Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

Цель:  познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и  их значением  в  жизни  видов.

Задачи:

  • Сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах;
  • Показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия:  симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм..
  • Продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой.
  • Научить школьников выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую хаpaктеристику.
  • Развивать мышление, умение делать выводы,  творческую и познавательную активность.

Тип урока:  комбинированный.

Технологии:

-  проблемного обучения;
-  КСО (работа в группах) ;
-  ИК-технологии (сопровождение урока презентацией)

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемный, частично-поисковый;
  • Самостоятельная работа

Средства:

Предметные:   презентация «Биотические связи в природе»; схема биотических связей в учебнике (стр. 206) ;  тексты из дополнительной литературы.
Пpaктические:  заполнение таблицы, выполнение самостоятельной работы.
Интеллектуальные:  анализ, сравнение, сопоставление.
Эмоциональные:  интерес

Формы:

Индивидуальная, групповая.

План  урока:

  • Организационный момент
  • Постановка целей и задач
  • Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока
  • Актуализация знаний.
  • Изучение нового материала. Проверка понимания в ходе объяснения.
  • Закрепление знаний  (работа в группах, решение познавательных задач).
  • Домашнее задание. 

Ход  урока.

1. Организационный момент. Проверка присутствующих, готовности рабочих мест, оборудования.

2. Постановка целей и задач урока.  Приложение 1

3. Проверка домашнего задания.

  • Объясните понятия «жизненная форма» и «экологическая  группа». В чем их различие?
  • Какие свойства тела у белого медведя и пингвина позволяют им переносить без ущерба 50о-ные морозы?
  • Почему в приполярных районах Земли мало холоднокровных животных?
  • Предложите конструкцию парящего в воде аппарата на основе анализа жизненных форм планктона.
  • Для остальных учащихся – тест (2 варианта)

4. Актуализация  знаний.

Слайд 1 Любое живое существо зависит не только от абиотических факторов среды. Жизнь любого живого существа невозможна без других.  Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.

Слайд 2  Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада, животных-опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней, или других растений, создающих необходимый микроклимат.
Связи между разными организмами называются биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны и имеют очень разное значение в жизни видов. Наша главная цель сегодня на уроке – попытаться разобраться в этом многообразии.

5. Изучение нового материала.  На этом этапе урока перед учащимися ставится проблемная задача:  «Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биогеоценозе могут существовать?». В процессе поисковой беседы  определяются вероятные типы взаимодействия. Ребята приводят известные им примеры.  Работа со схемой в учебнике (стр. 206).

Связи между организмами могут быть прямыми и косвенными. 
Прямые пищевые (трофические) – являются основными в природе. Они поддерживают жизнь организмов. Каждый вид, размножаясь, не только обеспечивает свое существование, но и  служит источником энергии для других.  Кроме того, пищевые связи служат механизмом регуляции численности видов. Формы трофических связей многообразны: хищничество, паразитизм, собирательство, пастьба.

Слайд 3 Хищничество – способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Истинных хищников отличает специализированное охотничье поведение, они тратят много энергии на добычу своих жертв.

Слайд 4 Собиратели питаются мелкой многочисленной добычей, не способной убегать или оказывать сопротивление, и основную часть энергии тратят на поиск корма.

Слайд 5 При пастьбе  обычно корма вокруг оказывается достаточно, однако он отличается низкой питательностью, и основные усилия животные тратят на захват больших количеств пищи и её усвоение, как, например, коровы на лугу.

Паразитизм – это способ питания за счет питательных веществ другого организма (хозяина), причем последний от этого не погибает, но чувствует себя угнетенно. Паразиты окружены избытком пищевых ресурсов, используя хозяина не только как источник пищи, но и как место обитания.

Трофические связи в биогеоценозах  определяют и направления эволюции взаимодействующих видов. Если хищник питается крупными,  активными жертвами, которые могут убегать, сопротивляться, прятаться, то кто из жертв остаются в живых?

Остаются в живых те из жертв, кто убегает, сопротивляется и прячется лучше других, т.е. имеет более зоркие глаза, чуткие уши, лучшее обоняние, развитую нервную систему, мускульную силу.

Таким образом, хищник ведет отбор на совершенствование жертв, уничтожение больных и слабых. Куда направлен отбор среди хищников?

Среди хищников отбор идет на силу, ловкость и выносливость.

Если же хищники питаются малоактивными либо мелкими, не способными сопротивляться им видами (собирательство), это приводит к другому результату. Какому?

Погибают те особи, которых хищник успевает заметить. Выигрывают те, которые менее заметны (имеют покровительственную окраску и форму)или неудобны для захвата (защищены paковинами, иглами и др.).

Трофические связи являются также заслоном для чрезмерного увеличения численности видов. Изучение растительноядных насекомых выявило целую систему трофических связей, сдерживающих рост  их численности. Если хищники уничтожают своих жертв примерно с той же скоростью, с какой эти жертвы размножаются, то они сдерживают рост их численности. При  усиленном размножении фитофагов хищники уже не справляются с ограничением их числа, зато преимущество получают насекомые-паразиты, специализированные по видам хозяев. Им становится легче отыскивать их яйца и заражать своими. Паразиты могут тем самым резко понизить численность вредителя. При очень бурном размножении фитофагов, когда не справляются ни хищники, ни паразиты, высокая численность насекомых облегчает распространение других потребителей – возбудителей инфекций.

Обратный результат – полное уничтожение жертвы хищником в природе очень редок, а вот в нарушенных человеком условиях встречается гораздо чаще. В рыболовстве, добыче морских беспозвоночных, пушном промысле, спортивной охоте, сборе декоративных и лекарственных растений – везде, где человек уменьшает численность нужных ему видов, он с экологической точки зрения выступает по отношению к этим видам в роли  хищника. Поэтому важно уметь предвидеть последствия своей деятельности и организовывать ее так, чтобы не подорвать природные запасы.

Другой тип отношений – конкуренция – возникает на основе не прямых, а косвенных взаимодействий. Конкуренция  возникает в случаях, когда совместно живущие виды сообща используют одни и те же ресурсы, количество которых ограничено.  Отсутствие одного из таких организмов благоприятно скажется на состоянии другого. Ресурсы могут быть как пищевые, так и другого рода, например, наличие мест для гнездования или  выведения потомства, убежищ от врагов и др. В конкурентных отношениях особи конкурирующих видов могут активно подавлять друг друга, но могут сохранять и совершенно нейтральные отношения.  Успех конкуренции при таком «мирном сожительстве» определяется скоростью размножения: вид, который быстрее наращивает численность, рано или поздно перехватит все ресурсы у другого. У растений конкуренция выражена более остро. Как вы думаете, почему?

Растения ведут прикрепленный образ жизни и не могут избежать конкурентных отношений или сгладить их.

Слайд 6 Конкуренция, таким образом, является одним из главных механизмов подбора видов в биоценозах. Вместе уживаются только те виды, которые какими-либо путями хотя бы частично избегают конкуренции с соседями или смягчают её.  При конструировании искусственных сообществ, например, создании лесопарков или искусственных пастбищ в пустынных районах, а первую очередь подбираются такие виды растений и животных, которые были бы способны ужиться и дополняли друг друга, не вступая в жесткую конкуренцию и полностью используя имеющиеся ресурсы. С конкурентными отношениями человеку часто приходится сталкиваться в пpaктике акклиматизации животных и растений.  Завезенные виды приживаются только в том случае, если не встречают сильной конкуренции со стороны местных.

Третий тип взаимоотношений организмов прямо противоположен конкуренции. Это взаимополезные отношениямутуализм и симбиоз.  Близкие по смыслу понятия, но не синонимы.
Мутуализм – любые взаимополезные обязательные или случайные связи между организмами (paк-отшельник и актиния, акация и муравьи).

Слайд 7 Симбиоз – связи, сложившиеся в процессе совместного эволюционного становления видов, в условиях совместного существования в сообществе (лишайник, микориза, бактерии кишечного тpaкта).

Существуют также отношения, полезные одному из партнеров и безразличные для другого – комменсализм.  Комменсализм как тип биотических отношений поддерживает жизнь многих видов в природе.  Некоторые виды животных либо питаются остатками пищи представителей другого  вида (рыбы-лоцманы, гиены), либо используют их убежища, норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков и других мелких животных.

Наконец, если совместно живущие виды связаны только через цепь других видов и непосредственно не взаимодействуют, уживаясь в одном сообществе, то их отношения называют нейтральными.

По ходу объяснения учителем нового материала и демонстрации презентации, учащиеся в рабочих тетрадях заполняют таблицу (кроме последней графы):

Типы  взаимоотношений  организмов в  биоценозах

Тип взаимоотношений (название)

Взаимоотношения

Хаpaктер взаимодействия

Пример

1

2

Нейтрализм

0

0

Виды не влияют друг на друга

Лось и белка в одном лесу пpaктически не контактируют

 

 

 

 

 

Симбиоз

+

+

Взаимовыгодные отношения

Гриб и одноклеточные водоросли в теле лишайника

6. Закрепление знаний (работа в 4 группах).  Обсуждение. Заполнение последней графы таблицы примерами.

Задание:  Прочитать тексты. Определить, о каком типе взаимоотношений идет речь. Заполнить последнюю графу таблицы, распределив примеры по типам взаимосвязи.

ЛИСТ 2 (задание для второй группы)

  • «Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи»

А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»

  • Белки и лоси, проживая в одном лесу пpaктически не контактируют друг с другом».

А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»

  • «Уже  у одноклеточных  животных  встречается поедание одного вида другим видом, например, хищные инфузории нападают на инфузорию-туфельку»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «В муравейнике встречаются жучки, которых муравьи кормят и оберегают от хищников. Жучок выпускает жидкость, которая возбуждает муравьев. Поэтому муравьи часто переносят с места на место жучков, хватая их за усики. Поэтому в процессе естественного отбора усики стали прочными и сильными…»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «…Лишайники – особые, уникальные организмы. Под микроскопом видны тонкие, длинные, бесцветные волокна-гифы гриба; а между ними – округлые зеленые тельца – одноклеточные водоросли.  Зеленая водоросль создает из воды, углекислого газа и минеральных веществ, растворенных  в воде, сложное питательное вещество для гриба. Гриб, обволакивая своими нитями зеленые тельца водоросли, защищает их от излишней солнечной энергии – не дает терять много влаги, а кроме того, «отдает» сожителю часть чвоего запаса влаги. Благодаря такой поддержке, водоросль редко чувствует недостаток влаги…»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «Очень опасен поцелуйный клоп, обитающий в тропиках. Это крупное, 1,5 - 3,5 см в длину животное, ведущее ночной образ жизни. Они заселяют хижины, глинобитные дома.  Нападая во сне на человека, они прокалывают кожу около глаз или губы в месте перехода в слизистую оболочку. Напившись крови, клоп выпускает каплю, содержащую трипаносом – возбудителей тяжелой болезни».

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков».

С.Г.Мамонтов «Общая биология»

 

Домашнее задание.

Выучить § 53, подготовить ответы на вопросы после параграфа. Закончить заполнение таблицы. Приложение 2

Литература

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под общей ред. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2004 г.
  2. Чернова Н.М. и др.  Основы экологии. Проб. Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 1995.
  3. www.zooeco.com.



Комментарии:

Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"

      Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...

19 12 2025 23:14:28

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

18 12 2025 14:47:17

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

17 12 2025 8:58:56

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

16 12 2025 0:36:17

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

15 12 2025 13:40:57

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

14 12 2025 14:28:57

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

13 12 2025 7:19:35

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

12 12 2025 23:22:30

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

11 12 2025 10:27:36

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

10 12 2025 0:43:49

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)


    Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

      Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

09 12 2025 1:50:18

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

08 12 2025 12:30:19

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

07 12 2025 3:45:52

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

06 12 2025 1:23:38

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

05 12 2025 18:52:21

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

04 12 2025 21:28:51

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

03 12 2025 21:55:57

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

02 12 2025 5:46:22

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

01 12 2025 19:25:41

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

30 11 2025 19:35:50

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"


    Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

      В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

29 11 2025 4:10:53

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

28 11 2025 14:18:42

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

27 11 2025 7:19:45

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

26 11 2025 9:36:59

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

25 11 2025 7:36:56

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

24 11 2025 21:32:13

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

23 11 2025 1:26:40

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

22 11 2025 8:20:53

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

21 11 2025 12:16:15

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"


    Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

      Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

20 11 2025 4:37:29

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

19 11 2025 16:34:59

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

18 11 2025 5:30:53

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

17 11 2025 10:29:11

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...

16 11 2025 1:50:58

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

15 11 2025 19:37:13

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

14 11 2025 19:50:52

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)


    Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

      Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

13 11 2025 13:45:37

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"


    Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

      Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

12 11 2025 6:19:38

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

11 11 2025 20:23:29

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

10 11 2025 12:57:10

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

09 11 2025 1:57:24

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

08 11 2025 20:48:15

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

07 11 2025 0:21:36

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

06 11 2025 6:11:42

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

05 11 2025 6:10:57

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

04 11 2025 21:33:11

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

03 11 2025 5:26:26

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

02 11 2025 23:42:34

Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

01 11 2025 7:19:50

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

31 10 2025 11:11:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::