Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"
Задачи:
- Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Рассмотреть историческое развитие представлений о появлении жизни на Земле.
- Дать возможность учащимся самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая по их мнению верна и пpaктически доказуема.
- Раскрыть сущность теории А.И. Опарина и других альтернативных гипотез.
- Патриотическое воспитание на примере заслуг ученого академика А.И. Опарина.
- Формирование умения: обобщение, сравнение, выделять главное, умение отстаивать свое мнение.
Оборудование: таблицы по общей биологии кодограммы к уроку, журналы, химические реактивы: р-р 1% CuSO4 и K4[Fe(CN)6], пробирки, портреты ученых.
План урока:
- Отличие живого от неживого и определение понятия “жизнь” - рассказ учителя.
- История и краткая хаpaктеристика проблемы происхождения жизни на Земле
- Донаучные представления о происхождение жизни на Земле (самозарождение). (Сообщение учащихся)
- XVII век. Опыты Франческо Реди. (Сообщение учащихся). Гипотезы панcпepмии
- Доказательства Луи Пастера.(Сообщение учащихся).
- XVIII век. Утверждения философа и математика Лейбница. (Сообщение учащихся).
- Абиогенный синтез органических веществ.1924 г. Теория академика А.И. Опарина
- Альтернативные гипотезы по этой проблеме
- Библейская гипотеза
- Гипотезы о внеземном происхождение жизни на Земле (космическая)
- Вывод. Д\з параграф 89,90.
Ход урока
- Отличие живого от неживого и определение понятия “жизнь” (лекция учителя).
Проблема происхождение жизни на Земле с давних пор вызывала огромный интерес у людей, пытавшихся предложить различные решения ее в зависимости общего уровня развития современной науки. В предлагаемых ответах всегда сказывалась борьба двух взглядов на происхождение жизни – идеалистического и материалистического.
В чем же состоит отличие “живого от неживого”
Движение, дыхание, питание, размножение, развитие. Все перечисленное хаpaктеризует живые организмы, однако ни один из названных признаков не может быть исчерпывающим признаком. Могут быть живые организме не способные к дыханию и воспроизведению, рост хаpaктерен не только для живых существ, но и для неживых, например, для кристаллов.
Опыт: В пробирку наливаем 1% р-р сульфата меди (II) и добавляем кристаллы желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Прямо на глазах образуется “клетка” Траубе, которая разрастается и образуется много кристаллов. Похоже на колонию гидроидного полипа. Увеличение объема клетки происходит в силу осмотических явлений, которые совершенно не сходны с явлениями роста в живой клетке.
K4 [Fe(CN)6 ]+2CuSO4 Cu2[Fe(CN)6 ]+2K2SO4
В чем же заключается отличие живого от неживого? (выступление учащегося)
Ф.Энгельс в своей работе “Анти-Дюринг” писал (откройте книгу на стр. 182) запишите определение жизни, это классическое определение: “жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, что приводит к размножению белка”.
М.В. Волькенштейн. “Живые тела, существующие на земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”
Можно сделать вывод:
- Жизнь связана с белком, сохраняющим определенную структуру (первичную, вторичную, третичную, четвертичную)
- Способ существования белка – обмен веществ, в результате которого сохраняется нативное состояние.
- Нуклеиновые кислоты являются постоянной частью живых организмов.
- Живое тело представляет открытую систему саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся построенную из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
- Живые организмы способны к авторегуляции, автоматическому сохранению и поддержанию постоянного своего состава и свойств.
- История и краткая хаpaктеристика проблемы происхождения жизни на Земле (лекция учителя).
С глубокой древности и до нашего времени было высказано бессчетное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Сторонники теории биогенеза полагают, что все живое происходит только от живого. Их противники защищали теорию абиогенеза: они считали возможным происхождение живого от неживого. Существовало и существует три точки зрения на эту проблему.
А теперь немного познакомимся с этими взглядами.
- Аристотель
- Парацелье
- Ф.Реди
- Л.Пастер
- А.И. Опарин.
Креацоинисты верят в то, что жизнь создана высшей силой, Творцом.
Сторонники теории самозарождения (витализма) утверждали, что возможно самозарождение живых организмов.
Теория биохимическо эволюции показывает возможный путь зарождения жизни на Земле естественным путем, когда химическая эволюция создает предпосылки для появления живых организмов при наличии определенных условий.
Проблема возникновения жизни на Земле привлекла к себе внимание ученых самых разных специальностей.
- А теперь послушаем, как освещают проблему происхождения жизни на Земле ученые разных веков (выступления учащихся).
- Проблемы не существует! Жизнь – проявление воли Бога, о чем имеются прямые свидетельства в библии или других священных книгах. Не следует думать, что это древняя точка зрения устарела. В наше время, в основном в США, а также и других странах, существуют центры “научного” креационизма (учения о сотворении мира Богом), пытающиеся обосновать эту концепцию. В них детально анализируются все недостаточно обоснованные положения эволюционных теорий, и ведется широкая пропаганда их точки зрения.
- Жизнь как вещество существует вечно, а на земле она появилась в результате заноса ее зародышей из Космоса. Этой точки зрения придерживались Ю.Либих, В.Томсон и другие ученые. Детально разpaбатывали эту концепцию С.Аррениус и В.И. Вернадский. И несмотря на глубокое уважение к трудам и открытиям этих ученых, следует отметить, что еще древнегреческие ученые , в частности, Платон прекрасно понимали, что вечным может быть только неделимое – элементарное. Все, что состоит из частей, должно было когда-нибудь возникнуть. Эта гипотеза не дает ответ на главный вопрос – как же все-таки из неживого появилось живое.
- Проблема неразрешима, во всяком случае при нашем уровне знаний. Так Ч.Дарвин писал, что он “преднамеренно отказался от обсуждения вопроса о происхождении жизни на Земле, т.к. при нынешнем состоянии наших знаний является ultra vires (за пределами возможного), хотя и не отрицал возможность того, что в биологическую эпоху “в некотором маленьком пруду возникло белковое соединение, готовое к дальнейшим более сложным химическим превращениям”.
Аналогичной точки зрения придерживался Р.Вихров. Да и в наше время, хотя об этом не принято писать, ряд крупных биологов придерживаются той же точки зрения.
- Проблема может быть решена, поскольку возникновение жизни происходило естественным путем. Ясно, что только такой подход к проблеме предполагает возможность поиска путем ее решения экспериментальными научными методами. Именно на такой точке зрения стоял А.И. Опарин, когда начал разpaбатывать свою концепцию. Основной вклад А.И. Опарина в проблему происхождения жизни на Земле заключается в том, что он указал путь экспериментального решения этой проблемы.
- Альтернативные гипотезы по этой проблеме (выступления учащихся).
- Библейская гипотеза
- Гипотезы о внеземном происхождение жизни на Земле (космическая)
- Вывод.
Известный астрофизик, члeн-корреспондент АНРФ И.С. Шкловский считает, что наша цивилизация является единственной в нашей Галактике или даже во всей наблюдаемой вселенной. Этот вывод только подчеркивает необходимость особой ответственности человечества по сохранению нашей планеты как среды обитания жизни.
Несмотря на все сказанное на этом симпозиуме, проблема возникновения жизни на Земле остается нерешенной, и при всех огромных успехах биохимии ответы на вопросы носят умозрительный хаpaктер. Гипотезы, которая могла бы стать “руководящей” и превратиться во всеобъемлющую теорию, пока нет.
Домашнее задание.
Приложение
Литература
- Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор М.С. Гиляров. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2000.
- Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. Академика РАМН, профессора В.Н. Ярыгина. Москва: Высшая школа, 2003.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.И. Эволюция органического мира. Факультативный курс, учебное пособие для 10-11 классов средне школы. Москва: наука, 2002.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.. Биология в 3 томах. Москва: Просвещение, 1990.
- Киселева Э.А. Книга для чтения по дарвинизму. Москва: Просвещение, 1990.
Комментарии:
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
30 05 2023 17:35:13
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
29 05 2023 18:17:14
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
28 05 2023 11:54:39
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление.
...
27 05 2023 20:45:59
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
26 05 2023 19:23:47
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
25 05 2023 22:57:34
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
24 05 2023 19:13:59
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
23 05 2023 15:40:51
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
22 05 2023 4:54:49
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
21 05 2023 13:59:33
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
20 05 2023 12:44:20
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным.
...
19 05 2023 16:45:23
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
18 05 2023 23:13:22
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
17 05 2023 6:21:39
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
16 05 2023 19:55:25
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
15 05 2023 2:56:49
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
14 05 2023 5:19:34
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
13 05 2023 22:25:10
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
12 05 2023 5:39:43
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
11 05 2023 16:44:59
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков.
...
10 05 2023 19:24:10
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
09 05 2023 7:32:27
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
08 05 2023 23:55:51
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
07 05 2023 17:21:46
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
06 05 2023 18:13:13
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
05 05 2023 23:54:50
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
04 05 2023 8:56:52
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
03 05 2023 22:59:27
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
02 05 2023 2:57:56
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
01 05 2023 21:39:53
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
30 04 2023 3:46:27
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
29 04 2023 16:59:20

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
28 04 2023 23:43:57
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
27 04 2023 23:47:22
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
26 04 2023 6:37:51
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
25 04 2023 14:15:34
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
24 04 2023 20:35:13
Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы.
...
23 04 2023 5:57:22
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
22 04 2023 17:28:13
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
21 04 2023 8:21:13
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
20 04 2023 20:31:53
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
19 04 2023 16:12:44
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
18 04 2023 9:13:28
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
17 04 2023 18:17:34
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
16 04 2023 21:46:22
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
15 04 2023 0:57:40
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
14 04 2023 2:16:17
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
13 04 2023 4:29:53
Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус.
...
12 04 2023 13:42:59
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
11 04 2023 10:29:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::