Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"
Мы живем в век информационный. В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”. Дополняя её компьютерными технологиями, урок становиться интересным, действенным, где каждый ребенок может проявить себя, заранее чувствуя успех.
Тема: Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются.
Цели :
- Организовать изучение и обеспечить понимание учащихся зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению.
- Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы: “знаю”, “хочу знать”, “узнал”.
- Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Средства обучения:
- Учебник Т.С. Сухова, В.И.Строганов “Введение в биологию и Экологию” Программа И.Н.Пономаревой.
- Настенные таблицы “Распространение плодов и семян”.
- Дискета-тест “Переселение растений”.
- Диск СD “Интеpaктивный курс биологии”.
- Семена растений.
- Маршрутные листы (индивидуально).
Ход урока
1.
Я рада этой новой встрече
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок! (готовы)
2.
Сегодня на уроке мы поговорим, а впрочем, вы мне скажите сами, прочитаем тему уроку (вслух читают тему).
Т.е. в самой теме вопрос, на который нам и предстоит ответить. Что вы можете сказать? (Ответы детей)
КАК ЖЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ? (Ответы детей). Что ж ответов много, молодцы, но какой из них правильный мы узнаем в течение урока.
ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ Приложение 1
3.
Давайте для начала вспомним, что вам известно о растениях.
(Заполнение 1-й графы таблицы ЗХУ)
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
У нас есть знания, есть вопрос!
- Мы знаем животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы)
- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или помидоры, что для этого надо сделать, ЧТО ВОЗЬМЁТЕ? (Ответы детей).
- Семена
- Что такое семена?
- Будущие растения. Почему вы так считаете? (Ответы детей).
4. ЗАДАНИЕ:
Собрать модель семени фасоли (каждый).(Один идёт к доске и рассказывает о строении семени, все проверяют свои модели)
Вывод: Мы знаем, что одно и тоже растение можно встретить и в поле, и в лесу, на лугу и в огороде, но взрослое растение навеки в прямом смысле привязано к месту где выросло и у него образуются семена.
- А вот семена привязаны?
- Что же ждёт семена, в которых надёжно упрятаны зародыши новых растений? (Ответы детей). И ТАК ИМ ПРИЙДЕТСЯ ПОКИНУТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, РАСПРОЩАТЬСЯ С НИМИ. НО у вас может возникнуть вопрос: ЗАЧЕМ? СЕМЕНАМ (ИНОГДА ВМЕСТЕ С ПЛОДАМИ) УЛЕТАТЬ, УПЛЫВАТЬ КУДА-ТО…
Ответить на этот вопрос нам поможет – Одуванчик и полынь, знаете их? (вывешиваются рисунки растений на доску).
- А теперь представьте себе, отцвел ярко-желтый одуванчик. На месте соцветия корзинки появился пушистый шарик, а в нём – 100 семян,
а у полыни - 102тыс.семян (данные вывешиваются рядом с рисунком).
- ? Что произойдёт, если все семена упадут рядом , в кучу…(куча-мала).
(Ответы детей: прорастающие семена заглушили бы друг друга и погибли).
Учитель: ОДНАКО этого не наблюдается. Чем дальше оказываются семена от родителей, тем больше возможности занять новые территории.
А КТО или что им помогает?
(Послушайте стихотворение “Семена- путешественники”) Приложение 2.
(Читаю, называют, вывешиваю).
ЗАПОЛНЕНИЕ таблицы в маршрутных листах.
(1-я графа на основе стих-я, распространение плодов и семян).
Способ распространения |
Растение |
Приспособления |
1. Ветер | ||
2. Животные |
||
3. Вода |
||
4.Саморазбрасывание |
||
5.Человек |
(Учитель на доске – таблицу).
2-я примеры детей на основе своих наблюдений или загадки.
3-я Лабораторная работа“ Распространение плодов и семян”.
(Карточка “Помогай-ка”) (Подсказка)
Вывод: Растения, сами лишенные возможности передвигаться, снабжают свои семена приспособлениями для распространения (Запись под таблицей в маршрутных листах).
5. Физкультминутка (по теме).
6. ТЕСТ “Переселение растений”.
7. Оценки.
8. Д/з
.Мини-сочинение от имени любого растения или сказку “Путешествие растений” (например, жил-был, или в некотором царстве…)
Алгоритм работы на уроке
I. Ввод в проблему – стадия вызова.
1. Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о расселении растений.
(Учащиеся записывают на маршрутных листах все, что знают о расселении растений)
Растения – цветок – плод – семена
- Осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о приспособлениях у семян для их распространения, а следовательно и расселения растений.
- Фильм CD –диск “Расселение растений”
- Самостоятельная работа с раздаточным материалом “Семена и плоды”
II. Осмысление содержания
Заполнение таблицы:
Способ распространения | Растение Семена (рисунок) |
Приспособление для распространения |
Вывод:
- Оформление рабочих записей в тетради.
- Оформление вывода по изучению основного материала.
- Работа с обобщающей схемой – таблицей.
III. Размышление (рефлексия).
1.Анализ записи в тетради, маршрутных листах, на доске
2.Анализ приёмов, которые использовались при обучении (Как учились на занятии).
IV. Закрепление.
1. Тесты с оценкой ПК
2. Применение знаний на пpaктике
V. Домашнее задание
.Мини - сочинение или сказка о путешествии семян.
Ход урока
Презентация
Тест
Комментарии:
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
25 04 2025 10:14:39
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
24 04 2025 2:43:31
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
23 04 2025 7:43:56
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
22 04 2025 15:40:38
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
21 04 2025 12:31:15

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
20 04 2025 20:34:27
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
19 04 2025 12:49:22
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
18 04 2025 14:23:12
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения.
...
17 04 2025 3:42:36
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
16 04 2025 22:49:58
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
15 04 2025 13:15:17
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
14 04 2025 0:13:58
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
13 04 2025 14:46:43
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
12 04 2025 21:54:11
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
11 04 2025 23:50:58

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
10 04 2025 20:54:52
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
09 04 2025 23:23:54
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
08 04 2025 14:25:36
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
07 04 2025 20:24:52
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
06 04 2025 16:22:36
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
05 04 2025 0:36:49
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
04 04 2025 13:44:15
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
03 04 2025 17:14:43
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
02 04 2025 8:23:55
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
01 04 2025 11:13:40
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
31 03 2025 22:23:21
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
30 03 2025 8:52:49
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
29 03 2025 18:24:41
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.
...
28 03 2025 15:56:23
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
27 03 2025 11:33:25
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
26 03 2025 23:48:54
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
25 03 2025 1:17:57
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
24 03 2025 9:58:45
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
23 03 2025 7:35:37
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
22 03 2025 13:49:19
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
21 03 2025 16:57:48
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
20 03 2025 1:11:18
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
19 03 2025 16:22:15
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
18 03 2025 4:33:41
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
17 03 2025 3:56:16
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
16 03 2025 12:54:40
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
15 03 2025 7:19:48
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
14 03 2025 22:18:11
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
13 03 2025 15:13:17
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
12 03 2025 14:26:14
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
11 03 2025 15:43:58
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
10 03 2025 3:24:51
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
09 03 2025 19:12:55

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
08 03 2025 11:44:18
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
07 03 2025 8:37:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::