Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

Цель урока. Показать приспособленность рыб к жизни в водной среде, относительность приспособлений.

Задачи.

  1. Образовательные: расширить знания учащихся об особенностях организации рыб как водных позвоночных; показать единство в приспособительной организации рыб; познакомить с дальнейшим усложнением строения и функций позвоночных животных; роль рыб в природе.
  2. Развивающие: развитие логического мышления; умений сравнивать и обсуждать проблему, навыки проведения эксперимента; работы с учебником, другими источниками информации.
  3. Воспитательные: развитие навыков и умений, необходимых для групповой работы; познавательного интереса к предмету, исследовательской работе.

Оборудование:

  • аквариумы,
  • живые объекты исследований – аквариумные рыбки,
  • настольная лампа,
  • термометр,
  • набор paкушек, двустворчатых моллюсков,
  • колба с нефтью,
  • ватные тампоны,
  • песок,
  • пинцет,
  • чашки Петри,
  • таблица,
  • рельефная схема “Внутреннее строение рыбы”,
  • набор сигнальных карточек,
  • цветные иллюстрации различных групп животных,
  • выставка книг о рыбах,
  • учебник,
  • рабочие тетради школьника,
  • портреты ученых,
  • видеофильм “Экскурсия на рыборазводный завод”,
  • ТСО.

Основные понятия и термины:

  • опыт,
  • контроль,
  • эксперимент,
  • гидросфера,
  • среда обитания,
  • биомасса Мирового океана,
  • условные и безусловные рефлексы,
  • приспособленность,
  • относительный хаpaктер приспособленности,
  • биосфера,
  • биоценоз,
  • адаптация.

Личная значимость изучаемого для школьника. Если организм живой - он отвечает на раздражения и приспосабливается к новым условиям.

Планируемые результаты. Учащиеся углубляют знания о месте и роли живых организмов в целом на планете Земля; зависимость разнообразия рыб от различных форм приспособленности к различным условиям водной среды.

Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок, лабораторная работа.

Приемы решения познавательной задачи: эвристическая беседа с опорой на таблицу “Строение рыбы”; рассказ; демонстрация эксперимента, опыта; составление таблицы; самостоятельная работа; демонстрация живых объектов изучения, скелета рыбы, таблицы “Строение ланцетника”, влажного препарата ланцетника; работа в паре; использование личного опыта, наблюдение; решение логических задач; задания творческого хаpaктера; постановка проблемы; работа с понятийным аппаратом; использование ТСО; портреты ученых, работа в рабочих тетрадях в учебниках.

На классной доске записана тема, текст: “Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество или биомассу планеты. Живые организмы создали современный облик нашей Земли”. Слова “живое вещество”, “биомасса” в тексте пропущены.

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.

К. Тимирязев.

Записана учебная проблема. “Какие особенности во внешнем строении приобрели рыбы в процессе эволюции, в связи с обитанием в водной среде?”

План урока.

  1. Постановка учебной проблемы.
  2. Актуализация знаний по изученному материалу.
  3. Решение познавательной задачи.
  4. Сообщение лаборанта-биолога.
  5. Лабораторная работа.
  6. Эксперимент “Влияние температуры на окраску тела рыбы”.
  7. Эксперимент “Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы”.
  8. Эксперимент “Выработка условного рефлекса на раздражение”.
  9. Работа с учебником “Взаимосвязь внешнего строения с условиями среды обитания”.
  10. Заполнение таблицы.
  11. Самостоятельная работа.
  12. Решение логической задачи.
  13. Подведение итогов урока.
  14. Домашнее задание.

Постановка учебной проблемы.

Учитель. Изучение многообразия форм органического мира и закономерностей его развития не будет полным, если человек не поймет и не осмыслит места и роли живых организмов на планете Земля. В процессе исторического развития организмов образовалась особая оболочка или сфера. Она получила название “биосфера”. “Биос” – жизнь, “Сфера” - шар. Этот термин был введен Ж.Б. Ламарком. Учения о биосфере создал В.И. Вернадский.

Совокупность всех живых организмов на планете составляет живое вещество или биомассу планеты. Биосфера состоит из нескольких оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы. Остановимся на гидросфере, т.к. нашим объектом изучения являются водные организмы – рыбы. Для них вода является средой обитания. Вода Мирового океана обладает удивительными свойствами: теплоемкостью, теплопроводимостью, вода – хороший растворитель. Обладая этими свойствами, вода создает самые разнообразные условия обитания.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Подведение итогов домашней работы об особенностях строения животных Типа Хордовые.

I. Какие утверждения верны?

а) Все хордовые животные имеют хорду на всех этапах своего развития.

б) Хорда – это эластичный опopный тяж.

в) Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела.

г) Кровеносная система у хордовых животных замкнутая.

д) Тип хордовые животные состоит из одной группы.

II. Классификация животных.

Используя цветные иллюстрации животных, назовите, к какому типу относятся выбранные животные.

III. Формирование умений узнавать изученных животных.

  1. Подберите дополнительные примеры животных, выделите особенности организации, отличающих их от животных других типов.
  2. Обсудите в паре с товарищем, сделайте записи в тетради.

Решение познавательной задачи.

I. Учитель раздает задание для проведения экспериментов.

II. Учитель приводит слова К. Тимирязева. “Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто этой школы не прошел”.

III. Класс-лаборатория.

1. Сообщение лаборанта-биолога. После образования Братского водохранилища, под воздействием хозяйственной деятельности человека изменилась ихтиофауна водохранилища. Увеличилась засоренность берегов древесиной, в большем количестве появились сорные рыбы, окунь речной, сорога, зараженные ильментинами и рачками. Восемь видов рыб исчезли: минога, стерлядь, осетр, ленок, тугун, пескарь, гоми сибирский, шиповка; пять видов рыб находятся на грани исчезновения – таймень, сиг речной, хариус, язь, мень.

2. Побуждающие к теме вопросы.

а) Назовите рыб, обитающих в р. Вихорева.

б) Каких аквариумных рыбок вы знаете?

в) Есть ли у вас в доме аквариум с рыбками?

г) Назовите аквариумных рыбок, находящихся на каждом столе.

д) Выскажите свои суждения и роли рыб для человека и в природе.

3. Проведение лабораторной работы.

Лабораторная работа выполняется в паре,, выполнение работы фиксируется в рабочих тетрадях.

Задание №1. Рассмотрите особенности внешнего строения рыбы. Опишите её форму, цвет, окраску спины и брюшка.

Эксперимент №1. Влияние температуры воды на окраску тела рыбы.

Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыбы в зависимости от температуры воды.

Оборудование. Два аквариума, электрическая лампа, термометр, аквариумные рыбки.

Ход работы

  1. Приготовить аквариумы, первый аквариум – контрольный; второй – опытный.
  2. Описать окраску тела рыбок в обоих аквариумах.
  3. Подогреть электрической лампой воду в первом до 17-20оС, во втором до 22-24оС.
  4. Поле подогрева воды поместить снова рыбок одного вида и окраски.
  5. Пронаблюдать за изменением окраски тела.
  6. Результат. В первом контрольном аквариуме цвет, окраска тела рыб не изменилась, во втором аквариуме окраска тела рыб изменилась.

Учитель. Различия в окраске рыб одного вида пример модифицированной изменчивости.

Задание к рассуждению.

Проанализировав результаты эксперимента, обсудите с товарищем, сделайте вывод о значении окраски в жизни рыб, вывод запишите в рабочую тетрадь.

Эксперимент №2. Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы.

Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыб в зависимости от цвета грунта в аквариуме.

Оборудование: 2 аквариума, paковины темного и светлого тона, аквариумные рыбки.

Ход работы

  1. Приготовить аквариумы. Первый аквариум – контрольный, в нем грунт светлый. Второй аквариум опытный с темным грунтом.
  2. Поместить в оба аквариума по 2-3 рыбки. Описать окраску тела рыбы до начала опыта, зафиксировать в дневнике.
  3. Пронаблюдать за окраской тела рыб: а) когда появились различия; б) когда исчезнут эти различия.
  4. Длительность проведения эксперимента может быть от 3-4 дней до 1 недели и более.
  5. Результат. Окраска тела рыбок в обоих аквариумах изменилась. В первом аквариуме она стала более светлой. Во втором – темнее.

Учитель. Соответствующая форма, цвет чешуи, окраска спины и брюшка, целесообразное поведение обеспечивает успех животным, в данном случае аквариумным рыбкам, в борьбе за существование. Выживает и дает потомство животное тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. физиологической адаптацией. Без приспособленности, адаптации не возможно поддерживать устойчивого обмена веществ в организме в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Задания к рассуждению.

Найдите границы между отделами тела рыбы.

Почему рыба не поворачивает головы?

В каком направлении будет совершенствоваться скелет хордовых? Выскажите свои предположения.

Задание №2. Сделайте рисунок тела рыбы. Подпишите его отделы.

Задание №3 Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Пользуясь учебником, установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников.

Задания к рассуждению.

Пронаблюдайте, как плавают рыбки в банках, стоящих на вашем столе. Какой орган тела имеет наибольшее значение? Проанализируйте, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, всплывает к поверхности, погружается вглубь, поворачивает вправо, влево.

Задание №4. рассмотрите голову рыбы. Какие органы чувств на ней расположены? Задание обсудите с товарищем, отметьте на рисунке.

Эксперимент №3. Выработка условного рефлекса на раздражитель.

Цель. Исследовать, какое значение имеют органы чувств для выработки условных рефлексов.

Оборудование: аквариум, рыбки, корм, электрическая лампа.

Ход работы

  1. Перед опытом рыбок не кормить.
  2. Зажечь электрическую лампу и одновременно дать корм.
  3. Пронаблюдать за поведением рыб. Зафиксировать изменения в поведении рыб до эксперимента и после.
  4. Кормление рыб с включенной лампой повторить несколько раз.
  5. Изменить условия. Зажигать свет, но корм не давать.
  6. Результат. Рыбы подплывают к одному и тому же месту, где аквариум был освещен лампой.

Вопросы для рассуждения.

  1. Что называется рефлексом?
  2. Какое значение в кормлении имеют органы чувств?
  3. К какому типу рефлексов вы отнесете выработанный у рыбок рефлекс на свет электрической лампы?
  4. Могут ли рыбы разговаривать, а тем более предсказывать погоду?
  5. Прослушивание записи “Голоса рыб”.
  6. Объясните, как в технике используется обтекаемая форма тела рыб?
  7. Сообщение лаборанта-синоптика. По данным мировой статистики ежегодно в морях и океанов гибнут люди от штормов и ураганов. Остановить шторм или направить ураган на другой путь луди еще не могут, но узнать о его приближении можно. К сожалению, обычный барометр чувствует шторм лишь за 2 часа. Рыбаки давно заметили, что морские обитатели способны заблаговременно “угадывать” приближение шторма. Например, скаты уходят далеко в море задолго до наступления ненастья. Вьюн поднимется к поверхности. Он предугадывает шторм за сутки. Галец в ясную погоду лежит на дне аквариума. Когда он мечется по аквариуму вверх-вниз, вправо-влево – жди скоро дождя.

Самоконтроль, самооценка.

Задание №6.

Выпишите особенности внешнего строения рыб, связанные с водным образом жизни.

Оцените свою работу отметкой. Учащиеся в своих тетрадях отмечают правильность выполнения задания. Учитель при оценивании работы выставляет в журнале 2 оценки. Одна оценка, выставленная учащимся при самоконтроле, вторая оценка - учителем при проверке выполненного задания.

Реализация полученных знаний.

Самостоятельная работа. Используя сигнальные карточки, определите признаки рыб и ланцетника. Красный цвет карточки – ланцетник, синий – речной окунь.

  1. Обитает во многих морях тропической и умеренной зон.
  2. Обычно обитает в пресных водах.
  3. Роль внутреннего скелета выполняет хорда.
  4. Скелет состоит из большого числа костей.
  5. Изучение строения этого животного помогает ученым выяснить происхождение хордовых.
  6. Тело покрыто чешуей.
  7. Нервная система представлена нервной трубкой.
  8. У животного есть орган, воспринимающий движения воды.

Задание. Результаты ответов занести в таблицу.

Приложение 1.

Закрепление и обобщение знаний.

  1. Рассмотрите иллюстрации рыб в учебнике на стр.176-177.
  2. Найдите и обоснуйте взаимосвязь формы тела, окраски с условиями обитания (камбала, морской конек, угорь, еж-рыба, летучая рыба, щука, рыба-бабочка).

Демонстрация видеофильма о Рыбоводном заводе с сюжетом о выпуске в Братское водохранилище леща.

Учитель. Все хорошо знают о вреде для морских обитателей разлившейся нефти. Но есть и другие коварные невидимки, например, свинец, ртуть, радиоактивные изотопы, хлор, жесткость воды, возбудители инфекционных заболеваний. Проблемный вопрос: как уменьшить антропогенное влияние человека на водный биоценоз?

Сообщение лаборанта-эколога. Исследование влияния хлора на обитателей аквариума.

Оборудование: аквариумы, рыбки.

Ход работы. Я вел наблюдения за аквариумными рыбками. Брал для заполнения аквариума воду из-под крана, колодца, природного водоема, реки Убь. В контрольном варианте воду отстаивал, добавлял в нее перманганат калия (бледно-розовый цвет. Во всех трех вариантах наблюдалась частичная гибель рыб. В контрольном варианте рыбы оставались живыми.

Вывод. В первом варианте вода была насыщена хлором, во втором варианте вода имела очень высокую жесткость, что хаpaктерно для подземных вод района г.Вихоревка. в третьем, видимо. Присутствовали ингредиенты неочищенных сточных вод.

Задание для рассуждения.

  1. Выскажите свои предположения о возможных причинах гибели рыб.
  2. Проведите дома свои исследования на тему “Морской биолог и нефтяной танкер”.
  3. Какие правила любительского рыболовства нужно соблюдать? Обоснуйте их необходимость.

Подведение итогов дня.

Отслеживание планируемого результата об особенностях внешнего строения рыб проходило по заполнению таблицы, выполнение самостоятельной работы, применение сигнальных каточек, ответы на проблемные вопросы, решение биологических задач. Оцениваются и поощряются выводы, сделанных учащимися, суждения, умение работать в паре, группе, проводить эксперименты.

Список литературы.

  1. Учебно-методический комплект по биологии 7 класс. Захаров В.Б, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник М: Дрофа, 2005.
  2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Методическое пособие – М: Дрофа, 2001.
  3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику – М: Дрофа, 2004.
  4. Жуков Т.И. Часы занимательной Зоологии – М: “Просвещение”, 1980г.
  5. Молис С.С., Молис С.А., Активные формы и методы обучения биологии – М: “Просвещение” 1988г.

Приложение 1.

Сравнительная хаpaктеристика ланцетника и речного окуня.

Признаки Ланцетник Речной окунь
Обитает в морях тропической и умеренной зоны    
Обитает в пресных водах    
Хорда – внутренний скелет    
Животные имеют скелет, состоящий из большого числа костей    
Животное дает ответ о происхождении хордовых    
Тело покрыто чешуей    
Нервная система представлена нервной трубкой    
Животное имеет орган, воспринимающий движение воды    



Комментарии:

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

01 04 2025 22:44:48

Питание и пищеварение. 8-й класс


    Питание и пищеварение. 8-й класс

      На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

31 03 2025 19:32:45

Тема урока "Класс Птицы"


    Тема урока "Класс Птицы"

      На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

30 03 2025 21:52:14

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

29 03 2025 14:37:32

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

28 03 2025 7:23:19

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

27 03 2025 19:37:19

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

26 03 2025 18:59:43

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

25 03 2025 2:50:12

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

24 03 2025 6:47:40

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

23 03 2025 4:52:34

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

22 03 2025 12:22:18

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

21 03 2025 5:18:23

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

20 03 2025 22:44:52

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

      Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

19 03 2025 2:50:11

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

18 03 2025 22:51:12

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

17 03 2025 13:54:58

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

16 03 2025 8:25:21

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

      В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

15 03 2025 13:53:28

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

14 03 2025 10:28:25

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"


    Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"

      Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....

13 03 2025 19:33:37

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

12 03 2025 18:53:46

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

11 03 2025 5:55:29

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

10 03 2025 5:55:47

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

09 03 2025 18:43:40

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

08 03 2025 3:26:11

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

07 03 2025 18:18:57

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

06 03 2025 8:51:38

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

05 03 2025 14:37:59

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

04 03 2025 9:20:33

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

03 03 2025 19:46:23

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

02 03 2025 22:29:55

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

01 03 2025 5:38:17

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

28 02 2025 23:44:46

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

27 02 2025 20:57:21

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

26 02 2025 2:32:58

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

25 02 2025 23:37:51

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

24 02 2025 13:52:17

Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

23 02 2025 14:54:25

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

22 02 2025 22:48:53

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

21 02 2025 12:29:50

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

20 02 2025 12:24:45

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

19 02 2025 11:25:11

Тема урока: "Строение и биологическое значение лишайников"

Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...

18 02 2025 5:25:30

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"


    Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

      Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

17 02 2025 23:47:25

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

16 02 2025 17:31:50

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

15 02 2025 16:36:40

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

14 02 2025 21:37:41

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

13 02 2025 7:48:17

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

12 02 2025 14:41:48

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

11 02 2025 14:50:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::