Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания
Цель урока. Показать приспособленность рыб к жизни в водной среде, относительность приспособлений.
Задачи.
- Образовательные: расширить знания учащихся об особенностях организации рыб как водных позвоночных; показать единство в приспособительной организации рыб; познакомить с дальнейшим усложнением строения и функций позвоночных животных; роль рыб в природе.
- Развивающие: развитие логического мышления; умений сравнивать и обсуждать проблему, навыки проведения эксперимента; работы с учебником, другими источниками информации.
- Воспитательные: развитие навыков и умений, необходимых для групповой работы; познавательного интереса к предмету, исследовательской работе.
Оборудование:
- аквариумы,
- живые объекты исследований – аквариумные рыбки,
- настольная лампа,
- термометр,
- набор paкушек, двустворчатых моллюсков,
- колба с нефтью,
- ватные тампоны,
- песок,
- пинцет,
- чашки Петри,
- таблица,
- рельефная схема “Внутреннее строение рыбы”,
- набор сигнальных карточек,
- цветные иллюстрации различных групп животных,
- выставка книг о рыбах,
- учебник,
- рабочие тетради школьника,
- портреты ученых,
- видеофильм “Экскурсия на рыборазводный завод”,
- ТСО.
Основные понятия и термины:
- опыт,
- контроль,
- эксперимент,
- гидросфера,
- среда обитания,
- биомасса Мирового океана,
- условные и безусловные рефлексы,
- приспособленность,
- относительный хаpaктер приспособленности,
- биосфера,
- биоценоз,
- адаптация.
Личная значимость изучаемого для школьника. Если организм живой - он отвечает на раздражения и приспосабливается к новым условиям.
Планируемые результаты. Учащиеся углубляют знания о месте и роли живых организмов в целом на планете Земля; зависимость разнообразия рыб от различных форм приспособленности к различным условиям водной среды.
Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок, лабораторная работа.
Приемы решения познавательной задачи: эвристическая беседа с опорой на таблицу “Строение рыбы”; рассказ; демонстрация эксперимента, опыта; составление таблицы; самостоятельная работа; демонстрация живых объектов изучения, скелета рыбы, таблицы “Строение ланцетника”, влажного препарата ланцетника; работа в паре; использование личного опыта, наблюдение; решение логических задач; задания творческого хаpaктера; постановка проблемы; работа с понятийным аппаратом; использование ТСО; портреты ученых, работа в рабочих тетрадях в учебниках.
На классной доске записана тема, текст: “Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество или биомассу планеты. Живые организмы создали современный облик нашей Земли”. Слова “живое вещество”, “биомасса” в тексте пропущены.
“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.
К. Тимирязев.
Записана учебная проблема. “Какие особенности во внешнем строении приобрели рыбы в процессе эволюции, в связи с обитанием в водной среде?”
План урока.
- Постановка учебной проблемы.
- Актуализация знаний по изученному материалу.
- Решение познавательной задачи.
- Сообщение лаборанта-биолога.
- Лабораторная работа.
- Эксперимент “Влияние температуры на окраску тела рыбы”.
- Эксперимент “Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы”.
- Эксперимент “Выработка условного рефлекса на раздражение”.
- Работа с учебником “Взаимосвязь внешнего строения с условиями среды обитания”.
- Заполнение таблицы.
- Самостоятельная работа.
- Решение логической задачи.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Постановка учебной проблемы.
Учитель. Изучение многообразия форм органического мира и закономерностей его развития не будет полным, если человек не поймет и не осмыслит места и роли живых организмов на планете Земля. В процессе исторического развития организмов образовалась особая оболочка или сфера. Она получила название “биосфера”. “Биос” – жизнь, “Сфера” - шар. Этот термин был введен Ж.Б. Ламарком. Учения о биосфере создал В.И. Вернадский.
Совокупность всех живых организмов на планете составляет живое вещество или биомассу планеты. Биосфера состоит из нескольких оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы. Остановимся на гидросфере, т.к. нашим объектом изучения являются водные организмы – рыбы. Для них вода является средой обитания. Вода Мирового океана обладает удивительными свойствами: теплоемкостью, теплопроводимостью, вода – хороший растворитель. Обладая этими свойствами, вода создает самые разнообразные условия обитания.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Подведение итогов домашней работы об особенностях строения животных Типа Хордовые.
I. Какие утверждения верны?
а) Все хордовые животные имеют хорду на всех этапах своего развития.
б) Хорда – это эластичный опopный тяж.
в) Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела.
г) Кровеносная система у хордовых животных замкнутая.
д) Тип хордовые животные состоит из одной группы.
II. Классификация животных.
Используя цветные иллюстрации животных, назовите, к какому типу относятся выбранные животные.
III. Формирование умений узнавать изученных животных.
- Подберите дополнительные примеры животных, выделите особенности организации, отличающих их от животных других типов.
- Обсудите в паре с товарищем, сделайте записи в тетради.
Решение познавательной задачи.
I. Учитель раздает задание для проведения экспериментов.
II. Учитель приводит слова К. Тимирязева. “Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто этой школы не прошел”.
III. Класс-лаборатория.
1. Сообщение лаборанта-биолога. После образования Братского водохранилища, под воздействием хозяйственной деятельности человека изменилась ихтиофауна водохранилища. Увеличилась засоренность берегов древесиной, в большем количестве появились сорные рыбы, окунь речной, сорога, зараженные ильментинами и рачками. Восемь видов рыб исчезли: минога, стерлядь, осетр, ленок, тугун, пескарь, гоми сибирский, шиповка; пять видов рыб находятся на грани исчезновения – таймень, сиг речной, хариус, язь, мень.
2. Побуждающие к теме вопросы.
а) Назовите рыб, обитающих в р. Вихорева.
б) Каких аквариумных рыбок вы знаете?
в) Есть ли у вас в доме аквариум с рыбками?
г) Назовите аквариумных рыбок, находящихся на каждом столе.
д) Выскажите свои суждения и роли рыб для человека и в природе.
3. Проведение лабораторной работы.
Лабораторная работа выполняется в паре,, выполнение работы фиксируется в рабочих тетрадях.
Задание №1. Рассмотрите особенности внешнего строения рыбы. Опишите её форму, цвет, окраску спины и брюшка.
Эксперимент №1. Влияние температуры воды на окраску тела рыбы.
Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыбы в зависимости от температуры воды.
Оборудование. Два аквариума, электрическая лампа, термометр, аквариумные рыбки.
Ход работы
- Приготовить аквариумы, первый аквариум – контрольный; второй – опытный.
- Описать окраску тела рыбок в обоих аквариумах.
- Подогреть электрической лампой воду в первом до 17-20оС, во втором до 22-24оС.
- Поле подогрева воды поместить снова рыбок одного вида и окраски.
- Пронаблюдать за изменением окраски тела.
- Результат. В первом контрольном аквариуме цвет, окраска тела рыб не изменилась, во втором аквариуме окраска тела рыб изменилась.
Учитель. Различия в окраске рыб одного вида пример модифицированной изменчивости.
Задание к рассуждению.
Проанализировав результаты эксперимента, обсудите с товарищем, сделайте вывод о значении окраски в жизни рыб, вывод запишите в рабочую тетрадь.
Эксперимент №2. Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы.
Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыб в зависимости от цвета грунта в аквариуме.
Оборудование: 2 аквариума, paковины темного и светлого тона, аквариумные рыбки.
Ход работы
- Приготовить аквариумы. Первый аквариум – контрольный, в нем грунт светлый. Второй аквариум опытный с темным грунтом.
- Поместить в оба аквариума по 2-3 рыбки. Описать окраску тела рыбы до начала опыта, зафиксировать в дневнике.
- Пронаблюдать за окраской тела рыб: а) когда появились различия; б) когда исчезнут эти различия.
- Длительность проведения эксперимента может быть от 3-4 дней до 1 недели и более.
- Результат. Окраска тела рыбок в обоих аквариумах изменилась. В первом аквариуме она стала более светлой. Во втором – темнее.
Учитель. Соответствующая форма, цвет чешуи, окраска спины и брюшка, целесообразное поведение обеспечивает успех животным, в данном случае аквариумным рыбкам, в борьбе за существование. Выживает и дает потомство животное тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. физиологической адаптацией. Без приспособленности, адаптации не возможно поддерживать устойчивого обмена веществ в организме в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Задания к рассуждению.
Найдите границы между отделами тела рыбы.
Почему рыба не поворачивает головы?
В каком направлении будет совершенствоваться скелет хордовых? Выскажите свои предположения.
Задание №2. Сделайте рисунок тела рыбы. Подпишите его отделы.
Задание №3 Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Пользуясь учебником, установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников.
Задания к рассуждению.
Пронаблюдайте, как плавают рыбки в банках, стоящих на вашем столе. Какой орган тела имеет наибольшее значение? Проанализируйте, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, всплывает к поверхности, погружается вглубь, поворачивает вправо, влево.
Задание №4. рассмотрите голову рыбы. Какие органы чувств на ней расположены? Задание обсудите с товарищем, отметьте на рисунке.
Эксперимент №3. Выработка условного рефлекса на раздражитель.
Цель. Исследовать, какое значение имеют органы чувств для выработки условных рефлексов.
Оборудование: аквариум, рыбки, корм, электрическая лампа.
Ход работы
- Перед опытом рыбок не кормить.
- Зажечь электрическую лампу и одновременно дать корм.
- Пронаблюдать за поведением рыб. Зафиксировать изменения в поведении рыб до эксперимента и после.
- Кормление рыб с включенной лампой повторить несколько раз.
- Изменить условия. Зажигать свет, но корм не давать.
- Результат. Рыбы подплывают к одному и тому же месту, где аквариум был освещен лампой.
Вопросы для рассуждения.
- Что называется рефлексом?
- Какое значение в кормлении имеют органы чувств?
- К какому типу рефлексов вы отнесете выработанный у рыбок рефлекс на свет электрической лампы?
- Могут ли рыбы разговаривать, а тем более предсказывать погоду?
- Прослушивание записи “Голоса рыб”.
- Объясните, как в технике используется обтекаемая форма тела рыб?
- Сообщение лаборанта-синоптика. По данным мировой статистики ежегодно в морях и океанов гибнут люди от штормов и ураганов. Остановить шторм или направить ураган на другой путь луди еще не могут, но узнать о его приближении можно. К сожалению, обычный барометр чувствует шторм лишь за 2 часа. Рыбаки давно заметили, что морские обитатели способны заблаговременно “угадывать” приближение шторма. Например, скаты уходят далеко в море задолго до наступления ненастья. Вьюн поднимется к поверхности. Он предугадывает шторм за сутки. Галец в ясную погоду лежит на дне аквариума. Когда он мечется по аквариуму вверх-вниз, вправо-влево – жди скоро дождя.
Самоконтроль, самооценка.
Задание №6.
Выпишите особенности внешнего строения рыб, связанные с водным образом жизни.
Оцените свою работу отметкой. Учащиеся в своих тетрадях отмечают правильность выполнения задания. Учитель при оценивании работы выставляет в журнале 2 оценки. Одна оценка, выставленная учащимся при самоконтроле, вторая оценка - учителем при проверке выполненного задания.
Реализация полученных знаний.
Самостоятельная работа. Используя сигнальные карточки, определите признаки рыб и ланцетника. Красный цвет карточки – ланцетник, синий – речной окунь.
- Обитает во многих морях тропической и умеренной зон.
- Обычно обитает в пресных водах.
- Роль внутреннего скелета выполняет хорда.
- Скелет состоит из большого числа костей.
- Изучение строения этого животного помогает ученым выяснить происхождение хордовых.
- Тело покрыто чешуей.
- Нервная система представлена нервной трубкой.
- У животного есть орган, воспринимающий движения воды.
Задание. Результаты ответов занести в таблицу.
Приложение 1.
Закрепление и обобщение знаний.
- Рассмотрите иллюстрации рыб в учебнике на стр.176-177.
- Найдите и обоснуйте взаимосвязь формы тела, окраски с условиями обитания (камбала, морской конек, угорь, еж-рыба, летучая рыба, щука, рыба-бабочка).
Демонстрация видеофильма о Рыбоводном заводе с сюжетом о выпуске в Братское водохранилище леща.
Учитель. Все хорошо знают о вреде для морских обитателей разлившейся нефти. Но есть и другие коварные невидимки, например, свинец, ртуть, радиоактивные изотопы, хлор, жесткость воды, возбудители инфекционных заболеваний. Проблемный вопрос: как уменьшить антропогенное влияние человека на водный биоценоз?
Сообщение лаборанта-эколога. Исследование влияния хлора на обитателей аквариума.
Оборудование: аквариумы, рыбки.
Ход работы. Я вел наблюдения за аквариумными рыбками. Брал для заполнения аквариума воду из-под крана, колодца, природного водоема, реки Убь. В контрольном варианте воду отстаивал, добавлял в нее перманганат калия (бледно-розовый цвет. Во всех трех вариантах наблюдалась частичная гибель рыб. В контрольном варианте рыбы оставались живыми.
Вывод. В первом варианте вода была насыщена хлором, во втором варианте вода имела очень высокую жесткость, что хаpaктерно для подземных вод района г.Вихоревка. в третьем, видимо. Присутствовали ингредиенты неочищенных сточных вод.
Задание для рассуждения.
- Выскажите свои предположения о возможных причинах гибели рыб.
- Проведите дома свои исследования на тему “Морской биолог и нефтяной танкер”.
- Какие правила любительского рыболовства нужно соблюдать? Обоснуйте их необходимость.
Подведение итогов дня.
Отслеживание планируемого результата об особенностях внешнего строения рыб проходило по заполнению таблицы, выполнение самостоятельной работы, применение сигнальных каточек, ответы на проблемные вопросы, решение биологических задач. Оцениваются и поощряются выводы, сделанных учащимися, суждения, умение работать в паре, группе, проводить эксперименты.
Список литературы.
- Учебно-методический комплект по биологии 7 класс. Захаров В.Б, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник М: Дрофа, 2005.
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Методическое пособие – М: Дрофа, 2001.
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику – М: Дрофа, 2004.
- Жуков Т.И. Часы занимательной Зоологии – М: “Просвещение”, 1980г.
- Молис С.С., Молис С.А., Активные формы и методы обучения биологии – М: “Просвещение” 1988г.
Приложение 1.
Сравнительная хаpaктеристика ланцетника и речного окуня.
Признаки | Ланцетник | Речной окунь |
Обитает в морях тропической и умеренной зоны | ||
Обитает в пресных водах | ||
Хорда – внутренний скелет | ||
Животные имеют скелет, состоящий из большого числа костей | ||
Животное дает ответ о происхождении хордовых | ||
Тело покрыто чешуей | ||
Нервная система представлена нервной трубкой | ||
Животное имеет орган, воспринимающий движение воды |
Комментарии:
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
26 04 2024 18:39:24
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...
25 04 2024 5:23:11
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
24 04 2024 4:23:20
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
23 04 2024 12:23:51
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
22 04 2024 14:32:49
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
21 04 2024 5:48:52
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
20 04 2024 0:47:22
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
19 04 2024 5:42:38
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
18 04 2024 15:30:57
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
17 04 2024 6:42:57
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
16 04 2024 6:32:34
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
15 04 2024 13:48:22
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
14 04 2024 12:39:49
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...
13 04 2024 2:12:25
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...
12 04 2024 0:38:44
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...
11 04 2024 11:41:37
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
10 04 2024 11:21:57
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
09 04 2024 0:33:46
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
08 04 2024 8:45:45
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
07 04 2024 21:16:59
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
06 04 2024 13:32:24
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
05 04 2024 18:12:28
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...
04 04 2024 0:36:51
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...
03 04 2024 12:30:36
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
02 04 2024 12:11:19
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
01 04 2024 19:41:59
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
31 03 2024 23:38:30
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
30 03 2024 12:35:44
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
29 03 2024 14:14:13
Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
28 03 2024 3:34:48
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
27 03 2024 11:14:21
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
26 03 2024 1:19:47
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
25 03 2024 11:26:34
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
24 03 2024 19:24:25
Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....
23 03 2024 7:42:35
Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
22 03 2024 21:12:28
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
21 03 2024 18:26:35
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
20 03 2024 15:34:36
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
19 03 2024 2:38:52
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
18 03 2024 12:19:56
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
17 03 2024 10:14:51
Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....
16 03 2024 8:26:37
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
15 03 2024 0:11:17
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
14 03 2024 3:49:27
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
13 03 2024 9:31:30
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...
12 03 2024 19:12:41
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...
11 03 2024 23:58:47
Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....
10 03 2024 22:22:20
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
09 03 2024 15:21:43
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
08 03 2024 3:42:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::