Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"
Мы живем в век информационный. В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”. Дополняя её компьютерными технологиями, урок становиться интересным, действенным, где каждый ребенок может проявить себя, заранее чувствуя успех.
Тема: Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются.
Цели :
- Организовать изучение и обеспечить понимание учащихся зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению.
- Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы: “знаю”, “хочу знать”, “узнал”.
- Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Средства обучения:
- Учебник Т.С. Сухова, В.И.Строганов “Введение в биологию и Экологию” Программа И.Н.Пономаревой.
- Настенные таблицы “Распространение плодов и семян”.
- Дискета-тест “Переселение растений”.
- Диск СD “Интеpaктивный курс биологии”.
- Семена растений.
- Маршрутные листы (индивидуально).
Ход урока
1.
Я рада этой новой встрече
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок! (готовы)
2.
Сегодня на уроке мы поговорим, а впрочем, вы мне скажите сами, прочитаем тему уроку (вслух читают тему).
Т.е. в самой теме вопрос, на который нам и предстоит ответить. Что вы можете сказать? (Ответы детей)
КАК ЖЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ? (Ответы детей). Что ж ответов много, молодцы, но какой из них правильный мы узнаем в течение урока.
ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ Приложение 1
3.
Давайте для начала вспомним, что вам известно о растениях.
(Заполнение 1-й графы таблицы ЗХУ)
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
У нас есть знания, есть вопрос!
- Мы знаем животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы)
- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или помидоры, что для этого надо сделать, ЧТО ВОЗЬМЁТЕ? (Ответы детей).
- Семена
- Что такое семена?
- Будущие растения. Почему вы так считаете? (Ответы детей).
4. ЗАДАНИЕ:
Собрать модель семени фасоли (каждый).(Один идёт к доске и рассказывает о строении семени, все проверяют свои модели)
Вывод: Мы знаем, что одно и тоже растение можно встретить и в поле, и в лесу, на лугу и в огороде, но взрослое растение навеки в прямом смысле привязано к месту где выросло и у него образуются семена.
- А вот семена привязаны?
- Что же ждёт семена, в которых надёжно упрятаны зародыши новых растений? (Ответы детей). И ТАК ИМ ПРИЙДЕТСЯ ПОКИНУТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, РАСПРОЩАТЬСЯ С НИМИ. НО у вас может возникнуть вопрос: ЗАЧЕМ? СЕМЕНАМ (ИНОГДА ВМЕСТЕ С ПЛОДАМИ) УЛЕТАТЬ, УПЛЫВАТЬ КУДА-ТО…
Ответить на этот вопрос нам поможет – Одуванчик и полынь, знаете их? (вывешиваются рисунки растений на доску).
- А теперь представьте себе, отцвел ярко-желтый одуванчик. На месте соцветия корзинки появился пушистый шарик, а в нём – 100 семян,
а у полыни - 102тыс.семян (данные вывешиваются рядом с рисунком).
- ? Что произойдёт, если все семена упадут рядом , в кучу…(куча-мала).
(Ответы детей: прорастающие семена заглушили бы друг друга и погибли).
Учитель: ОДНАКО этого не наблюдается. Чем дальше оказываются семена от родителей, тем больше возможности занять новые территории.
А КТО или что им помогает?
(Послушайте стихотворение “Семена- путешественники”) Приложение 2.
(Читаю, называют, вывешиваю).
ЗАПОЛНЕНИЕ таблицы в маршрутных листах.
(1-я графа на основе стих-я, распространение плодов и семян).
Способ распространения |
Растение |
Приспособления |
1. Ветер | ||
2. Животные |
||
3. Вода |
||
4.Саморазбрасывание |
||
5.Человек |
(Учитель на доске – таблицу).
2-я примеры детей на основе своих наблюдений или загадки.
3-я Лабораторная работа“ Распространение плодов и семян”.
(Карточка “Помогай-ка”) (Подсказка)
Вывод: Растения, сами лишенные возможности передвигаться, снабжают свои семена приспособлениями для распространения (Запись под таблицей в маршрутных листах).
5. Физкультминутка (по теме).
6. ТЕСТ “Переселение растений”.
7. Оценки.
8. Д/з
.Мини-сочинение от имени любого растения или сказку “Путешествие растений” (например, жил-был, или в некотором царстве…)
Алгоритм работы на уроке
I. Ввод в проблему – стадия вызова.
1. Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о расселении растений.
(Учащиеся записывают на маршрутных листах все, что знают о расселении растений)
Растения – цветок – плод – семена
- Осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о приспособлениях у семян для их распространения, а следовательно и расселения растений.
- Фильм CD –диск “Расселение растений”
- Самостоятельная работа с раздаточным материалом “Семена и плоды”
II. Осмысление содержания
Заполнение таблицы:
Способ распространения | Растение Семена (рисунок) |
Приспособление для распространения |
Вывод:
- Оформление рабочих записей в тетради.
- Оформление вывода по изучению основного материала.
- Работа с обобщающей схемой – таблицей.
III. Размышление (рефлексия).
1.Анализ записи в тетради, маршрутных листах, на доске
2.Анализ приёмов, которые использовались при обучении (Как учились на занятии).
IV. Закрепление.
1. Тесты с оценкой ПК
2. Применение знаний на пpaктике
V. Домашнее задание
.Мини - сочинение или сказка о путешествии семян.
Ход урока
Презентация
Тест
Комментарии:
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
02 05 2024 7:43:28
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
01 05 2024 16:45:16
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
30 04 2024 1:55:14
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
29 04 2024 8:35:32
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
28 04 2024 11:30:55
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
27 04 2024 22:46:36
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
26 04 2024 21:40:18
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
25 04 2024 9:35:29
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
24 04 2024 11:54:43
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
23 04 2024 6:43:32
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
22 04 2024 15:11:58
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
21 04 2024 14:25:11
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
20 04 2024 3:38:33
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
19 04 2024 4:10:18
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
18 04 2024 23:27:37
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...
17 04 2024 1:35:57
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
16 04 2024 8:36:56
Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
15 04 2024 16:47:19
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
14 04 2024 18:51:26
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
13 04 2024 10:33:14
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
12 04 2024 12:21:34
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
11 04 2024 22:46:36
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
10 04 2024 17:44:27
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
09 04 2024 21:34:22
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
08 04 2024 6:26:30
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
07 04 2024 23:38:51
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...
06 04 2024 15:55:30
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
05 04 2024 8:39:38
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
04 04 2024 13:54:26
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
03 04 2024 7:39:52
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
02 04 2024 14:24:40
Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....
01 04 2024 23:35:38
Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...
31 03 2024 21:10:19
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
30 03 2024 18:16:22
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
29 03 2024 11:49:55
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...
28 03 2024 23:40:52
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
27 03 2024 21:16:25
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
26 03 2024 20:33:36
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
25 03 2024 4:32:13
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
24 03 2024 11:13:48
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
23 03 2024 15:37:50
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
22 03 2024 10:21:57
На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....
21 03 2024 22:39:15
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
20 03 2024 12:56:16
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
19 03 2024 19:17:35
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
18 03 2024 4:11:11
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
17 03 2024 18:31:16
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...
16 03 2024 2:42:15
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
15 03 2024 20:26:58
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
14 03 2024 8:35:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::