Изучение трутовых грибов в природных сообществах
Цель работы:
- ознакомиться с трутовыми грибами,
- овладеть методикой изучения трутовых грибов в растительных сообществах;
- оценить роль трутовых грибов в растительных сообществах.
Трутовые грибы являются одними из самых «малозаметных» компонентов лесных биоценозов. Гуляя в лесу, проводя экскурсии, мы часто просто не замечаем их и пpaктически не знаем их «в лицо». Однако роль трутовых грибов очень велика: их постоянная работа по разложению и минерализации органических веществ способствует быстрому разрушению листьев, веток и мертвых деревьев, которые могли бы иначе очень быстро засорить весь лес. Таким образом от трутовых грибов частично зависит санитарное состояние леса. Но развиваясь на живых деревьях, не только на лесных, а также и на садовых, парковых, трутовые грибы разрушают их, часто являясь первой причиной, приводящей к гибели дерева. Школьная программа по биологии и экологии дает не полное представление о роли этих организмов в сообществах. Отмечается факт, что трутовые грибы являются паразитами т.к. рассматривается единственный представитель этой группы – березовый трутовик, который является паразитом.
Предлагаемая работа может использоваться в качестве самостоятельных заданий для учащихся (например, при проведении проектно-исследовательских работ, для подготовки пpaктической части реферата), а также элементы этой работы могут быть включены в тематические экскурсии.
Перед исполнителем работы ставятся следующие задачи:
- Дать общую хаpaктеристику биотопа (в зависимости от целей работы можно расширить данный пункт и сделать описание кустарникового и травяно-кустарничкового яруса).
- Установить приуроченность трутовых грибов к тем или иным породам деревьев на изучаемой территории.
- Оценить роль трутовых грибов на изучаемой территории, т.е. установить количественный и качественный состав сапротрофов и паразитов.
Данная работа не предполагает изучение видового состава трутовых грибов, так как их определение достаточно сложно. Однако для определения некоторых видов можно использовать атлас-определитель, приводимый нами в приложении.
Трутовые грибы – это не систематическая, а экологическая группа, объединяющая представителей различных семейств порядка афиллофоровые грибы. На живых деревьях растут сравнительно немногие виды (в дальнейшем паразиты), большая же часть видов поражает уже мертвую древесину (в дальнейшем сапротрофы). Приуроченность к тому или иному местообитанию определяется прежде всего наличием подходящего субстрата, т.е. породы дерева. Дополнительное значение для произрастания грибов имеют основные экологические факторы – влажность и освещенность.
Для проведения данного исследования предлагается следующая методика.
Исследователь выбирает территорию для проведения работы. Внутри данной территории выделяются однородные участки леса (биотопы). Каждый биотоп описывается по следующим критериям.
1. Описывается ярус лесообразующих пород.
Для того, что бы описание было максимально верным, данные не искаженными – необходимо проводить описание не на границе биотопа. Ваша задача – оценить соотношение древесных пород в лесообразующем ярусе. За 100% принимаете цифру 10. Соответственно, если на описываемом участке 17 елей европейских, 6 берез бородавчатых, 4 осины, то они будут соотноситься друг с другом примерно как 5:3:2. Теперь можно записать так называемую формулу состава древостоя (ФСД): 5Е3Б2О. Если в ходе обследования биотопа встретился только один ствол, например, дуба черешчатого, то к формуле необходимо дописать: 5Е3Б2О+ ед.Д. Исходя из ФСД можно назвать и тип леса: название строится с указанием всех лесообразующих пород, расставляемых по степени увеличения числа стволов в ярусе, т.е. в нашем случае – осиново-березово-еловый лес.
2. Оценивается сомкнутость крон.
Сомкнутость крон указывается по 100 бальной шкале. Все небо (видное и перекрытое кронами) берется за 100. И на глаз оценивается какая площадь неба свободна от крон. Например, 30% – свободно от крон, а остальные 70% – сомкнутость крон.
Полученные данные заносятся в таблицу 1:
Таблица 1
Название биотопа или тип леса |
ФСД |
Сомкнутость крон (из 100%) |
Порода дерева (до вида) |
Вид трутовика (по возможности) |
Выписываются все встречные виды, с указанием количества встреч |
После того как дано общее описание биотопа, происходит его тщательное обследование на предмет обнаружения трутовых грибов. При обнаружении трутовых грибов производится детальное описание субстрата, на котором гриб произрастает (порода дерева, состояние дерева или его участка , а также дается общая хаpaктеристика месту произрастания ( сторона света, степень освещенности, степень увлажненности). Если обнаруживается скопление грибов на одной ветке (стволе), то для видов с крупными плодовыми телами необходимо указать количество, а для тех видов, плодовые тела которых мелкие или ресупинантные (облегают побег, ствол) – общую покрытую площадь.
Также можно провести описание формы плодового тела трутовых грибов, используя определитель Ниемеля Т. (рис.1)
Рис. 1. Форма плодового тела: а) тупое, б) копытообразное, в) трёхгранное, г) уплощённое, д) бугорковидное, е) плоское, ж) ногтевидное, з) шляпки черепитчато расположены, и) розетковидное, к) с центральной ножкой, л) с боковой ножкой, м) почковидное, н) веерообразное или лопатовидное.
Для оценки состояния дерева предлагается использовать шкалу цифровых значений от 0 до 4:
0 – древесина сильно разрушена, дерево мертвое
(поваленное) ;
1 – древесина сильно повреждена, дерево мертвое,
сухостой;
2 – древесина повреждена, дерево живое;
3 – древесина внешне без повреждений, дерево
живое с признаками угнетения;
4 – дерево живое, внешне в хорошем состоянии.
Полученные данные заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
Вид трутовика (с латинским названием) | Порода дерева (до вида) |
Состояние дерева |
Сторона света | Степень освещенности (из 100%) |
Степень увлажненности (из 100%) |
Кол-во плодовых тел (N) на стволе или общая площадь(S) |
На основе полученных данных можно сделать вывод о роли трутовых грибов в изученном биоценозе. Если трутовые грибы встречались в основном на мертвой или сильно поврежденной, но живой древесине, то они относятся к группе сапротрофов и выполняют роль санитаров леса. Если трутовые грибы встречались на слабо поврежденной, живой древесине, то они относятся к группе паразитов. По преобладанию сапротрофов или паразитов можно говорить о роли трутовых грибов в данном сообществе.
Список литературы:
- Бондарцев А.С. – «Трутовые грибы европейской части СССР и Кавказа».– Москва, 1953 г., 1123 с.
- Мухин В.А., Ушаков Н.В. – «Полевой определитель трутовых грибов». – Екатеринбург, 2000 г., 80 с.
- Ниемеля Т. «Трутовые грибы Финляндии и прилегающих территорий России».– Хельсинки, 2001 г., 120 с.
Комментарии:
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
30 05 2023 18:34:18
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
29 05 2023 1:28:46
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
28 05 2023 3:27:43
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
27 05 2023 22:33:26
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
26 05 2023 11:36:18
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
25 05 2023 17:22:42
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
24 05 2023 14:22:43
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
23 05 2023 20:51:26
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
22 05 2023 16:58:32
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
21 05 2023 14:35:58
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
20 05 2023 15:26:12
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
19 05 2023 17:23:34
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
18 05 2023 17:48:42
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
17 05 2023 19:29:20
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
16 05 2023 20:17:32
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
15 05 2023 1:57:24
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
14 05 2023 15:35:40
Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в пpaктической работе....
13 05 2023 15:15:13
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
12 05 2023 1:42:47
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
11 05 2023 6:56:53
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
10 05 2023 12:50:37
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
09 05 2023 10:51:29
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
08 05 2023 6:55:27
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
07 05 2023 16:34:14
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
06 05 2023 4:53:27
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
05 05 2023 20:23:47
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
04 05 2023 7:56:56
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
03 05 2023 13:45:18
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
02 05 2023 21:49:18
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
01 05 2023 14:47:26
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
30 04 2023 11:58:36
В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....
29 04 2023 11:33:37
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
28 04 2023 17:16:50
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
27 04 2023 8:41:51
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
26 04 2023 15:10:30
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
25 04 2023 1:51:29
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
24 04 2023 8:20:18
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
23 04 2023 18:48:21
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
22 04 2023 0:20:15
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
21 04 2023 0:56:42
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
20 04 2023 22:34:17
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
19 04 2023 16:33:39
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
18 04 2023 14:12:42
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
17 04 2023 6:41:51
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
16 04 2023 22:37:14
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
15 04 2023 14:21:38
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
14 04 2023 14:23:45
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
13 04 2023 11:52:35
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
12 04 2023 5:51:16
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
11 04 2023 3:15:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::