Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс


Цели

Образовательные

  • Закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов.
  • Обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении.
  • Убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки.
  • Расширить представление о размножении как о важном условии существования и исторического развития вида.
  • Подчеркнуть тесную взаимосвязь понятий “размножение”, “наследственность”, “дискретность”.
  • Дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения.
  • Определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений.

Познавательные

  • Продолжить развитие познавательных способностей учащихся: мышления, умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умения выявлять причину и следствие, обобщать полученные результаты, формулировать выводы.
  • Продолжить формирование умений: работать с текстами, заданиями со свободным ответом, заданиями по обнаружению ошибок в тексте; использовать рисунки, наглядные пособия; находить информацию для составления сообщений и схем, пользоваться инструктивной карточкой; умения корректировать допускаемые ошибки; рационально использовать время урока для выполнения задания; использовать полученные ранее знания при изучении новой темы; адекватно воспроизводить информацию; обсуждать проблему.

Воспитательные

  • Продолжить развитие межличностных отношений.
  • Продолжить формирование умения и навыков работать в режиме “само”, оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей.
  • Показать ученику, что каждый из них является перспективным подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей личности.
  • Определить роль данной темы для расширения кругозора учащихся, осуществления пpaктической деятельности (комнатное цветоводство, огородное хозяйство, выбор профессии).
  • Подчеркнуть ценность самой жизни.
  • Продолжить формирование диалектико-материалистических взглядов: сущность жизни, связь организма со средой обитания, единство органического мира.

Учащиеся должны знать: бесполое размножение, вегетативное размножение (естественное, искусственное), почкование, фрагментация, шизогония, полиэмбриония, спорообразование, клонирование, деление, амитоз, митоз, пoлoвoе размножение.

Учащиеся должны уметь: определять формы бесполого размножения, анализируя конкретные примеры из мира живых организмов.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания о способах бесполого размножения.

Формируемая область понимания: размножение в органическом мире, клетка – генетическая единица живого.

Контроль: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Методы обучения

Методы организации УПД: методы работы с книгой и наглядными пособиями, моделями; наглядные методы; беседа, рассказ.

Методы стимулирования УПД: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха); познавательные (познавательный интерес, создание проблемной ситуации, развивающая кооперация); волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности и коррекция, оценка деятельности своих товарищей, рефлексия поведения); социальные (создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).

Оборудование: тесты, блиц-опрос, игра-зачёт “Лжецы 1” и “Лжецы 2”, задания пpaктического хаpaктера, наглядность по бесполому размножению, оценочные листы, “проверялочки”, пособие по рефлексии “острова”, маркеры, карандаши.

Ход урока

I. Оргмомент

1.1. Проверить явку учащихся.

1.2. Проверить готовность класса к уроку.

II. Проверка знаний и умений учащихся

Личностно-ориентированное обучение. На столах у учащихся находятся оценочные листы (приложение 1), которые заполняются ими по ходу урока. Учащиеся делают свой осознанный выбор задания (приложение 2) для проверки и контроля ЗУН, выполняют задания согласно регламентируемого времени, осуществляют самоконтроль, используя “проверялочки”, которые выдаются учителем по истечении предложенного времени для работы (приложение 3).

III. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний учащихся (беседа)

Живая природа чрезвычайно разнообразна. Но ничто не вечно. Каждую секунду на Земле гибнет астрономическое количество живых существ. Каковы причины этих трагедий?

- Старость, болезни, уничтожают хищники, паразитизм, катастрофы, недостаток пищи, антропогенное воздействие.

Благодаря какому универсальному свойству организмов жизнь на Земле продолжается?

- Благодаря размножению. Размножение организмов – основное свойство живого.

Учащиеся за неделю до урока получают задание на группу, которое выбирают согласно своим интересам и возможностям (приложение 4). На уроке учитель предлагает школьникам предоставить результаты своей работы.

Слово предоставляется учащимся первой группы по теме: “Размножение организмов – основное свойство живого”.

Предполагаемый ответ

Размножение

  • свойство живых систем;
  • воспроизведение новых особей;
  • воспроизведение особей себе подобных
  • увеличение численности особей;
  • распространение особей на новые территории.

Значение размножения

  • осуществляется бесконечная смена поколений каждого вида;
  • происходит передача генетической информации от родителей к потомству;
  • увеличивается численность особей вида;
  • особи имеют возможность расселиться на новые территории;
  • закладывает основы изменчивости видов;
  • создаёт генетическое разнообразие особей в пределах вида;
  • закладывает основы дальнейшей эволюции вида.

Процесс размножения неразрывно связан со свойствами живых организмов: наследственностью, изменчивостью, дискретностью.

Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены “износившихся” структурных элементов (молекул, ферментов, органоидов клетки, целых клеток) без прекращения выполняемой функции. Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путём гибели или устранения от размножения неприспособленных особей и сохранения индивидов с полезными для выживания признаками.

Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.

Изменчивость – всеобщее свойство живых организмов приобретать отличия от особей, как других видов, так и своего вида.

Процесс размножения исключительно сложен и связан не только с передачей генетической информации от родителей к потомству, но и анатомическими и физиологическими свойствами организмов, их поведением, гормональным контролем.

В основе размножения и индивидуального развития организма лежит деление клетки. Клетка не только единица строения, но и единица размножения, и единица развития, клетка – генетическая единица живого.

Каждая новая клетка происходит только от материнской клетки в результате деления (Вирхов Р.,1858).

Все организмы начинают свое развитие с одной клетки (яйцеклетки) (Бэр К., 1858).

Существуют разные формы размножения. Разнообразие форм и способов размножения, а также типов пoлoвых клеток – продукт эволюции и имеет приспособительное значение в жизни вида.

Проблема: “Почему бесполое размножение обеспечивает постоянство набора хромосом в поколениях?”

Слово предоставляется участникам второй группы по теме: “Хаpaктеристика бесполого размножения”.

Предполагаемый ответ

Бесполое размножение:

  • широко распространено в природе;
  • в размножении принимает участие одна особь;
  • осуществляется без участи я пoлoвых клеток;
  • в основе размножения лежит митоз;
  • потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особи (генетическая стабильность) – клон;
  • быстро увеличивается численность особей;
  • древнейшая форма размножения;
  • чаще встречается у прокариот, растений, грибов, наблюдается у некоторых видов животных;
  • преемственность поколений достигается за счёт соматических клеток (обеспечивают процессы жизнедеятельности);
  • единственным источником генетической изменчивости служат мутации (сырье для естественного отбора, эволюции), поэтому члeны одного клона могут быть различными;
  • особи хуже приспосабливаются к новым условиям среды (генотип один и тот же);
  • хуже жизнеспособность при смене условий среды обитания;
  • возможно вымирание вида при изменении условий среды обитания;
  • при бесполом размножении затраты энергии меньше, чем при пoлoвoм;
  • образуется большое число потомков за относительно короткий промежуток времени;
  • новый организм возникает из одной или нескольких клеток.

Каковы виды бесполого размножения? Слово предоставляется участникам третьей группы “Виды бесполого размножения”.

Предполагаемый ответ

Виды бесполого размножения Хаpaктеристика Представители
Бинарное деление Деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки. Единственная кольцевая ДНК удваивается. Между двумя дочерними хромосомами возникает перегородка, и клетка делится надвое (прокариоты). Одноклеточные водоросли и простейшие делятся митозом надвое. Бактерии.

Эвглена зелёная.

Амёба обыкновенная.

Шизогония Множественное деление. Вслед за рядом повторных делений клеточного ядра происходит деление самой клетки на множество дочерних клеток.

Шизонт – стадия, на которой происходит множественное деление.

1 клетка —> 12 – 24 дочерние клетки.

Малярийный плазмодий размножается в эритроцитах человека (тип Споровики)
Размножение спорами Споры – специализированные гаплоидные клетки грибов и растений, служащие для размножения и расселения. У грибов и низших растений споры образуются путём митоза, у высших растений – в результате мейоза. Спора содержит минимальное количество питательных веществ. Многие споры не попадают в подходящее место для прорастания, потери очень велики. Главное достоинство – возможность быстрого размножения и расселения видов, особенно грибов. Споры образуются в спорангиях. У высших растений споры утратили функцию расселения. У голосеменных и покрытосеменных растений споры непосредственно в процессе размножения не участвуют, но являются важным этапом цикла воспроизведения. Мхи, водоросли, хвощи, плауны, папоротники, грибы
Почкование Новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется о т неё, превращаясь в самостоятельный организм. Кишечнополостные дрожжи.
Фрагментация Способность восстанавливать целостный организм (в основе лежат процессы регенерации). В природных условиях встречается редко. Многощетинковые черви, плесневые грибы, некоторые водоросли (спирогира), кишечнополостные (гидра)
Вегетативное размножение Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковиц, клубней и т.д.) специально предназначенных для вегетативного размножения. От растения отделяется дифференцированная часть, способная развиться в самостоятельное растение.  

Многие группы растений

Естественное вегетативное размножение Образования, имеющие запас питательных веществ, служат для вегетативного размножения (клубни, луковицы, клубнелуковицы, корневища, усы) Картофель, тюльпан, осот, земляника, ландыш
Искусственное вегетативное размножение Используют части самого растения: черенки (часть стeбля), листья, отводки (ветви пригибаются к земле и от них образуются придаточные корни), корневые отпрыски, деление кустов, прививки (подвой-привой).

Значение.

1. Применяют для получения большого числа однородных особей.

2.Для закрепления признака хорошего сорта.

3. Для выведения новых сортов.

Фиалка, малина, тополь, смородина, герань, яблоня
Полиэмбриония Размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцевые близнецы). Потомство всегда одного пола. У броненосцев на стадии бластулы происходит разделение на 4-8 зародышей. Каждая часть проходит путь нормального эмбрионального развития.

Неполное разделение – организмы имеют общие части тела, внутренние органы.

Во Франции у дeвoчки-подростка обнаружили в брюшной полости зародыш младенца. Этот зародыш находился не в матке, а был соединён кровеносными сосудами с сосудами брюшной полости. Его пришлось удалять хирургическим путём, иначе бы его “мама” погибла. Одна из клеток брюшной полости дeвoчки начала дробиться так же, как дробиться зигота после оплодотворения, и дала начало новому организму. Однако зародыш был изначально обречён, так как он развивался не в том месте, где нужно, и не снабжался необходимыми гормонами и питательными веществами. После удаления зародыша дeвoчка быстро выздоровела и её внутренние органы, сдавленные растущим зародышем, стали развиваться нормально.

Однояйцевые близнецы у человека.

Броненосцы.

 

 

 

Сиамские близнецы Чанг и Энг (Таиланд, ранее Сиам)

Клонирование Искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается.

Клон – генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения.

Морковь, орхидеи, садовая гвоздика, герберы, женьшень, картофель.

Подведём итог. Предоставим слово четвёртой группе по теме: “Значение бесполого размножения”.

Предполагаемый ответ

Значение бесполого размножения

  1. Позволяет быстро увеличить численность особей данного вида при благоприятных условиях.
  2. Генетическое разнообразие не повышается, поэтому подавляющее большинство живых организмов периодически или постоянно размножаются пoлoвым путём.
  3. Человек использует бесполое размножение для увеличения численности сельскохозяйственных культур и решения продовольственной проблемы, в лесном и парковом хозяйстве, для получения ценных лекарственных растений (женьшень).
  4. Помогает объяснить появление однояйцевых близнецов, некоторых аномалий развития человека и животных.
  5. Перспективы: поможет преодолеть старость и продлить молодость (стволовые клетки).

IV. Закрепление

Задания выбирают сами учащиеся (приложение 5). Проводится самоконтроль знаний по истечении указанного для задания времени (приложение 6)

V. Домашнее задание

У меня для вас задания
на умения и на знания.
Вы задания выбирайте,
Кругозор свой расширяйте.

1. Параграф 31, вопросы к параграфу.

2.Творческое. Оформить наглядное пособие по теме: “Бесполое размножение”.

3. Пpaктическое. Описать все способы размножения растений, имеющихся у вас дома.

4. Теоретическое. Подготовить сообщение к следующему уроку.

Темы: “Партеногенез”, “Конъюгация”, “Tрaнcдукция, трaнcформация у бактерий”, “Гермафродизм”, “Копуляция”, “Андрогенез”.

VI. Рефлексия

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Озвучивание оценочных листков. Обсуждение результатов работы в группе учащимися.
  4. Оценка деятельности учащихся учителем.
  5. Как хаpaктеризуется ваше состояние после состоявшегося взаимодействия? Свой выбор обоснуйте.

Рефлексия “Острова” (приложение 7)

Литература

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011. – 367 с.: ил.
  2. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания/сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240 с.: ил.


Экологический вечер "Наш дом в опасности"


    Экологический вечер "Наш дом в опасности"

      В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

04 07 2022 5:29:23

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

03 07 2022 1:19:11

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

02 07 2022 18:58:19

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

01 07 2022 12:46:51

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

30 06 2022 0:26:59

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

29 06 2022 10:30:51

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

28 06 2022 23:22:42

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

27 06 2022 10:56:19

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

26 06 2022 3:10:13

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

      Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

25 06 2022 20:17:27

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

24 06 2022 6:58:25

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

23 06 2022 4:51:33

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

22 06 2022 3:19:50

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

21 06 2022 2:15:56

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

20 06 2022 6:48:12

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

19 06 2022 2:53:40

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

18 06 2022 22:51:58

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

17 06 2022 18:24:43

Рациональное питание


    Рациональное питание

      Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....

16 06 2022 14:32:48

Насекомые с полным и неполным превращением

Насекомые с полным и неполным превращением К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

15 06 2022 2:22:23

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

14 06 2022 17:59:55

Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

      Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

13 06 2022 12:45:17

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)


    Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

      В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

12 06 2022 6:14:43

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

11 06 2022 19:26:39

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

10 06 2022 4:31:57

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

09 06 2022 19:10:20

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

08 06 2022 2:28:52

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

07 06 2022 1:18:32

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

06 06 2022 16:31:48

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс


    Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

      Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

05 06 2022 1:11:51

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

04 06 2022 17:34:53

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

03 06 2022 7:43:13

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

02 06 2022 9:29:21

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

01 06 2022 11:47:43

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

31 05 2022 11:52:54

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

30 05 2022 0:39:23

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

29 05 2022 8:55:33

Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"


    Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"

      Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....

28 05 2022 9:23:32

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

27 05 2022 19:20:39

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

      При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

26 05 2022 6:39:56

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

25 05 2022 23:39:15

Разработка урока "Бесполое размножение"


    Разработка урока "Бесполое размножение"

      План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....

24 05 2022 23:45:14

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

23 05 2022 5:40:58

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

22 05 2022 22:37:40

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

21 05 2022 13:43:42

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

20 05 2022 17:29:45

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

19 05 2022 5:57:49

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

18 05 2022 0:32:40

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

17 05 2022 1:40:38

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

16 05 2022 2:35:48

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::