:57:34

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

25 10 2021 14:41:34

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

25 10 2021 13:58:13

Тема урока: "Химический состав растений"

Данный урок является одним из уроков по теме " Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

25 10 2021 15:35:27

«Рациональное питание». 8-й класс

Учащиеся осознают значение рационального питания, материала « Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

25 10 2021 2:31:47

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

25 10 2021 5:18:52

Брейн-ринг "Членистоногие". 7-й класс

Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

25 10 2021 19:17:20

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

25 10 2021 6:53:21

Практическая работа "Фотосинтез"

Практическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

25 10 2021 19:46:50

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, предохраняющих от иссушающего действия воздуха....

25 10 2021 23:14:41

Причины мнимой смерти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им неблагоприятные зимние условия

Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в неблагоприятных условиях....

25 10 2021 4:38:29

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

25 10 2021 11:53:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)