Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

Источник:

Цель: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.

Задачи урока:

  • Сформировать основные понятия о мхах, как об одном из важных отделов растений, о происхождении мхов, их строении, размножении, распространении и значении в природе и жизни человека.
  • Продолжить формирование основных ключевых компетенций учащихся : коммуникативных через организацию работы в парах и группах, информационных через использование детьми дополнительных источников информации, развивать наблюдательность через такую форму работы как лабораторное исследование.
  • Прививать любовь к природе и родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Таблицы, гербарии, живые образцы мхов, фотографии, лупы, микроскопы, проектор, ПК, презентация ( приложение)

Ход урока

Оргмомент. (Психологический настрой на деятельность, знакомство с планом работы на уроке, который отражается в виде таблицы, записанной на доске.)

Этапы урока Вид работы Способы работы Время
1 Проверка индивидуальных заданий и взаимопроверка тестовых заданий. Работа в группах 10 мин
2 Самостоятельная работа по изучению нового материала Работа в парах 10 мин.
3 Закрепление знаний Индивидуально-дифференцированные задания и работа в группах 5 мин
4 Лабораторная работа Индивидуальная работа 10 мин
5 Подведение итогов урока   5 мин

Этап урока.

Проверка индивидуальных заданий и взаимопроверка тестовых заданий.

Обучающиеся выступают с отчетами и о выполненных индивидуально-дифференцированных заданий с учетом уровня подготовки и сформированности ЗУН.

  • Задание № 1 “Исследование водорослей из местного водоема” (Размножение водорослей при нeблагоприятных условиях)
  • Задание №2 “Исследование одноклеточных водорослей, выращенных в лаборатории биологии нашей школы” (размножение водорослей при благоприятных условиях)
  • Задание №3 “Сравнение одноклеточных животных и одноклеточных водорослей” (Наблюдение под микроскопом)
  • Задание № 4 “Морская капуста. Значение водорослей в природе и жизни человека”

Тестирование (работа в группах)

Уровень 1 на оценку “3”

  • Выпишите номера правильных суждений:
  • Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве или камнях.
  • Лишайник – это нити гриба и одноклеточная водоросль.
  • Лишайники бывают накипные, кустистые и красные
  • Гриб и водоросль, составляющие тело лишайника живут в симбиозе.

Уровень 2 на оценку “4”

Выполните тест.

Отношения между грибом и водорослью в едином организме лишайника основаны:

  • На паразитизме со стороны гриба
  • На симбиозе
  • На паразитизме со стороны водоросли.

С грибом, образующим лишайник , может существовать:

  • Многоклеточная зеленая водоросль
  • Многоклеточная бурая водоросль
  • Одноклеточная зеленая водоросль

Если гриб и водоросль в лишайниках разделить, то погибнут

  • гриб
  • Водоросль

Оба организма.

Уровень 3 на оценку“5”

Установите признаки и различия симбиоза грибов ( микориза) и лишайников.

Уровень 1 “3” Уровень 2 “4” Уровень 3 “5”
1 ошибка – “3” 1 ошибка – “3” 1 ошибка – “3”, 2 - “4”
2 и более ошибок – не зачет 2 и более ошибок – не зачет 3 и более ошибок – не зачет

Табло оценивания при взаимопроверке работ.

2 этап урока. Изучение нового материала.

Предлагается отгадать загадки. (работают с предложенными текстами), а затем самостоятельно сформулировать тему и цель урока.

Загадка 1.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

Загадка 2.

В лесу встречается множество всевозможных растений. Обитатели леса очень разнообразны, принадлежат к разным группам растительного царства. Среди них есть цветковые растения, голосеменные, папоротники, хвощи, плауны и т. д.

Определить, кто есть кто, обычно несложно. Не надо быть специалистом-ботаником, чтобы сказать, что липа - это цветковое растение, а ель - голосеменное. Нетрудно понять. что тина в пруду - это водоросли. Несколько сложнее отличить мхи от лишайников. Тут могут быть некоторые затруднения.

А есть и такие растения, которые для обычного человека, далекого от ботаники, просто-напросто являются загадкой. Неспециалисту трудно сказать, к какой группе растений они относятся.

Вот, например, маршанция. Это растение чаще всего можно встретить на лесных кострищах года через два-три после того, как на этом месте был костер. Внешний вид маршанции очень своеобразен - темно-зеленые пластинки, плотно прижатые к поверхности почвы. Они слегка глянцевитые, блестящие и причудливо разветвленные. Однако в ветвлении пластинок есть определенная правильность: каждая из них на конце раздваивается наподобие рогатки. Иногда можно заметить, что от зеленых пластинок поднимаются вверх какие-то маленькие грибки со шляпкой и ножкой. У одних грибков шляпка цельная, плоская, у других - сильно рассеченная на узкие лопасти, которые наклонены вниз. Именно так выглядит маршанция. Вот и догадайтесь, что это такое, к какой группе растительного мира относится. Настоящее растение-загадка. Не то какой-то лишайник, не то водоросль.

А разгадка совершенно неожиданна. Маршанция - представитель отдела (предлагается вставить пропущенные буквы)

  о   о           е

Учащиеся предлагается самостоятельно сформулируют тему и задачи урока.

Далее идет рассказ учителя с элементами беседы и демонстрация слайдов презентации о строении, размножении и значении мхов в природе и жизни человека.

Самостоятельная работа в парах.

  • Прочитайте текст на стр. 66 – 67 (1 ряд) и 67 – 68 (2 ряд)
  • 3 ряд готовит вопросы для учащихся 1 и 2 ряда. (Учитель помогает составить вопросы)
  • Далее ребята 1 и 2 ряда работают в группах, повернувшись др. к др. и обсуждают прочитанное.

3 этап урока. Закрепление.

Работа с текстом загадки.

Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке …….на ножке
Куда ни глянь растет.

Он снизу беловатый
Повыше зеленей
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей.

На кустиках поляны
Подсушен в летний зной
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.

- Обратите внимание на выданную карточку с загадкой. Обсудите в группе вопрос: имеют - ли подчеркнутые слова биологический смысл или автор использовал их для рифмы?

4 этап урока.

  • Лабораторная работа “Строение мха”.
  • Стр. 56 учебника

5 этап урока.

Подведение итогов урока.

  • Д/З. Изучить материал на стр. 52–56
  • Индивидуально-дифференцированные задания.
  • Слабым: Работа с дополнительными источниками информации. “Прочитать текст, подготовить сообщение”

Сильным: “Мхи нашей местности.” Подготовить морфологическое описание.

Синквейн. \"Мхи\"

Образец ответа.

  • 1 строка (существительное): Мхи
  • 2 строка (2 прилагательных): примитивные, небольшие по размерам.
  • 3 строка (3 глагола или словосочетания с глаголами) : размножаются спорами, не имеют корней, зависимы от воды.
  • 4 строка (Ключевая фраза, отражающая главную мысль): Гаметофит преобладает над спорофитом.
  • 5 строка ( уществительное - резюме): Торфообразователи.

Рефлексия:

  • “Я узнал…..”
  • “Я научился…”
  • “Мне было…..”

Аспектный анализ урока.

Тема: “Отдел моховидные”

1. Содержание урока.

Считаю, что мне удалось правильно определить объем учебного материала и глубину изложения темы урока. Класс сильный, дети в основном мотивированы к изучению биологии. Многие из них уже давно сотрудничают со мной, выполняют индивидуальные задания, проводят исследовательскую работу, в которой им помогают родители. Поэтому я изучала материал на несколько углубленном уровне, предварительно дала индивидуально-дифференцированные задания учащимся, учитывая уровень их подготовки. Не допускала сама и вовремя исправляла теоретические ошибки, неточные формулировки. (Например в понятиях “симбиоз”, “паразитизм”) Содержание урока было логически законченным и соответствовало теме урока.

2. Структура урока.

Для рационального распределения времени на уроке детям был предложен план работы на уроке, который отражался в виде таблицы, записанной на доске.

Этапы урока Вид работы Способы работы Время
1 Проверка индивидуальных заданий и их взаимопроверка. Работа в группах 5 мин
2 Изучение нового материала. Работа в парах, рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации, гербариев и живых образцов растений. 15 мин.
3 Закрепление знаний Индивидуально- дифференцированные задания и работа в группах 10 мин
4 Лабораторная работа Индивидуальная работа 10мин
5 Подведение итогов урока   5 мин

Вводной части урока было уделено особое внимание, т. к детям должна быть ясна связь между изученным ранее и новым материалом. В этой части урока я вместе с ребятами постаралась четко сформулировать цели и задачи урока.

3. Как проведена проверка знаний и умений учащихся.

1) Сообщения учащихся по предыдущей теме “Водоросли”.

2) Отчеты учащихся о результатах проведенных биологических экспериментов.

3) Разноуровневое тестирование по группам со взаимопроверкой. Если задания были выполнены не одинаково, ребята находили и исправляли ошибки, доказывали правильность ответов.

4) Оценки выставлялись на листочках и сдавались учителю, которым заранее было предложено табло оценивания.

Уровень 1 “3” Уровень 2 “4” Уровень 3 “5”
1 ошибка – “3” 1 ошибка – “3” 1 ошибка – “3”, 2 - “4”
2 и более ошибок – не зачет 2 и более ошибок – не зачет 3 и более ошибок – не зачет

4. Как проведено изучение нового материала.

1) Оптимизация учебного процесса : детям была предложена загадка, отгадав которую, они могли правильно сформулировать тему урока.

2 )Я постаралась использовать много наглядного материала: таблицы, гербарии, живые образцы мхов, слайды презентации, рисунки детей, фотографии.

3) Ведущим методом была самостоятельная работа, которая сопровождалась беседой учителя с детьми.

4) Учащиеся работали в парах по алгоритму: Прочитайте текст учебника на стр.__________Ответьте на вопросы______________

5) Вопросы я старалась ставить четко, поощряла полноту и правильность ответа, стимулировала учебную деятельность детей, отмечая важность изучаемой темы и дополняя интересным материалом.

6) Использовала методы перекрестной беседы, формируя у детей навыки сравнения и коммуникативные компетенции.

5. Как проведено закрепление знаний

Учащиеся вернулись к загадкам, которые предлагались в начале урока, т.о была соблюдена целостность и логическая завершенность урока.

В группе обсуждался вопрос: имеют ли подчеркнутые строки биологический смысл или они были использованы для рифмы.

После обсуждения в малой группе, учащиеся вышли на “Форум”.

6. Использование наглядности.

На следующем этапе урока учащимся было предложено выполнение лабораторной работы. Образцы мхов раздавались каждому ученику. Дети пользовались лупами и микроскопами.

В процессе работы я старалась обратить внимание на соблюдение техники безопасности, правильность выполнения задания, следила, чтобы каждый ребенок завершил работу, сделал выводы. В целях экономии времени, а также для формирования навыков правильного ведения исследования, я предложила ребятам воспользоваться инструктивными карточками.

7. Заключительная часть урока.

Проводя закрепление и рефлексию, я убедилась, что материал урока был усвоен.

Домашнее задание дано и записано в дневники учащихся. К качестве домашнего задания предлагаю ребятам разноуровневые индивидуально- дифференцированные задания: поработать с синквейнами, с которыми они хорошо знакомы, подготовить сообщения, провести наблюдения.

Оценки за урок выставлены и аргументированы.

8. Речь, поведение и взаимоотношения с классом.

С ребятами у меня давно сложились добрые и теплые взаимоотношения, использую на уроках шутки, ассоциации. Но слежу за речью: грамотность, четкость изложения, коротко и по существу. Не перехожу границ субординации. Надлежащей дисциплины и внимания добиваюсь тем, что показываю собственную увлеченность предметом и важность знания биологии в пpaктической жизни человека.

9. Общее суждение об уроке.

Цель достигнута. За образец можно взять организацию работы детей в группах, парах, сочетание разных видов деятельности, их смену. Необходимо обратить внимание на то, что для детей с ограниченными возможностями здоровья (2 чел ЗПР, один – тугоухость) необходимо подобрать более простые задания и снизить темп. (На этапе изучения нового материала). Ребятам мотивированным можно увеличить нагрузку. (2 человека остались недовольны тем, что не удалось выслушать их сообщения). Не забыть дать им слово на следующем уроке и поощрить. Дано домашнее задание, комментарии к нему, определены индивидуально–дифференцированные задания. Содержание урока было логически законченным и объединенным темой урока.

Литература.

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka1_1.htm
  2. http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st025.shtml
  3. http://www.biologiya-uroki.ru/index.php/biologiya-kak-nauka/283-sfagnovie-mhi.html
  4. http://riddle-middle.ru/zagadki/otvety/%D0%9C%D0%BE%D1%85
  5. http://samsdam.net/biology/.
  6. http://studentus.net/book/97-medicinskaya-botanika/61-otdel-moxovidnye-bryophyta.html



Комментарии:

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

01 04 2025 10:40:11

Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе


    Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе

      Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....

31 03 2025 17:27:16

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

30 03 2025 2:37:18

Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"


    Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"

      Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....

29 03 2025 6:25:17

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

28 03 2025 18:45:50

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

27 03 2025 10:31:22

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

26 03 2025 0:39:37

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс


    Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

      В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

25 03 2025 4:20:41

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

24 03 2025 21:52:50

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

23 03 2025 21:31:27

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

22 03 2025 8:59:55

Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)


    Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)

      Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....

21 03 2025 15:50:44

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

20 03 2025 22:38:57

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

19 03 2025 0:51:49

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

18 03 2025 8:20:11

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

17 03 2025 3:34:40

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

16 03 2025 3:33:29

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

15 03 2025 10:56:47

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)


    Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

      Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

14 03 2025 21:11:24

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

13 03 2025 21:43:25

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

12 03 2025 14:34:35

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

11 03 2025 12:28:37

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

10 03 2025 16:53:53

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

09 03 2025 20:41:34

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

08 03 2025 17:28:38

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

07 03 2025 19:27:18

Строение и работа сердца

Цель урока: изучение строения и работы сердца....

06 03 2025 5:35:52

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП


    "Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

      Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

05 03 2025 2:54:19

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

04 03 2025 18:23:41

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

03 03 2025 14:30:22

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

02 03 2025 7:22:22

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

01 03 2025 13:39:48

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

28 02 2025 9:48:46

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс


    Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

      Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....

27 02 2025 2:32:17

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

26 02 2025 10:59:44

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

25 02 2025 9:51:18

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

24 02 2025 18:15:36

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

23 02 2025 21:26:45

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"


    Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

      Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

22 02 2025 5:45:45

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

21 02 2025 2:27:13

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

20 02 2025 10:53:35

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

19 02 2025 10:19:14

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

18 02 2025 7:34:33

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

17 02 2025 1:39:10

План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"


    План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

      План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....

16 02 2025 10:32:12

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

15 02 2025 10:43:34

Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс

      Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....

14 02 2025 15:23:37

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

13 02 2025 18:47:58

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

12 02 2025 18:26:16

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

11 02 2025 1:32:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::