Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

Цели урока:
- повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Основы цитологии”;
- развитие умений анализировать, выделять главное;
- воспитание чувства коллективизма.
Оборудование:
- набор опopных конспектов по теме “Основы цитологии”;
- таблицы по строению клетки;
- динамическая схема;
- маршрутные листы;
- справочный материал;
- компьютер;
- диск “Презентация темы “основы цитологии””;
- магнитофон; запись “Шум прибоя”.
I. Организационный момент
II. Объявление темы, задач урока
Задачи урока:
- повторить, обобщить и систематизировать знания по данной теме,
- провести начальный контроль знаний в виде словарного диктанта и тестирования.
Познакомимся с маршрутными листами повторения.
(раздаются маршрутные листы на каждую парту, приложение№1))
1. Историческая справка.
Начнем повторение с исторической справки.
(Выступление ученика по опopному конспект) (1.5 мин)
Цитология – одна из биологических наук.
Цитология – наука о строении и жизнедеятельности клетки.
Ее возраст более 100 лет, а термин “клетка” возник более трехсот лет назад. Развитие цитологии стало возможным появлением и усовершенствованием увеличительных приборов.
В 1838 году Шлейденом и Шванном сформулирована клеточная теория, которая получила дальнейшее развитие.
В 1858 году Вирхов сформулировал положение о появлении новых клеток от таких же исходных клеток путем деления. Бэр доказал, что клетка – единица развития всех живых организмов.
Основные понятия современной клеточной теории:
I. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов.
II. Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу.
III. Размножение клеток происходит путем их деления.
IV. По наличию ядра клетки делятся на прокариоты и эукариоты.
V. И так, клетка – это структурная единица всего живого.
2. Клетка - структурная единица всего живого.
Учитель: существуют бактериальные, растительные, животные, грибные клетки.
Задание: У вас на партах находятся справочные таблицы по строению клеток (приложение№2).
I вариант: Сравните строение растительной и животной клеток.
II вариант: Сравните строение бактериальной и грибной клетки. (2 мин.)
Учитель: Отвечаем у доски.
Все клетки отличаются по основным признакам.
(Основные признаки выписаны на доске:
- главные части клеток: наличие ядра, оболочка,
- органоиды: пластиды, вакуоли, запасные вещества,
- обмен веществ, рост клеток, ткани).
Выступление первого ученика: отличие растительной клетки от животной. (1.5 мин.)
Растительная клетка отличается от животной тем, что, как правило, у растительной клетки одно ядро, а у животной может быть несколько; у растительной - клеточная стенка прочная, состоит из целлюлозы, а у животной – ее нет, а мембрана образована белками и жирами.
Отличается по наличию органоидов, в растительной клетке нет клеточного центра; в животной клетке нет пластид, как правило, нет вакуолей, за исключением временных; у простейших есть сократительные и пищеварительные вакуоли.
Отличаются запасными веществами: у растительной клетки – крахмал, жиры, а у животной – гликоген, жиры. У растительной клетки энергия возникает в процессе фотосинтеза, питательные вещества образуется из неорганических, а у животных клеток энергия возникает за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Рост растительных клеток на протяжении всей жизни, а у большинства животных клеток только в молодом возрасте.
Клети образуют несколько типов тканей.
Выступление второго ученика: отличие бактериальной от грибной. (1.5мин.)
Бактериальная клетка отличается от грибной:
- у бактериальной клетки клеточная стенка, часто покрыта слизистой капсулой, а у грибной – оболочка, содержащая хитин;
- у бактериальной клетки нет оформленного ядра, а у грибной может быть несколько;
- у бактериальной мембранные структуры в виде кaнaльцев, пузырьков с ферментами и пигментами.
- У бактериальной клетки имеются фотосинтетики, способные к фото и хемосинтезу, а у грибной нет.
Бактериальная клетка может запасать полисахариды – крахмал, гликоген, жиры, серу, полифосфаты; грибная – гликоген, белковые включения. Обмен веществ – у бактериальной синтез АТФ путем брожения, фотосинтеза, дыхания; у грибной энергия возникает за счет расщепления готовых питательных веществ.
Рост бактериальных и грибных клеток в благоприятных условиях неограничен.
Тканей нет.
Учитель приглашает группу учащихся к доске.
Задание: Смоделируем растительную клетку.
(Работа с динамической схемой) (2 мин.) Задание: Изменить клетку в животную.
Учитель: Сделаем вывод по строению клеток.
Вывод: Строение органоидов зависит от выполняемой функции, а так же функции определяются строением органоидов клетки.
3. Химический состав клеток.
Учитель: Каким бы разным по строению не были клетки, они все имеют сходный химический состав.
Выступление ученика (по опopному конспекту):
Химический состав клеток. (1.5 мин.) В клетке находится около 70 химических элементов. По количественному содержанию можно выделить: макроэлементы(C,H,O,N) и микроэлементы (йод, бром, селен, и тд.).
Часть химических элементов, содержащихся в клетке, входят в состав неорганических и органических соединений.
К неорганическим относят воду, минеральные соли. К органическим – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ. Вода и минеральные соли составляют 60-80%.
Вода играет огромную роль в живой природе. Роль воды определяется ее свойствами. Главным свойством воды является способность растворять некоторые вещества.
По отношению к воде вещества могут быть гидрофильными и гидрофобными.
Вода участвует в химических реакциях, протекающих в клетке, способствует выводу ненужных веществ, придает клетке упругость, способствует перемещению различных веществ внутри клетки или из клетки в клетку.
Минеральные соли находятся в клетке в виде катионов (K+,Na+,Ca2+,Mg2+) и анионов (HPO42-, H2PO4-, Cl-) соотношение которых определяют важную для жизнедеятельности клеток кислотность среды.
Общее значение органических соединений:
1. Все соединения дают энергию (углеводы, жиры, белки) ;
2. Все выполняют структурную функцию;
3. Все являются составной частью структур, отвечающих за хранение и передачу наследственной информации;
4. Обеспечивают свойства клеток, обмен веществ.
Учитель: Каких-либо элементов, присущих только живой природе, в клетке не обнаружено, все перечисленные химические элементы входят и в состав неживой природы. Это указывает на единство живой и неживой природы.
4. Клетка – функциональная единица всего живого.
Учитель: Клетка, как и другие биосистемы обладает одним из важнейших свойств живого – обменом веществ и энергии.
Работа со схемой: ученик у доски озвучивает схему “Обмен веществ и энергии” (1.5 мин.)
Схема: (Приложение)
Пластический обмен.
Выступление 1го ученика у доски по опopному конспекту:
Биосинтез белка. (1. 5 мин.)
Биосинтез – пример пластического обмена.
Пластический обмен – совокупность реакций синтеза, сопровождается поглощением энергии.
Биосинтез белков происходит в рибосомах, находящихся на эндоплазматической сети.
В биосинтезе белков участвуют структуры и вещества клетки.
В ядре, в ДНК – содержится информация о структуре белка. Служит матрицей для синтеза и – РНК.
и-РНК – переносит информацию о последовательности аминокислот в белке с ДНК (трaнcкрипция) к месту синтеза белка в рибосому.
т-РНК – доставляет аминокислоты из цитоплазмы в центр рибосомы.
АТФ – обеспечивает биосинтез белка необходимой энергией.
Ферменты – катализируют процессы построения белковой молекулы.
Выступление 2го ученика у доски по опopному конспекту (1. 5 мин.)
Фотосинтез – так же является примером пластического обмена.
Животные, грибы и большинство бактерий не могут сами создавать органические вещества из неорганических, а потрeбляют готовые органические вещества, расщепляют их, и, таким образом, получают энергию. Их называют гетеротрофными.
Автотрофами называют растения, некоторые бактерии. Растения сами создают органические вещества из неорганических, используя солнечную энергию. Вы знаете, что этот процесс называется фотосинтезом. Он возможен благодаря хлорофиллу, находящемуся в хлоропластах растительных клеток.
Из углекислого газа, воды, на свету, в хлоропластах образуются органические вещества и освобождается кислород.
Продуктивность фотосинтеза составляет примерно 1г органических веществ на 1 м3 площади листьев в час; ежегодно растительность земли связывает 170 млрд. т. органических веществ.
Тимирязев внес огромный вклад в изучение фотосинтеза.
ВЫВОД:
Учитель: Процессы пластического и энергетического обмена тесно связаны и взаимозависимы. Обмен веществ обеспечивает способы питания. Какие организмы обеспечивают энергией, питательными веществами все живое? (растения)
Да, именно автотрофы являются основой всего живого на Земле, обеспечивая превращение солнечной энергии в химическую, которая передается по цепям питания.
V. Ферменты.
Учитель: для протекания процессов пластического и энергетического обмена необходимым условием является наличие ферментов.
Повторим материал о ферментах по тексту на экране (4 мин)
VI. Основные понятия темы “Основы цитологии”.
Учитель: На столах у вас есть перечень основных понятий темы.
Как вы их усвоили поможет понять биологический диктант (4 мин.)
VII. Выполнение тестов. (приложение№3)
VIII. Подведение итогов урока: Ребята, мы закончили путешествие по маршрутным листам, по теме “Основы цитологии”. Предлагаю вам список основной и дополнительной литературы по данной теме.
Комментарии:
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
10 12 2025 4:40:36
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
09 12 2025 23:18:35
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
08 12 2025 14:50:14
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
07 12 2025 16:49:16
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
06 12 2025 18:27:42
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
05 12 2025 22:20:35
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
04 12 2025 18:17:26
План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
03 12 2025 19:43:45
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
02 12 2025 9:11:16
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
01 12 2025 14:46:26
Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....
30 11 2025 4:36:24
Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....
29 11 2025 15:10:45
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
28 11 2025 6:57:21
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
27 11 2025 23:13:51
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
26 11 2025 8:32:11
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
25 11 2025 6:28:22
Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
24 11 2025 0:56:29
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
23 11 2025 19:38:17
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
22 11 2025 17:54:45
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
21 11 2025 10:39:21
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
20 11 2025 17:44:10
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
19 11 2025 19:33:45
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
18 11 2025 15:26:11
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
17 11 2025 10:15:35
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
16 11 2025 19:51:41
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
15 11 2025 13:59:34
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека.
...
14 11 2025 3:15:54
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
13 11 2025 4:40:16
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
12 11 2025 15:36:51
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
11 11 2025 14:52:20
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
10 11 2025 2:47:59
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
09 11 2025 17:33:50
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
08 11 2025 7:58:44
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
07 11 2025 22:23:11
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
06 11 2025 0:14:12
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
05 11 2025 21:13:20
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
04 11 2025 18:11:40
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
03 11 2025 11:11:23
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
02 11 2025 20:46:59
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
01 11 2025 20:30:49
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
31 10 2025 8:37:30
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
30 10 2025 17:37:59
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
29 10 2025 14:34:10
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
28 10 2025 22:25:42
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
27 10 2025 18:56:22
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
26 10 2025 15:56:42
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
25 10 2025 23:27:58
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
24 10 2025 3:20:21
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
23 10 2025 20:47:12
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
22 10 2025 13:54:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс