Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"
Цели урока:
- показать особенности состава пчелиной семьи,
- рассмотреть значение пчёл в жизни человека,
- познакомиться с православными праздниками, связанными с продуктами пчеловодства.
Эпиграф:
Мёд - категория нравственная, но в ряду других вечных ценностей, вместе с золотом, серебром, алмазами, янтарём, розовым маслом, мед тоже есть эталон вечной незыблемой ценности. Более того он также исключителен и уникален на земле как исключительна и уникальна сама пчела.
(Владимир Солоухин.)
Видеофильм “Музыка, застывшая в камне.” (начало).
Учитель: я неслучайно начала урок с этого прекрасного в\ф. Такие родные и простые слова – Родина, родная природа, русские храмы давно уже тесно связаны для нас с вами. И тема сегодняшнего урока позволяет ещё раз поговорить о родной России, об её традициях и нравственных ценностях. Обратимся к эпиграфу нашего урока. В конце урока мы попытаемся объяснить, почему так сказал русский поэт.
Видеофильм “Биология-2”.
Учитель: В те времена еще не устраивали пасек и человек предоставлял пчелам только дупла лесных деревьев – так называемые “бортни” (на доске), откуда этот первобытный способ пчеловождение и называется бортничеством (на доске). Из курса истории вы знаете что на Руси мед заменял собой сахар, а воск давал лучшее в то время материал для освещения.
Ученик: В первом русском своде законов “Русская правда” охране пчеловодства посвящено немало статей. За разграбление княжеской борти брала штраф 3 гривны (цена 1 лошади или 9 овец), а за разграбление крестьянской борти 2 гривны. За нарушение бортной мяжи (медосборного участка) штраф 12 гривен – такой же как за самовольный захват усадебной земли или убийство крестьянина.
Видеофильм Биология-2.
Ученик – рассказ о бабушке-пчеловоде.
Учитель: теперь давайте поподробнее познакомимся с жизнью пчелиной семьи. В ходе просмотра в/ф, вы заполняете таблицу “Хаpaктеристика члeнов пчелиной семьи.”
Учитель: проверяем заполнение таблицы. Какие функции выполняет рабочая пчела?
Ответы учеников.
Учитель: поэтому, как говорят о трудолюбивом человеке? – Трудиться, как пчёлка.
Учитель: То что пчелы издавна живут рядом с человеком, подтверждает количество пословиц и поговорок, которое вы собрали к сегодняшнему уроку. Посмотрите, по поведению пчёл предсказывали погоду, старались определить, каким будет урожай т. д.
Готовясь к сегодняшнему уроку мы узнали, что на Руси были святые - покровители пчел.
Ученик: с образом святой соловецкой двоицы – Зосимой и Савватием (на доске) связывали все “медовые” праздники, потому что они считались покровителями пчел. Иконы с их изображениями развешивали над любым ручейком или колодцем, находившемся недалеко от пасеки. Вода, взятая из этих источников считалась целебной, а прибившийся к такой своеобразной часовенке рой почитался как освященный свыше и оберегался особенно тщательно. В народном календаре дни Зосимы – пчельника встречаются не раз, с каждым из них связаны свои приметы, обычаи и обряды. Считалось что на июльского Зосиму (2 июля) пчелы самый лучший мед собирают, поэтому в этот день их старались не беспокоить попусту, но каждый раз, проходя мимо ульев, приговаривали: “Рой гуди, в поля лети! С полей лети – медок неси!”
Ученик: есть в народном календаре еще такая дата - 14 августа. Народные обычаи, связанные с этим днем, так тесно переплетаются с христианским установлениями, что их уже трудно отделить друг от друга. Судите сами. 14 августа Православная Церковь отмечает сразу несколько памятных дат. Одна из них – праздник Происхождения (извнесение) древ Креста Господня, с помощью которого в глубокой древности “отвращали болезни”, вынося Крест из царской сокровищницы и освящая им дороги и улицы. В этот день, согласно церковной традиции, совершается обряд малого освящения воды и меда нового сбора.
Ученик: в русской Церкви этот день связан с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст. ст.) 998 г. В одном из документов, составленном по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника 1 августа:” А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещение ради людского, по всем градам и весям.” Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах 16 века: “Крестился Князь Великий Владимир Киевский и вся Русь 1 августа”.
Ученик: 14 августа праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, который отмечается в честь победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими болгарами в 1164 году. По преданию благоверный князь, взяв в поход чудотворную икону Владимирской Божьей Матери (показать) и Честный Крест Христов, перед сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы, которые и были ему дарованы.
Ученик: а еще 14 августа считается днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, который в народе отмечают как праздник уходящего лета “Макавей”
Ученик: В народе говорят: “Первый спас пчеле указ”. Считается что с этого дня пчелы перестают носить взяток, и если вовремя не заломить сотов, соседский пчелы весь мед перетаскают. В этот день мед освещается в церкви и благословляется его употрeбление в пищу.
Учитель: вернемся к нашему эпиграфу. Почему В. Солоухин назвал мёд “…эталоном вечной незыблемой ценности ?”
Ответы учеников.
Учитель: чем же уникальна сама пчела?
Ответы учеников.
Учитель: Что же пчела дает человеку?
Ученики: мед, маточное молоко, пчелиный яд, прополис, пергу, пыльцу, воск.
Учитель: мы в процессе подготовки к уроку знакомились со значением каждого из продуктов, а гости получают памятку.
Чуть поподробнее скажем о меде, ведь он есть в каждой семье, а если нет, то после этого урока я, надеюсь, появится.
Ученик: Мед содержит почти все микроэлементы (более 400) и по составу напоминает плазму крови человека. Он быстро восстанавливает энергетические потери, обладает желчегонным и успокаивающим средством. Благодаря содержанию ионов железа и магния с помощью меда можно увеличить количество гемоглобина в крови. У детей мед способствует нормальному развитию молочных зубов, снижает нервную возбудимость, помогает набирать необходимый вес. Мед поддерживает мышечный тонус, поэтому еще со времени первых олимпийских игр является любимым напитком спортсменов.
Учитель: по сложившейся традиции мы делимся рецептами наших бабушек и мам.
Учащиеся зачитывают свои рецепты.
Учитель: При подготовке к уроку и на самом уроке мы с вами трудились, как пчёлки. И с большим удовольствием хотим угостить наших гостей блинами с мёдом.
На здоровье!
Комментарии:
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
27 09 2023 5:50:26
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
26 09 2023 4:54:47
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
25 09 2023 18:11:34
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
24 09 2023 18:11:18
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
23 09 2023 11:47:39
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
22 09 2023 13:45:19
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
21 09 2023 4:34:59
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
20 09 2023 11:59:14
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
19 09 2023 11:54:25
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
18 09 2023 8:37:29
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
17 09 2023 5:39:54
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
16 09 2023 5:59:59
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
15 09 2023 11:15:28
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
14 09 2023 13:22:39
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
13 09 2023 15:47:41
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
12 09 2023 21:21:26
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
11 09 2023 23:39:45
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
10 09 2023 11:33:18
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
09 09 2023 5:15:38
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
08 09 2023 17:54:53
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
07 09 2023 18:19:52
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
06 09 2023 9:22:36
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
05 09 2023 0:30:32
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
04 09 2023 15:28:52
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
03 09 2023 22:49:39
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
02 09 2023 3:41:19
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
01 09 2023 3:53:26
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
31 08 2023 0:10:24
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
30 08 2023 2:29:14
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
29 08 2023 12:17:10
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
28 08 2023 18:58:21
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
27 08 2023 11:41:10
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
26 08 2023 22:11:21
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
25 08 2023 19:38:27
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
24 08 2023 18:49:15
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
23 08 2023 12:51:54
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
22 08 2023 20:32:34
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
21 08 2023 5:32:17
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
20 08 2023 7:49:43
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
19 08 2023 17:45:24
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
18 08 2023 15:37:40
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
17 08 2023 19:57:38
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
16 08 2023 10:38:53
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
15 08 2023 16:11:28
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
14 08 2023 5:41:22
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
13 08 2023 9:47:44
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
12 08 2023 4:42:12
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
11 08 2023 17:20:26
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
10 08 2023 21:23:44
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
09 08 2023 23:41:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::