Элективный курс "Юный медик" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предлагаемый элективный курс для учащихся 9-х классов посвящен изучению системы научных знаний и пpaктической деятельности, имеющих целью предупреждение и лечение заболеваний человека. Эта тема позволяет связать изучаемый теоретический материал с жизнью, применить полученные знания на пpaктике.

В школьном курсе биологии вопросы оказания первой медицинской помощи, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, последних достижений в области физиологии и медицины отражены недостаточно. Поэтому изучение программы данного элективного курса является актуальным.

Содержание курса может быть интересно учащимся, ориентированным на медицинские профессии. Кроме того, курс углубляет и расширяет знания учащихся по биологии.

Раскрытие содержания необходимо вести с учетом регионального аспекта,

на примере ситуации с заболеваемостью в г. Норильске.

Формы занятий предполагают активное участие учащихся в раскрытии содержания курса: подготовка сообщений, ролевые игры, пpaктические и лабораторные работы, составление индивидуального Кодекса здоровья, программы самосовершенствования и др.

ЦЕЛЬЮ данного курса является профильная ориентация учащихся на продолжение образования в профильных классах, расширение знаний учащихся, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ курса:

  1. Ознакомить учащихся с содержанием и программой курса;
  2. Расширить знания учащихся в области биологии и медицины;
  3. Выработать рекомендации по здоровому образу жизни и активно их использовать для сохранения и укрепления своего здоровья;
  4. Развивать умения учащихся по самообразованию, использованию различных источников информации; исследовательские и пpaктические умения; развивать коммуникативную культуру;
  5. Дать представление учащимся о специфике медицинских профессий;
  6. Сформировать навыки исследовательской работы.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • определения основных понятий, владение терминологией;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • функциональные особенности систем органов в норме и патологии;
  • причины возникновения некоторых заболеваний;
  • наиболее распространенные лекарственные растения;
  • последние достижения медицины;
  • место человека в системе органического мира.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • выявлять связь между строением и функциями органов, организмом и внешней средой;
  • оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, кровотечениях, ушибах, вывихах, ожогах, отморожениях;
  • накладывать повязки;
  • в предложенных коллекциях и гербариях распознавать лекарственные растения;
  • выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии.

У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Учебно-познавательные:

  • определять наиболее рациональную последовательность при выполнении пpaктических работ;
  • самостоятельно оценивать свою деятельность;
  • уметь выделять причинно-следственные связи;
  • творчески решать пpaктические задачи.

2. Коммуникативные:

  • вести диалог, выступать публично;
  • участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
  • убеждать, доказывать, формулировать выводы.

3. Общекультурные:

  • управлять своим поведением, настроением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;
  • соблюдать технику безопасности при выполнении пpaктических работ.

4. Информационные:

  • конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;
  • описывать полученные результаты, делать выводы;
  • использовать ресурсы Интернет при составлении презентаций.

Данный курс создан впервые. Реализация курса рассчитана на 17 часов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п Название тем Кол-во часов, лекц. пpaк Формы проведения занятий. Формы контроля.
1 Медицина – ровесница человечества. История медицины. 1   Беседа, мини-дискуссия.  
2 Великие анатомы и врачи. Известные русские врачи. 1   Беседа, сообщения учащихся  
3 Болезнь – что это такое? 1   Беседа, ролевая игра  
4 Язык медицины. Lingva Latina 1   Лекция.  
5 Диагностика - искусство распознавать. 1   Экскурсия в биохимическую лабор-ю.  
6 Боль и обезболивание. Возвращение к жизни 1   Беседа, мини - дискуссия Промежуточный зачет.
7 Общие сведения о десмургии. Виды повязок, наложение повязок.   1 Пpaктическое занятие.  
8 Кровотечения, способы остановки кровотечений.   1 Лекция. Пpaктическое занятие.  
9 Переломы костей, их распознавание. Способы временной иммобилизации.   1 Пpaктическое занятие.  
10 Ожоги. Отморожения.

Электротравмы.

1   Лекция. Зачет по темам 6 -9.
11 Эпидемии. Инфекционные заболевания. 1   Лекция. Беседа, Доклады учащихся.  
12 Хирургия. 1   Беседа.  
13 Лекарственные препараты. Фито…зеленая аптека. 1   Беседа. Доклады учащихся.  
14 Спортивная медицина. 1   Беседа. Дискуссия “Профессиональный спорт и здоровье”. Зачет (10 – 13 темы).
15 Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. 1   Деловая игра, “антиреклама” курению, наркомании, стрессам.  
16 Составление “Кодекса здоровья” и программ самосовершенствования. 1   Дискуссия. Работа в группах.  
17 Смотр знаний. Защита программ и проектов.   1 Представление презентаций.  
  ИТОГО 13 4    

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Медицина – ровесница человечества. История медицины. (1 час)

Медицина (от латинского medico-лечу, исцеляю) – система научных знаний и пpaктическая деятельность, имеющая целью предупреждение и лечение заболеваний человека. Развитие медицины и общее развитие человеческого общества. Первобытная медицина. Шаман – лекарь древнего человека. Медицина Древнего Египта. Наследие древнейшей китайской цивилизации. Медицина Древней Греции. Гиппократ – “отец медицины”. Врачи Древнего Рима.

Великие анатомы и врачи. Известные русские врачи. (1 час)

Среднеазиатский ученый, врач, математик, поэт Авиценна. Врач эпохи возрождения Парацельс. Итальянский врач и естествоиспытатель Андреас Везалий. Французский врач, основоположник современной хирургии, Амбруаз Паре. Уильям Гарвей, английский врач, открывший круги кровообращения. Луи Пастер, великий французский химик, основоположник микробиологии. Австрийский иммунолог Карл Ландштейнер, открывший группы крови у человека. Александр Флеминг – начало эры антибиотиков. Русский ученый и хирург, основоположник военно-полевой хирургии, Н. И. Пирогов. Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов, И. М. Сеченов. И. И. Мечников - автор фагоцитарной теории иммунитета. Выдающийся русский ученый И. П. Павлов. Русский врач-терапевт С. П. Боткин. Хирург, один из основоположников нейрохирургии Н. Н. Бурденко.

Болезнь – что это такое? (1 час)

Болезнь - нарушение жизненных функций организма, выражающееся физиологическими и морфологическими изменениями. Причины болезней: биологические, физические, механические, химические факторы. Анамнез – история развития болезни. Патология – наука о болезненных процессах в организме человека. Патогенез. Классификация болезней. Периоды болезни.

Язык медицины. Lingva Latina. (1 час)

История латинского языка. Распространение латыни. Латинская терминология, используемая в биологии и медицине.

Диагностика – искусство распознавать. (1 час)

Значение правильной постановки диагноза. Три раздела диагностики: анамнез, семиотика, врачебная логика. Осмотр больного. Лабораторные анализы. Современное диагностическое оборудование. Оснащение больниц г.Норильска в рамках национального проекта “Здоровье”.

Боль и обезболивание. Возвращение к жизни. (1 час)

Боль как необходимая защитная реакция организма. Значение обезболивания. Обезболивание в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции. Виды анестезии. Местное обезболивание: инфильтрационная и проводниковая анестезия. Общее обезболивание: ингаляционный наркоз и внутривенная анестезия. Реанимация – совокупность лечебных мероприятий, направленных на выведение больного из терминального (предшествующего биологической cмepти) состояния. Комплекс мероприятий при терминальном состоянии.

Общие сведения о десмургии. Виды повязок. Наложение повязок. (1 час)

Десмургия – раздел хирургии, разpaбатывающий методы применения и технику наложения повязок. Перевязочный материал, используемый в древности. Виды мягких повязок. Повязки головы, шеи, конечностей. Матерчатые повязки. Техника наложения повязок.

Кровотечения. Способы остановки кровотечений. (1 час)

Кровотечение – это истечение крови из кровеносного сосуда во внешнюю среду, в полости и ткани. Опасность кровопотери. Кровотечения травматические и нетравматические. Первичные и вторичные кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Артериальные, венозные, смешанные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Особенности остановки кровотечения у детей.

Переломы костей, их распознавание. Способы временной иммобилизации. (1 час)

Перелом – частичное или полное нарушение целости кости, вызванное действием механической силы или патологическим процессом. Врожденные, или внутриутробные и приобретенные переломы. Приобретенные переломы: травматические и патологические. Переломы открытые и закрытые. Переломы полные и неполные; одиночные и множественные. Распознавание переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Правила наложения шинных повязок.

Ожоги. Отморожения. Электротравмы. (1 час)

Общие сведения об ожогах. Классификация ожогов. Определение площади ожогов. Термические и световые ожоги. Ожоговая болезнь. Химические ожоги. Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Отморожения – повреждения тканей, вызванные местным воздействием холода. Факторы, способствующие возникновению отморожений. Четыре степени отморожения. Общее замерзание. Предупреждение отморожений и первая медицинская помощь. Причины поражения электрическим током. Первая медицинская помощь при электротравмах.

Эпидемии. Инфекционные заболевания. (1 час)

Эпидемия – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости. Грозные эпидемии человеческой истории. Возникновение и распространение эпидемий. Возбудители инфекционных заболеваний. Борьба с эпидемиями. Профилактические прививки. Иммунитет. Распространенные инфекционные заболевания в НПР.

Хирургия. (1 час)

Хирургия – раздел медицины, изучающий заболевания, основным методом лечения которых является оперативное вмешательство. История хирургии. Российская хирургическая школа. Общая, частная, оперативная и военно-полевая хирургия. Антисептика и асептика.

Лекарственные препараты. Фито…зеленая аптека. (1 час)

Фармакология – раздел медицины, изучающий действие лекарственных веществ на организм, разpaбатывающий новые лекарственные средства и методы их применения. Лекарственные вещества минерального, растительного, животного происхождения и продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Лекарственные формы: таблетки, мази, драже, капсулы, гели, растворы. Инъекционные препараты. Внутримышечное, подкожное, внутривенное, капельное введение. Вред самолечения. Фитотерапия. Использование лекарственных растений. Классификация лекарственных растений по их выраженному биологическому действию. Лекарственные растения Красноярского края.

Спортивная медицина. (1 час)

П. Ф. Лесгафт – русский анатом, педагог и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для общего тонуса организма, для состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Постепенность, индивидуальность и систематичность при занятиях спортом. Развитие и тренировка мышечной силы.

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. (1 час)

Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, генетика, внешняя среда, природно-климатические условия, уровень развития здравоохранения. Факторы риска. Факторы, укрепляющие здоровье: двигательная активность, рациональное питание, режим труда и отдыха.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в ВУЗ. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий.

На лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций.

Семинар предполагает творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать знания, делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, ролевых игр, круглых столов.

При проведении пpaктических занятий целесообразно использование ресурсов медицинского кабинета, а также сотрудничество с медицинским работником.

На занятиях предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, мультимедийного приложения, атласов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению материала.

Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсии в медицинскую лабораторию.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ.

Для проверки текущих знаний можно использовать:

  • фронтальный опрос;
  • логические вопросы после каждого занятия;
  • промежуточные зачеты.

Для стимуляции личностного роста можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.

Ф.И. учащегося Тема Работа в группе Устный ответ Участие в дискуссии Выступление с докладом Пpaктическая работа Защита проекта, презентация.
               
               
               

В результате освоения программы курса учащиеся должны защитить проект или представить презентацию. При успешной защите учащиеся получают грамоты или призы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Справочник пpaктического врача. М., “Баян”, 1993.
  2. Абаскалова Н. П. “Здоровью надо учить”, Новосибирск, “Лада”, 2000.
  3. Гапанович И.Я. “Хирургия”, Минск, “Вышейшая школа”, 1995.
  4. Грунтенко Е.В. Иммунитет “за” и “против”. М, “Знание”, 1987.
  5. Курепина М. М., Воккен Г.Г. “Анатомия человека”, “Просвещение”, 1989.
  6. Полянская И.Н. Секреты красоты и здоровья. “Невский проспект”, 2001.
  7. Резанова Е.А., Антонова И.П. Биология человека. “Издат-школа 2000”
  8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.М.2002.
  9. Черенько М.П. Справочник хирурга поликлиники. Киев, “Здоровье”, 1994.
  10. Универсальная энциклопедия школьника. Биология и анатомия. Минск,1999.
  11. Мультимедийное приложение “Анатомия человека”, М., 2006.



Комментарии:

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

15 02 2025 7:40:39

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

14 02 2025 13:37:23

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"


    Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

      Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

13 02 2025 1:27:40

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

12 02 2025 5:30:27

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

11 02 2025 18:15:46

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

10 02 2025 16:53:21

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

09 02 2025 12:32:57

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

08 02 2025 7:56:28

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

07 02 2025 14:18:26

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

06 02 2025 21:48:36

Лечение демодекоза у собак. Причины появления и первые симптомы

Лечение демодекоза у собак. Причины появления и первые симптомы Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....

05 02 2025 14:39:47

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

04 02 2025 13:15:40

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

03 02 2025 20:47:43

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"


    "Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

      В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

02 02 2025 3:31:45

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

01 02 2025 15:33:25

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

31 01 2025 10:12:57

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

      Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....

30 01 2025 12:34:50

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

29 01 2025 13:43:12

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

28 01 2025 5:11:14

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс


    Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

      ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

27 01 2025 15:34:34

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

26 01 2025 14:33:34

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

25 01 2025 22:40:43

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

24 01 2025 18:49:54

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

23 01 2025 11:49:14

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

22 01 2025 19:49:27

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

21 01 2025 13:55:39

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

20 01 2025 5:45:53

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

19 01 2025 20:35:12

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

18 01 2025 8:36:33

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

17 01 2025 1:25:23

Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"


    Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"

      Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....

16 01 2025 0:48:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

15 01 2025 12:27:49

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

14 01 2025 8:22:40

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

13 01 2025 15:26:27

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

12 01 2025 2:40:35

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

11 01 2025 21:12:50

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

10 01 2025 1:11:53

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

09 01 2025 21:55:44

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)


    Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

      Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

08 01 2025 4:56:46

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

07 01 2025 23:12:36

Вода – удивительный дар природы


    Вода – удивительный дар природы

      Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

06 01 2025 10:12:55

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

05 01 2025 23:34:10

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

04 01 2025 3:37:41

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

03 01 2025 8:38:12

Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии


    Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии

      Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....

02 01 2025 21:14:42

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

01 01 2025 12:53:54

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

31 12 2024 6:10:16

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

30 12 2024 18:51:56

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

29 12 2024 14:20:38

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

28 12 2024 20:20:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::