Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"
Цели урока:
- показать особенности состава пчелиной семьи,
- рассмотреть значение пчёл в жизни человека,
- познакомиться с православными праздниками, связанными с продуктами пчеловодства.
Эпиграф:
Мёд - категория нравственная, но в ряду других вечных ценностей, вместе с золотом, серебром, алмазами, янтарём, розовым маслом, мед тоже есть эталон вечной незыблемой ценности. Более того он также исключителен и уникален на земле как исключительна и уникальна сама пчела.
(Владимир Солоухин.)
Видеофильм “Музыка, застывшая в камне.” (начало).
Учитель: я неслучайно начала урок с этого прекрасного в\ф. Такие родные и простые слова – Родина, родная природа, русские храмы давно уже тесно связаны для нас с вами. И тема сегодняшнего урока позволяет ещё раз поговорить о родной России, об её традициях и нравственных ценностях. Обратимся к эпиграфу нашего урока. В конце урока мы попытаемся объяснить, почему так сказал русский поэт.
Видеофильм “Биология-2”.
Учитель: В те времена еще не устраивали пасек и человек предоставлял пчелам только дупла лесных деревьев – так называемые “бортни” (на доске), откуда этот первобытный способ пчеловождение и называется бортничеством (на доске). Из курса истории вы знаете что на Руси мед заменял собой сахар, а воск давал лучшее в то время материал для освещения.
Ученик: В первом русском своде законов “Русская правда” охране пчеловодства посвящено немало статей. За разграбление княжеской борти брала штраф 3 гривны (цена 1 лошади или 9 овец), а за разграбление крестьянской борти 2 гривны. За нарушение бортной мяжи (медосборного участка) штраф 12 гривен – такой же как за самовольный захват усадебной земли или убийство крестьянина.
Видеофильм Биология-2.
Ученик – рассказ о бабушке-пчеловоде.
Учитель: теперь давайте поподробнее познакомимся с жизнью пчелиной семьи. В ходе просмотра в/ф, вы заполняете таблицу “Хаpaктеристика члeнов пчелиной семьи.”
Учитель: проверяем заполнение таблицы. Какие функции выполняет рабочая пчела?
Ответы учеников.
Учитель: поэтому, как говорят о трудолюбивом человеке? – Трудиться, как пчёлка.
Учитель: То что пчелы издавна живут рядом с человеком, подтверждает количество пословиц и поговорок, которое вы собрали к сегодняшнему уроку. Посмотрите, по поведению пчёл предсказывали погоду, старались определить, каким будет урожай т. д.
Готовясь к сегодняшнему уроку мы узнали, что на Руси были святые - покровители пчел.
Ученик: с образом святой соловецкой двоицы – Зосимой и Савватием (на доске) связывали все “медовые” праздники, потому что они считались покровителями пчел. Иконы с их изображениями развешивали над любым ручейком или колодцем, находившемся недалеко от пасеки. Вода, взятая из этих источников считалась целебной, а прибившийся к такой своеобразной часовенке рой почитался как освященный свыше и оберегался особенно тщательно. В народном календаре дни Зосимы – пчельника встречаются не раз, с каждым из них связаны свои приметы, обычаи и обряды. Считалось что на июльского Зосиму (2 июля) пчелы самый лучший мед собирают, поэтому в этот день их старались не беспокоить попусту, но каждый раз, проходя мимо ульев, приговаривали: “Рой гуди, в поля лети! С полей лети – медок неси!”
Ученик: есть в народном календаре еще такая дата - 14 августа. Народные обычаи, связанные с этим днем, так тесно переплетаются с христианским установлениями, что их уже трудно отделить друг от друга. Судите сами. 14 августа Православная Церковь отмечает сразу несколько памятных дат. Одна из них – праздник Происхождения (извнесение) древ Креста Господня, с помощью которого в глубокой древности “отвращали болезни”, вынося Крест из царской сокровищницы и освящая им дороги и улицы. В этот день, согласно церковной традиции, совершается обряд малого освящения воды и меда нового сбора.
Ученик: в русской Церкви этот день связан с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст. ст.) 998 г. В одном из документов, составленном по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника 1 августа:” А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещение ради людского, по всем градам и весям.” Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах 16 века: “Крестился Князь Великий Владимир Киевский и вся Русь 1 августа”.
Ученик: 14 августа праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, который отмечается в честь победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими болгарами в 1164 году. По преданию благоверный князь, взяв в поход чудотворную икону Владимирской Божьей Матери (показать) и Честный Крест Христов, перед сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы, которые и были ему дарованы.
Ученик: а еще 14 августа считается днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, который в народе отмечают как праздник уходящего лета “Макавей”
Ученик: В народе говорят: “Первый спас пчеле указ”. Считается что с этого дня пчелы перестают носить взяток, и если вовремя не заломить сотов, соседский пчелы весь мед перетаскают. В этот день мед освещается в церкви и благословляется его употрeбление в пищу.
Учитель: вернемся к нашему эпиграфу. Почему В. Солоухин назвал мёд “…эталоном вечной незыблемой ценности ?”
Ответы учеников.
Учитель: чем же уникальна сама пчела?
Ответы учеников.
Учитель: Что же пчела дает человеку?
Ученики: мед, маточное молоко, пчелиный яд, прополис, пергу, пыльцу, воск.
Учитель: мы в процессе подготовки к уроку знакомились со значением каждого из продуктов, а гости получают памятку.
Чуть поподробнее скажем о меде, ведь он есть в каждой семье, а если нет, то после этого урока я, надеюсь, появится.
Ученик: Мед содержит почти все микроэлементы (более 400) и по составу напоминает плазму крови человека. Он быстро восстанавливает энергетические потери, обладает желчегонным и успокаивающим средством. Благодаря содержанию ионов железа и магния с помощью меда можно увеличить количество гемоглобина в крови. У детей мед способствует нормальному развитию молочных зубов, снижает нервную возбудимость, помогает набирать необходимый вес. Мед поддерживает мышечный тонус, поэтому еще со времени первых олимпийских игр является любимым напитком спортсменов.
Учитель: по сложившейся традиции мы делимся рецептами наших бабушек и мам.
Учащиеся зачитывают свои рецепты.
Учитель: При подготовке к уроку и на самом уроке мы с вами трудились, как пчёлки. И с большим удовольствием хотим угостить наших гостей блинами с мёдом.
На здоровье!
Комментарии:

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
24 08 2025 15:55:49
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
23 08 2025 5:34:18

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
22 08 2025 11:37:28
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
21 08 2025 10:36:31
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
20 08 2025 22:56:13
Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....
19 08 2025 13:15:26
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
18 08 2025 9:38:33

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
17 08 2025 2:34:37
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
16 08 2025 11:50:33
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
15 08 2025 1:30:33
Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе.
...
14 08 2025 18:18:46
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
13 08 2025 14:46:47
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
12 08 2025 1:15:53
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
11 08 2025 18:33:43
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
10 08 2025 4:25:56
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
09 08 2025 8:46:47
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
08 08 2025 3:35:26
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
07 08 2025 11:30:24
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
06 08 2025 16:36:31
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
05 08 2025 7:28:23
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
04 08 2025 19:44:19
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
03 08 2025 22:24:26
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику.
...
02 08 2025 5:45:29
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
01 08 2025 15:51:40
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.
...
31 07 2025 13:44:33
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
30 07 2025 4:37:24
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
29 07 2025 9:15:24
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
28 07 2025 2:32:52
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
27 07 2025 5:49:26
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
26 07 2025 9:42:17
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
25 07 2025 1:55:16
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
24 07 2025 12:25:22
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
23 07 2025 1:42:54
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
22 07 2025 14:11:49
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
21 07 2025 22:28:26
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
20 07 2025 17:14:17

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
19 07 2025 15:31:58
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
18 07 2025 19:58:29
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
17 07 2025 5:35:56
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
16 07 2025 17:10:38
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
15 07 2025 5:17:10
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
14 07 2025 0:28:16
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
13 07 2025 16:35:25
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
12 07 2025 9:26:26
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
11 07 2025 14:39:30
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
10 07 2025 5:25:11
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
09 07 2025 17:11:42

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
08 07 2025 2:48:21
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
07 07 2025 5:24:26

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
06 07 2025 2:57:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::