Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания
Цель урока. Показать приспособленность рыб к жизни в водной среде, относительность приспособлений.
Задачи.
- Образовательные: расширить знания учащихся об особенностях организации рыб как водных позвоночных; показать единство в приспособительной организации рыб; познакомить с дальнейшим усложнением строения и функций позвоночных животных; роль рыб в природе.
- Развивающие: развитие логического мышления; умений сравнивать и обсуждать проблему, навыки проведения эксперимента; работы с учебником, другими источниками информации.
- Воспитательные: развитие навыков и умений, необходимых для групповой работы; познавательного интереса к предмету, исследовательской работе.
Оборудование:
- аквариумы,
- живые объекты исследований – аквариумные рыбки,
- настольная лампа,
- термометр,
- набор ракушек, двустворчатых моллюсков,
- колба с нефтью,
- ватные тампоны,
- песок,
- пинцет,
- чашки Петри,
- таблица,
- рельефная схема “Внутреннее строение рыбы”,
- набор сигнальных карточек,
- цветные иллюстрации различных групп животных,
- выставка книг о рыбах,
- учебник,
- рабочие тетради школьника,
- портреты ученых,
- видеофильм “Экскурсия на рыборазводный завод”,
- ТСО.
Основные понятия и термины:
- опыт,
- контроль,
- эксперимент,
- гидросфера,
- среда обитания,
- биомасса Мирового океана,
- условные и безусловные рефлексы,
- приспособленность,
- относительный характер приспособленности,
- биосфера,
- биоценоз,
- адаптация.
Личная значимость изучаемого для школьника. Если организм живой - он отвечает на раздражения и приспосабливается к новым условиям.
Планируемые результаты. Учащиеся углубляют знания о месте и роли живых организмов в целом на планете Земля; зависимость разнообразия рыб от различных форм приспособленности к различным условиям водной среды.
Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок, лабораторная работа.
Приемы решения познавательной задачи: эвристическая беседа с опорой на таблицу “Строение рыбы”; рассказ; демонстрация эксперимента, опыта; составление таблицы; самостоятельная работа; демонстрация живых объектов изучения, скелета рыбы, таблицы “Строение ланцетника”, влажного препарата ланцетника; работа в паре; использование личного опыта, наблюдение; решение логических задач; задания творческого характера; постановка проблемы; работа с понятийным аппаратом; использование ТСО; портреты ученых, работа в рабочих тетрадях в учебниках.
На классной доске записана тема, текст: “Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество или биомассу планеты. Живые организмы создали современный облик нашей Земли”. Слова “живое вещество”, “биомасса” в тексте пропущены.
“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.
К. Тимирязев.
Записана учебная проблема. “Какие особенности во внешнем строении приобрели рыбы в процессе эволюции, в связи с обитанием в водной среде?”
План урока.
- Постановка учебной проблемы.
- Актуализация знаний по изученному материалу.
- Решение познавательной задачи.
- Сообщение лаборанта-биолога.
- Лабораторная работа.
- Эксперимент “Влияние температуры на окраску тела рыбы”.
- Эксперимент “Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы”.
- Эксперимент “Выработка условного рефлекса на раздражение”.
- Работа с учебником “Взаимосвязь внешнего строения с условиями среды обитания”.
- Заполнение таблицы.
- Самостоятельная работа.
- Решение логической задачи.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Постановка учебной проблемы.
Учитель. Изучение многообразия форм органического мира и закономерностей его развития не будет полным, если человек не поймет и не осмыслит места и роли живых организмов на планете Земля. В процессе исторического развития организмов образовалась особая оболочка или сфера. Она получила название “биосфера”. “Биос” – жизнь, “Сфера” - шар. Этот термин был введен Ж.Б. Ламарком. Учения о биосфере создал В.И. Вернадский.
Совокупность всех живых организмов на планете составляет живое вещество или биомассу планеты. Биосфера состоит из нескольких оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы. Остановимся на гидросфере, т.к. нашим объектом изучения являются водные организмы – рыбы. Для них вода является средой обитания. Вода Мирового океана обладает удивительными свойствами: теплоемкостью, теплопроводимостью, вода – хороший растворитель. Обладая этими свойствами, вода создает самые разнообразные условия обитания.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Подведение итогов домашней работы об особенностях строения животных Типа Хордовые.
I. Какие утверждения верны?
а) Все хордовые животные имеют хорду на всех этапах своего развития.
б) Хорда – это эластичный опорный тяж.
в) Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела.
г) Кровеносная система у хордовых животных замкнутая.
д) Тип хордовые животные состоит из одной группы.
II. Классификация животных.
Используя цветные иллюстрации животных, назовите, к какому типу относятся выбранные животные.
III. Формирование умений узнавать изученных животных.
- Подберите дополнительные примеры животных, выделите особенности организации, отличающих их от животных других типов.
- Обсудите в паре с товарищем, сделайте записи в тетради.
Решение познавательной задачи.
I. Учитель раздает задание для проведения экспериментов.
II. Учитель приводит слова К. Тимирязева. “Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто этой школы не прошел”.
III. Класс-лаборатория.
1. Сообщение лаборанта-биолога. После образования Братского водохранилища, под воздействием хозяйственной деятельности человека изменилась ихтиофауна водохранилища. Увеличилась засоренность берегов древесиной, в большем количестве появились сорные рыбы, окунь речной, сорога, зараженные ильментинами и рачками. Восемь видов рыб исчезли: минога, стерлядь, осетр, ленок, тугун, пескарь, гоми сибирский, шиповка; пять видов рыб находятся на грани исчезновения – таймень, сиг речной, хариус, язь, мень.
2. Побуждающие к теме вопросы.
а) Назовите рыб, обитающих в р. Вихорева.
б) Каких аквариумных рыбок вы знаете?
в) Есть ли у вас в доме аквариум с рыбками?
г) Назовите аквариумных рыбок, находящихся на каждом столе.
д) Выскажите свои суждения и роли рыб для человека и в природе.
3. Проведение лабораторной работы.
Лабораторная работа выполняется в паре,, выполнение работы фиксируется в рабочих тетрадях.
Задание №1. Рассмотрите особенности внешнего строения рыбы. Опишите её форму, цвет, окраску спины и брюшка.
Эксперимент №1. Влияние температуры воды на окраску тела рыбы.
Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыбы в зависимости от температуры воды.
Оборудование. Два аквариума, электрическая лампа, термометр, аквариумные рыбки.
Ход работы
- Приготовить аквариумы, первый аквариум – контрольный; второй – опытный.
- Описать окраску тела рыбок в обоих аквариумах.
- Подогреть электрической лампой воду в первом до 17-20оС, во втором до 22-24оС.
- Поле подогрева воды поместить снова рыбок одного вида и окраски.
- Пронаблюдать за изменением окраски тела.
- Результат. В первом контрольном аквариуме цвет, окраска тела рыб не изменилась, во втором аквариуме окраска тела рыб изменилась.
Учитель. Различия в окраске рыб одного вида пример модифицированной изменчивости.
Задание к рассуждению.
Проанализировав результаты эксперимента, обсудите с товарищем, сделайте вывод о значении окраски в жизни рыб, вывод запишите в рабочую тетрадь.
Эксперимент №2. Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы.
Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыб в зависимости от цвета грунта в аквариуме.
Оборудование: 2 аквариума, раковины темного и светлого тона, аквариумные рыбки.
Ход работы
- Приготовить аквариумы. Первый аквариум – контрольный, в нем грунт светлый. Второй аквариум опытный с темным грунтом.
- Поместить в оба аквариума по 2-3 рыбки. Описать окраску тела рыбы до начала опыта, зафиксировать в дневнике.
- Пронаблюдать за окраской тела рыб: а) когда появились различия; б) когда исчезнут эти различия.
- Длительность проведения эксперимента может быть от 3-4 дней до 1 недели и более.
- Результат. Окраска тела рыбок в обоих аквариумах изменилась. В первом аквариуме она стала более светлой. Во втором – темнее.
Учитель. Соответствующая форма, цвет чешуи, окраска спины и брюшка, целесообразное поведение обеспечивает успех животным, в данном случае аквариумным рыбкам, в борьбе за существование. Выживает и дает потомство животное тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. физиологической адаптацией. Без приспособленности, адаптации не возможно поддерживать устойчивого обмена веществ в организме в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Задания к рассуждению.
Найдите границы между отделами тела рыбы.
Почему рыба не поворачивает головы?
В каком направлении будет совершенствоваться скелет хордовых? Выскажите свои предположения.
Задание №2. Сделайте рисунок тела рыбы. Подпишите его отделы.
Задание №3 Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Пользуясь учебником, установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников.
Задания к рассуждению.
Пронаблюдайте, как плавают рыбки в банках, стоящих на вашем столе. Какой орган тела имеет наибольшее значение? Проанализируйте, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, всплывает к поверхности, погружается вглубь, поворачивает вправо, влево.
Задание №4. рассмотрите голову рыбы. Какие органы чувств на ней расположены? Задание обсудите с товарищем, отметьте на рисунке.
Эксперимент №3. Выработка условного рефлекса на раздражитель.
Цель. Исследовать, какое значение имеют органы чувств для выработки условных рефлексов.
Оборудование: аквариум, рыбки, корм, электрическая лампа.
Ход работы
- Перед опытом рыбок не кормить.
- Зажечь электрическую лампу и одновременно дать корм.
- Пронаблюдать за поведением рыб. Зафиксировать изменения в поведении рыб до эксперимента и после.
- Кормление рыб с включенной лампой повторить несколько раз.
- Изменить условия. Зажигать свет, но корм не давать.
- Результат. Рыбы подплывают к одному и тому же месту, где аквариум был освещен лампой.
Вопросы для рассуждения.
- Что называется рефлексом?
- Какое значение в кормлении имеют органы чувств?
- К какому типу рефлексов вы отнесете выработанный у рыбок рефлекс на свет электрической лампы?
- Могут ли рыбы разговаривать, а тем более предсказывать погоду?
- Прослушивание записи “Голоса рыб”.
- Объясните, как в технике используется обтекаемая форма тела рыб?
- Сообщение лаборанта-синоптика. По данным мировой статистики ежегодно в морях и океанов гибнут люди от штормов и ураганов. Остановить шторм или направить ураган на другой путь луди еще не могут, но узнать о его приближении можно. К сожалению, обычный барометр чувствует шторм лишь за 2 часа. Рыбаки давно заметили, что морские обитатели способны заблаговременно “угадывать” приближение шторма. Например, скаты уходят далеко в море задолго до наступления ненастья. Вьюн поднимется к поверхности. Он предугадывает шторм за сутки. Галец в ясную погоду лежит на дне аквариума. Когда он мечется по аквариуму вверх-вниз, вправо-влево – жди скоро дождя.
Самоконтроль, самооценка.
Задание №6.
Выпишите особенности внешнего строения рыб, связанные с водным образом жизни.
Оцените свою работу отметкой. Учащиеся в своих тетрадях отмечают правильность выполнения задания. Учитель при оценивании работы выставляет в журнале 2 оценки. Одна оценка, выставленная учащимся при самоконтроле, вторая оценка - учителем при проверке выполненного задания.
Реализация полученных знаний.
Самостоятельная работа. Используя сигнальные карточки, определите признаки рыб и ланцетника. Красный цвет карточки – ланцетник, синий – речной окунь.
- Обитает во многих морях тропической и умеренной зон.
- Обычно обитает в пресных водах.
- Роль внутреннего скелета выполняет хорда.
- Скелет состоит из большого числа костей.
- Изучение строения этого животного помогает ученым выяснить происхождение хордовых.
- Тело покрыто чешуей.
- Нервная система представлена нервной трубкой.
- У животного есть орган, воспринимающий движения воды.
Задание. Результаты ответов занести в таблицу.
Приложение 1.
Закрепление и обобщение знаний.
- Рассмотрите иллюстрации рыб в учебнике на стр.176-177.
- Найдите и обоснуйте взаимосвязь формы тела, окраски с условиями обитания (камбала, морской конек, угорь, еж-рыба, летучая рыба, щука, рыба-бабочка).
Демонстрация видеофильма о Рыбоводном заводе с сюжетом о выпуске в Братское водохранилище леща.
Учитель. Все хорошо знают о вреде для морских обитателей разлившейся нефти. Но есть и другие коварные невидимки, например, свинец, ртуть, радиоактивные изотопы, хлор, жесткость воды, возбудители инфекционных заболеваний. Проблемный вопрос: как уменьшить антропогенное влияние человека на водный биоценоз?
Сообщение лаборанта-эколога. Исследование влияния хлора на обитателей аквариума.
Оборудование: аквариумы, рыбки.
Ход работы. Я вел наблюдения за аквариумными рыбками. Брал для заполнения аквариума воду из-под крана, колодца, природного водоема, реки Убь. В контрольном варианте воду отстаивал, добавлял в нее перманганат калия (бледно-розовый цвет. Во всех трех вариантах наблюдалась частичная гибель рыб. В контрольном варианте рыбы оставались живыми.
Вывод. В первом варианте вода была насыщена хлором, во втором варианте вода имела очень высокую жесткость, что характерно для подземных вод района г.Вихоревка. в третьем, видимо. Присутствовали ингредиенты неочищенных сточных вод.
Задание для рассуждения.
- Выскажите свои предположения о возможных причинах гибели рыб.
- Проведите дома свои исследования на тему “Морской биолог и нефтяной танкер”.
- Какие правила любительского рыболовства нужно соблюдать? Обоснуйте их необходимость.
Подведение итогов дня.
Отслеживание планируемого результата об особенностях внешнего строения рыб проходило по заполнению таблицы, выполнение самостоятельной работы, применение сигнальных каточек, ответы на проблемные вопросы, решение биологических задач. Оцениваются и поощряются выводы, сделанных учащимися, суждения, умение работать в паре, группе, проводить эксперименты.
Список литературы.
- Учебно-методический комплект по биологии 7 класс. Захаров В.Б, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник М: Дрофа, 2005.
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Методическое пособие – М: Дрофа, 2001.
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику – М: Дрофа, 2004.
- Жуков Т.И. Часы занимательной Зоологии – М: “Просвещение”, 1980г.
- Молис С.С., Молис С.А., Активные формы и методы обучения биологии – М: “Просвещение” 1988г.
Приложение 1.
Сравнительная характеристика ланцетника и речного окуня.
Признаки | Ланцетник | Речной окунь |
Обитает в морях тропической и умеренной зоны | ||
Обитает в пресных водах | ||
Хорда – внутренний скелет | ||
Животные имеют скелет, состоящий из большого числа костей | ||
Животное дает ответ о происхождении хордовых | ||
Тело покрыто чешуей | ||
Нервная система представлена нервной трубкой | ||
Животное имеет орган, воспринимающий движение воды |
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
27 01 2021 21:54:48
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...
26 01 2021 7:56:53
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...
25 01 2021 5:17:31
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опорных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
24 01 2021 3:49:34
Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
23 01 2021 10:46:31
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...
22 01 2021 22:17:59
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме практической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
21 01 2021 0:32:33
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы « Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
20 01 2021 19:50:22
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...
19 01 2021 14:56:28
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
18 01 2021 7:30:40
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
17 01 2021 1:24:21
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
16 01 2021 12:16:21

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
15 01 2021 16:45:39
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
14 01 2021 9:27:12
Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
13 01 2021 1:25:24
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
12 01 2021 6:58:10
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
11 01 2021 22:35:13
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трансляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
10 01 2021 21:41:43
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
09 01 2021 18:28:34
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
08 01 2021 3:54:34
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....
07 01 2021 9:50:27
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
06 01 2021 8:54:40
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и вырабатывает внимательность при изучении новой информации....
05 01 2021 22:28:17
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
04 01 2021 16:19:23
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения ( Р Т В) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы Т Р И З и Р Т В, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и практики. В своей работе я попыталась совместить методики Т Р И З и Р Т В и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования Т Р И З и Р Т В на уроках биологии....
03 01 2021 2:33:14
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
02 01 2021 5:55:31
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела « Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы « Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
01 01 2021 12:12:17

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
31 12 2020 20:19:17
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В. В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
30 12 2020 9:56:17
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
29 12 2020 18:46:47
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
28 12 2020 12:38:21
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
27 12 2020 15:27:44
Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
26 12 2020 22:20:13
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
25 12 2020 6:54:20
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
24 12 2020 6:56:51
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
23 12 2020 13:27:57
Данная разработка составлена для У М К Пономаревой И. Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
22 12 2020 15:39:10
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
21 12 2020 3:42:27
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...
20 12 2020 8:33:56
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...
19 12 2020 18:29:51
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме Г И А и Е Г Э, используя игру « Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
18 12 2020 21:13:46
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...
17 12 2020 13:18:54
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
16 12 2020 12:12:18
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстрактное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...
15 12 2020 21:55:20
Урок " Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы " Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
14 12 2020 20:20:49
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....
13 12 2020 5:12:39
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
12 12 2020 8:58:16
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
11 12 2020 9:57:10
Мастерская предназначена для изучения темы " Ракообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о ракообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
10 12 2020 11:20:25
Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
09 12 2020 4:10:14
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....
08 12 2020 18:12:42
Урок биологии по У М К Н. И. Сонина, М. Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
07 12 2020 13:51:52
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
06 12 2020 0:50:31
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания « Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
05 12 2020 17:26:16
На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...
04 12 2020 17:37:16
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
03 12 2020 22:43:23
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
02 12 2020 2:41:23
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
01 12 2020 11:47:14
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
30 11 2020 8:11:35
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
29 11 2020 22:34:10
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
28 11 2020 18:52:26
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
27 11 2020 13:10:45
Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
26 11 2020 10:59:58
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: " Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...
25 11 2020 19:26:19
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
24 11 2020 9:36:55
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
23 11 2020 12:19:43

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
22 11 2020 21:15:19
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме " Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...
21 11 2020 22:52:59
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
20 11 2020 11:43:37
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе " Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...
19 11 2020 1:58:15
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
18 11 2020 9:50:55
Элективный курс " Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека. ...
17 11 2020 18:59:20
С болью В. П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение " Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
16 11 2020 17:12:19
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
15 11 2020 23:54:34
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
14 11 2020 0:49:39
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
13 11 2020 14:36:28
Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...
12 11 2020 11:31:15
Представлены программа и методическая пособие " Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме " Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия " Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...
11 11 2020 19:42:32

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
10 11 2020 9:19:57
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
09 11 2020 5:36:33
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...
08 11 2020 4:57:16
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
07 11 2020 9:15:20
Урок по теме " Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей характеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...
06 11 2020 8:10:42
Урок-игра по курсу « Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме « Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гейзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
05 11 2020 19:12:54
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится характеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...
04 11 2020 5:35:42
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обрабатывать её при помощи компьютерной техники. ...
03 11 2020 20:21:35
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
02 11 2020 16:57:24
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трансляции, синтезе белков в рибосоме....
01 11 2020 18:36:39
Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
31 10 2020 7:17:31
Данный урок занимает четвертое место в теме " Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...
30 10 2020 16:36:36
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
29 10 2020 9:12:29
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
28 10 2020 1:53:21
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
27 10 2020 0:12:20
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
26 10 2020 17:55:38
Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
25 10 2020 21:13:39

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
24 10 2020 8:15:39
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
23 10 2020 5:35:12
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
22 10 2020 3:24:20
Представлен конспект урока биологии по теме " Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
21 10 2020 14:32:12
Опорные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опорный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке Г И А. ...
20 10 2020 22:44:32
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
19 10 2020 23:34:20
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
18 10 2020 20:22:21
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...
17 10 2020 17:57:28
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект " Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и практические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...
16 10 2020 13:21:23
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
15 10 2020 0:23:37
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
14 10 2020 8:27:20
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
13 10 2020 12:33:57
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
12 10 2020 19:17:11
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и практических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
11 10 2020 10:41:47
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...
10 10 2020 2:46:15
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
09 10 2020 10:11:40
Урок проводится по основным стадиям технологии Р К М Ч П: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...
08 10 2020 11:20:18
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
07 10 2020 16:10:54
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
06 10 2020 8:41:47
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н. И. Сонина и В. Б. Захарова « Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
05 10 2020 19:10:30
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
04 10 2020 0:49:20
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и половое....
03 10 2020 6:28:20
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
02 10 2020 20:58:40
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
01 10 2020 4:19:13
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...
30 09 2020 20:29:17
Урок развивает мышление, умение применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
29 09 2020 21:25:52
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...
28 09 2020 4:47:43
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
27 09 2020 9:32:38

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки практического применения знаний....
26 09 2020 22:41:17
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
25 09 2020 20:59:43
Урок биологии в 8-м классе " Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...
24 09 2020 3:33:33
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с половыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...
23 09 2020 22:24:35
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: " Верные и неверные утверждения", " Сводная таблица", " Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
22 09 2020 19:27:13
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
21 09 2020 2:34:49

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
20 09 2020 10:23:46
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются практические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...
19 09 2020 15:19:29
Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
18 09 2020 4:31:26
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
17 09 2020 11:53:53
Главная цель урока - показать практическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
16 09 2020 8:30:46
Особенности методики: использование опорной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интерактивные упражнения, практикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...
15 09 2020 10:33:20
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
14 09 2020 23:11:58
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...
13 09 2020 21:26:59
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
12 09 2020 23:35:28
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на практические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....
11 09 2020 14:37:47
Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
10 09 2020 10:35:12
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся К К О с использованием элементов технологии полного усвоения....
09 09 2020 8:32:53
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о практическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
08 09 2020 20:22:21

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
07 09 2020 2:55:43
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
06 09 2020 20:39:17
Урок по учебнику под редакцией В. В. Пасечника ( Раздел 4. « Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья....
05 09 2020 20:46:48
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (командная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
04 09 2020 3:55:27
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
03 09 2020 8:26:35
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опорно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...
02 09 2020 1:28:51
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
01 09 2020 12:57:10
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
31 08 2020 18:46:59
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::