Многообразие грибов

Ход урока
Учитель. Ребята! На прошлом уроке мы изучали грибы. Для проверки усвоения материала проведём блицтурнир “Эрудиты”. За правильный ответ на вопрос – картонный грибок.
Примерные вопросы:
1. Как называется одноклеточный гриб-плесень?
2. Как называется вегетативное тело гриба?
3. Из чего состоит мицелий?
4. Где можно встретить мукор?
5. Сходство грибов с растениями.
6. Применение гриба-плесени пеницилл.
7. Как размножаются грибы?
8. Строение шляпочных грибов.
9. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?
10. Классификация плодовых тел по строению нижнего слоя шляпки.
11. Сходство грибов с животными.
12. Способ питания грибов.
13. Почему грибы не могут питаться, как растение?
14. Для чего нужно плодовое тело грибам?
15. Как называется способ питания плесневых и шляпочных грибов?
16. Что значит сапрофиты?
17. На какие две группы можно разделить грибы по употрeблению в пищу?
18. Что значит условно съедобные?
19. Почему нельзя собирать грибы возле дорог?
Учитель. Мир грибов интересен и разнообразен. Их известно свыше 100 тысяч видов. Чтобы больше узнать о грибах, продолжим изучение этого царства. Тема урока: “Многообразие грибов” (Запись в тетрадь). Вы замечали, что шляпочные грибы растут под деревьями, кустарниками? Это не случайно. Грибница оплетает корни дерева, образуется микориза, грибокорень. (Запись в тетрадь: микориза, греческий, микос – гриб, риза – корень). Образуют микоризу очень многие шляпочные грибы. Гифы мицелия проникают даже внутрь клеток корня.
Вопрос. Приносят пользу или вред отношения между грибом и деревом?
Наводящие вопросы. Что всасывает дерево корнями из почвы? Увеличивают ли гифы мицелия площадь всасывания? Полезно ли это для дерева?
(Ответ: усиливается всасывание растворённых минеральных веществ из почвы. Для дерева – польза).
Вопрос. Как может дерево отблагодарить гриб за такую помощь?
Наводящие вопросы. Что происходит в листьях на свету? Может ли дерево поделиться с грибом органическими веществами?
( Ответ: сахар фотосинтеза перетекает в корни дерева).
Вопрос. Как называются взаимовыгодные для двух организмов отношения?
(Ответ: симбиоз).
Учитель. Сделаем вывод:
Грибы с деревьями дружны.
Их отношения сложны.
Грибница воду добывает,
Солями дерево снабжает,
А листья сахар дарят ей.
Союз с годами всё прочней.
Его названье - симбиоз:
И помощь, и посильный взнос.
(Запись в тетрадь: микориза – это симбиоз, так как гифы мицелия помогают всасывать растворенные минеральные вещества из почвы, а дерево снабжает гриб органическими веществами).
Вопрос. Встречалось ли понятие симбиоз при изучении царства растений?
(Ответ: клубеньковые бактерии на корнях мотыльковых растений).
Учитель. Приглашаю на прогулку в лес. Я знаю, что вы, ребята, фантазёры. Представим себе, что наступило лето. И за окном не снежные сугробы, иней на деревьях, а зелёная трава, листья, цветы и поющие птицы. В лесу выросли ягоды, грибы.
Корзинки возьмём,
В лес знакомый пойдём,
Грибы мы сейчас
Непременно найдём.
Вопрос. Можно ли собирать грибы каждый день на одном и том же месте? (Ответ: можно, если не повреждать грибницу).
Вопрос. Как правильно собирать грибы? (Ответ: осторожно выкручивать гриб, не повреждая мицелий).
Учитель. Правила сбора грибов нарушать нельзя. Иначе плодовые тела вырастать не будут. Продолжим нашу прогулку.
Вьётся узкая тропинка,
Дует лёгкий ветерок.
На руке висит корзинка,
И пестрят цветы у ног.
Мы шагаем в лес зелёный,
Были там уже не раз.
Слышим дятла стук весёлый,
Баpaбанит он для нас.
Приближаемся. Опушка.
Раздаётся вдруг “ку-ку!”
Нас приветствует кукушка,
Примостившись на суку.
Манит сладкая малина.
Спрятались грибы вокруг.
Сердцу милая картина –
Лес зелёный верный друг.
Вот и пришли. (Включить звуковую запись). Слышите, как шумит лес? Он как будто встречает нас. (Берет в руки корзинку).
Эй, грибочек, эй грибок
Полезай-ка в кузовок!
Какой гриб я нашла? Отгадайте!
(Инсценировка “Съедобные грибы”. Ученики в шапочках грибов выходят к доске).
Боровик. Я гриб трубчатый, расту под берёзой, шляпка коричневая, ножка пузатая.
Подберёзовик. А я тоже расту под берёзой и тоже с коричневой трубчатой шляпкой. Но ножка у меня стройная. Кто я?
Подосиновик. Моя шляпка красная, а дружу я с осинкой.
Лисички. А мы ярко-жёлтые, пластинчатые, растём в гуще ёлочек.
Маслята. А мы растём под соснами, лиственницами, шляпки у нас маслянистые трубчатые, снизу желтые. Пока мы ещё маленькие, под шляпкой – белая плёнка.
Сыроежка. А я самый распространённый гриб. Меня можно встретить почти в каждом лесу. Я с зеленоватой пластинчатой шляпкой, а у моих сестрёнок шляпки бывают розоватые, бордовые и даже синеватые.
(Ученики отгадывают грибы).
Боровик. Грибы! Споём свою любимую песню. Запевай!
(Поют на мелодию Песни охранников из мультфильма “Бременские музыканты”).
Приятна и полезна наша роль …
И каждый из нас по-своему король.
Грибочки все должны вы уважать,
Нас правильно срывать, не обижать.
Вкусны мы,
Готовь корзины.
Припев:
За грибами вышел в путь,
Нас не перепутай
И внимательнее будь
С каждою минутой!
Накормим белок, ёжиков, лосей
и всех зверей …
На свете нет икры грибной вкусней.
Грибочки все должны вы уважать,
Нас правильно срывать, не обижать.
Вкусны мы,
Готовь корзины.
Припев.
(Грибы, садясь за парту, опускают шапочку со своим изображением в корзинку учителя).
Груздь. А меня не нашли в лесу, даже не заметили. Но я хочу рассказать, какой я замечательный. (Рассказ ученика о груздях).
Учитель. Спасибо, грибочки, что вы напомнили о себе. Посмотрите, ребята, полная корзинка. Я пригласила к нам на урок шеф-повара из ресторана “Шуя”. (Входит ученик в поварском колпаке с подносом в руках, на подносе салатник).
Повар. Порадовать решил я всех:
Грибной салат “Большой успех!”
А вот рецепт этого салата. (Раздаёт ученикам).
Учитель. Спасибо, уважаемый повар. Мы обязательно попробуем ваш салат после урока.
Посоветуйте, что можно приготовить из наших грибов.
Повар. Грибы в этой корзинке все съедобные, они пригодны для жарения, варки, соления, сушки и консервирования. Рецепты блюд можно найти в любой кулинарной книге. Это ценный пищевой продукт. В грибах содержатся: белки , аминокислоты, жиры, углеводы, витамины: до 30% витамина С, около 5% витамина РР; минеральные вещества: калий, фосфор, железо.
Но в грибах есть полисахариды, которые трудно усваиваются, например, хитин. Поэтому, в целом, грибы плохо усваиваются организмом человека. И людям с больным кишечником, а также маленьким детям, их есть не рекомендуется. Кроме того, грибы – скоропортящийся продукт. И, к сожалению, они являются одной из основных причин пищевых отравлений. Это случается из-за неопытности при сборе грибов, когда собирают ядовитые грибы, и из-за несоблюдения технологии консервирования, в результате чего в консервированных грибах развивается опасный микроб ботулинус, который может вызвать тяжелейшее отравление и даже cмepть. Поэтому:
Какие грибы собирать твёрдо знай,
И как их готовить не забывай!
Учитель. Спасибо, уважаемый повар. Надеюсь, ребята запомнят Ваш совет.
(Раздаётся стук в дверь. Инсценировка “Ядовитые грибы”).
Учитель. Кто бы это мог быть? Догадалась. Это старичок-Лесовичок из леса, в который мы ходили за грибами. Вы что-то хотите сказать, уважаемый хранитель леса?
Лесовичок. Здравствуйте, ребята!
Грибное коварство известно в народе?
Грибы-двойники существуют в природе.
Внимательным будь, в лес идя, не забудь:
Ошибка закончит жизненный путь.
Грибы ядовитые выучи, знай,
В лесу безошибочно их узнавай.
Поганка, опенок иль гриб боровик –
На тихой охоте грибной знай язык.
Сомненье возникло? Оставь, не срывай,
От ложных грибов себя охраняй!
Корзинка наполнится, верь, не спеши,
Порадуешь дома родных от души.
А вот и мои попутчики лесные. Запомните их!
(Входят ядовитые грибы, поют на мелодию Песни разбойников из мультфильма “Бременские музыканты”).
Говорят мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Не берите вы нас в руки
И не будет вам вреда.
Припев: Ой, ля-ля! Ой, ля-ля!
И не будет вам вреда!
Ой, ля-ля! Ой, ля-ля!
Не отравим вас тогда!
Мы поганки, мухоморы –
Ядовитая семья.
От людей одни укоры,
Не срывайте нас, друзья!
Припев.
Сатанинский гриб.
Я гриб сатанинский
Красив и пригож,
На гриб боровик,
Как две капли, похож.
Меня под березой,
Ты встретишь в траве.
И жизнь под угрозой.
Поверь, друг, молве.
Краснею на срезе,
На ножке узор.
Не знать мои признаки –
Просто позор!
Ложные опята.
Семейкою дружной
Растём на пеньках.
Мы в шляпках кирпичных,
На тонких ногах.
Собой ядовиты,
И в рот брать не смей!
От вкусных опят
Отличить нас сумей!
Бледная поганка.
Меня грибники очень редко срывают.
Что я ядовитая, многие знают.
Бледна и стройна я, как гриб шампиньон.
Не будь тороплив, присмотрись: я не он!
У самой земли покрывала кусочки.
Меня оставляй красоваться в лесочке.
Мухоморы.
Нас даже дети узнают.
Житья в лесу нам не дают.
Пинают, шляпки всем сшибают,
За ядовитость упрекают.
Но мы растём не для людей,
Собою лечим всех зверей.
Больные лоси нас едят
И как врачей благодарят.
Мы лес собою украшаем.
Любуйтесь! Вам мы не мешаем.
(Ядовитые грибы садятся на места под звуки своей песни).
Лесовик. Предлагаю отгадать несколько загадок.
(За правильный ответ ученики награждаются картонным грибком).
Шёл по лесу. Вижу: гриб…
Я его чуть-чуть не сшиб.
Присмотрелся: маслянистый,
На изломе – белый, чистый,
Шляпка – цвет еловой шишки,
Рядом из земли - детишки:
Все блестящие, тугие.
Отгадай, грибки какие.
(Маслята).
Что за гриб? Как шар без ножки,
Вырос прямо на дорожке.
Дождь пошёл, и он растёт,
А наступишь – дым пойдёт.
(Дождевик).Ну, а эти – где осинки,
В красной шляпке, как картинки.
Но разрежешь – посинеют,
Хоть товарный вид имеют.
Их приятно собирать.
Вас прошу грибы назвать.
(Подосиновики).
Лесовик. Молодцы, ребята, всё правильно отгадали. Последняя загадка в этой корзинке.
Отгадайте, какой гриб я нашёл? А мне пора уходить в лес, следить за порядком. До свидания.
Учитель. Интересно, что в этой корзинке. Неужели это гриб? Ребята, вы встречали такие грибы в природе? Где они растут? (Ответы учащихся).
Да, это гриб-трутовик. Подробнее вы узнаете о нём, когда прочитаете текст, который я вам сейчас раздам. А поможет мне гриб Боровик.
(Раздаётся печатный материал и трутовые грибы. Проводится самостоятельная работа учащихся в парах. Ученики рассматривают грибы, читают текст, отвечают на вопросы учителя).
Примерные вопросы:
- Чем питается трутовик?
- Как называется такой способ питания?
- Можно ли спасти заражённое дерево?
(Запись в тетрадь: трутовые грибы питаются органическими веществами живых деревьев. По способу питания - это паразиты).
Учитель. Заполните таблицу о способах питания грибов, поместив известные вам грибы в нужный столбик: грибы-паразиты или грибы-сапрофиты.
(Учащиеся зачитывают вслух результаты выполненной работы. Выставляются оценки с учётом выигранных картонных грибков).
Учитель. Оказывается, вы знаете много грибов, но все они по способу питания - сапрофиты. А существуют ли в природе другие грибы-паразиты, кроме трутовых грибов, о которых вы сегодня узнали? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: составить памятку грибникам “Как правильно собирать грибы”.
Комментарии:
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
22 11 2025 11:31:17
Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
21 11 2025 1:11:33
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
20 11 2025 2:51:41
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
19 11 2025 1:36:11
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
18 11 2025 18:42:50
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
17 11 2025 6:41:22
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
16 11 2025 3:56:51
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
15 11 2025 14:34:15
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
14 11 2025 19:12:37
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
13 11 2025 14:36:48
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
12 11 2025 14:17:45
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
11 11 2025 10:30:55
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
10 11 2025 19:22:56
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
09 11 2025 2:56:32
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
08 11 2025 12:16:46
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
07 11 2025 20:48:32
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека.
...
06 11 2025 20:49:35
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
05 11 2025 11:52:50
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
04 11 2025 18:49:20
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
03 11 2025 16:13:20
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
02 11 2025 9:55:14
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
01 11 2025 12:25:39
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
31 10 2025 15:29:56
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
30 10 2025 7:37:43
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
29 10 2025 20:52:33
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения.
...
28 10 2025 16:49:59
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
27 10 2025 11:26:25
Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....
26 10 2025 16:32:56
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
25 10 2025 20:34:49
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
24 10 2025 5:32:16
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
23 10 2025 23:52:34
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
22 10 2025 22:34:43
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
21 10 2025 9:29:52
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
20 10 2025 7:43:34
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
19 10 2025 6:46:34
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
18 10 2025 6:55:32
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
17 10 2025 14:33:58
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
16 10 2025 20:43:12
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
15 10 2025 18:44:47
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
14 10 2025 18:15:26
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
13 10 2025 16:47:33
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
12 10 2025 10:58:24
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
11 10 2025 2:36:29
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
10 10 2025 2:25:33
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
09 10 2025 3:34:36
Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
08 10 2025 6:23:54
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
07 10 2025 2:32:46
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
06 10 2025 5:49:51
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
05 10 2025 17:14:41
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
04 10 2025 23:34:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны