Здоровье школьника – будущее нации
Описание деятельности кафедры.
МОУ “Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых” г. Якутска основана в 1915 году. В ноябре 2010 г. было отмечено 95-летие со дня основания школы. Кафедра “Здоровьесберегащей технологии” работает с 2008–2009 учебного года. Руководитель проекта: Алексеева Н.И. – руководитель кафедры “Здоровьесберегающей технологии”, учитель биологии высшей категории.
Цель программы: Программа “Здоровье школьника” направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Разработать основные направления и принципы программы.
- Изучить основные критерии оценки здоровья (адаптивность).
- Разработать методические рекомендации по ЗСТ на уроках.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Актуальность: Главная цель – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый выпускник школы – благополучие молодой семьи, производственный потенциал общественности, саморазвитие и самореализация личности.
Новизна: От учителя – основной фигуры педагогического процесса зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
Составлен план работы на 2008–2011 учебные годы.
Работая по составленному плану учителя, классные руководители, родители и учащиеся проводят разнообразные классные мероприятия. Одна из направлений работы кафедры “ЗСТ” является конкурс “Самый здоровый класс”.
Положение конкурса “Самый здоровый класс”.
Цели и задачи:
- Содействовать формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, навыков здорового образа жизни, устойчивой потребности к занятиям физкультурой и спортом;
- Привлечение учащихся и их родителей к деятельности по сохранению и укреплению здоровья
Условие:
- Конкурс проводится в течение указанного срока;
- Участвуют учащиеся 1–11 классов и родители;
- В состав жюри входят: члeны администрации, председатель родкома школы, учителя, медицинский работник и члeны совета старшеклассников.
Критерии оценки:
– участие класса в общешкольных оздоровительных мероприятиях (10 баллов за
каждого участника) ;
– привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни: 3
четверть-кл.час; 4 четверть-род.собрание (10 баллов за каждого участника) ;
– пропуски уроков по болезни (вычитается 1 балл за каждый пропущенный урок) ;
– пропуски и опоздания на уроках без уважительных причин (по замечаниям вахтеров
и дежурных учителей; 10 баллов за каждый урок).
– организация классом спортивно-оздоровительных коллективных дел (1 мероприятие
в четверть; 10 баллов за каждого участника) ;
– выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых
пропагандируется здоровый образ жизни (1 раз в месяц– суббота последней недели
месяца;10 баллов за каждый экземпляр) ;
– организация походов, прогулок, экскурсий (10 баллов за каждого участника) ;
– участие в спортивных секциях, кружках (отчет руководителей секций и кружков в
конце месяца;10 баллов за каждого ученика) ;
– организация в классе чистоты и порядка, личная гигиена и опрятность (1 раз в
месяц; оценивается по 10б.системе) ;
– наличие у учащихся вредных привычек – курение, сквернословие (отчет по
замечаниям всего коллектива; вычитается 10 баллов за каждое).
Итог: 25 мая 2010г. Классы-победители и классные руководители награждаются ценными подарками и грамотами. Поощрение по итогам конкурса осуществляется за счет спонсорского фонда.
Примечание: Каждое призовое место = бонус.
1-е место – 50б; 2-е место – 40б; 3-е место – 30б.
Кроме проведения конкурса, используются различные формы, методы здоровьесберегающей технологии.
– Медико-гигиенические технологии (профилактические прививки, медицинские
осмотры призывников ,учащихся).
– Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, тренировка силы,
спортивные соревнования, экскурсии, походы).
– Экологические здоровьесберегающие технологии (воспитание школьников любви к
природе, красоте, доброте, духовно-нравственное взаимоотношение учащихся,
участие в работе экошколы, пришкольного участка ).
– Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инсструктаж по вопросам
охраны труда, ОБЖ).
– Здоровьесберегающие образовательные технологии (использование
психолого-педагогических приемов, методов при проведении уроков, внеклассных
мероприятий).
– Защитно-профилактические технологии (выполнение санитарно-гигиенических
требований СанПиНами).
– Компенсаторно-нейтрализирующие технологии (проведение на уроках
физкультминутки, физкультпаузы, йодирование питьевой воды, витаминизация
пищевого рациона).
– Стимулирующие технологии (активизация собственной силы организма, закаливание,
физические нагрузки).
– Информационно-обучающие технологии (образовательные, просветительные
программы, беседы о ЗОЖ).
– Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии
(социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики,
участие школьников, их родителей и педагогов).
Пpaктическая часть конкурса за 2009–2010 учебный год.
Таблица № 1.
Класс | Количество классов | Количество учащихся | Участие в конкурсе | % участия учащихся |
коррекционно-развивающего уровня | – | – | ||
повышенного уровня | 4 | 85 | 85 | 100% |
Базового уровня | 22 | 438 | 438 | 100% |
Профильного уровня | 3 | 65 | 65 | 100% |
Итого | 29 | 588 | 588 | 100% |
Описание конкурса.
Конкурс проводился в течение указанного срока. Участвовали 588 учащихся 1–11 класса, их родители. В состав жюри входили члeны администрации, председатель родкома школы, учителя-предметники, медицинский работник и члeны Совета старшеклассников.
Мониторинг здоровьесберегающих мероприятий проводился ежемecячно. По критериям ставились баллы, вычислялся рейтинг класса.
В каждом классе силами родителями проводились интересные классные часы на различные темы ЗОЖ:
– “Здоровое поколение – Здоровая Россия”,
– “Роль семьи в пропаганде здорового образа жизни”,
– “Чол олох” (в переводе ЗОЖ),
– “Гигиена детей младшего школьного возраста”,
– “Береги здоровье смолоду”,
– “Жизнь дана на добрые дела” и др.
Использованы данные протокола.
Сводная ведомость конкурса “Самый здоровый класс”
Таблица № 3.
Класс | Кл. руководитель | Мероприятия | Охват учащихся | Охват родителей | |
1б | Павлова Л.С. | 6 | 820 б. | 440 б. | |
1в | Тен Е.Д. | 3 | 350 б. | 20 б. | |
2а | Слепцова Л.А. | 5 | 970 б. | 190 б. | 260 |
2б | Саввинова С.П. | 4 | 720 б. | 80 б. | 190 |
2в | Старостина К.Н. | 1 | 230 б. | 0 | 460 |
3а | Игнатьева Р.В. | 6 | 880 б. | 150 б. | 510 |
3б | Томская А.А. | 4 | 540 б. | 0 | 190 |
4а | Андреева Е.М. | 3 | 660 б. | 20 б. | 250 |
4б | Колачева А.Б. | 3 | 560 б. | 0 | 220 |
3-4в | Сысолятина И.И. | 7 | 740 б. | 140 б. | 160 |
5а | Громова Г.Н. | 9 | 1460 б. | 360 б. | 690 |
5б | Павлова Т.А. | 11 | 1010 б. | 300 б. | 200 |
6а | Мокрощупова А.М. | 9 | 1290 б. | 460 б. | 760 |
6б | Слепцова И.Г. | 7 | 380 б. | 30 б. | |
6в | Иванова Н.Н. | 5 | 1000 б. | 30 б. | 110 |
7а | Копырина Я.В. | 14 | 1400 б. | 30 б. | 170 |
7б | Павлов Р.Н. | 6 | 170 б. | 60 б. | 160 |
7в | Иванова С.Г. | 170 | |||
8а | Софронова М.Д. | 7 | 890 б. | 20 б. | 150 |
8б | Корякина М.Е. | 7 | 610 б. | 230 | |
8в | Михайлова Р.Д. | 3 | 150 б. | 50 б. | |
9а | Ноева Р.П. | 16 | 1780 б. | 140 б. | 550 |
9б | Мокрощупов А.В. | 3 | 150 б. | 150 б. | |
9в | Матаннанова Я.П. | 6 | 290 б. | 80 б. | 120 |
10а | Гаврильева О.П. | 9 | 1270 б. | 70 б. | 480 |
Дъяконова А.Н. | 3 | 720 б. | 60 б. | ||
11а | Чепалова И.Е. | 7 | 610 б. | 10 б. | 40 |
11б | Божедонова А.А. | 4 | 520 б. | 60 б. | 30 |
Итог конкурса.
Начальное звено заняли: 1-е место – 3а; 2-е место – 1а; 3-е место – 4б.
Среднее звено: 1-е место – 5а; 2-е место – 6а; 3-е место – 5б.
Старшее звено: 1-е место – 9а; 2-е место – 10а; 3-е место – 11а.
Вывод.
Положительные стороны конкурса:
- поддержка обучающимися комфортных санитарно-гигиенических условий, чистоты и порядка в школе;
- активизация взаимодействия родителей, педагогов и школьников для реализации единой цели;
- систематизация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих мероприятий;
- стимулирование положительного примера.
Конкурс “Самый здоровый класс” содействовал обогащению знаний, формированию умений, привитию навыков общей культуры здоровья.
Приложение.
Комментарии:
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
16 07 2025 5:14:33
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
15 07 2025 15:46:53
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
14 07 2025 0:41:31
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
13 07 2025 22:32:36

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
12 07 2025 21:50:47
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
11 07 2025 17:12:26
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
10 07 2025 11:59:22
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
09 07 2025 0:59:38
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
08 07 2025 23:55:55
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
07 07 2025 10:26:20
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
06 07 2025 4:42:52
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
05 07 2025 1:52:24
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
04 07 2025 20:15:41
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
03 07 2025 20:40:46
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
02 07 2025 13:51:54
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
01 07 2025 18:38:18
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
30 06 2025 15:55:54
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
29 06 2025 8:46:44
Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....
28 06 2025 23:17:58
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
27 06 2025 13:23:48
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
26 06 2025 2:41:56
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
25 06 2025 5:43:28
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
24 06 2025 13:17:38
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
23 06 2025 4:13:28
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
22 06 2025 22:37:33
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
21 06 2025 2:46:46
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
20 06 2025 11:33:16
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
19 06 2025 22:48:39
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
18 06 2025 10:31:12
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
17 06 2025 0:57:43
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
16 06 2025 10:56:37
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
15 06 2025 1:17:49
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
14 06 2025 9:53:47
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
13 06 2025 16:24:37
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
12 06 2025 14:31:20
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
11 06 2025 20:43:46
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
10 06 2025 1:24:15
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
09 06 2025 17:31:43
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
08 06 2025 5:30:55
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
07 06 2025 8:40:27
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
06 06 2025 10:24:49

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
05 06 2025 15:51:56
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
04 06 2025 4:22:17
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
03 06 2025 6:39:14
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
02 06 2025 11:23:43
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
01 06 2025 15:33:44
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
31 05 2025 22:22:32
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
30 05 2025 12:51:58
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
29 05 2025 13:33:37
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
28 05 2025 16:55:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::