Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

Задачи:

  • Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Рассмотреть историческое развитие представлений о появлении жизни на Земле.
  • Дать возможность учащимся самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая по их мнению верна и практически доказуема.
  • Раскрыть сущность теории А.И. Опарина и других альтернативных гипотез.
  • Патриотическое воспитание на примере заслуг ученого академика А.И. Опарина.
  • Формирование умения: обобщение, сравнение, выделять главное, умение отстаивать свое мнение.

Оборудование: таблицы по общей биологии кодограммы к уроку, журналы, химические реактивы: р-р 1% CuSO4 и K4[Fe(CN)6], пробирки, портреты ученых.

План урока:

  1. Отличие живого от неживого и определение понятия “жизнь” - рассказ учителя.
  2. История и краткая характеристика проблемы происхождения жизни на Земле
  1. Донаучные представления о происхождение жизни на Земле (самозарождение). (Сообщение учащихся)
  2. XVII век. Опыты Франческо Реди. (Сообщение учащихся). Гипотезы панспермии
  3. Доказательства Луи Пастера.(Сообщение учащихся).
  4. XVIII век. Утверждения философа и математика Лейбница. (Сообщение учащихся).
  1. Абиогенный синтез органических веществ.1924 г. Теория академика А.И. Опарина
  2. Альтернативные гипотезы по этой проблеме
  • Библейская гипотеза
  • Гипотезы о внеземном происхождение жизни на Земле (космическая)
  1. Вывод. Д\з параграф 89,90.

Ход урока

  1. Отличие живого от неживого и определение понятия “жизнь” (лекция учителя).

Проблема происхождение жизни на Земле с давних пор вызывала огромный интерес у людей, пытавшихся предложить различные решения ее в зависимости общего уровня развития современной науки. В предлагаемых ответах всегда сказывалась борьба двух взглядов на происхождение жизни – идеалистического и материалистического.

В чем же состоит отличие “живого от неживого”

Движение, дыхание, питание, размножение, развитие. Все перечисленное характеризует живые организмы, однако ни один из названных признаков не может быть исчерпывающим признаком. Могут быть живые организме не способные к дыханию и воспроизведению, рост характерен не только для живых существ, но и для неживых, например, для кристаллов.

Опыт: В пробирку наливаем 1% р-р сульфата меди (II) и добавляем кристаллы желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Прямо на глазах образуется “клетка” Траубе, которая разрастается и образуется много кристаллов. Похоже на колонию гидроидного полипа. Увеличение объема клетки происходит в силу осмотических явлений, которые совершенно не сходны с явлениями роста в живой клетке.

K4 [Fe(CN)6 ]+2CuSO4 Cu2[Fe(CN)6 ]+2K2SO4

В чем же заключается отличие живого от неживого? (выступление учащегося)

Ф.Энгельс в своей работе “Анти-Дюринг” писал (откройте книгу на стр. 182) запишите определение жизни, это классическое определение: “жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, что приводит к размножению белка”.

М.В. Волькенштейн. “Живые тела, существующие на земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”

Можно сделать вывод:

  1. Жизнь связана с белком, сохраняющим определенную структуру (первичную, вторичную, третичную, четвертичную)
  2. Способ существования белка – обмен веществ, в результате которого сохраняется нативное состояние.
  3. Нуклеиновые кислоты являются постоянной частью живых организмов.
  4. Живое тело представляет открытую систему саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся построенную из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
  5. Живые организмы способны к авторегуляции, автоматическому сохранению и поддержанию постоянного своего состава и свойств.
  1. История и краткая характеристика проблемы происхождения жизни на Земле (лекция учителя).

С глубокой древности и до нашего времени было высказано бессчетное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Сторонники теории биогенеза полагают, что все живое происходит только от живого. Их противники защищали теорию абиогенеза: они считали возможным происхождение живого от неживого. Существовало и существует три точки зрения на эту проблему.

А теперь немного познакомимся с этими взглядами.

  • Аристотель
  • Парацелье
  • Ф.Реди
  • Л.Пастер
  • А.И. Опарин.

Креацоинисты верят в то, что жизнь создана высшей силой, Творцом.

Сторонники теории самозарождения (витализма) утверждали, что возможно самозарождение живых организмов.

Теория биохимическо эволюции показывает возможный путь зарождения жизни на Земле естественным путем, когда химическая эволюция создает предпосылки для появления живых организмов при наличии определенных условий.

Проблема возникновения жизни на Земле привлекла к себе внимание ученых самых разных специальностей.

  1. А теперь послушаем, как освещают проблему происхождения жизни на Земле ученые разных веков (выступления учащихся).
  1. Проблемы не существует! Жизнь – проявление воли Бога, о чем имеются прямые свидетельства в библии или других священных книгах. Не следует думать, что это древняя точка зрения устарела. В наше время, в основном в США, а также и других странах, существуют центры “научного” креационизма (учения о сотворении мира Богом), пытающиеся обосновать эту концепцию. В них детально анализируются все недостаточно обоснованные положения эволюционных теорий, и ведется широкая пропаганда их точки зрения.
  2. Жизнь как вещество существует вечно, а на земле она появилась в результате заноса ее зародышей из Космоса. Этой точки зрения придерживались Ю.Либих, В.Томсон и другие ученые. Детально разрабатывали эту концепцию С.Аррениус и В.И. Вернадский. И несмотря на глубокое уважение к трудам и открытиям этих ученых, следует отметить, что еще древнегреческие ученые , в частности, Платон прекрасно понимали, что вечным может быть только неделимое – элементарное. Все, что состоит из частей, должно было когда-нибудь возникнуть. Эта гипотеза не дает ответ на главный вопрос – как же все-таки из неживого появилось живое.
  3. Проблема неразрешима, во всяком случае при нашем уровне знаний. Так Ч.Дарвин писал, что он “преднамеренно отказался от обсуждения вопроса о происхождении жизни на Земле, т.к. при нынешнем состоянии наших знаний является ultra vires (за пределами возможного), хотя и не отрицал возможность того, что в биологическую эпоху “в некотором маленьком пруду возникло белковое соединение, готовое к дальнейшим более сложным химическим превращениям”.

Аналогичной точки зрения придерживался Р.Вихров. Да и в наше время, хотя об этом не принято писать, ряд крупных биологов придерживаются той же точки зрения.

  1. Проблема может быть решена, поскольку возникновение жизни происходило естественным путем. Ясно, что только такой подход к проблеме предполагает возможность поиска путем ее решения экспериментальными научными методами. Именно на такой точке зрения стоял А.И. Опарин, когда начал разрабатывать свою концепцию. Основной вклад А.И. Опарина в проблему происхождения жизни на Земле заключается в том, что он указал путь экспериментального решения этой проблемы.
  1. Альтернативные гипотезы по этой проблеме (выступления учащихся).
  • Библейская гипотеза
  • Гипотезы о внеземном происхождение жизни на Земле (космическая)
  1. Вывод.

Известный астрофизик, член-корреспондент АНРФ И.С. Шкловский считает, что наша цивилизация является единственной в нашей Галактике или даже во всей наблюдаемой вселенной. Этот вывод только подчеркивает необходимость особой ответственности человечества по сохранению нашей планеты как среды обитания жизни.

Несмотря на все сказанное на этом симпозиуме, проблема возникновения жизни на Земле остается нерешенной, и при всех огромных успехах биохимии ответы на вопросы носят умозрительный характер. Гипотезы, которая могла бы стать “руководящей” и превратиться во всеобъемлющую теорию, пока нет.

Домашнее задание.

Приложение

Литература

  1. Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор М.С. Гиляров. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2000.
  2. Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. Академика РАМН, профессора В.Н. Ярыгина. Москва: Высшая школа, 2003.
  3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.И. Эволюция органического мира. Факультативный курс, учебное пособие для 10-11 классов средне школы. Москва: наука, 2002.
  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.. Биология в 3 томах. Москва: Просвещение, 1990.
  5. Киселева Э.А. Книга для чтения по дарвинизму. Москва: Просвещение, 1990.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Организм — единое целое Биология

В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

25 09 2021 0:55:40

Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"

В статье представлена разработка урока по теме " Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...

25 09 2021 18:12:20

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

25 09 2021 13:12:41

Дидактические игры на уроках биологии

Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к смерти. ...

25 09 2021 16:30:33

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

25 09 2021 8:27:33

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и девушек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

25 09 2021 20:27:24

Тьюторский проект

Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

25 09 2021 8:48:11

Урок по теме "Лишайники"

Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к Е Г Э. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

25 09 2021 21:10:28

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

25 09 2021 5:41:43

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска « Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

25 09 2021 2:16:27

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию " Обучение в сотрудничестве" и " Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

25 09 2021 23:36:37

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

Особенности методики: использование опорной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интерактивные упражнения, практикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

25 09 2021 5:50:12

Наши пернатые друзья

Внеклассное мероприятие подготовлено к « Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и практические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

25 09 2021 18:14:45

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

25 09 2021 10:44:25

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

25 09 2021 1:36:46

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

25 09 2021 18:21:34

Приспособления растений и животных: анабиоз, покой и спячка

Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и предохраняющий зимой от переохлаждения....

25 09 2021 19:41:16

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Конспект урока составлен по программе В. В. Пасечника " Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме " Опорно-двигательная система"....

25 09 2021 5:47:28

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

25 09 2021 14:16:39

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

25 09 2021 9:24:52

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

25 09 2021 9:22:57

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панспермия, биохимическая эволюция....

25 09 2021 17:34:47

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую практику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

25 09 2021 15:31:15

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

25 09 2021 16:34:33

Секреты взрослеющей девочки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться менструаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

25 09 2021 1:29:11

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

25 09 2021 14:12:58

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и практику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей практической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

25 09 2021 19:32:35

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части Е Г Э задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

25 09 2021 16:25:37

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

25 09 2021 18:52:20

Цветок – орган полового размножения

Урок проводится в 6-м классе по У М К « Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

25 09 2021 15:47:18

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

25 09 2021 20:17:34

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему « Вредные привычки» или « Гигиена В Н Д». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

25 09 2021 2:48:28

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

25 09 2021 19:11:12

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

25 09 2021 22:54:16

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

25 09 2021 15:55:52

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

25 09 2021 7:13:19

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

25 09 2021 11:22:13

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

25 09 2021 5:32:24

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса " Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

25 09 2021 0:39:59

Головоногие моллюски

Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

25 09 2021 5:41:18

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

25 09 2021 11:38:12

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

25 09 2021 21:31:32

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная характеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

25 09 2021 22:17:10

Урок биологии по теме "Характеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

25 09 2021 6:44:48

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

25 09 2021 1:29:38

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

25 09 2021 9:58:23

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

25 09 2021 18:19:50

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

25 09 2021 11:46:31

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

25 09 2021 12:58:40

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, вырабатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

25 09 2021 1:49:30

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)