Естественные и искусственные биоценозы > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Естественные и искусственные биоценозы


    Естественные и искусственные биоценозы

Цели и задачи урока:

Формирование у учащихся знаний:

  • о биоценозе как устойчивой системе;
  • о биоценозах естественных и искусственных;
  • об обязательных компонентах биоценоза:
      • продуцентах;
      • консументах;
      • редуцентах.
  • Знакомство учащихся с причинами устойчивости естественного биоценоза и неустойчивости искусственного.

Тип урока. Дискуссионная лекция с использованием презентации.

Оборудование. Компьютеры, проектор, CD диск «Биология», электронные тесты.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

Индивидуальный опрос:

1. Каковы доказательства того, что естественный отбор – ведущая причина эволюции животных?

2. Почему возникновение ареалов в природе и их виды – результат приспособленности животных?

3. Каковы закономерности размещения животных в природе?

II. Изучение нового материала.

Дети, глядя на тему урока, формулируют цели и задачи урока.

! (предполагаемый ответ):

  • выяснить, что такое биоценоз;
  • что значит искусственный и естественный биоценоз.

Слово учителю:

 

Всех нас волнует серьезный вопрос:
Что же такое биоценоз?
Эту проблему решу я, друзья, –
Это такая большая семья:
Звери и птицы, жуки, пауки,
Лес, в нем березы, осины, дубки,
Черви и мыши, воздух, земля,
Листья опавшие, может, хвоя,
Даже тропа, где грибочки ты нес,
Вот, что такое биоценоз.

Как вы думаете, исходя из прочитанного стихотворения, какое определение можно дать понятию «биоценоз»?

! Биоценоз – это сообщество (совокупность) растений, животных и других организмов.

Итак, биоценоз – это…(см. слайд 2)

Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный (см. слайд 3). Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов. Приведите примеры.

! Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.

Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород.

Естественные биоценозы .

Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый (см. слайды 4-7)

Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.

Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – прострaнcтвенной и временной (см. слайд 8).

Как вы считаете, что обозначают эти понятия?

! Ярусы – этажи.

Прострaнcтвенная – располагается в прострaнcтве (тройное измерение).

Временная – располагается во времени (меняется со временем)

Прострaнcтвенная ярусность (см. слайд 9) хаpaктерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.

Временная ярусность (см. слайд 10) происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.

В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения. Различают организмы продуценты, консументы и редуценты (см. слайд 11). Попробуйте дать определение понятию «продуценты»

! Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).

Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?

! Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.

Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами(см. слайд 12).

Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?

! Консументы – это те организмы, которые потрeбляют вещество.

Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка (см. слайд 13).

Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.

Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы. Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?

! Редуценты – организмы, которые переpaбатывают останки погибших животных и растений.

Редуценты – организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных (см. слайд 14). К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например, черви.

В естественном биоценозе происходит саморегулирование численности особей каждой группы.

Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?

! Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

Искусственные биоценозы (см. слайд 15).

Земледелие привело к уничтожению естественных и созданию искусственных биоценозов (агробиоценозов). Выращивание на больших площадях растений одного вида, например, картофеля, пшеницы, повлекло за собой резкое сокращение связей между видами. Агробиоценоз отличается незначительной устойчивостью, т.к. отсутствует ярусность (и временная, и прострaнcтвенная).

Культурные растения формируют специфичный состав обитателей животного мира с преобладанием растительноядных видов, в основном насекомых- вредителей. Все особи хаpaктеризуются хорошей приспособленностью к быстрой смене растительного покрова, всеядностью.

Для борьбы с ними человек использует различные методы, применяет ядохимикаты, загрязняя при этом среду обитания, уничтожая наряду с вредными и полезных животных. Для поддержания устойчивости искусственных биоценозов необходимы большие финансовые затраты.

Для примера рассмотрим биоценоз водоема (см. слайд 16).

Продуцентами здесь являются все виды растений, которые в большинстве случаев располагаются в верхних слоях. Микроскопические водоросли образуют фитопланктон.

Консументами I порядка являются микроскопические животные, образующие зоопланктон, которые питаются фитопланктоном и напрямую зависят от его развития.

Консументы II порядка – рыбы, питающиеся paкообразными и насекомыми.

Консументы II порядка – хищные рыбы.

Консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне.

Остатки жизнедеятельности всех организмов опускаются на дно и становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ.

III . Физминутка.

 

Раз, два, три, четыре.
Биосемьи изучили,
Много нового узнали
И немножечко устали.
Мы глазами повращаем,
Головою покачаем.
Руки, ноги потянули,
Хорошенечко вздохнули,
Наклонились раз и два.
Не кружится голова?
Ну, коль с вами все в порядке,
Поработаем в тетрадке.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа в тетради (закрепление понятий «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз»).

РТ. Стр. 132, № 1, № 2.

2. Самостоятельная работа (отработка понятий).

Сильные учащиеся рассматривают биоценоз водоема (работа на листах – шаблонах).

Слабые учащиеся просматривают фильм «Муравьи» и отвечают на вопросы (работа на листах – шаблонах).

На работу дается определенное время. По истечению времени учащиеся отвечают на поставленные вопросы (комментируют показ своего материала).

3. Это интересно.

Листы (с разными сведениями) раздаются учащимся. Через 2–3 минуты предлагается зачитать 2 наиболее понравившихся факта.

4. Тест.

Выполнение тестовых заданий в программе «Knowing». Учащиеся открывают на Рабочем столе папку «Knowing», выбирают тест «Биоценоз» и начинают тестирование.

IV . Итоги урока. Рефлексия. Д/з.

1.Итак, сегодня мы проделали большую работу. Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали и где это может пригодиться вам в жизни?

Выслушиваются варианты ответов.

2. Домашнее задание:

 

Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьею одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
Теперь не возникнет, надеюсь, вопрос
«Что же такое биоценоз?»

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4



Комментарии:

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

30 06 2025 21:59:18

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

29 06 2025 14:26:43

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

28 06 2025 13:13:11

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

27 06 2025 8:44:53

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

26 06 2025 14:40:59

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"


    Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

      Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

25 06 2025 8:51:35

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

24 06 2025 3:51:12

День птиц

Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....

23 06 2025 17:10:15

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

22 06 2025 23:42:44

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

21 06 2025 13:59:49

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

20 06 2025 23:35:36

Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области


    Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области

      В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....

19 06 2025 2:59:20

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

18 06 2025 19:14:38

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

17 06 2025 11:25:35

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

16 06 2025 23:49:30

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

15 06 2025 22:38:53

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

14 06 2025 22:54:59

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

13 06 2025 13:23:22

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

12 06 2025 17:32:16

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

11 06 2025 7:33:43

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

10 06 2025 15:35:58

Кровь


    Кровь

      Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

09 06 2025 0:22:23

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

08 06 2025 5:38:16

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

07 06 2025 0:54:33

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

06 06 2025 3:28:54

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

05 06 2025 6:28:46

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....

04 06 2025 7:51:25

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

03 06 2025 22:22:51

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

02 06 2025 19:37:34

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

01 06 2025 22:29:58

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

31 05 2025 13:55:49

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

30 05 2025 19:37:56

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах


    Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах

      Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....

29 05 2025 14:54:52

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

28 05 2025 23:34:24

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

27 05 2025 20:57:37

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

26 05 2025 13:22:13

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

25 05 2025 3:28:31

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"


    Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

      Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...

24 05 2025 4:32:53

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

23 05 2025 21:58:44

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"


    Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

      Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

22 05 2025 14:14:42

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

21 05 2025 8:37:30

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

20 05 2025 16:44:18

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

19 05 2025 3:50:17

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс


    Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

      В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

18 05 2025 7:20:36

Питание. Особенности питания растительного организма


    Питание. Особенности питания растительного организма

      Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

17 05 2025 1:46:58

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

16 05 2025 14:19:14

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

15 05 2025 17:54:23

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

14 05 2025 2:45:55

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

13 05 2025 6:51:12

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

12 05 2025 19:56:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::