Лаборатория фитоинвазий    

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать формировать представление о многообразии растений;
  2. Закрепить знания учащихся об отличительных особенностях растений класса однодольные и класса двудольные;
  3. Познакомить учащихся с характерными признаками растений семейства Пасленовые;
  4. Закрепить умение составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растений;
  5. Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • таблицы “Семейство Пасленовые ”;
  • гербарии растений данного семейства,
  • муляжи,
  • натуральные объекты,
  • наглядный материал.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

Если хочешь ты скрытые тайны узнать,
Если хочешь проникнуть в ничто,
Ароматы цветов пусть расскажут тебе
О начале миров и вещей.

Низами.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное сказочное путешествие, поможем с помощью наших знаний многим лесным жителям, преодолеем много препятствий на своем пути и к концу урока вернемся в школу. Ну что, в путь?

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

(на доске появляются гербарные экземпляры растений семейства Розоцветные)

Ребята, мы с вами пришли на аллею окаменевших растений. Это часть заколдованного леса, где живут давно отмершие растения. Большую часть суток они неподвижны, но от заката до рассвета оживают и никого не пропускают из тех кто появится на аллее , они просят чтобы мы оживили их. Поможем им? Для этого нам нужно выполнить ряд заданий.

- Давайте вспомним, каковы признаки класса однодольных и двудольных растений? Выйти и составить таблицу:

“Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. ”

(на столе лежат слова - признаки характерные для обоих классов)

ОДНОДОЛЬНЫЕ ДВУДОЛЬНЫЕ
  • 1 семядоля;
  • мочковатая корневая система;
  • дуговое или параллельное жилкование листьев;
  • цветок кратен 3;
  • 2 семядоли;
  • стержневая корневая система;
  • сетчатое жилкование листьев;
  • цветок кратен 4 или 5.

Пока ребята работают над данной таблицей, мы с вами вспомним:

- По каким признакам растения объединяют в одно семейство?

(растения объединяют в одно семейство по сходным признакам: корневая система, строение цветка, жилкование листьев)

- Вспомните, о растениях какого семейства мы говорили с вами на прошлом уроке?

(Семейство Розоцветные)

- Запишите формулу и диаграмму цветка растений семейства Розоцветные.

(Ч5 Л5 Т П)

- Начертите диаграмму к данной формуле.

- Каковы характерные признаки растений семейства Розоцветные?

(изменить формулу цветка Ч5 Л5 Т П 1)

- Что изменилось в данной формуле? (количество пестиков)

- Выйти изменить диаграмму.

- Каковы характерные признаки растений семейства Розоцветные?

(у растений этого семейства сходное строение цветка: двойной околоцветник, состоящий из пяти чашелистиков и пяти лепестков. Тычинок в цветке много, а число пестиков может быть различным - от одного до нескольких десятков)

- Приведите примеры растений из семейства Розоцветных вам известны?

(Персики, розы, слива, вишня, черемуха и т.д.)

- Какое практическое значение они имеют?

(употребляют плоды растений в пищу: сливы, вишни; используют как декоративные растения: розы; как лекарственные растения: шиповник)

Ребята, посмотрите осталось одно не расколдованное растение, а знаете, что оно хочет от нас услышать? Сказку. У вас было домашнее задание придумать волшебную сказку о растениях семейства Розоцветные.

(Ребята зачитывают сказки. (2-3 человека)

(По ходу выполнения заданий гербарные экземпляры переворачивают -ся, на обратной стороне рисунки растений семейства Розоцветные)

Ну что же, с этим заданием мы справились, растения оживили, посмотрите, ребята, какой подарок нам приготовили ожившие растения! (на блюде лежат различные фрукты растений семейства Розоцветные: персики, яблоки, груши, сливы, вишни).

С этим заданием вы справились прекрасно, ну что дальше в путь?

3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Мы с вами подошли к тихому омуту. Здесь обитают маленькие зеленые лизуны. Эта противно пахнущая плесенью тина так и норовит схватить вас и затащить в трясину, из которой не выбраться. Избавиться от них можно, но нужно разгадать кроссворд.

1. Хоть жжет его солнце, одет он с суконце,
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик)
2. Царицей цветов я зовусь. На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)
3. На сучке висят шары, посинели от жары. (Слива)
4. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок,
А сорвал её с куста, глядь середка вся пуста. (Малина)
5. У мамки дочки на шнурочке. (Земляника)
6. Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять.
Двое бородаты, двое безбороды,
А последний пятый выглядит уродом.
Только справа борода, с лева нету и следа. (Шиповник)
7. Хоть прячется Алена за веточкой зеленой,
Но красная щека видна издалека. (Яблоко)
8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица?
А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня)
9. Появились бубенчики - белые горошки,
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)
10. Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами. (Черемуха)

- Давайте посмотрим с растениями какого семейства мы сегодня с вами познакомимся? (Пасленовые)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым семейством, узнаем общие признаки этого семейства, познакомимся с представителями растений семейства Пасленовые.

- Как вы думаете, почему “ландыш ” выделено другим цветом?

(Ландыш относится к семейству Лилейные, все остальные растения к семейству Розоцветные).

- Что еще можно сказать о двух этих семействах?

(Розоцветные относятся к классу Двудольные, Лилейные к классу Однодольные).

- Дайте сравнительную характеристику двух классов.

(Обращаемся к таблице которую составили в начале урока)

С заданием лизунов мы справились и отправляемся дальше в путь.

Посмотрите, ребята, какой домик стоит на нашем пути. Кто же в этом домике живет? Оказывается его жители маленькие гномы, которые любят узнавать новое, которые любят учиться. И для нас у них задание, познакомить их с новым семейством. Ну что же, мы сможем им помочь, тем более, что сегодня на уроке познакомимся с растениями нового семейства - семейства Пасленовые.

В семейство Пасленовые входит около 3 тысяч видов растений, это примерно 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном по всему земному шару. в тех районах где умеренный климат, но и в тропических лесах также встречаются растения данного семейства. Жизненные формы растений разнообразны. В умеренных широтах это преимущественно травянистые растения, полукустарники, реже встречаются кустарники, а в тропических лесах встречаются даже деревянистые формы.

- Почему же все эти растения относят к одному семейству? Каковы их общие признаки? Давайте мы с вами посмотрим видеофрагмент.

(Просмотр видеофрагмента “Общие признаки растений семейства Пасленовые ”)

- Так каковы же общие признаки растений семейства пасленовые?

(Все пасленовые имеют одинаковое строение цветков и плодов. Цветок имеет двойной околоцветник: чашечка состоит из пяти сросшихся чашелистиков, и венчик из пяти сросшихся лепестков. Тычинок у них пять, пестик один .Формула цветка: * Ч(5) Л(5) Т5 П 1 ; Плод либо ягода, либо коробочка. Корневая система - стержневая. Листья простые, расположение на стебле очередное. (по ходу работы составляется таблица “Общие признаки растений семейства Пасленовые ”)

- Правильно, ребята, по этим признакам мы относим растения к этому семейству. А вот каково многообразие растений семейства Пасленовые мы узнаем из следующего видеофрагмента. Я думаю. интересно будет не только вам, но и гномикам.

(Просмотр видеоматериала “Многообразие растений семейства Пасленовые ”)

- Какие растений относят к этому семейству? (паслен сладко - горький, паслен черный, дурман вонючий, белена черная и др.)

- Оказывается, среди растений семейства пасленовые есть дикорастущие растения, причем некоторые из них пользуются дурной славой.

(Сообщения ребят о растениях)

Лекарь: Ничего и не дурной, эти растения не ядовитее прочих пасленовых и даже пользу приносят.

Белена черная: Её часто можно встретить на краю деревни, рядом со свалкой или кучей мусора. Она образует огромное количество семян

(до 1 млн), которые даже в неблагоприятных условиях сохраняют всхожесть. Белена выделяет яд - атропин, который назван так по имени богини судьбы Атропы. Атропин - очень сильный яд, если своевременно не оказать помощь, то человек может умереть. Но в очень маленьких дозах атропин - ценное лекарство от многих болезней.

Дурман обыкновенный - это растение родственник белены, оно вызывает такое же сильное отравление. Все части растения, и особенно плоды, содержат ядовитые вещества, которые в небольших дозах используется для приготовления лекарственных препаратов.

Мандрагора: Корень мандрагоры формой похож на человеческую фигуру. В средние века травники создали незаслуженную славу этому растению. Верили. Что обладатель мандрагоры приобретет на вечные времена молодость, любовь. Красоту и счастье, что мандрагора разыскивать зарытые клады. Считали. Что мандрагора растет только на могилах и местах казни. Рассказывали о смертельной опасности, грозящей человеку при выкапывании этого корня. Впоследствии мандрагору описали как обыкновенное растение.

- Ребята среди растений этого семейства встречаются декоративные растения. Назовите их. (душистый табак, петуния) Перед вами петуния

(показ картинок с различными сортами петунии), в настоящее время селекционеры вывели огромное количество этих цветов, которые украшают городские клумбы, а также клумбы наших приусадебных участков)

Также , среди растений этого семейства есть такие, которые человек употребляет в пищу. Какие это растения? (Томаты, баклажаны, перец, картофель)

- А вот о том, какой трудный путь прошел картофель, мы с вами узнаем из сообщения историка.

Историк:

Предки американских индейцев нашли съедобные клубни под землей. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Сначала человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны, затем он увидел, что у некоторых видов картофеля клубни могут достигать значительной величины. Но колыбелью картофеля считают плоскогорья Перу и Боливии. А вот как картофель попал к нам в Россию, он расскажет нам сам.

Картофель: Картофель, в качестве подарка папе римскому, попал в Италию, где и получил свое название от слова “тартуффоли ”, так итальянцы называют грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды. Мое появление в России связано с именем Петра I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному графу Шереметеву и приказал разослать клубни начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заняться разведением картофеля. Но этот приказ не встретил одобрения, и картофель распространялся очень плохо. Поводом для распространения картофеля послужил крестьянский голод, но и тогда картофель не получил признания, кое - где возникали стихийные картофельные бунты. Тогда стали выдавать премии за посев картофеля и с трудом добились признания этой культуры. Сейчас картофель в России называют вторым хлебом.

(названия растений вывешиваются на доске)

- На какие три группы делятся растения семейства Пасленовые?

(Пищевые: томат, перец, баклажан, картофель;

Декоративные: душистый табак, петуния;

Дикорастущие: белена, дурман, паслен, мандрагора)

- Почему некоторые растения выделены красным цветом? (потому что они ядовитые, но некоторые из них используются в медицине)

4. ИТОГ.

- Ну что же, я думаю, что гномики остались довольны, они сегодня узнали много нового и интересного. А мы с вами отправляемся дальше в наше сказочное путешествие. Ребята, посмотрите, мы с вами попали в царство МУДРОЙ ВОРОНЫ, она так много знает, что мне даже страшно, сможем ли мы справиться с её заданиями. Но может быть рискнем, иначе навсегда останемся в этом волшебном лесу?

- С растениями какого семейства мы с вами познакомились?

(Семейство Пасленовые)

- Каковы общие признаки растений этого семейства? (Работа по таблице)

-Назовите пищевые растения пасленовых.

(Картофель, томат, баклажан, перец).

- Какие ядовитые растения вы знаете? (Дурман, белена, паслен)

- Какие растения среди них относят к лекарственным? (Белена)

- Какие декоративные растения данного семейства вам известны?

(Петуния, душистый горошек)

- Мы с вами справились с заданиями мудрой вороны. Путь свободен, посмотрите, ребята, мы с вами в школе, в нашем классе. На следующем уроке мы продолжим работу над растениями семейства Пасленовые.

Оценивание работы учащихся.

- О растениях семейства Пасленовые сочиняют загадки.

1. Цветок - напрасный, плод - опасный, а поле все засажено. (картофель)

2.Ягода вкусна, ягода красна, режь да соли, ешь да хвали! (томат)

- О растениях семейства пасленовые слагают сказки. (Показ отрывка из сказки “Чипполино ”)

- Как называется и кто автор этой сказки? (“Чипполино ”, Дж Родари)

- О растениях семейства пасленовые поют песни.

(В исполнении ребят звучит песня “Антошка ”).

- Ребята вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, спасибо за работу

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 49. Раб. тетрадь № 172.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

08 08 2020 17:15:27

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

07 08 2020 16:55:29

Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"

В статье представлена разработка урока по теме " Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...

06 08 2020 12:17:11

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

05 08 2020 6:29:52

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

04 08 2020 2:51:13

Деление клеток. Митоз

Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

03 08 2020 20:27:47

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

02 08 2020 20:49:51

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

01 08 2020 1:27:25

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, пространство между которыми заполнено соединительной тканью....

31 07 2020 4:41:25

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

30 07 2020 19:10:48

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

29 07 2020 14:56:14

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

Урок биологии в 7-м классе " Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме " Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

28 07 2020 0:20:52

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

27 07 2020 10:51:21

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

26 07 2020 3:37:34

Урок "Все о грибах"

На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

25 07 2020 8:55:13

Некоторые приемы мнемотехники

Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

24 07 2020 5:39:31

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

23 07 2020 10:46:53

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

22 07 2020 22:58:58

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

Первый урок в теме « Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии « Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

21 07 2020 19:58:53

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

20 07 2020 1:12:46

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

19 07 2020 7:53:21

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

18 07 2020 3:35:22

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение И К Т помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению « Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

17 07 2020 18:44:14

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса « Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

16 07 2020 8:49:12

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-практикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации практических работ (составление родословной по сказке А. С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

15 07 2020 16:49:45

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

14 07 2020 19:19:15

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

13 07 2020 7:54:54

Что такое рефлексы? Примеры рефлексов. Нервные центры

Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....

12 07 2020 19:59:37

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

11 07 2020 20:32:58

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

10 07 2020 4:31:13

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

09 07 2020 11:48:18

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

08 07 2020 8:21:20

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

07 07 2020 18:14:19

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

06 07 2020 0:43:17

Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"?

На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "характер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....

05 07 2020 17:37:56

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интерактивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

04 07 2020 20:57:46

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе практикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

03 07 2020 5:25:28

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

02 07 2020 8:55:24

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н. И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

01 07 2020 22:15:23

Цветок и плод

Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

30 06 2020 2:53:25

Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"

Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интерактивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, практическую деятельность. ...

29 06 2020 3:57:16

Митоз. Применение интерактивной мультипликации на уроках биологии

Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

28 06 2020 4:42:21

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

27 06 2020 2:58:31

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса Н П О, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела « Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

26 06 2020 6:50:59

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

25 06 2020 3:25:52

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме « Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

24 06 2020 21:57:25

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

23 06 2020 5:40:14

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

22 06 2020 2:52:36

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы " Пищеварительная система человека"....

21 06 2020 20:16:27

Особенности селекции растений

Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

20 06 2020 7:32:36

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

19 06 2020 11:49:34

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

18 06 2020 2:16:40

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

17 06 2020 4:57:38

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме « Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

16 06 2020 18:38:48

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

15 06 2020 22:49:37

Достижения и основные направления современной селекции

Урок является заключительным в теме « Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....

14 06 2020 5:56:25

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

13 06 2020 2:24:30

Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"

Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процедурами, призван показать значимость закаливающих процедур....

12 06 2020 18:27:47

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена девочки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

11 06 2020 0:10:36

Урок биологии по теме "Грибы"

Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

10 06 2020 15:59:24

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употреблять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

09 06 2020 3:21:30

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А. Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

08 06 2020 6:45:48

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

07 06 2020 3:49:57

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

06 06 2020 21:56:56

Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А. Г., Маша Р. Д. " Биология: человек"....

05 06 2020 14:36:40

Миниатюры о природе

При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных практических задач....

04 06 2020 15:33:56

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

03 06 2020 3:57:10

Урок по теме "Движение крови в организме"

На этапе актуализации опорных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

02 06 2020 10:17:39

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и практическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

01 06 2020 19:55:47

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

31 05 2020 17:36:14

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

30 05 2020 10:43:33

"Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....

29 05 2020 20:30:18

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и И К Т. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

28 05 2020 17:21:16

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

В разных условиях среды естественный отбор имеет различный характер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

27 05 2020 17:35:57

Викторина по биологии на тему "Живая природа"

Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и практические задания по темам: " Семя", " Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

26 05 2020 11:30:37

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

25 05 2020 16:39:42

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на практике....

24 05 2020 5:13:59

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

23 05 2020 0:32:48

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме " Вода" (учебник для 5-го кл. " Природа. Неживая и живая": В. М. Пакулова, Н. В. Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

22 05 2020 20:33:30

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В. В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

21 05 2020 20:29:48

Использование контекстных задач на уроках биологии

С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

20 05 2020 3:58:16

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

19 05 2020 20:57:58

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

18 05 2020 6:39:43

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

Урок является частью темы « Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

17 05 2020 18:17:52

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

16 05 2020 23:29:21

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

15 05 2020 11:53:49

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

14 05 2020 18:10:43

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

13 05 2020 15:34:25

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

12 05 2020 1:49:22

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

11 05 2020 19:45:52

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

10 05 2020 0:51:50

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы А В О и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

09 05 2020 8:36:53

Экологическими тропами родного края

Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

08 05 2020 10:57:40

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

07 05 2020 6:21:33

Деление клетки. Митоз

Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

06 05 2020 22:49:32

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

05 05 2020 4:44:32

Формула здоровья

Проект охватывает тему " Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и " Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

04 05 2020 0:34:57

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

03 05 2020 6:46:48

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

02 05 2020 13:20:36

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

01 05 2020 0:26:26

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

30 04 2020 7:40:29

Использование электронного микроскопа на уроках биологии

Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

29 04 2020 11:48:50

Брейн-ринг "Членистоногие". 7-й класс

Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

28 04 2020 15:14:47

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

27 04 2020 1:31:48

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

26 04 2020 4:10:28

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина " Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами " Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

25 04 2020 17:16:27

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

24 04 2020 0:33:39

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

23 04 2020 18:10:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

22 04 2020 22:17:53

КВН "В мире растений". 7-й класс

Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, вырабатывается смекалка....

21 04 2020 11:13:25

Конспект урока "Деление клетки"

Изучение основных этапов деления клетки....

20 04 2020 12:20:21

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел « Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

19 04 2020 4:26:33

Происхождение человека. 9-й класс

Разработка модульного урока « Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

18 04 2020 19:48:55

Гости из далеких стран

В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....

17 04 2020 23:18:23

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (практический курс)"

Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения практических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

16 04 2020 10:52:34

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

15 04 2020 22:25:52

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

14 04 2020 9:11:59

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

13 04 2020 3:22:31

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

12 04 2020 18:13:29

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

11 04 2020 11:37:45

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

10 04 2020 19:30:56

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Членистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

Урок с использованием И К Т технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

09 04 2020 6:31:34

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

08 04 2020 14:51:46

Плюрализм концепций происхождения жизни

Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

07 04 2020 18:15:16

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

06 04 2020 10:44:37

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы " Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела " Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

05 04 2020 0:42:12

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

04 04 2020 23:56:14

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

03 04 2020 8:25:28

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

02 04 2020 1:53:59

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

01 04 2020 23:24:50

Виды и формы размножения организмов: половое и бесполое

Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и половое....

31 03 2020 18:43:48

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

30 03 2020 18:31:31

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

29 03 2020 22:44:23

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (командная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений- Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - " Долину Загадок", " Долину Свитков", " Долину Мифов", " Долину Прагматиков"....

28 03 2020 21:29:36

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

27 03 2020 9:35:59

Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс

В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....

26 03 2020 8:24:39

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

25 03 2020 3:54:42

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

24 03 2020 21:13:52

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов....

23 03 2020 8:45:21

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

22 03 2020 9:28:28

Урок чистоты – береги природу. "Покормите птиц зимой"

Урок проведен под эколого-просветительской акцией « Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....

21 03 2020 19:44:44

Мини-проект "Кожа"

Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

20 03 2020 1:13:14

Кожа – зеркало здоровья

В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

19 03 2020 7:50:50

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух команд....

18 03 2020 7:24:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

17 03 2020 22:21:30

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

Завершающий урок в теме « Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

16 03 2020 13:33:40

Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....

15 03 2020 13:44:45

Пищеварение в ротовой полости

Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....

14 03 2020 15:49:15

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

13 03 2020 22:59:11

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

12 03 2020 11:35:52

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)