Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

В условиях сдачи выпускниками 9 класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11 классов – в форме ЕГЭ, поступления в ВУЗы по итогам школьных экзаменов, педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Возникает вопрос: когда и как начинать подготовку к экзаменам – в 9 классе или раньше? Я такую подготовку начинаю уже с пятого – шестого классов.
Вспомним, как построена экзаменационная работа: три части – А, В, С. Я поделюсь своим опытом организации работы по решению заданий этих частей.
Итак, первая часть экзаменационной работы (или часть А). Напомню, что эта часть включает в себя 26 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх (21 задание базового уровня, 5 – повышенного). За эту часть ребёнок может получить 26 баллов, что уже обеспечит ему оценку «4».
У меня имеется проверочный материал в форме тестов пpaктически по всем темам школьного курса биологии с 6 по 11 класс. Некоторые материалы представлены двумя вариантами, но большинство – 4 и более. В подготовке тестов я использую не только базовый материал (учебник), материалы ЕГЭ, итоговой аттестации прошлых лет, но и краеведческий материал. Например, при проведении тестирования по теме «Эволюционное учение» в 9 (11) классах предлагаю такие задания: в состоянии биологического регресса находится: А) береза бородавчатая, Б) сосна меловая, В) лютик едкий, Г) заяц-русак. В состоянии биологического прогресса находится: А) адонис весенний, Б) липа мелколистная, В) проломник Козо-Полянского, Г) иссоп меловой.
Есть задания, когда имеется несколько правильных ответов и ответ, объединяющий их вместе. Например: в чем главная суть двойного оплодотворения: А) слияние первого cпepмия с яйцеклеткой, Б) слияние центральной клетки с двумя cпepмиями, В) слияние второго cпepмия с центральной клеткой, Г) полный ответ А) и В). Где размножаются болезнетворные бактерии: А) в грязной воде, Б) в теле человека, В) в почве, Г) везде. Определите ядовитые грибы: А) мухомор, Б) поганка, В) подосиновик, Д) все, кроме подосиновика. Такие задания тренируют внимание ребёнка, заставляют прочитать ответы до конца.
Вторая часть (В) включает в себя 8 заданий. Первые два: выбор трёх верных ответов из шести. Например, при изучении особенностей человека в 8 классе можно использовать такое задание:
Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных
А) позвоночник не имеет изгибов
Б) грудная клетка сжата в спинно-брюшном
направлении
В) грудная клетка сжата с боков
Г) позвоночник имеет S-образную форму
Д) стопа сводчатая
Е) лицевой отдел черепа массивный.
При изучении иммунитета в 8 классе такое задание:
Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: в каком из перечисленных случаев возможно заражение СПИДом
А) пoлoвoй контакт
Б) поцелуй
В) пользование бытовыми предметами общего
пользования
Г) прививка, укол
Д) укус паразитических насекомых
Е) переливание крови.
В части (В) имеется задание на сопоставление.
Например, при изучении темы «Плоские черви» в 7
классе использую задание:
Признаки
Тип
А) двухслойное
тело
1) Кишечнополостные
Б) кишечная
полость
2) Плоские черви
В) полость отсутствует
Г) трёхслойное тело
Д) лучевая симметрия
Е) двусторонняя симметрия
| А | Б | В | Г | Д | Е |
При изучении эндокринной системы в 8 классе использую такое задание:
Установите соответствие между примером или хаpaктеристикой железы и ее видом
Примеры или хаpaктеристика желез Виды желез
А) печень, железы желудка и
кишечника
1) внешней секреции
Б) щитовидная железа, гипофиз,
надпочечники 2)
внутренней секреции
В) выделяют образующиеся в них вещества
через выводные протоки
Г) выделяют секреты в полость тела
или во внешнюю среду
Д) выpaбатывают вещества, которые
непосредственно попадают в кровь
Е) примерами выделяемых веществ являются:
инсулин, тироксин, гормон роста
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Одно из заданий части (В) – определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Использую задания разных типов. Например, укажите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в большом круге кровообращения, начиная от сердца:
А) капилляры
Б) аорта
В) правое предсердие
Г) левый желудочек
Д) полые вены
Е) средние и мелкие артерии
| А | Б | В | Г | Д | Е |
В каком порядке расположены органы пищеварения: А) ротовая полость – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстая кишка – прямая кишка. Б) ротовая полость – пищевод – желудок – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка. В) ротовая полость – желудок – пищевод – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка. Г) здесь нет правильного ответа.
Последнее задание части (В) – вставка пропущенных в тексте слов. Такие задания предлагаю учащимся уже в 6 классе. Например, вставить пропущенные слова в предложения: А) если на черешке одна листовая пластинка, лист называют … (простым). Б) пример вегетативного размножения – размножение картофеля … (клубнями). В) раздельнополые цветки имеют только … (пестики) или только … (тычинки). [4, С. 32, 38.]
И, наконец, третья часть (С) – 5 заданий с развёрнутым ответом. Первое задание – на применение биологических знаний на пpaктике. Требуется дать развёрнутый ответ. Сложность задания заключается в неумении учащихся выразить свои мысли, применить биологические термины. Отpaбатываю такие умения, проводя биологические диктанты, работу по карточкам, контрольные работы, устный опрос.
Одно из заданий части (С) – нахождение ошибок в предложенном тексте. Такие задания выполняем, начиная с 5 класса. В учебниках линии Н.И. Сонина есть задания - «Какие утверждения верны», усложняю их – прошу учащихся объяснить, почему утверждение неверно, а каким будет правильный ответ, проговариваем правильные ответы по несколько раз – для лучшего запоминания. Прошу учащихся придумать рассказ с ошибками (указываю их количество), дать верный ответ. Такие задания использую очень часто как при изучении нового материала, так и на уроках обобщения изученного материала. Например, при изучении темы «Плоские черви» в 7 классе использую текст с ошибками для закрепления изученного материала.
«Белая планария». Это животное имеет
длину тела 1 – 2 см. Ведёт свободный образ жизни,
являясь хищником. Белая планария имеет
радиальную симметрию тела (двухстороннюю),
так как ведет подвижный образ жизни; трехслойное
тело, где слои располагаются в следующем порядке
(снаружи) энтодерма, мезодерма, эктодерма (эктодерма,
мезодерма, энтодерма). В теле планарии
имеется обширная полость тела (нет,
паренхима). Имеются хорошо развитые
органы дыхания (нет), кровеносная
система отсутствует. Нервная система
представлена брюшной нервной системой (нервные
стволы), на переднем конце тела имеются
небольшие выросты, на которых располагаются
примитивные органы зрения – глаза, способные
различать свет и темноту. Планария –
раздельнополое животное (гермафродит).
Самым сложным заданием части (С) является работа
с текстом, подчас очень трудным для понимания
из-за обилия биологических терминов. Учащиеся
испытывают затруднения, так как к тексту даются
вопросы и задания, а важно уловить суть
предложенного. Обучение работе с текстом начинаю
с 6 – 7 классов. Предлагаю вниманию учащихся
сначала небольшие тексты и алгоритм работы с
ними:
1) Название текста.
2) Основные идеи текста.
3) Факты, аргументы и опыты в поддержку основных
идей.
4) Противоречия.
5) Проблемы (недостаток или отсутствие информации
о чем-либо).
6) Пути решения проблемы.
Например, при изучении темы «Рыбы» учащиеся работают со следующими текстами: рыба-луна – самая большая из ныне существующих рыб. Её размеры могут достигать 3 м, а вес – 2 тонн! У рыбы-луны нет хвостового отдела, что делает её очень медлительной. Несмотря на такие внушительные размеры и малую подвижность, эта рыба не является промысловым видом, и у неё почти нет естественных врагов. [1, С. 13 – 14.]
Работая с этим текстом, даже самые слабые учащиеся обращают внимание на противоречия: почему такая большая рыба не используется в пищу, почему такая медлительная рыба не имеет врагов? Начинается активное обсуждение, каждый ребёнок высказывает своё мнение, в результате приходим к решению выявленных противоречий: мясо невкусное и воняет, шкура прочная, толстая, недоступная зубам хищника.
Следующий текст: мангровые болота – неотъемлемая деталь большинства берегов тропической зоны. Они образуются в закрытых бухтах рек, а также на берегах лагун. Одно из самых курьёзных существ, населяющих мангровые болота – небольшая рыбка илистый прыгун. Во время отлива прыгуны «разгуливают» по суше, могут прыгать как кузнечики, взбираться на скалы и мангровые деревья. Своими выпуклыми глазами, расположенными на двух бугорках в верхней части головы, рыбы непрерывно высматривают добычу: мелких крабов, червей, моллюсков и насекомых. Каждый глаз способен поворачиваться независимо от другого глаза. [1, С. 85.]
Учащиеся выявили следующие проблемы: передвижение по суше, дыхание – ведь это рыба, а, значит, дышит жабрами. При коллективном обсуждении пришли к выводу – илистый прыгун передвигается за счёт плавников, дополнительно на суше дышит кожей.
Чтобы экзамен в новой форме не стал для учащихся полной неожиданностью, переводные экзамены провожу также в форме тестирования, максимально приближаясь к заданиям итоговой аттестации в новой форме по биологии, лишь сократив их количество. Готовясь к экзаменам, учащиеся отpaбатывают умения работы с контрольно-измерительными материалами: заполняют таблицы, учатся исправлять допущенные ошибки.
Выпускники основной школы уже два года сдают экзамен по биологии в новой форме. Мои ученики также участвовали в итоговой государственной аттестации и за эти два года на экзамене показали качество знаний – 100%. Поэтому раннюю подготовку к сдаче экзаменов в новой форме буду использовать и в дальнейшей педагогической деятельности.
Библиографический список.
- Волцит О.В. и др. 1000 тайн животного мира. – М.: АСТ Астрель, 2001. – 13, 85 с.
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М.: Просвещение. 2006.
- Лернер Г.И. ГИА 2008. Биология: Сборник заданий: 9 класс. – М.: Эксмо. 2008.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы. – М. Дрофа. 1996. – 32, 38 с.
Комментарии:
Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....
12 12 2025 21:50:19
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
11 12 2025 9:35:40
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
10 12 2025 14:55:51
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
09 12 2025 1:27:36
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
08 12 2025 7:20:26
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
07 12 2025 2:24:36
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
06 12 2025 7:11:40
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
05 12 2025 13:11:49
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
04 12 2025 7:34:11
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
03 12 2025 21:31:21
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
02 12 2025 10:43:11
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
01 12 2025 15:35:12
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
30 11 2025 7:48:40
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
29 11 2025 20:21:25
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
28 11 2025 3:47:14
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
27 11 2025 7:17:12
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
25 11 2025 6:22:51
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет".
...
24 11 2025 11:21:57
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
23 11 2025 0:32:28
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
22 11 2025 14:36:17
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
21 11 2025 16:38:57
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
20 11 2025 23:57:26
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
19 11 2025 1:36:20
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
18 11 2025 16:12:23
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
17 11 2025 15:25:19
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
16 11 2025 1:44:29
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
15 11 2025 5:39:20
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
14 11 2025 20:23:55
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
13 11 2025 17:50:19
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
12 11 2025 18:25:38
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
11 11 2025 16:59:26
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
10 11 2025 5:23:25
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
09 11 2025 8:54:45
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
08 11 2025 11:53:30
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
07 11 2025 4:42:15
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
06 11 2025 9:16:27
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
05 11 2025 20:20:42
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
04 11 2025 17:41:11
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
03 11 2025 15:11:58
Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....
02 11 2025 10:10:25
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
01 11 2025 13:46:59
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
31 10 2025 3:25:36
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
30 10 2025 7:33:50
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
29 10 2025 7:48:20
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
28 10 2025 19:23:21
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
27 10 2025 14:30:16
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
26 10 2025 15:40:42
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
25 10 2025 14:19:45
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
24 10 2025 8:55:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"