Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органелл клетки.

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть особенности строения эукариотической растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов растительной клетки;
  • Развивающая: формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать;
  • Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Оборудование: презентация «Путешествие в «Идеальный город»», «цитобус», карамели.

Действующие лица: автор, дeвyшка, профессор, студент, инженер, экскурсовод, технолог, мэр «Идеального города».

Форма проведения: драматизационный проект.

Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Биология», С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Дрофа», Москва, 2006.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  • приветствие;
  • подготовка аудитории к работе;
  • наличие учащихся.

II. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели занятия.

III. Путешествие в растительную клетку

Учитель. Живой мир! А сколько в нем видов, сколько форм жизни! На Земле обнаружено около 2,5 млн видов живых организмов. На первый взгляд трудно найти сходство между кактусом и бактериями, между китом и воробьем, между травой, растущей на лугу, и овцами, пасущимися на нем. А укажет ли кто на сходство между муравьем и человеком?
Но сходство есть. Ведь мы – живые обитатели одной нашей планеты. Мы имеем столько общего. Судите сами: мы не сумели бы поддерживать свою жизнь, если бы не ели. Мы переpaбатываем пищу в наших организмах и избавляемся от неперевариваемых остатков. Мы боремся за место под солнцем и защищаемся от врагов. Мы растем сами, а когда вырастаем и даем потомство, то растим потомков. Мы стареем и умираем. Кто мы?

Ученик. Мы – живые существа, состоящие из клеток. Химики обнаружили в клетках самых разных живых организмов одни и те же основные компоненты: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты. Биохимики нашли во всех клетках энзимы. Цитологи, вооружившись электронным микроскопом, открыли важнейшие органоиды клетки и внутриклеточные включения. И здесь вновь выступили биохимики. Они установили, что в каждой клетке происходит тысячи химических реакций. Причем эти реакции протекают с огромной скоростью и на незначительной площади. Таким образом, происходит идеально организованное преобразование питательных веществ в энергию и строительные материалы.

Учитель. А хотелось ли вам заглянуть внутрь клетки? Посмотреть, как в ней работают органоиды? Если да, то приглашаю вас в путешествие, подобное которому ещё не знала история человечества. Перед вами экскурсовод, он вам поможет совершить это путешествие, и трaнcпортное средство в полной готовности ожидает вас. (Приложение 1. Слайд 1)

Ученик. Но где оно? Я не вижу никакого трaнcпортного средства?

Учитель. Мы посетим «Идеальный город». Однако он значительно меньше наших обычных представлений о размерах городов. Поэтому мы должны подвергнуться специальному уменьшению в размерах. Выполняйте мои указания. В дорожных сумках, которые я вам раздала, есть небольшие карамельки. У всех есть? Отлично. Разверните их – и приятного аппетита.

Экскурсовод. Поздравляю вас с успешным уменьшением. Перед вами стоит чудо техники, трaнcпортное средство «цитобус», которое доставит вас внутрь клетки. Название нашего трaнcпорта происходит от слова «цитология». Цитобус – это трaнcпортное средство, специально приспособленное для путешествия внутри клетки. Его конструкция очень продумана как в техническом, так и в эстетическом отношении. Прозрачный кузов обеспечивает идеальный обзор. Внимание! Прошу входить. Застегните ремни.

Автор. Путешествие началось. Вместе с учениками - туристами в цитобусе оказались профессор, студент, мечтательна дeвyшка. Вдруг прямо перед цитобусом возникла высокая стена. Впечатлительная дeвyшка побледнела. Казалось, что авария неизбежна.

Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 2). То, что вы видите перед собой, это стены клеточного города – целлюлозная клеточная стенка. Она защищает клетку от врагов и сохраняет её форму такой, как это определено природой.

Дeвyшка. Но сможем ли мы проникнуть за эту стену?

Экскурсовод. Конечно, в стене есть въездные ворота - поры, которые наш автоматический шофёр без труда найдет.

Автор. Цитобус направился вдоль стены, чтобы найти в ней проход. Вдруг потемнело.

Экскурсовод. Сохраняйте спокойствие. Мы как раз проезжаем через целлюлозную клеточную стенку. Первое препятствие уже позади.

Автор. Однако перед цитобусом возникла новая стена. (Приложение 1. Слайд 3)

Профессор. Защитный вал мы уже преодолели, но теперь должны преодолеть следующий барьер. Стена, которую вы видите перед собой, относится к системе укреплений. Она называется цитоплазматической мембраной. Остановимся на минуточку перед ней. Эта мембрана намного тоньше оболочки клетки, но её значение для жизни клетки значительно больше. Пройти через эту преграду гораздо труднее. Клетка очень тщательно выбирает своих посетителей. Смотрите внимательно. Как раз клетка получила порцию продуктов: молекулы различных сахаров, солей, органических веществ. Первую крепостную стену эти продукты прошли беспрепятственно, но через вторую стену прошла только часть продуктов. Строгие таможенники и трaнcпортные устройства во второй стене постарались, чтобы ненужные или вредные вещества не попали в клетку.

Автор. Цитобус прошел через цитоплазматическую мембрану. Вдруг его закачало из стороны в сторону. Дeвyшка завизжала. Всё это длилось несколько секунд. Потом цитобус перестало трясти, и он закачался, как лодочка на реке.

Профессор. Мы плывём не по реке. Мы находимся в самом совершенном городе на свете, внутри клетки.

Дeвyшка. Почему в самом совершенном городе?

Профессор. Потому, что здесь все работает безупречно. Клетке достаточно всего лишь несколько основных питательных веществ, всё остальное для своей жизнедеятельности она выpaбатывает сама. Вы увидите, как всё здесь великолепно организовано.

Автор. Туристы, прижавшись носами к стеклам, с интересом наблюдали за открывшейся перед ними картиной. Цитобус ловко петлял между многочисленными, поражающими воображение своей необычностью островами и островками. Казалось, что островам и островкам нет числа – они везде, куда ни кинешь взгляд.

Ученик. Здесь не видно никаких домов.

Ученица. И вообще, разве это город?

Профессор. Да, действительно, этот город нельзя назвать обычным, но через минуту вы поймете, что всё – таки это город.

Автор. В цитобусе опять стало темно. (Приложение 1. Слайд 4)

Экскурсовод. Наш цитобус вошел в клеточное метро. Вся клетка пронизана сетью каналов, которые образуют разветвленный лабиринт, напоминающий сеть сточных подземных коммуникаций большого города.

Студент. Откуда здесь можно послать прощальное письмо?

Экскурсовод. Не стоит так горько шутить. Эта трaнcпортная артерия, называемая эндоплазматической сетью, соединяет между собой отдельные части клетки. По ней трaнcпортируются питательные вещества и продукты клеточных заводов с одного места на другое.

Автор. В цитоплазме начало светлеть. И вскоре цитобус вновь несся по местности, захватывающей своим необычным пейзажем. Островки, каналы, шарики, разнообразные крупинки в неспокойной, густой цитоплазме. (Приложение 1. Слайд 5)

Профессор. Tрaнcпортные артерии снабжают главные клеточные заводы по производству белков аминокислотами. Эти заводы называются рибосомами. В них выpaбатываются белки для строительства клетки и клеточные роботы – энзимы.

Дeвyшка. Ну и ну! Клетка выpaбатывает сама себе и работников. Ой, как интересно. Я хочу узнать, как идет работа на этих заводах

Экскурсовод. Остановимся у одного из них и узнаем. Вам ответит на ваши вопросы инженер завода. (Приложение 1. Слайды 6, 7 )

Инженер. Рибосомы представляют сферические тельца диаметром 15-30 нм, состоящие из двух частей – субъединиц. В рибосомах примерно равное количества белка иРНК.
В цитоплазме на один из концов иРНК вступает рибосома и начинает синтез полипептида. Рибосома перемещается по молекуле иРНК не плавно, а прерывисто, триплет за триплетом. По мере перемещения рибосомы по молекуле иРНК к полипептидной цепочке одна за другой пристраиваются аминокислоты, соответствующие триплетам иРНК. Точное соответствие аминокислоты коду триплета иРНК обеспечивается тРНК. Для каждой аминокислоты существует своя тРНК, один из триплетов которой комплементарен строго определенному триплету иРНК. Точно так же каждой аминокислоте соответствует свой фермент, присоединяющий её к тРНК. После завершения синтеза полипептидная цепочка отделяется от матрицы – молекулы иРНК. Молекула иРНК может использоваться для синтеза полипептидов многократно, как и рибосома.

Студент. Объясните, пожалуйста, за счет какой энергии приводятся в действие эти рибосомы?

Инженер. (Приложение 1. Слайды 8, 9) Все органоиды клетки требуют энергии для своей жизнедеятельности. Энергию мы получаем из клеточных электростанций – митохондрий. Это вон тот огромный остров, один из самых больших в цитоплазме.

Дeвyшка. Митохондрия. Какое романтическое название!

Автор. И вот уже путешественники подплывают к митохондрии.

Экскурсовод. Митохондрии имеют форму сферических, овальных, цилиндрических и даже нитевидных телец. Размеры их составляют от 0,2 до 1 мкм в диаметре и до 7 мкм в длину. Длина нитевидных форм достигает 20 мкм. Количество митохондрий в разных тканях неодинаково и зависит от функциональной активности клетки. Стенка митохондрий состоит из двух мембран: наружной и внутренней. Наружная гладкая, а внутренняя образует складки, или кристы. Мы проведем встречу с технологом этой электростанции. Расскажите подробнее о процессах, протекающих на вашем химическом производстве.

Технолог. Митохондрии вообще очень интересные образования. Они имеют собственное химическое производство. Топливом для клеточной электростанции служит пища. В митохондриях пища окисляется и при этом выделяется энергия, которую митохондрии накапливают в особых соединениях, называемых АТФ (аденозинтрифосфорной кислотой). Энергия хранится в молекуле АТФ, как в консервной банке. Когда клетке требуется энергия, то она её получает при отрыве от молекулы АТФ одной из фосфатных групп. Если энергии не хватает, отрывается ещё одна фосфат-группа.

Дeвyшка. Но это для меня очень сложно. Когда мне нужна энергия для утюга, я просто включаю шнур в розетку.

Профессор. Некоторые ученые даже предполагают, что митохондрии были когда-то самостоятельными клетками, которые в результате какой-то ошибки оказались в других, более крупных, клетках и навсегда остались в их обществе.

Ученик. Это фантастика. Клетка в клетке!

Автор. Туристы с возрастающим интересом рассматривали расчлeнённый остров – митохондрии. Но цитобус уже удалялся от него и приближался к какой-то большой полости.

Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 10) Вакуоли растительных клеток окружены мембраной из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли – клеточные хранилища. Они содержат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолекулярные продукты синтеза, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое растворенными в вакуолярном соке веществами, приводит к тому, что в клетку попадает вода, которая обусловливает тургор – напряженное состояние клеточной стенки. Это обеспечивает прочность растений.

Автор. А за окнами цитобуса новый пейзаж.

Ученик.Посмотрите, какой красивый коралловый остров.

Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 11) Мы как раз миновали таинственный комплекс Гольджи.

Дeвyшка. Ах, как я люблю тайны, профессор.

Профессор. Итальянский гистолог Камилло Гольджи ещё в 1898 году обратил внимание на эти островки в клетках. Некоторые ученые утверждают, что это что-то вроде «упаковочного цеха». Синтезированные на мембранах ЭПС белки, полисахариды, жиры трaнcпортируются к комплексу Гольджи, конденсируются внутри его структур и «упаковываются» в виде секрета, готового к выделению, либо используется в самой клетке в процессе её жизнедеятельности.

Студент. А может клетка погибнуть?

Экскурсовод. Конечно. Но и на этот случай в этом городе есть соответствующие устройства. Мы как раз проплываем мимо похоронной службы.

Дeвyшка. Вот это сюрприз!

Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 12) Эти мешочки называются лизосомами. Они наполнены энзимами, которые могут расщепить всё, что находится в клетке. Когда клетка умирает, то эти мешочки лопаются, и освободившиеся энзимы быстро растворяют мертвую клетку.

Ученик. Посмотрите, какой красивый зеленый остров!

Экскурсовод. (Приложение 1. Слайды 13 – 17) О! Это зеленые пластиды. Они по форме напоминают диск с двойной мембраной – наружной и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК, рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах гран находится хлорофилл. Благодаря хлорофиллу в хлоропластах происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов.

Студент. Почему в этом городе идеальный порядок? Ведь кто-то должен управлять городом?

Экскурсовод. (Приложение 1. Слайд 18) Да. Вы совершенно правы. Наш цитобус уже пробирается к центру города. Перед нами самый важный остров. Мы остановились как раз у центра управления клетки. Мы находимся рядом с ядром. Да, уважаемые туристы, именно отсюда исходят все приказы. Для каждого органоида клетки. Здесь принимаются все решения, связанные с жизнедеятельностью клетки. Давайте заглянем к мэру этого «Идеального города».

Мэр города. Ядро имеет форму шара с диаметром от 3 до 10 мкм. Ядро окружено оболочкой, состоящей из двух мембран. Через определенные интервалы обе мембраны сливаются друг с другом, образуя отверстия диаметром 70 нм – ядерные поры. Через них осуществляется активный обмен веществ между ядром и цитоплазмой. В ядрах всегда присутствует один или несколько ядрышек. Ядрышко формируется определенными участками хромосом; в нем образуются рибосомы.
В ядре заключены хромосомы, которые содержат ДНК – хранилища наследственной информации.

Автор. Однако мэр города не успел договорить до конца. Остров, до сих пор остававшийся неподвижным, вдруг закачался. Движение передалось к цитоплазме. Цитобус начал подскакивать, как будто катился по волнам. Раздались крики ужаса.

Студент и дeвyшка. Крушение!

Экскурсовод. Спокойно, друзья! Наша программа путешествия не предусматривала, что именно эта клетка начнет делиться. Клетка делится. (Приложение 1. Слайд 19) Нам грозит опасность. Пора возвращаться.

Автор. Цитобус направился к оболочке клетки и вскоре покинул необычный город. Туристы с облегчением вздохнули. А в клетке в это время все содержимое делилось надвое, через некоторое время образовались две молодые клетки.

Учитель. Мы побывали в «Идеальном городе». Давайте сделаем выводы.

Ученик. Клетка является структурно – функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов. Клеткам присуще мембранное строение. Ядро – главная составная часть клетки. Клеточное ядро выполняет две функции: 1) хранение и воспроизведение генетической информации; 2) регуляцию процессов обмена веществ.

IV. Рефлексия. Тестирование

1. Целлюлозная стенка хаpaктерна для клеток:

а) грибов
б) животных
в) растений
с) простейших

2. Ядерная структура, несущая наследственную информацию организма:

а) ядерная оболочка
б) хромосома
в) ядерный сок
с) ядрышко

3. Процессы, происходящие в рибосомах:

а) фотосинтез
б) синтез липидов
в) синтез АТФ
с) синтез белков

4. Функция митохондрий:

а) синтез АТФ
б) трaнcпорт веществ
в) синтез липидов
с) участие в образовании веретена деления

5. «Сборка» рибосом происходит в

а) эндоплазматической сет
б) комплексе Гольджи
в) цитоплазме
с) ядрышках

6. Белки, жиры, углеводы накапливаются в

а) ядре
б) лизосомах
в) комплексе Гольджи
с) митохондриях

V. Подведение итогов урока



Комментарии:

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

21 11 2025 14:37:15

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

20 11 2025 10:23:20

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

19 11 2025 14:47:21

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

18 11 2025 17:20:35

Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс


    Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс

      Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....

17 11 2025 9:37:28

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....

16 11 2025 4:59:33

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

15 11 2025 5:32:30

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

14 11 2025 19:28:20

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология


    Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

      В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...

13 11 2025 0:19:34

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

12 11 2025 8:44:44

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

11 11 2025 17:33:15

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

      Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

10 11 2025 21:21:15

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

09 11 2025 11:26:47

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

08 11 2025 11:14:46

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

07 11 2025 16:28:56

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

06 11 2025 12:24:56

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

05 11 2025 9:37:34

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

      Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....

04 11 2025 16:18:40

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

03 11 2025 22:30:25

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

02 11 2025 16:16:35

Изучение трутовых грибов в природных сообществах


    Изучение трутовых грибов в природных сообществах

      Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

01 11 2025 19:43:25

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

31 10 2025 6:22:25

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"


    Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

      Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

30 10 2025 4:17:55

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

      В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

29 10 2025 11:20:56

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

28 10 2025 19:49:56

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"


    Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

      Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

27 10 2025 15:40:34

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

      Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

26 10 2025 20:51:43

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

25 10 2025 6:14:44

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

24 10 2025 1:24:38

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

23 10 2025 6:26:13

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

      Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....

22 10 2025 19:43:11

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

21 10 2025 16:40:16

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

20 10 2025 15:18:50

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

19 10 2025 11:15:22

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

18 10 2025 17:43:44

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

17 10 2025 8:42:31

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

16 10 2025 0:39:20

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

15 10 2025 0:27:30

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

14 10 2025 23:54:50

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

13 10 2025 5:50:43

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

12 10 2025 22:49:50

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

11 10 2025 12:31:35

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

10 10 2025 22:29:18

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

09 10 2025 0:16:22

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

08 10 2025 8:16:13

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

07 10 2025 5:50:51

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

06 10 2025 8:31:28

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

05 10 2025 20:33:12

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

04 10 2025 22:48:56

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

03 10 2025 16:11:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::