Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

Моим любимым выпускникам 2007 года посвящается

Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нету боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…

Урок, о котором я хочу рассказать, рожден, безусловно, вдохновением, но процесс его рождения был невероятно долгим…

Сначала был “Монолог зоолога” Николая Голя – одно из самых любимых моих стихотворений. Потом в видеофильме мелькнули очень красивые кадры превращения гусеницы в бабочку… А потом подросли мои любимые философы, обожающие поразмышлять о “высших материях”… Правда, на уроках мы с ними как-то все больше беседовали о строении клетки, да о трaнcкрипции с трaнcляцией… Раз в неделю мои гуманитарии и математики терпеливо “съедали” кашку из программного материала, обильно приправленную всякими методическими соусами. И хотя при этом кто-то этой кашкой давился, а кто-то ее выплевывал, мы все дружно делали вид, что блюдо это “очень вкусное, полезное и нужное для жизни”.

И так мне их было жаль… И так хотелось приготовить для них что-нибудь изысканно-красивое и по-настоящему вкусное… И тогда спонтанно и вдохновенно соединилось вместе то, что много лет хранилось в глубинах памяти, и родился наш урок-полет, урок-размышление, некая литературно-философская импровизация, которая совсем не вписывается в законы жанра и в строгие рамки программы.

Методисты непременно спросят: “А где же здесь, простите, биология?” Дидакты с легкостью обнаружат в этом уроке множество примеров того, что сделано неправильно, т.е. вопреки всем дидактическим правилам и законам.

Вы думаете, я этого не знаю?
Знаю! Вижу! Понимаю!

Но так захотелось на какое-то время забыть о существовании методики и дидактики с их правилами и законами и позволить себе и своим ученикам этот волшебный полет!

Читайте! Завидуйте! И присоединяйтесь!

Этот урок проводится в конце 10 класса, после изучения темы “Размножение и развитие организмов”.

Ученики предупреждены о необычности последнего урока, но тема им неизвестна.

На доске – эпиграф: “Quantum mutatus ab illo! Vergilius”. Лучше, если этот эпиграф будет напечатан на листе, а не просто написан на доске; чуть позже, я объясню, почему это лучше.

На столах учеников – чистые листочки. На этих листах по ходу урока десятиклассники будут записывать (или рисовать) свои мысли, чувства, ассоциации, вопросы. Записи, сделанные на этом уроке, останутся у учителя, чтобы через год вернуться к своим хозяевам.

Форма урока – свободный полет, в смысле – свободная беседа-импровизация с размышлениями о жизни (мы же на уроке биологии, поэтому имеем полное право размышлять о жизни во всех ее проявлениях).

Разумеется, беседа эта умело и ненавязчиво направляется в нужное русло мудрым учителем, если, конечно, ему хватит мудрости в это самое русло вернуться после ряда головокружительных виражей, которые вполне возможны в ситуации свободного полета.

Главная цель этого урока – разбудить (стимулировать, активизировать) в учениках стремление развиваться.

Если по ходу урока у каждого из наших воспитанников появятся какие-то новые мысли, чувства, вопросы – задачу-минимум можно считать выполненной. А если они уйдут с урока с традиционными рефлексивными вопросами: кто я? Какой я? Для чего я живу? Каким я могу стать? – можно смело говорить о том, что урок состоялся.

Итак, начинаем…

Вступительное слово учителя может быть примерно таким:

5 лет мы с вами изучаем биологию – науку о жизни, но крайне редко на уроках нам удается просто поразмышлять о жизни. И в этом учебном году мы чаще всего изучали материал, который не вызывал противоречий, сомнений и тех вопросов, ответы на которые люди иногда мучительно ищут всю жизнь. Сегодняшний урок – попытка наверстать упущенное и маленькая компенсация вам за те трудности и страдания, которыми сопровождалось изучение биологии в этом году.

Наш урок необычный, но как всякий урок, он имеет определенную тему. Тема эта некоторым образом имеет отношение к тому материалу, который мы только что изучили.

Какие будут предположения?

Для того чтобы точно сформулировать тему, вам предлагается 6 подсказок (открывается перечень подсказок):

  • латинская;

  • музыкальная;

  • поэтическая;

  • сказочная;

  • загадочная;

  • визуальная.

Латинская подсказка – это, разумеется, наш эпиграф. Глядя на любого из вас, я могу с уверенностью повторить слова Вергилия: “Quantum mutatus ab illo!” (Историков, конечно порадуем риторическим вопросом: “Вам, надеюсь, не надо напоминать, кто такой Вергилий?” Для прочих поясним, что Вергилий – это выдающийся поэт “золотого века” римской литературы, живший в первом веке до нашей эры.)

Пояснение для учителей. Слова Вергилия означают: “Как он изменился по сравнению с прежним!” Маловероятно, что среди ваших учеников найдутся знатоки латыни, поэтому это высказывание, скорее всего, останется без перевода. Впрочем, слово “mutatus”, наверняка, вызовет ассоциацию с мутациями, и к главной идее урока мы чуток приблизимся, выделив ключевое слово “изменения”.
И еще: после этой подсказки самое время предложить задание на лето – выяснить, что же означает эта фраза в точном переводе с латыни. Более того, я пообещала на первом уроке в 11 классе поставить “пятерки” тем, кто не только переведет эту фразу, но и убедит меня в том, что это высказывание справедливо по отношению к ним лично.
А теперь представьте… Первый урок биологии в 11-м классе (мы начинаем изучать генетику). На традиционном месте для эпиграфов – тот же самый листочек с теми же самыми словами Вергилия (все возвращается на круги своя!), на столах учеников – снова чистые листы – и три минуты размышления. Задание на выбор: или перевести высказывание Вергилия с аргументацией (и получить “5”!) или (для тех, кому летом было не до Вергилия) – просто поразмышлять о своих летних метаморфозах.
Если ваши ученики привыкли быть с вами откровенными – в сентябре вы непременно почувствуете отдаленный результат майского урока. А фраза Вергилия сослужит нам еще одну добрую службу – станет переходным звеном к понятию об изменчивости.

Но вернемся к нашей второй подсказке. Она музыкальная, и здесь возможны варианты. Если ваши ученики восприимчивы к классике – предложите им фрагмент “Балета невылупившихся птенцов” М. Мусоргского – там хорошо чувствуется идея развития.

Более простой вариант – фрагмент “Весеннего танго” В.Миляева, в котором есть такие слова: “Приходит время – с юга птицы прилетают, снеговые горы тают – и не до сна! Приходит время – люди головы теряют. И это время называется – весна!”

Итоги: весеннее настроение в классе, непосредственно-умилительные выражения на лицах юных философов, уже настроившихся на серьезные размышления, и важная для определения темы мысль о том, что на смену зиме приходит весна, меняется настроение людей, а потом все снова повторяется.

Следующая подсказка – поэтическая.

Звучит четверостишие Семена Надсона:

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…

После этих строк мы чуток поразмышляем о превратностях судьбы, о том, что все в этой жизни изменчиво и преходяще… Впрочем, кого куда занесет… Наши юные философы порой бывают непредсказуемы… Этим и интересны.

После лирических размышлений мы отправимся в сказочный мир и в качестве очередной подсказки предложим прочитать фрагменты с детства знакомых сказок (фрагменты, разумеется, заранее напечатаны на листочках, а листочки, разумеется – перед газами учеников):

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

…уложила она царевича спать, да сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась дeвицей-красавицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо, ударила в ладоши и закричала громким голосом…

…помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: “Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..” И только таковы слова она молвила, как заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого…

“…они, наверное, заклюют меня наcмepть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!..” И он поплыл навстречу прекрасным лебедям… “Убейте меня!”– сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая cмepти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для начала полюбопытствуем, узнали ли наши ученики сказки и их авторов, а потом попросим “выцепить” то, что объединяет эти фрагменты и поразмышлять над ними.

Возможно, ваши ученики уйдут в размышления о роли превращений в сказках вообще, а возможно, почувствуют великую силу любви и всерьез задумаются о том, что…

Впрочем, у нас же свободный полет! А посему – возможно всё! И, как всегда, неожиданно и непредсказуемо. Но очень интересно…

Впрочем, если на этом этапе на философские размышления ваши ученики пока не настроены – не торопите их. У нас еще будет возможность вернуться к этим фрагментам.

Если к этому времени мы еще не определились с темой урока – перейдем к загадочной подсказке: возьмем в руки какую-нибудь красивую шкатулочку и скажем, что в ней находится то, что в биологии традиционно является символом развития.

Наши умники и умницы, конечно же, сами выскажут пару-тройку версий, что там может быть. Если угадали – из шкатулки торжественно достается куриное яйцо. Если про яйцо не вспомнили – можно поиграть в “да” – “нет”.

Последняя подсказка – визуальная – это тот самый видеофрагмент о превращении гусеницы в бабочку: всего-то несколько секунд, но – Боже мой! – КАК они смотрят! Вот он – восторг волшебного полета! Этот фрагмент находится в самом начале видеофильма “На пороге зрелости” (серия “Загадки человеческого тела”: Издательский Дом Ридерз Дайджест”, 2000).

Уф, прошла почти половина урока, и мы наконец-то добрались до темы. Теперь самое милое дело – найти то единственно точное слово, объединяющее все наши эпиграфы. Впрочем, слов, вероятно, будет все-таки два – “метаморфозы” или “превращения”.

Так и запишем на доске. (Должна же быть на доске записана тема урока!)

А пока пишем – подбросим такой вопрос: являются ли эти слова синонимами? (Ах, мои любимые лингвисты! Вот он, ваш интерес к поиску смысла слов.)

Ясно, что информации для точного ответа на вопрос у нас нет. Сначала попробуем предположить, а потом раздадим очередные листочки – на сей раз с этимологической справкой.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Этимологическая справка

В русском языке приставка “пре” имеет разные значения:

1) высокой, высшей степени чего-либо (прекрасный, пренеприятный) ;

2) интенсивности или полноты действия (преисполниться, преувеличить).

Существительное “вращение” обычно связывают с круговым движением.

Глагол “превратиться” означает: “принять иной вид, перейти в другое качество, стать чем-нибудь иным”. Толковый словарь русского языка

Слово “метаморфоза” имеет греческое происхождение. Первая составная часть слова – “meta” означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, а вторая часть – “morphe” обычно относится к виду, форме, образу.

Таким образом, под метаморфозой обычно понимают превращение, преобразование чего-либо, полную, совершенную перемену. Словарь иностранных слов и выражений

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

И снова поразмышляем и, может быть, даже попечалимся о том, что в последние годы из нашего языка стали исчезать многие красивые и точные русские слова.

Дальше можно еще раз вернуться к сказочным отрывкам и доказать, что в каждом из них есть метаморфозы, а можно именно сейчас поразмышлять о значении метаморфоз в художественной литературе, их причинах и последствиях, и о роли любви в этих метаморфозах…

Следующий вираж – работа со стихотворением Николая Голя “Монолог зоолога”. Для начала это стихотворение прозвучит в учительском исполнении.

Кем угодно можно в жизни стать,
но нельзя не быть самим собою!
Пусть козе захочется летать –
ей не стать вовеки стрекозою.
Каждому свой вид, свой цвет, свой срок
дан природой – не поспоришь с нею.
У сороконожки – сорок ног.
Две людские – в сорок раз быстрее…
Тут уж не до ссор, не до обид,
каждому свое предназначенье.
Кто родился ползать – не взлетит.
Гусеница – это исключенье.

Николай Голь

Конечно, было бы очень эффектно сразу после этого еще раз посмотреть тот самый фрагментик про гусеницу и бабочку (для эмоционального запечатления главной мысли этого стихотворения!)

А дальше займемся анализом… Честно говоря, по-человечески мне всегда бывает жаль препарировать цветы и анализировать хорошие стихи, но что не сделаешь ради великих образовательных и воспитательных целей.

Впрочем, мы сначала все-таки спросим ребят о тех мыслях и чувствах, которые вызвало у них это стихотворение, еще раз вместе удивимся неожиданности финальной строки и, скрепя сердце, начнем работу по “расщеплению материала”. Для этого выдадим листочки с текстом стихотворения ученикам и предложим внимательно посмотреть на стихотворные строки “глазами биолога”. Мы выделим биологическую составляющую этого стихотворения: перечислим факты, выводы, предположения, которые можно найти в строках и между строк.

А теперь – взгляд философа на эти же строки.

Даже намекать не буду, ЧТО там увидят ваши ученики. Но мой опыт показывает, что в конечном итоге все завершается бурной дискуссией по поводу двух первых и двух последних строк этого стихотворения. При этом наши философы четко разделятся на оптимистов и пессимистов, на тех, кто безоглядно верит в себя и на тех, кто готов всю жизнь провести в шкурке гусеницы…

А мы будем тихонечко слушать и радоваться тому, что многие наши детки пока еще не осознали, что полет порой – это всего лишь короткий миг перед падением. И как же они верят в себя! И как же им всем хочется летать! Спустить их, что ли, на грешную землю?

Достаю большой пакет солнечно-желтого цвета. И объясняю, что в этом пакете – мой (учительский!) символ развития. Ребятки заинтригованы! Думаем…

Скажу честно, на семена выходят пpaктически сразу (вероятно, всё еще воспринимают нас как сеятелей “разумного, доброго, вечного”). Достаю семена. Попутно поясняю, что они все на вид одинаковые и не совсем понятно, что из них вырастет: может, злаки, а может – сорняки. Настороженно замерли. С нетерпением ждут, что дальше… Предполагают.

А дальше будут всходы злаков: ровненькие, ярко-зеленые, очень красивые и нежные. Впрочем, среди них уже заметны те, которые послабее, и те, которые мощно тянутся вверх. Задумались…

А еще дальше будут колосья – очень-очень разные (подруга-селекционер обеспечила мне впечатляющее сортовое разнообразие). Вот он – результат! Про роль наследственности можно не говорить – все ясно без слов.

На этом я была готова “замкнуть круг”. Но мои философы пошли дальше, вспомнив о муке и хлебе. Более того, появились весьма любопытные мысли о жерновах жизни, которые перемалывают зернышки и даже о том, что только через трудности (и, может быть, даже через потерю своей сущности) из нас получается что-то путное…

Молчим… В такие моменты я отчетливо понимаю, что такое учительское счастье.

Но все-таки на этом уроке руководящая и направляющая роль у меня, и значит, выруливать на очередной виток придется опять мне. И мне вновь помогает поэзия. На сей раз – строки Д. Кугультинова:

Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стeбле,
Как бы себя приумножая.
Но повторяется ль оно,
Не изменяясь в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?..
Я знаю: мир, в конце концов,
Поблек бы, если б зерна эти
Не изменялись, и отцов
Всего лишь повторяли дети…

Ну что, философы, согласимся или будем спорить?

Смешно… Они, несмотря на их юношеский максимализм, как-то чересчур неуверенно и осторожно пытаются убедить меня в том, что они должны быть другими: активнее, смелее, ярче! Они непременно должны лучше и увереннее летать! Они готовы к трудностям и к метаморфозам!

Да кто ж спорит с вами?! Удачного полета вам, птенцы!

Урок, к сожалению, приближается к финалу. Наступает время рефлексии.

Мы вновь вернемся к теме урока, еще раз заглянем в этимологическую справку и на прощание предложим написать небольшое эссе на тему: “Мои метаморфозы”.

Включаю тихую музыку (очень люблю “Размышления” Ж. Массне из оперы “Таис”), и пока мои философы увлеченно пишут о том, что не успели сказать, я буду думать о своих учительских метаморфозах, и о том, что я тоже хочу летать!

А поздним вечером, когда домашние уснут, я буду в тишине читать размышления своих учеников, вновь ощущая восторг волшебного полета…



Комментарии:

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

20 04 2024 8:46:20

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

19 04 2024 19:58:41

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс


    Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

      Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....

18 04 2024 7:58:24

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

17 04 2024 1:59:31

Достижения и основные направления современной селекции


    Достижения и основные направления современной селекции

      Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....

16 04 2024 18:58:42

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

15 04 2024 8:15:26

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

14 04 2024 7:46:29

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

13 04 2024 9:16:49

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

12 04 2024 2:10:14

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

11 04 2024 16:11:53

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

10 04 2024 3:30:56

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

09 04 2024 21:48:21

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

08 04 2024 1:58:36

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

07 04 2024 10:17:13

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

06 04 2024 23:47:26

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

05 04 2024 11:21:59

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

04 04 2024 5:56:13

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

03 04 2024 2:21:36

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"


    Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

02 04 2024 14:51:18

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

01 04 2024 11:14:53

Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

      Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

31 03 2024 20:43:10

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

30 03 2024 4:30:23

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

29 03 2024 12:30:28

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

28 03 2024 16:52:53

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

27 03 2024 2:22:26

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

26 03 2024 14:38:41

Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся


    Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

      Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...

25 03 2024 6:15:46

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

24 03 2024 15:51:44

Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников


    Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

      Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

23 03 2024 22:12:43

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

22 03 2024 20:23:54

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

21 03 2024 19:11:49

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

20 03 2024 23:31:40

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"


    Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"

      Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...

19 03 2024 14:13:13

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

18 03 2024 21:17:53

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

17 03 2024 1:38:18

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

16 03 2024 4:38:48

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

15 03 2024 23:49:23

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс


    Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

      Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

14 03 2024 4:30:30

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

13 03 2024 8:25:46

Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

      Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....

12 03 2024 6:58:41

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

11 03 2024 9:15:37

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

10 03 2024 16:27:55

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

09 03 2024 14:31:53

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

08 03 2024 5:43:58

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

07 03 2024 14:23:59

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

06 03 2024 12:18:31

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"


    Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

      Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

05 03 2024 4:11:51

Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников


    Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

      Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....

04 03 2024 19:59:50

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

03 03 2024 8:50:22

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

02 03 2024 6:51:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::