Элективный курс "Юный медик" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предлагаемый элективный курс для учащихся 9-х классов посвящен изучению системы научных знаний и пpaктической деятельности, имеющих целью предупреждение и лечение заболеваний человека. Эта тема позволяет связать изучаемый теоретический материал с жизнью, применить полученные знания на пpaктике.

В школьном курсе биологии вопросы оказания первой медицинской помощи, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, последних достижений в области физиологии и медицины отражены недостаточно. Поэтому изучение программы данного элективного курса является актуальным.

Содержание курса может быть интересно учащимся, ориентированным на медицинские профессии. Кроме того, курс углубляет и расширяет знания учащихся по биологии.

Раскрытие содержания необходимо вести с учетом регионального аспекта,

на примере ситуации с заболеваемостью в г. Норильске.

Формы занятий предполагают активное участие учащихся в раскрытии содержания курса: подготовка сообщений, ролевые игры, пpaктические и лабораторные работы, составление индивидуального Кодекса здоровья, программы самосовершенствования и др.

ЦЕЛЬЮ данного курса является профильная ориентация учащихся на продолжение образования в профильных классах, расширение знаний учащихся, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ курса:

  1. Ознакомить учащихся с содержанием и программой курса;
  2. Расширить знания учащихся в области биологии и медицины;
  3. Выработать рекомендации по здоровому образу жизни и активно их использовать для сохранения и укрепления своего здоровья;
  4. Развивать умения учащихся по самообразованию, использованию различных источников информации; исследовательские и пpaктические умения; развивать коммуникативную культуру;
  5. Дать представление учащимся о специфике медицинских профессий;
  6. Сформировать навыки исследовательской работы.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • определения основных понятий, владение терминологией;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • функциональные особенности систем органов в норме и патологии;
  • причины возникновения некоторых заболеваний;
  • наиболее распространенные лекарственные растения;
  • последние достижения медицины;
  • место человека в системе органического мира.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • выявлять связь между строением и функциями органов, организмом и внешней средой;
  • оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, кровотечениях, ушибах, вывихах, ожогах, отморожениях;
  • накладывать повязки;
  • в предложенных коллекциях и гербариях распознавать лекарственные растения;
  • выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии.

У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Учебно-познавательные:

  • определять наиболее рациональную последовательность при выполнении пpaктических работ;
  • самостоятельно оценивать свою деятельность;
  • уметь выделять причинно-следственные связи;
  • творчески решать пpaктические задачи.

2. Коммуникативные:

  • вести диалог, выступать публично;
  • участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
  • убеждать, доказывать, формулировать выводы.

3. Общекультурные:

  • управлять своим поведением, настроением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;
  • соблюдать технику безопасности при выполнении пpaктических работ.

4. Информационные:

  • конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;
  • описывать полученные результаты, делать выводы;
  • использовать ресурсы Интернет при составлении презентаций.

Данный курс создан впервые. Реализация курса рассчитана на 17 часов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п Название тем Кол-во часов, лекц. пpaк Формы проведения занятий. Формы контроля.
1 Медицина – ровесница человечества. История медицины. 1   Беседа, мини-дискуссия.  
2 Великие анатомы и врачи. Известные русские врачи. 1   Беседа, сообщения учащихся  
3 Болезнь – что это такое? 1   Беседа, ролевая игра  
4 Язык медицины. Lingva Latina 1   Лекция.  
5 Диагностика - искусство распознавать. 1   Экскурсия в биохимическую лабор-ю.  
6 Боль и обезболивание. Возвращение к жизни 1   Беседа, мини - дискуссия Промежуточный зачет.
7 Общие сведения о десмургии. Виды повязок, наложение повязок.   1 Пpaктическое занятие.  
8 Кровотечения, способы остановки кровотечений.   1 Лекция. Пpaктическое занятие.  
9 Переломы костей, их распознавание. Способы временной иммобилизации.   1 Пpaктическое занятие.  
10 Ожоги. Отморожения.

Электротравмы.

1   Лекция. Зачет по темам 6 -9.
11 Эпидемии. Инфекционные заболевания. 1   Лекция. Беседа, Доклады учащихся.  
12 Хирургия. 1   Беседа.  
13 Лекарственные препараты. Фито…зеленая аптека. 1   Беседа. Доклады учащихся.  
14 Спортивная медицина. 1   Беседа. Дискуссия “Профессиональный спорт и здоровье”. Зачет (10 – 13 темы).
15 Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. 1   Деловая игра, “антиреклама” курению, наркомании, стрессам.  
16 Составление “Кодекса здоровья” и программ самосовершенствования. 1   Дискуссия. Работа в группах.  
17 Смотр знаний. Защита программ и проектов.   1 Представление презентаций.  
  ИТОГО 13 4    

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Медицина – ровесница человечества. История медицины. (1 час)

Медицина (от латинского medico-лечу, исцеляю) – система научных знаний и пpaктическая деятельность, имеющая целью предупреждение и лечение заболеваний человека. Развитие медицины и общее развитие человеческого общества. Первобытная медицина. Шаман – лекарь древнего человека. Медицина Древнего Египта. Наследие древнейшей китайской цивилизации. Медицина Древней Греции. Гиппократ – “отец медицины”. Врачи Древнего Рима.

Великие анатомы и врачи. Известные русские врачи. (1 час)

Среднеазиатский ученый, врач, математик, поэт Авиценна. Врач эпохи возрождения Парацельс. Итальянский врач и естествоиспытатель Андреас Везалий. Французский врач, основоположник современной хирургии, Амбруаз Паре. Уильям Гарвей, английский врач, открывший круги кровообращения. Луи Пастер, великий французский химик, основоположник микробиологии. Австрийский иммунолог Карл Ландштейнер, открывший группы крови у человека. Александр Флеминг – начало эры антибиотиков. Русский ученый и хирург, основоположник военно-полевой хирургии, Н. И. Пирогов. Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов, И. М. Сеченов. И. И. Мечников - автор фагоцитарной теории иммунитета. Выдающийся русский ученый И. П. Павлов. Русский врач-терапевт С. П. Боткин. Хирург, один из основоположников нейрохирургии Н. Н. Бурденко.

Болезнь – что это такое? (1 час)

Болезнь - нарушение жизненных функций организма, выражающееся физиологическими и морфологическими изменениями. Причины болезней: биологические, физические, механические, химические факторы. Анамнез – история развития болезни. Патология – наука о болезненных процессах в организме человека. Патогенез. Классификация болезней. Периоды болезни.

Язык медицины. Lingva Latina. (1 час)

История латинского языка. Распространение латыни. Латинская терминология, используемая в биологии и медицине.

Диагностика – искусство распознавать. (1 час)

Значение правильной постановки диагноза. Три раздела диагностики: анамнез, семиотика, врачебная логика. Осмотр больного. Лабораторные анализы. Современное диагностическое оборудование. Оснащение больниц г.Норильска в рамках национального проекта “Здоровье”.

Боль и обезболивание. Возвращение к жизни. (1 час)

Боль как необходимая защитная реакция организма. Значение обезболивания. Обезболивание в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции. Виды анестезии. Местное обезболивание: инфильтрационная и проводниковая анестезия. Общее обезболивание: ингаляционный наркоз и внутривенная анестезия. Реанимация – совокупность лечебных мероприятий, направленных на выведение больного из терминального (предшествующего биологической cмepти) состояния. Комплекс мероприятий при терминальном состоянии.

Общие сведения о десмургии. Виды повязок. Наложение повязок. (1 час)

Десмургия – раздел хирургии, разpaбатывающий методы применения и технику наложения повязок. Перевязочный материал, используемый в древности. Виды мягких повязок. Повязки головы, шеи, конечностей. Матерчатые повязки. Техника наложения повязок.

Кровотечения. Способы остановки кровотечений. (1 час)

Кровотечение – это истечение крови из кровеносного сосуда во внешнюю среду, в полости и ткани. Опасность кровопотери. Кровотечения травматические и нетравматические. Первичные и вторичные кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Артериальные, венозные, смешанные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Особенности остановки кровотечения у детей.

Переломы костей, их распознавание. Способы временной иммобилизации. (1 час)

Перелом – частичное или полное нарушение целости кости, вызванное действием механической силы или патологическим процессом. Врожденные, или внутриутробные и приобретенные переломы. Приобретенные переломы: травматические и патологические. Переломы открытые и закрытые. Переломы полные и неполные; одиночные и множественные. Распознавание переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Правила наложения шинных повязок.

Ожоги. Отморожения. Электротравмы. (1 час)

Общие сведения об ожогах. Классификация ожогов. Определение площади ожогов. Термические и световые ожоги. Ожоговая болезнь. Химические ожоги. Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Отморожения – повреждения тканей, вызванные местным воздействием холода. Факторы, способствующие возникновению отморожений. Четыре степени отморожения. Общее замерзание. Предупреждение отморожений и первая медицинская помощь. Причины поражения электрическим током. Первая медицинская помощь при электротравмах.

Эпидемии. Инфекционные заболевания. (1 час)

Эпидемия – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости. Грозные эпидемии человеческой истории. Возникновение и распространение эпидемий. Возбудители инфекционных заболеваний. Борьба с эпидемиями. Профилактические прививки. Иммунитет. Распространенные инфекционные заболевания в НПР.

Хирургия. (1 час)

Хирургия – раздел медицины, изучающий заболевания, основным методом лечения которых является оперативное вмешательство. История хирургии. Российская хирургическая школа. Общая, частная, оперативная и военно-полевая хирургия. Антисептика и асептика.

Лекарственные препараты. Фито…зеленая аптека. (1 час)

Фармакология – раздел медицины, изучающий действие лекарственных веществ на организм, разpaбатывающий новые лекарственные средства и методы их применения. Лекарственные вещества минерального, растительного, животного происхождения и продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Лекарственные формы: таблетки, мази, драже, капсулы, гели, растворы. Инъекционные препараты. Внутримышечное, подкожное, внутривенное, капельное введение. Вред самолечения. Фитотерапия. Использование лекарственных растений. Классификация лекарственных растений по их выраженному биологическому действию. Лекарственные растения Красноярского края.

Спортивная медицина. (1 час)

П. Ф. Лесгафт – русский анатом, педагог и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для общего тонуса организма, для состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Постепенность, индивидуальность и систематичность при занятиях спортом. Развитие и тренировка мышечной силы.

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. (1 час)

Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, генетика, внешняя среда, природно-климатические условия, уровень развития здравоохранения. Факторы риска. Факторы, укрепляющие здоровье: двигательная активность, рациональное питание, режим труда и отдыха.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в ВУЗ. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий.

На лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций.

Семинар предполагает творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать знания, делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, ролевых игр, круглых столов.

При проведении пpaктических занятий целесообразно использование ресурсов медицинского кабинета, а также сотрудничество с медицинским работником.

На занятиях предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, мультимедийного приложения, атласов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению материала.

Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсии в медицинскую лабораторию.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ.

Для проверки текущих знаний можно использовать:

  • фронтальный опрос;
  • логические вопросы после каждого занятия;
  • промежуточные зачеты.

Для стимуляции личностного роста можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.

Ф.И. учащегося Тема Работа в группе Устный ответ Участие в дискуссии Выступление с докладом Пpaктическая работа Защита проекта, презентация.
               
               
               

В результате освоения программы курса учащиеся должны защитить проект или представить презентацию. При успешной защите учащиеся получают грамоты или призы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Справочник пpaктического врача. М., “Баян”, 1993.
  2. Абаскалова Н. П. “Здоровью надо учить”, Новосибирск, “Лада”, 2000.
  3. Гапанович И.Я. “Хирургия”, Минск, “Вышейшая школа”, 1995.
  4. Грунтенко Е.В. Иммунитет “за” и “против”. М, “Знание”, 1987.
  5. Курепина М. М., Воккен Г.Г. “Анатомия человека”, “Просвещение”, 1989.
  6. Полянская И.Н. Секреты красоты и здоровья. “Невский проспект”, 2001.
  7. Резанова Е.А., Антонова И.П. Биология человека. “Издат-школа 2000”
  8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.М.2002.
  9. Черенько М.П. Справочник хирурга поликлиники. Киев, “Здоровье”, 1994.
  10. Универсальная энциклопедия школьника. Биология и анатомия. Минск,1999.
  11. Мультимедийное приложение “Анатомия человека”, М., 2006.



Комментарии:

Тема урока "Класс Птицы"


    Тема урока "Класс Птицы"

      На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

19 12 2025 9:10:32

Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"


    Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"

      В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...

18 12 2025 21:19:45

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

17 12 2025 19:40:47

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии


    Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

16 12 2025 9:59:45

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

15 12 2025 9:34:17

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

14 12 2025 8:21:50

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

13 12 2025 21:45:48

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

12 12 2025 13:53:14

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

11 12 2025 1:44:26

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников


    Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

      Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

10 12 2025 17:57:49

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

09 12 2025 10:37:54

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

08 12 2025 8:18:19

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

07 12 2025 2:24:37

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

06 12 2025 18:48:40

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха


    Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

      Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

05 12 2025 2:47:44

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

04 12 2025 3:23:50

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

03 12 2025 10:51:24

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

02 12 2025 7:48:11

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

01 12 2025 0:30:53

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

30 11 2025 1:25:26

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

29 11 2025 5:34:29

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

28 11 2025 11:17:14

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

27 11 2025 22:18:11

Покровная ткань растений: особенности строения и функции

Покровная ткань растений: особенности строения и функции Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....

26 11 2025 3:24:20

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

25 11 2025 11:36:27

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

24 11 2025 3:43:36

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

23 11 2025 11:49:28

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

22 11 2025 10:26:54

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

21 11 2025 13:55:59

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

20 11 2025 19:29:19

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

19 11 2025 7:45:35

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

18 11 2025 17:49:50

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

17 11 2025 21:39:35

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

16 11 2025 13:27:51

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

15 11 2025 14:36:54

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

14 11 2025 3:21:35

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

13 11 2025 1:58:37

Незатейливая жизнь насекомых


    Незатейливая жизнь насекомых

      В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

12 11 2025 6:57:42

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

      Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

11 11 2025 8:52:15

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"


    Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

      Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

10 11 2025 13:34:49

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

09 11 2025 7:46:49

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

08 11 2025 13:54:58

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

07 11 2025 14:47:41

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

06 11 2025 3:38:20

Внеклассное занятие "Не допустить беды"


    Внеклассное занятие "Не допустить беды"

      Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

05 11 2025 9:55:43

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

04 11 2025 3:22:59

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

03 11 2025 3:50:29

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

02 11 2025 5:38:15

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

01 11 2025 2:44:46

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

31 10 2025 22:54:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::