Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органелл клетки.
Задачи:
- Образовательная: рассмотреть особенности строения эукариотической растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов растительной клетки;
- Развивающая: формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать;
- Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Оборудование: презентация «Путешествие в «Идеальный город»», «цитобус», карамели.
Действующие лица: автор, дeвyшка, профессор, студент, инженер, экскурсовод, технолог, мэр «Идеального города».
Форма проведения: драматизационный проект.
Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Биология», С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Дрофа», Москва, 2006.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- приветствие;
- подготовка аудитории к работе;
- наличие учащихся.
II. Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы, цели занятия.
III. Путешествие в растительную клетку
Учитель. Живой мир! А сколько в нем
видов, сколько форм жизни! На Земле обнаружено
около 2,5 млн видов живых организмов. На первый
взгляд трудно найти сходство между кактусом и
бактериями, между китом и воробьем, между травой,
растущей на лугу, и овцами, пасущимися на нем. А
укажет ли кто на сходство между муравьем и
человеком?
Но сходство есть. Ведь мы – живые обитатели одной
нашей планеты. Мы имеем столько общего. Судите
сами: мы не сумели бы поддерживать свою жизнь,
если бы не ели. Мы переpaбатываем пищу в наших
организмах и избавляемся от неперевариваемых
остатков. Мы боремся за место под солнцем и
защищаемся от врагов. Мы растем сами, а когда
вырастаем и даем потомство, то растим потомков.
Мы стареем и умираем. Кто мы?
Ученик. Мы – живые существа, состоящие из клеток. Химики обнаружили в клетках самых разных живых организмов одни и те же основные компоненты: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты. Биохимики нашли во всех клетках энзимы. Цитологи, вооружившись электронным микроскопом, открыли важнейшие органоиды клетки и внутриклеточные включения. И здесь вновь выступили биохимики. Они установили, что в каждой клетке происходит тысячи химических реакций. Причем эти реакции протекают с огромной скоростью и на незначительной площади. Таким образом, происходит идеально организованное преобразование питательных веществ в энергию и строительные материалы.
Учитель. А хотелось ли вам заглянуть внутрь клетки? Посмотреть, как в ней работают органоиды? Если да, то приглашаю вас в путешествие, подобное которому ещё не знала история человечества. Перед вами экскурсовод, он вам поможет совершить это путешествие, и трaнcпортное средство в полной готовности ожидает вас. (Приложение 1. Слайд 1)
Ученик. Но где оно? Я не вижу никакого трaнcпортного средства?
Учитель. Мы посетим «Идеальный город». Однако он значительно меньше наших обычных представлений о размерах городов. Поэтому мы должны подвергнуться специальному уменьшению в размерах. Выполняйте мои указания. В дорожных сумках, которые я вам раздала, есть небольшие карамельки. У всех есть? Отлично. Разверните их – и приятного аппетита.
Экскурсовод. Поздравляю вас с успешным уменьшением. Перед вами стоит чудо техники, трaнcпортное средство «цитобус», которое доставит вас внутрь клетки. Название нашего трaнcпорта происходит от слова «цитология». Цитобус – это трaнcпортное средство, специально приспособленное для путешествия внутри клетки. Его конструкция очень продумана как в техническом, так и в эстетическом отношении. Прозрачный кузов обеспечивает идеальный обзор. Внимание! Прошу входить. Застегните ремни.
Автор. Путешествие началось. Вместе с учениками - туристами в цитобусе оказались профессор, студент, мечтательна дeвyшка. Вдруг прямо перед цитобусом возникла высокая стена. Впечатлительная дeвyшка побледнела. Казалось, что авария неизбежна.
Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 2). То, что вы видите перед собой, это стены клеточного города – целлюлозная клеточная стенка. Она защищает клетку от врагов и сохраняет её форму такой, как это определено природой.
Дeвyшка. Но сможем ли мы проникнуть за эту стену?
Экскурсовод. Конечно, в стене есть въездные ворота - поры, которые наш автоматический шофёр без труда найдет.
Автор. Цитобус направился вдоль стены, чтобы найти в ней проход. Вдруг потемнело.
Экскурсовод. Сохраняйте спокойствие. Мы как раз проезжаем через целлюлозную клеточную стенку. Первое препятствие уже позади.
Автор. Однако перед цитобусом возникла новая стена. (Приложение 1. Слайд 3)
Профессор. Защитный вал мы уже преодолели, но теперь должны преодолеть следующий барьер. Стена, которую вы видите перед собой, относится к системе укреплений. Она называется цитоплазматической мембраной. Остановимся на минуточку перед ней. Эта мембрана намного тоньше оболочки клетки, но её значение для жизни клетки значительно больше. Пройти через эту преграду гораздо труднее. Клетка очень тщательно выбирает своих посетителей. Смотрите внимательно. Как раз клетка получила порцию продуктов: молекулы различных сахаров, солей, органических веществ. Первую крепостную стену эти продукты прошли беспрепятственно, но через вторую стену прошла только часть продуктов. Строгие таможенники и трaнcпортные устройства во второй стене постарались, чтобы ненужные или вредные вещества не попали в клетку.
Автор. Цитобус прошел через цитоплазматическую мембрану. Вдруг его закачало из стороны в сторону. Дeвyшка завизжала. Всё это длилось несколько секунд. Потом цитобус перестало трясти, и он закачался, как лодочка на реке.
Профессор. Мы плывём не по реке. Мы находимся в самом совершенном городе на свете, внутри клетки.
Дeвyшка. Почему в самом совершенном городе?
Профессор. Потому, что здесь все работает безупречно. Клетке достаточно всего лишь несколько основных питательных веществ, всё остальное для своей жизнедеятельности она выpaбатывает сама. Вы увидите, как всё здесь великолепно организовано.
Автор. Туристы, прижавшись носами к стеклам, с интересом наблюдали за открывшейся перед ними картиной. Цитобус ловко петлял между многочисленными, поражающими воображение своей необычностью островами и островками. Казалось, что островам и островкам нет числа – они везде, куда ни кинешь взгляд.
Ученик. Здесь не видно никаких домов.
Ученица. И вообще, разве это город?
Профессор. Да, действительно, этот город нельзя назвать обычным, но через минуту вы поймете, что всё – таки это город.
Автор. В цитобусе опять стало темно. (Приложение 1. Слайд 4)
Экскурсовод. Наш цитобус вошел в клеточное метро. Вся клетка пронизана сетью каналов, которые образуют разветвленный лабиринт, напоминающий сеть сточных подземных коммуникаций большого города.
Студент. Откуда здесь можно послать прощальное письмо?
Экскурсовод. Не стоит так горько шутить. Эта трaнcпортная артерия, называемая эндоплазматической сетью, соединяет между собой отдельные части клетки. По ней трaнcпортируются питательные вещества и продукты клеточных заводов с одного места на другое.
Автор. В цитоплазме начало светлеть. И вскоре цитобус вновь несся по местности, захватывающей своим необычным пейзажем. Островки, каналы, шарики, разнообразные крупинки в неспокойной, густой цитоплазме. (Приложение 1. Слайд 5)
Профессор. Tрaнcпортные артерии снабжают главные клеточные заводы по производству белков аминокислотами. Эти заводы называются рибосомами. В них выpaбатываются белки для строительства клетки и клеточные роботы – энзимы.
Дeвyшка. Ну и ну! Клетка выpaбатывает сама себе и работников. Ой, как интересно. Я хочу узнать, как идет работа на этих заводах
Экскурсовод. Остановимся у одного из них и узнаем. Вам ответит на ваши вопросы инженер завода. (Приложение 1. Слайды 6, 7 )
Инженер. Рибосомы представляют
сферические тельца диаметром 15-30 нм, состоящие из
двух частей – субъединиц. В рибосомах примерно
равное количества белка иРНК.
В цитоплазме на один из концов иРНК вступает
рибосома и начинает синтез полипептида. Рибосома
перемещается по молекуле иРНК не плавно, а
прерывисто, триплет за триплетом. По мере
перемещения рибосомы по молекуле иРНК к
полипептидной цепочке одна за другой
пристраиваются аминокислоты, соответствующие
триплетам иРНК. Точное соответствие
аминокислоты коду триплета иРНК обеспечивается
тРНК. Для каждой аминокислоты существует своя
тРНК, один из триплетов которой комплементарен
строго определенному триплету иРНК. Точно так же
каждой аминокислоте соответствует свой фермент,
присоединяющий её к тРНК. После завершения
синтеза полипептидная цепочка отделяется от
матрицы – молекулы иРНК. Молекула иРНК может
использоваться для синтеза полипептидов
многократно, как и рибосома.
Студент. Объясните, пожалуйста, за счет какой энергии приводятся в действие эти рибосомы?
Инженер. (Приложение 1. Слайды 8, 9) Все органоиды клетки требуют энергии для своей жизнедеятельности. Энергию мы получаем из клеточных электростанций – митохондрий. Это вон тот огромный остров, один из самых больших в цитоплазме.
Дeвyшка. Митохондрия. Какое романтическое название!
Автор. И вот уже путешественники подплывают к митохондрии.
Экскурсовод. Митохондрии имеют форму сферических, овальных, цилиндрических и даже нитевидных телец. Размеры их составляют от 0,2 до 1 мкм в диаметре и до 7 мкм в длину. Длина нитевидных форм достигает 20 мкм. Количество митохондрий в разных тканях неодинаково и зависит от функциональной активности клетки. Стенка митохондрий состоит из двух мембран: наружной и внутренней. Наружная гладкая, а внутренняя образует складки, или кристы. Мы проведем встречу с технологом этой электростанции. Расскажите подробнее о процессах, протекающих на вашем химическом производстве.
Технолог. Митохондрии вообще очень интересные образования. Они имеют собственное химическое производство. Топливом для клеточной электростанции служит пища. В митохондриях пища окисляется и при этом выделяется энергия, которую митохондрии накапливают в особых соединениях, называемых АТФ (аденозинтрифосфорной кислотой). Энергия хранится в молекуле АТФ, как в консервной банке. Когда клетке требуется энергия, то она её получает при отрыве от молекулы АТФ одной из фосфатных групп. Если энергии не хватает, отрывается ещё одна фосфат-группа.
Дeвyшка. Но это для меня очень сложно. Когда мне нужна энергия для утюга, я просто включаю шнур в розетку.
Профессор. Некоторые ученые даже предполагают, что митохондрии были когда-то самостоятельными клетками, которые в результате какой-то ошибки оказались в других, более крупных, клетках и навсегда остались в их обществе.
Ученик. Это фантастика. Клетка в клетке!
Автор. Туристы с возрастающим интересом рассматривали расчлeнённый остров – митохондрии. Но цитобус уже удалялся от него и приближался к какой-то большой полости.
Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 10) Вакуоли растительных клеток окружены мембраной из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли – клеточные хранилища. Они содержат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолекулярные продукты синтеза, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое растворенными в вакуолярном соке веществами, приводит к тому, что в клетку попадает вода, которая обусловливает тургор – напряженное состояние клеточной стенки. Это обеспечивает прочность растений.
Автор. А за окнами цитобуса новый пейзаж.
Ученик.Посмотрите, какой красивый коралловый остров.
Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 11) Мы как раз миновали таинственный комплекс Гольджи.
Дeвyшка. Ах, как я люблю тайны, профессор.
Профессор. Итальянский гистолог Камилло Гольджи ещё в 1898 году обратил внимание на эти островки в клетках. Некоторые ученые утверждают, что это что-то вроде «упаковочного цеха». Синтезированные на мембранах ЭПС белки, полисахариды, жиры трaнcпортируются к комплексу Гольджи, конденсируются внутри его структур и «упаковываются» в виде секрета, готового к выделению, либо используется в самой клетке в процессе её жизнедеятельности.
Студент. А может клетка погибнуть?
Экскурсовод. Конечно. Но и на этот случай в этом городе есть соответствующие устройства. Мы как раз проплываем мимо похоронной службы.
Дeвyшка. Вот это сюрприз!
Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 12) Эти мешочки называются лизосомами. Они наполнены энзимами, которые могут расщепить всё, что находится в клетке. Когда клетка умирает, то эти мешочки лопаются, и освободившиеся энзимы быстро растворяют мертвую клетку.
Ученик. Посмотрите, какой красивый зеленый остров!
Экскурсовод. (Приложение 1. Слайды 13 – 17) О! Это зеленые пластиды. Они по форме напоминают диск с двойной мембраной – наружной и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК, рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах гран находится хлорофилл. Благодаря хлорофиллу в хлоропластах происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов.
Студент. Почему в этом городе идеальный порядок? Ведь кто-то должен управлять городом?
Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 18) Да. Вы совершенно правы. Наш цитобус уже пробирается к центру города. Перед нами самый важный остров. Мы остановились как раз у центра управления клетки. Мы находимся рядом с ядром. Да, уважаемые туристы, именно отсюда исходят все приказы. Для каждого органоида клетки. Здесь принимаются все решения, связанные с жизнедеятельностью клетки. Давайте заглянем к мэру этого «Идеального города».
Мэр города. Ядро имеет форму шара с
диаметром от 3 до 10 мкм. Ядро окружено оболочкой,
состоящей из двух мембран. Через определенные
интервалы обе мембраны сливаются друг с другом,
образуя отверстия диаметром 70 нм – ядерные поры.
Через них осуществляется активный обмен веществ
между ядром и цитоплазмой. В ядрах всегда
присутствует один или несколько ядрышек. Ядрышко
формируется определенными участками хромосом; в
нем образуются рибосомы.
В ядре заключены хромосомы, которые содержат ДНК
– хранилища наследственной информации.
Автор. Однако мэр города не успел договорить до конца. Остров, до сих пор остававшийся неподвижным, вдруг закачался. Движение передалось к цитоплазме. Цитобус начал подскакивать, как будто катился по волнам. Раздались крики ужаса.
Студент и дeвyшка. Крушение!
Экскурсовод. Спокойно, друзья! Наша программа путешествия не предусматривала, что именно эта клетка начнет делиться. Клетка делится. (Приложение 1. Слайд 19) Нам грозит опасность. Пора возвращаться.
Автор. Цитобус направился к оболочке клетки и вскоре покинул необычный город. Туристы с облегчением вздохнули. А в клетке в это время все содержимое делилось надвое, через некоторое время образовались две молодые клетки.
Учитель. Мы побывали в «Идеальном городе». Давайте сделаем выводы.
Ученик. Клетка является структурно – функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов. Клеткам присуще мембранное строение. Ядро – главная составная часть клетки. Клеточное ядро выполняет две функции: 1) хранение и воспроизведение генетической информации; 2) регуляцию процессов обмена веществ.
IV. Рефлексия. Тестирование
1. Целлюлозная стенка хаpaктерна для клеток:
а) грибов
б) животных
в) растений
с) простейших
2. Ядерная структура, несущая наследственную информацию организма:
а) ядерная оболочка
б) хромосома
в) ядерный сок
с) ядрышко
3. Процессы, происходящие в рибосомах:
а) фотосинтез
б) синтез липидов
в) синтез АТФ
с) синтез белков
4. Функция митохондрий:
а) синтез АТФ
б) трaнcпорт веществ
в) синтез липидов
с) участие в образовании веретена деления
5. «Сборка» рибосом происходит в
а) эндоплазматической сет
б) комплексе Гольджи
в) цитоплазме
с) ядрышках
6. Белки, жиры, углеводы накапливаются в
а) ядре
б) лизосомах
в) комплексе Гольджи
с) митохондриях
V. Подведение итогов урока
Комментарии:
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
05 12 2025 0:50:59
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
04 12 2025 23:10:17
Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....
03 12 2025 3:17:19
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
02 12 2025 21:34:18
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
01 12 2025 16:54:36
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
30 11 2025 4:39:39
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
29 11 2025 0:55:34
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
28 11 2025 4:59:24
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
27 11 2025 0:28:23
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
26 11 2025 10:32:25
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
25 11 2025 10:16:13
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
24 11 2025 20:25:16
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
23 11 2025 7:10:13
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
22 11 2025 5:20:50
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
21 11 2025 3:48:59
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией.
...
20 11 2025 1:53:22
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
19 11 2025 17:15:45
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
18 11 2025 13:31:46
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
17 11 2025 11:45:27
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
16 11 2025 22:20:43
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
15 11 2025 10:58:27
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
14 11 2025 3:18:29
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
13 11 2025 15:45:14
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
12 11 2025 1:56:37
Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....
11 11 2025 12:32:36
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
10 11 2025 4:48:38
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
09 11 2025 18:37:50
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
08 11 2025 9:54:50
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
07 11 2025 8:57:45
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
06 11 2025 10:58:34
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
05 11 2025 1:58:18
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
04 11 2025 10:31:38
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
03 11 2025 8:25:39
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
02 11 2025 0:53:11
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
01 11 2025 3:33:50
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
31 10 2025 16:26:55
<p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся
получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни
человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень
усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений.
...
30 10 2025 12:54:54
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
29 10 2025 22:37:48
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
28 10 2025 2:22:54
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
27 10 2025 9:34:36
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
26 10 2025 12:17:25
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
25 10 2025 8:17:26
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
24 10 2025 10:33:49
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
23 10 2025 16:29:22
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
22 10 2025 11:25:37
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
21 10 2025 14:39:56
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
20 10 2025 11:56:18
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
19 10 2025 15:57:58
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
18 10 2025 1:28:15
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
17 10 2025 18:16:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




