Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

Мы живем в век информационный. В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”. Дополняя её компьютерными технологиями, урок становиться интересным, действенным, где каждый ребенок может проявить себя, заранее чувствуя успех.
Тема: Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются.
Цели :
- Организовать изучение и обеспечить понимание учащихся зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению.
- Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы: “знаю”, “хочу знать”, “узнал”.
- Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Средства обучения:
- Учебник Т.С. Сухова, В.И.Строганов “Введение в биологию и Экологию” Программа И.Н.Пономаревой.
- Настенные таблицы “Распространение плодов и семян”.
- Дискета-тест “Переселение растений”.
- Диск СD “Интеpaктивный курс биологии”.
- Семена растений.
- Маршрутные листы (индивидуально).
Ход урока
1.
Я рада этой новой встрече
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок! (готовы)
2.
Сегодня на уроке мы поговорим, а впрочем, вы мне скажите сами, прочитаем тему уроку (вслух читают тему).
Т.е. в самой теме вопрос, на который нам и предстоит ответить. Что вы можете сказать? (Ответы детей)
КАК ЖЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ? (Ответы детей). Что ж ответов много, молодцы, но какой из них правильный мы узнаем в течение урока.
ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ Приложение 1
3.
Давайте для начала вспомним, что вам известно о растениях.
(Заполнение 1-й графы таблицы ЗХУ)
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
У нас есть знания, есть вопрос!
- Мы знаем животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы)
- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или помидоры, что для этого надо сделать, ЧТО ВОЗЬМЁТЕ? (Ответы детей).
- Семена
- Что такое семена?
- Будущие растения. Почему вы так считаете? (Ответы детей).
4. ЗАДАНИЕ:
Собрать модель семени фасоли (каждый).(Один идёт к доске и рассказывает о строении семени, все проверяют свои модели)
Вывод: Мы знаем, что одно и тоже растение можно встретить и в поле, и в лесу, на лугу и в огороде, но взрослое растение навеки в прямом смысле привязано к месту где выросло и у него образуются семена.
- А вот семена привязаны?
- Что же ждёт семена, в которых надёжно упрятаны зародыши новых растений? (Ответы детей). И ТАК ИМ ПРИЙДЕТСЯ ПОКИНУТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, РАСПРОЩАТЬСЯ С НИМИ. НО у вас может возникнуть вопрос: ЗАЧЕМ? СЕМЕНАМ (ИНОГДА ВМЕСТЕ С ПЛОДАМИ) УЛЕТАТЬ, УПЛЫВАТЬ КУДА-ТО…
Ответить на этот вопрос нам поможет – Одуванчик и полынь, знаете их? (вывешиваются рисунки растений на доску).
- А теперь представьте себе, отцвел ярко-желтый одуванчик. На месте соцветия корзинки появился пушистый шарик, а в нём – 100 семян,
а у полыни - 102тыс.семян (данные вывешиваются рядом с рисунком).
- ? Что произойдёт, если все семена упадут рядом , в кучу…(куча-мала).
(Ответы детей: прорастающие семена заглушили бы друг друга и погибли).
Учитель: ОДНАКО этого не наблюдается. Чем дальше оказываются семена от родителей, тем больше возможности занять новые территории.
А КТО или что им помогает?
(Послушайте стихотворение “Семена- путешественники”) Приложение 2.
(Читаю, называют, вывешиваю).
ЗАПОЛНЕНИЕ таблицы в маршрутных листах.
(1-я графа на основе стих-я, распространение плодов и семян).
Способ распространения |
Растение |
Приспособления |
1. Ветер | ||
2. Животные |
||
3. Вода |
||
4.Саморазбрасывание |
||
5.Человек |
(Учитель на доске – таблицу).
2-я примеры детей на основе своих наблюдений или загадки.
3-я Лабораторная работа“ Распространение плодов и семян”.
(Карточка “Помогай-ка”) (Подсказка)
Вывод: Растения, сами лишенные возможности передвигаться, снабжают свои семена приспособлениями для распространения (Запись под таблицей в маршрутных листах).
5. Физкультминутка (по теме).
6. ТЕСТ “Переселение растений”.
7. Оценки.
8. Д/з
.Мини-сочинение от имени любого растения или сказку “Путешествие растений” (например, жил-был, или в некотором царстве…)
Алгоритм работы на уроке
I. Ввод в проблему – стадия вызова.
1. Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о расселении растений.
(Учащиеся записывают на маршрутных листах все, что знают о расселении растений)
Растения – цветок – плод – семена
- Осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о приспособлениях у семян для их распространения, а следовательно и расселения растений.
- Фильм CD –диск “Расселение растений”
- Самостоятельная работа с раздаточным материалом “Семена и плоды”
II. Осмысление содержания
Заполнение таблицы:
Способ распространения | Растение Семена (рисунок) |
Приспособление для распространения |
Вывод:
- Оформление рабочих записей в тетради.
- Оформление вывода по изучению основного материала.
- Работа с обобщающей схемой – таблицей.
III. Размышление (рефлексия).
1.Анализ записи в тетради, маршрутных листах, на доске
2.Анализ приёмов, которые использовались при обучении (Как учились на занятии).
IV. Закрепление.
1. Тесты с оценкой ПК
2. Применение знаний на пpaктике
V. Домашнее задание
.Мини - сочинение или сказка о путешествии семян.
Ход урока
Презентация
Тест
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
06 02 2023 2:17:27
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
05 02 2023 0:30:27
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
04 02 2023 3:34:59
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики.
...
03 02 2023 13:34:22
Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....
02 02 2023 4:13:46
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
01 02 2023 16:59:40
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
31 01 2023 13:36:19
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
30 01 2023 11:37:42
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
29 01 2023 10:15:51
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....
28 01 2023 3:34:54
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
27 01 2023 11:40:33
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
26 01 2023 19:40:25
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
25 01 2023 6:35:49
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
24 01 2023 2:41:38
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
23 01 2023 16:46:14
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
22 01 2023 23:41:42
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
21 01 2023 18:16:30
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
20 01 2023 23:49:39
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
19 01 2023 8:34:55
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
18 01 2023 11:56:45
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
17 01 2023 0:37:45
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
16 01 2023 6:27:28
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
15 01 2023 1:10:13
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
14 01 2023 14:24:57
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
13 01 2023 12:40:19
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
12 01 2023 22:21:11
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
11 01 2023 22:42:39
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
10 01 2023 19:18:33
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
09 01 2023 18:33:20
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
08 01 2023 5:14:16
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
07 01 2023 7:25:32
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала.
...
06 01 2023 11:42:48
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
05 01 2023 4:21:58
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
04 01 2023 15:51:40
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
03 01 2023 6:10:24
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
02 01 2023 7:52:21
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
01 01 2023 13:53:14
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
31 12 2022 4:41:46
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
30 12 2022 14:18:34
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
29 12 2022 18:20:39
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
28 12 2022 0:17:23
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
27 12 2022 0:49:30
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
26 12 2022 0:45:56
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
25 12 2022 6:48:59
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
24 12 2022 15:50:39
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
23 12 2022 20:26:43
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
22 12 2022 5:58:39
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
21 12 2022 8:36:15
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
20 12 2022 15:46:26
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
19 12 2022 17:19:36
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::