Компьютерные технологии в преподавании биологии
Компьютеры стремительно вторгаются пpaктически во все сферы нашей деятельности, поэтому всё более актуальной становится задача достижения всеобщей компьютерной грамотности населения, в том числе и школьников [1].
Исследования позволяют утверждать, что использование компьютера в учебном процессе может не только способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, но и в значительной степени изменить саму технологию обучения [2]. Поэтому, съездив на курсы в 2005 году “Информационные технологии в преподавании предмета” начала понемногу сама осваивать возможности компьютера и учить школьников обращаться с компьютером не только на уровне игр, но и для приобретения новых знаний и умений.
Компьютерная грамотность. Что же это такое? Если под традиционной грамотностью понимают умение обращаться с бумажными носителями информации (читать, писать, вычислять), то компьютерная грамотность охватывает операции с персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные средства, работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных [4].
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем [3].
По данным последних исследований, в памяти человека остаётся 1 часть услышанного материала, 1 увиденного, 1 часть услышанного и увиденного одновременно, 3 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения [1].
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики опережает возможности их использования.
Применение компьютера в предметном обучении основывается на:
- использовании некоторых формализованных моделей образования (педагогических программных средствах) ;
- деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интеpaктивными свойствами компьютера.
Мотивация деятельности учения.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Интерес создается разнообразием и красочностью информации (текст + звук = видео = цвет). Этому способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, поощрение правильных решений.
Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая пpaктическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе.
Наконец еще одним источником мотивации являются игровые возможности компьютера.
Программное обеспечение компьютера вообще создает общий игровой фон общения человека с машиной. Эта особенность не ограничивается сугубо игровыми моделями компьютера. Предлагая интерфейс, имеющий иронически-шутливую окраску, компьютер привносит положительный эмоциональный хаpaктер в мыслительный и творческий процесс.
Дружественность. Особым достоинством компьютера. Неоценимым в процессе обучения, является его “выдержка” и “спокойствие”, “дружественность” по отношению к пользователю.
Эффективное использование информационных технологий в общеобразовательных предметах может быть достигнуто при условии: а) овладение учителями-предметниками основами компьютерной грамотности; б) тесного взаимодействия с учителями информатики.
Компьютер может быть использован на разных этапах урока:
а) изучение нового материала;
б) закрепление;
в) повторение;
г) контроль знаний;
д) домашнее задание [4].
Применение компьютера в преподавании биологии я начала с того, что учила детей работать с программами “Power point” и “Publisher”.
С помощью программы “Power point” создаются презентации. Это небольшие проекты по заданной теме. Для этого отводилась целая тема. Например, учащиеся создавали презентации по теме “Кровь. Кровообращение” в 8 классе. Класс делится на группы. Были предложены проблемные вопросы для изучения данной темы:
Почему переболев один раз ветрянкой, человек больше не болеет этим заболеванием? (Иммунитет) (Приложение № 1)
Врач А.Везалий делал публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул … У трупа билось сердце! А может быть, человек не был мертв? А если мертв, то почему у него билось сердце? (Строение и работа сердца) и т.д.
В теме “Опopно-двигательная система” некоторые учащиеся по желанию выполняли презентации по проблемным вопросам. Например:
Почему у пожилых людей при падении чаще ломаются кости? (Состав и строение костей) (Приложение № 2)
При изучении многообразия животных или растений раньше, чаще всего, я задавала учащимся приготовить доклад. Ученик перепишет информацию, выйдет к доске, прочитает ее монотонно и никому это из учеников не интересно. Слушает только учитель, т.к. необходимо ученику поставить оценку. Но и эту проблему можно решить, используя программу “Publisher”.
Учащиеся выбирают группу животных (растений) или отдельных животных (растение) и готовят по данной теме презентацию или буклет. При этом объединяются в группы или работают индивидуально. Например:
Презентация в теме “Класс Рыбы” - “Видовое разнообразие рыб р.Чепцы Фаленского района” (Приложение № 3)
Презентация в теме “Многообразие млекопитающие” - “Семейство Кошачьи”; (Приложение № 4)
Презентация в теме “Отдел Покрытосеменные растения” - “Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные”; (Приложение № 5)
Буклет в теме “Класс Рыбы. Многообразие рыб” - “Класс Акулы”; (Приложение № 6)
Работая над презентацией или создавая буклет учащиеся придерживаются следующего плана:
- Цель;
- Задачи;
- Основная часть;
- Выводы;
- Литература.
Создавая презентации, учащиеся приобретают навыки работать с дополнительной литературой, отбирать материал, умения работать с персональным компьютером.
В своей педагогической деятельности буду и дальше использовать компьютерные технологии. Начала создавать мультимедийные презентации с использованием видеосюжетов, картинок, различных звуков.
Литература.
- Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г.
- Журнал “Химия в школе”, № 4, 2002 г.
- Журнал “Химия в школе”, № 5, 2002 г.
- Селевко Г.К. “Информационные технологии в школе”, Ярославль ИРО, 2003 г.
Комментарии:
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
17 07 2025 18:48:37

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
16 07 2025 7:32:46
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
15 07 2025 10:53:33
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
14 07 2025 11:23:41
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
13 07 2025 23:16:59
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
12 07 2025 23:44:58
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
11 07 2025 2:15:13
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....
10 07 2025 0:56:59
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
09 07 2025 5:43:19
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
...
08 07 2025 9:17:52
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
07 07 2025 10:22:15
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
06 07 2025 3:33:40
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
05 07 2025 13:19:34
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
04 07 2025 7:13:54
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
03 07 2025 0:46:45
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
02 07 2025 3:20:53
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
01 07 2025 15:31:47
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
30 06 2025 2:49:48
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
29 06 2025 14:55:20
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
28 06 2025 2:59:11
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
27 06 2025 23:53:42
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
26 06 2025 17:42:34
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
25 06 2025 2:38:11
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
24 06 2025 22:15:32
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
23 06 2025 8:26:10
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
22 06 2025 22:11:57
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
21 06 2025 23:26:43
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
20 06 2025 1:41:25
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
19 06 2025 7:19:37
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
18 06 2025 15:28:32
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
17 06 2025 9:19:52
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
16 06 2025 18:20:50
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
15 06 2025 22:58:41
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
14 06 2025 2:36:44
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
13 06 2025 7:51:58
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
12 06 2025 9:44:23
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
11 06 2025 6:29:18
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.
...
10 06 2025 14:25:14
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
09 06 2025 5:15:39
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
08 06 2025 8:56:31
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
07 06 2025 23:28:29
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
06 06 2025 17:23:19
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
05 06 2025 4:56:31
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
04 06 2025 19:58:48
Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....
03 06 2025 9:33:38
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
02 06 2025 3:29:43
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
01 06 2025 22:37:12

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
31 05 2025 19:29:43
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
30 05 2025 15:49:20
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
29 05 2025 6:37:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::