Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"
Цели урока:
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие “Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье 8 класс”, кусочек пластилина, на столах пустые таблицы для заполнения строения и функций клеток крови.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”. Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.
У вас на столах лежат письма – шифровки. Давайте попробуем их разгадать. Рисунок 1.
Учащиеся отвечают (Кровь – особая жидкость)
Сообщение №1 (Приложение №1)
- А что мы называем кровью?
Сообщение № 2 (Приложение №1)
- А каков состав крови? (Учащиеся отвечают что кровь состоит из плазмы и форменных клеток. Дают хаpaктеристику и химический состав плазмы. Называют что относится к форменным клеткам крови)
Сообщение № 3 (Приложение №1).
Учитель: Итак первая станция нашего путешествия называется “Эритроциты”.
Из конца в конец ведут
Трубочки – дорожки.
И по двум кругам плывут
Красные лепешки.
Учитель: Из этой загадки об эритроцитах, что мы можем сказать о внешнем строении и нахождении эритроцитов?
Учащиеся отвечают, что они красного цвета в форме лепешек и вместе с кровью плывут по двум кругам кровообращения.
Учитель: Давайте посмотрим, так ли это. На доске высвечивается слайд № 12, 13.
Учитель: Слово эритроциты сложное от греч. “эритрос” - “красный”, а “цитос” - “сосуд, клетка”. Запись в тетрадь.
Учитель: Прежде чем их исследовать, давайте познакомимся с интересной дополнительной информацией об эритроцитах. Приложение № 2 лежат на столах обучающихся.
- Что вас удивило в этой информации?
Обучающиеся высказывают свои версии.
Идет заполнение таблицы. Приложение № 3.
Учитель: Давайте вылепим из пластилина форму эритроцита.
- А почему такая форма и строение?
Лабораторная работа.
Тема “Микроскопическое строение крови человека
и лягушки”
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход работы
- Приготовить микроскоп к работе.
- Установите под микроскопом микропрепарат крови человека.
- Рассмотрите, найдите эритроциты.
- Теперь установите под микроскопом микропрепарат крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов человека.
- Эритроциты чьей крови – лягушки или человека – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
- Запишите выводы.
Учитель подводит учащихся к выводам, что такая двояковогнутая форма и отсутствие ядра необходимо для того, чтобы увеличить площадь эритроцита, а следовательно чтобы он как можно больше перенес кислорода, так как его функция - трaнcпорт кислорода.
Показать слайд № 14 из мультимедийного пособия.
Нет белка в крови важней
Состоит из двух частей.
В лёгких кислород забирает
И название меняет.
Дальше где-то протекая,
Кислород белок теряет.
- О каком белке идет речь?
От греч. “гем” - железо, “глобин” - белок. Запись в тетрадь.
Учитель с помощью мультмедийного пособия рассказывает о трaнcпорте кислорода эритроцитами.
Проблема: почему у человека кровь красная, а у глубоководных моллюсков гoлyбая?
Выслушать версии обучающихся.
Сообщение № 4. Приложение № 1
- Запишите в тетрадь норму гемоглобина у мужчин и женщин.
- При каких показателях гемоглобина в организме возникает малокровие?
- Причины малокровия.
- Каково минимальное содержание гемоглобина в организме, при котором еще продолжается жизнь?
Запись в тетрадь определения термина - малокровие.
Малокровие – болезнь крови, вызванная снижением эритроцитов в крови или содержанием гемоглобина в них.
У вас на столах в коробочках лежат “предметы”, в которых содержится железо необходимое для поддержания нормального уровня гемоглобина в крови (яблоко, гранат, изюм, гематоген).
На доске высвечивается слайд №15. Идет беседа учителя с обучающимися по этому слайду.
Учитель: А сейчас внимание – черный ящик! В этом ящике лежит фрукт - рекордсмен по содержанию железа среди фруктов. Родина его – Китай. В Европу был завезен в 16 веке. (Это хурма)
И завершающий этап работы на этой станции - письмо. Чтобы перейти на следующую станцию нам надо найти все биологические ошибки в этом письме. Приложение № 4 (№ 1).
Учитель: И так вторая станция нашего путешествия называется “Лейкоциты”.
От греч. “лейкос” - бесцветный и “цитос” - клетка. Запись в тетрадь.
Учитель: Прежде чем их исследовать, давайте познакомимся с интересной дополнительной информацией о лейкоцитах. Приложение №2 лежат на столах обучающихся.
- Что вас удивило в этой информации?
Обучающиеся высказывают свои версии.
Идет заполнение таблицы. Приложение № 3.
Сообщение № 5. Приложение № 1.
Рассказ учителя о лейкоцитах с использованием мультимедийного пособия.
В ходе рассказа учителя обучающиеся составляют схему. Слова для заполнения: фагоцитоз, фагоциты, лимфоциты, т – клетки, т - хелперы, т - супрессоры, т - киллеры, антитела, в – клетки.
Рассказ ученика о И. И. Мечникове, который посвятил многие годы изучению защитных свойств крови.
И завершающий этап работы на этой станции - письмо. Чтобы перейти на следующую станцию нам надо найти все биологические ошибки в этом письме. Приложение № 4 (№2).
3. Закрепление нового материала.
Пpaктические вопросы
(обсуждаем, работая в парах)
1. На основании чего можно утверждать, что клетки крови – живые?
2. Женщина вышла на крыльцо своего дома и увидела на нем кровь. Она вызвала милицию. Приехавшие вместе с милицией эксперты установили, что это кровь курицы. На основании чего они сделали такой вывод?
3. Одно из опасных заболеваний человека – малокровие. Каковы возможные причины возникновения этого заболевания? Предложите некоторые способы профилактики этой болезни.
4. Предположим, что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение лейкоцитов. Каковы могут быть причины этого явления? Должно ли оно вызывать беспокойство у обследованного человека?
5. Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт, опираясь на знания о функциях крови.
6. Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине. Как должно измениться количество эритроцитов у него и почему?
7. У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков – гoлyбой. Объясните причину столь разной окраски крови.
В одной популярной книге по физиологии сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О чем хотел сказать автор этой книги?
Задание на дом: стр. 70–72. Составить сенквейн: 1 вариант на эритроциты, 2 вариант на лейкоциты.
Использованная литература
- Г.М. Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии”. Издательство “Просвещение”, 1989 год.
- И.Д.Зверев “Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся образовательной школы 8-9 классы”. - М.: Вентана–Графф, 2000.
- Учебник Р. Д. Маш “ Биология. 8”. Иц Москва “Вентана–Граф”, 2007 год.
Комментарии:
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
01 04 2025 18:31:18
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
31 03 2025 7:40:24
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
30 03 2025 8:28:16
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
29 03 2025 23:27:39
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
28 03 2025 3:58:32
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
27 03 2025 2:40:21
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
26 03 2025 14:16:53
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
25 03 2025 17:50:43
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
24 03 2025 16:57:12
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
23 03 2025 21:15:56
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
22 03 2025 23:15:39

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....
21 03 2025 18:10:47
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
20 03 2025 18:19:15
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
19 03 2025 17:34:52
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
18 03 2025 9:39:36
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
17 03 2025 15:46:20
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
16 03 2025 12:22:54
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
15 03 2025 22:14:23
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
14 03 2025 1:48:53
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
13 03 2025 22:33:37
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
12 03 2025 23:46:26
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
11 03 2025 17:27:10
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
10 03 2025 4:42:36
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
09 03 2025 3:39:49
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
08 03 2025 19:48:39
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
07 03 2025 2:42:35
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
...
06 03 2025 12:26:29

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
05 03 2025 13:37:45
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
04 03 2025 17:17:45

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
03 03 2025 21:56:16
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
02 03 2025 9:27:21
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
01 03 2025 22:34:41
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
28 02 2025 8:17:52
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
27 02 2025 4:29:25
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
26 02 2025 13:59:51
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
25 02 2025 21:30:39
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
24 02 2025 15:27:37
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
23 02 2025 21:51:13
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
22 02 2025 3:58:24
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
21 02 2025 12:24:16
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
20 02 2025 19:54:34
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
19 02 2025 19:39:55
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
18 02 2025 18:46:21
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
17 02 2025 9:20:31
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
16 02 2025 16:15:52
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
15 02 2025 14:58:38
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
14 02 2025 21:57:56
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
13 02 2025 8:42:28
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
12 02 2025 19:59:53
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
11 02 2025 13:53:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::