Лаборатория фитоинвазий    

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

В условиях сдачи выпускниками 9 класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11 классов – в форме ЕГЭ, поступления в ВУЗы по итогам школьных экзаменов,  педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Возникает вопрос: когда и как начинать подготовку к экзаменам – в 9 классе или раньше? Я такую подготовку начинаю уже с пятого – шестого классов.

Вспомним, как построена экзаменационная работа: три части – А, В, С. Я поделюсь своим опытом организации работы по решению заданий этих частей.

Итак, первая часть экзаменационной работы (или часть А). Напомню, что эта часть включает в себя 26 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх (21 задание базового уровня, 5 – повышенного). За эту часть ребёнок может получить 26 баллов, что уже обеспечит ему оценку «4».

У меня имеется проверочный материал в форме тестов практически по всем темам школьного курса биологии с 6 по 11 класс. Некоторые материалы представлены двумя вариантами, но большинство – 4 и более. В подготовке тестов я  использую не только базовый материал (учебник), материалы ЕГЭ, итоговой аттестации прошлых лет, но и краеведческий материал. Например, при проведении тестирования по теме «Эволюционное учение» в 9 (11) классах  предлагаю такие задания: в состоянии биологического регресса находится: А) береза бородавчатая,  Б) сосна меловая,  В) лютик едкий,  Г) заяц-русак. В состоянии биологического прогресса находится: А) адонис весенний, Б) липа мелколистная,  В) проломник Козо-Полянского, Г) иссоп меловой.

Есть задания, когда имеется несколько правильных ответов и ответ, объединяющий их вместе. Например: в чем главная суть двойного оплодотворения: А) слияние первого спермия с яйцеклеткой, Б) слияние центральной клетки с двумя спермиями, В) слияние второго спермия с центральной клеткой,  Г) полный ответ А) и В).  Где размножаются болезнетворные бактерии: А) в грязной воде, Б) в теле человека, В) в почве,   Г) везде. Определите ядовитые грибы: А) мухомор, Б) поганка, В) подосиновик, Д) все, кроме подосиновика. Такие задания тренируют внимание ребёнка, заставляют прочитать ответы до конца.

Вторая часть (В) включает в себя 8 заданий. Первые два: выбор трёх верных ответов из шести. Например, при изучении особенностей человека в 8 классе можно использовать такое задание:

Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных

А) позвоночник не имеет изгибов
Б) грудная клетка сжата в спинно-брюшном направлении
В) грудная клетка сжата с боков
Г) позвоночник имеет S-образную форму
Д) стопа сводчатая
Е) лицевой отдел черепа массивный.

При изучении иммунитета в 8 классе такое задание:

Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: в каком из перечисленных случаев возможно заражение СПИДом

А) половой контакт
Б) поцелуй
В) пользование бытовыми предметами общего пользования
Г) прививка, укол
Д) укус паразитических насекомых
Е) переливание крови.
В части (В) имеется задание на сопоставление. Например, при изучении темы «Плоские черви» в 7 классе использую задание:

Признаки                                                                                 Тип
А) двухслойное тело                                                               1) Кишечнополостные
Б) кишечная полость                                                               2) Плоские черви
В) полость отсутствует
Г) трёхслойное тело
Д) лучевая симметрия
Е) двусторонняя симметрия

      А        Б              В               Г               Д               Е       
           

При изучении эндокринной системы в 8 классе использую такое задание:

Установите соответствие между примером или характеристикой железы и ее видом

Примеры или характеристика желез                         Виды желез

А) печень, железы желудка и кишечника                     1) внешней секреции
Б) щитовидная железа, гипофиз, надпочечники          2) внутренней секреции 
В) выделяют образующиеся в них вещества
через выводные протоки
Г) выделяют секреты в полость тела
или во внешнюю среду
Д) вырабатывают вещества, которые
непосредственно попадают в кровь
Е) примерами выделяемых веществ являются:
инсулин, тироксин, гормон роста

      А        Б              В               Г               Д               Е       
           

Одно из заданий части (В) – определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Использую задания разных типов. Например, укажите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в большом круге кровообращения, начиная от сердца:

А) капилляры
Б) аорта
В) правое предсердие
Г) левый желудочек
Д) полые вены
Е) средние и мелкие артерии

      А        Б              В               Г               Д               Е       
           

В каком порядке расположены органы пищеварения: А) ротовая полость – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстая кишка – прямая кишка. Б) ротовая полость – пищевод – желудок – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка. В) ротовая полость – желудок – пищевод – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка. Г) здесь нет правильного ответа.

Последнее задание части (В) – вставка пропущенных в тексте слов. Такие задания предлагаю учащимся уже в 6 классе. Например, вставить пропущенные слова в предложения: А) если на черешке одна листовая пластинка, лист называют … (простым). Б) пример вегетативного размножения – размножение картофеля … (клубнями). В) раздельнополые цветки имеют только … (пестики) или только … (тычинки). [4, С. 32, 38.]

И, наконец, третья часть (С) – 5 заданий с развёрнутым ответом. Первое задание – на применение биологических знаний на практике. Требуется дать развёрнутый ответ. Сложность задания заключается в неумении учащихся выразить свои мысли, применить биологические термины. Отрабатываю такие умения, проводя биологические диктанты, работу по карточкам, контрольные работы, устный опрос.

Одно из заданий части (С) – нахождение ошибок в предложенном тексте. Такие задания выполняем, начиная с 5 класса. В учебниках линии Н.И. Сонина есть задания - «Какие утверждения верны», усложняю их – прошу учащихся объяснить, почему утверждение неверно, а каким будет правильный ответ, проговариваем правильные ответы по несколько раз – для лучшего запоминания. Прошу учащихся придумать рассказ с ошибками (указываю их количество), дать верный ответ. Такие задания использую очень часто как при изучении нового материала, так и на уроках обобщения изученного материала. Например, при изучении темы «Плоские черви» в 7 классе использую текст с ошибками для закрепления изученного материала.

«Белая планария». Это животное имеет длину тела 1 – 2 см. Ведёт свободный образ жизни, являясь хищником. Белая планария имеет радиальную симметрию тела (двухстороннюю), так как ведет подвижный образ жизни; трехслойное тело, где слои располагаются в следующем порядке (снаружи) энтодерма, мезодерма, эктодерма (эктодерма, мезодерма, энтодерма). В теле планарии имеется обширная полость тела (нет, паренхима). Имеются хорошо развитые органы дыхания (нет), кровеносная система отсутствует. Нервная система представлена брюшной нервной системой (нервные стволы), на переднем конце тела имеются небольшие выросты, на которых располагаются примитивные органы зрения – глаза, способные различать свет и темноту. Планария – раздельнополое животное (гермафродит).
Самым сложным заданием части (С) является работа с текстом, подчас очень трудным для понимания из-за обилия биологических терминов. Учащиеся испытывают затруднения, так как к тексту даются вопросы и задания, а важно уловить суть предложенного. Обучение работе с текстом начинаю с 6 – 7 классов. Предлагаю вниманию учащихся сначала небольшие тексты и алгоритм работы с ними: 

1) Название текста.
2) Основные идеи текста.
3) Факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей.
4) Противоречия.
5) Проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо).
6) Пути решения проблемы.

Например, при изучении темы «Рыбы» учащиеся работают со следующими текстами: рыба-луна – самая большая из ныне существующих рыб. Её размеры могут достигать 3 м, а вес – 2 тонн! У рыбы-луны нет хвостового отдела, что делает её очень медлительной. Несмотря на такие внушительные размеры и малую подвижность, эта рыба не является промысловым видом, и у неё почти нет естественных врагов. [1, С. 13 – 14.]

Работая с этим текстом, даже самые слабые учащиеся обращают внимание на  противоречия: почему такая большая рыба не используется в пищу, почему такая медлительная рыба не имеет врагов? Начинается активное обсуждение, каждый ребёнок высказывает своё мнение, в результате приходим к решению выявленных противоречий: мясо невкусное и воняет, шкура прочная, толстая, недоступная зубам хищника.

Следующий текст: мангровые болота – неотъемлемая деталь большинства берегов тропической зоны. Они образуются в закрытых бухтах рек, а также на берегах лагун. Одно из самых курьёзных существ, населяющих мангровые болота – небольшая рыбка илистый прыгун. Во время отлива прыгуны «разгуливают» по суше, могут прыгать как кузнечики, взбираться на скалы и мангровые деревья. Своими выпуклыми глазами, расположенными на двух бугорках в верхней части головы, рыбы непрерывно высматривают добычу: мелких крабов, червей, моллюсков и насекомых. Каждый глаз способен поворачиваться независимо от другого глаза. [1, С. 85.]

Учащиеся выявили следующие проблемы: передвижение по суше, дыхание – ведь это рыба, а, значит, дышит жабрами. При коллективном обсуждении пришли к выводу – илистый прыгун передвигается за счёт плавников, дополнительно на суше дышит кожей.

Чтобы экзамен в новой форме не стал для учащихся полной неожиданностью, переводные экзамены провожу также в форме тестирования, максимально приближаясь к заданиям итоговой аттестации в новой форме по биологии, лишь сократив их количество. Готовясь к экзаменам, учащиеся отрабатывают умения работы с контрольно-измерительными материалами: заполняют таблицы, учатся исправлять допущенные ошибки.

Выпускники основной школы уже два года сдают экзамен по биологии в новой форме. Мои ученики также участвовали в итоговой государственной аттестации и за эти два года на экзамене показали качество знаний – 100%. Поэтому раннюю подготовку к сдаче экзаменов в новой форме буду использовать и в дальнейшей педагогической деятельности.

Библиографический список.

  1. Волцит О.В. и др. 1000 тайн животного мира. – М.: АСТ Астрель, 2001. – 13, 85 с.
  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М.: Просвещение. 2006.
  3. Лернер Г.И. ГИА 2008. Биология: Сборник заданий: 9 класс. – М.: Эксмо. 2008.
  4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы. – М. Дрофа. 1996. – 32, 38 с.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

21 02 2020 23:24:49

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

20 02 2020 7:36:39

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить характер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

19 02 2020 20:29:42

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

18 02 2020 8:52:17

Мультимедийная поддержка уроков биологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

17 02 2020 1:53:52

Интегрированный урок "Газообмен в легких"

В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....

16 02 2020 1:38:24

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о В И Ч-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....

15 02 2020 9:57:52

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

14 02 2020 0:56:33

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

13 02 2020 12:24:42

Прибор, открывающий тайны

Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

12 02 2020 21:19:50

Деление клетки. Митоз

Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

11 02 2020 22:13:46

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

10 02 2020 10:32:19

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В половозрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

09 02 2020 0:54:30

Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"

Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

08 02 2020 14:38:40

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

07 02 2020 1:39:10

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

06 02 2020 15:59:59

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

05 02 2020 20:31:34

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"

Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

04 02 2020 2:50:57

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

03 02 2020 23:52:30

Методическая разработка "Цвети, Земля!"

Методическая разработка " Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

02 02 2020 21:35:59

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

01 02 2020 19:32:15

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

31 01 2020 9:23:18

Заключительный урок по теме "Корень"

Развивающая игра по теме « Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

30 01 2020 13:12:34

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

29 01 2020 21:53:20

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

28 01 2020 22:10:56

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о характерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

27 01 2020 20:34:59

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

26 01 2020 22:23:39

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

25 01 2020 10:38:56

Внеклассное мероприятие по биологии. Своя игра "Все о птицах". 7-й класс

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры « Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....

24 01 2020 17:11:19

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

23 01 2020 8:53:57

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

22 01 2020 6:56:17

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

Тема урока по программе " Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

21 01 2020 16:38:30

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

20 01 2020 11:37:38

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

19 01 2020 14:45:56

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

18 01 2020 7:36:31

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

17 01 2020 12:45:59

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

16 01 2020 23:50:12

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

Урок " Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: " История биологии", " Морфология и систематика", " Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

15 01 2020 4:57:30

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

14 01 2020 19:34:31

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать практические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

13 01 2020 3:43:13

Загадочные соседи - лишайники

Тема « Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...

12 01 2020 13:38:15

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

11 01 2020 19:21:25

Тема урока: "Иммунитет"

Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

10 01 2020 0:23:42

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме " Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

09 01 2020 5:52:17

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

08 01 2020 14:14:20

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

07 01 2020 8:49:13

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интерактивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

06 01 2020 18:23:43

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный характер. С целью визуализации используется И Д Smart Board и разработанная программа Smart notebook " Начальные этапы развития жизни". ...

05 01 2020 20:38:54

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. " Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

04 01 2020 17:42:54

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Урок биологии по теме " Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер". ...

03 01 2020 8:21:15

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

02 01 2020 5:35:48

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опорно-двигательная система человека. Строение мыщц"

Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме " Опорно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

01 01 2020 2:13:11

Прокариотическая клетка. 9-й класс

Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

31 12 2019 9:36:12

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Раздел " Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

30 12 2019 22:53:52

Пробка и корка у растений ЕГЭ biologia's Blog

Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. П Р О Б К А — это вторичная покровная ткань, Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...

29 12 2019 15:48:48

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры " Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами М О У Д О Д Ц Д О Д " Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

28 12 2019 0:10:54

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

27 12 2019 21:51:30

Рыбы и земноводные. 7-й класс

Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

26 12 2019 23:34:25

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях « Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

25 12 2019 8:58:50

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

24 12 2019 20:45:40

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-практикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото « Генетические задачи»....

23 12 2019 22:18:35

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

22 12 2019 10:14:30

Мастерская "Десятиногие"

Мастерская предназначена для изучения темы " Ракообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о ракообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

21 12 2019 12:51:47

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса " Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

20 12 2019 1:33:23

Комплексный урок: "Строение головного мозга"

Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

19 12 2019 1:43:16

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

Дана комплексная характеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

18 12 2019 22:40:19

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

17 12 2019 12:30:44

Тема урока: "Строение и биологическое значение лишайников"

Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...

16 12 2019 0:31:20

Цветок — генеративный орган. Строение цветка

Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

15 12 2019 0:48:56

Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"

Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....

14 12 2019 4:39:18

38 недель в своем мире

Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

13 12 2019 18:12:15

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

12 12 2019 19:46:13

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

11 12 2019 1:34:10

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндосперма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

10 12 2019 9:23:44

Одноклеточные животные, или Простейшие

Цель урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

09 12 2019 8:43:58

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А. И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опорных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование И К Т на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

08 12 2019 16:33:23

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

07 12 2019 8:47:11

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

06 12 2019 16:16:53

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

05 12 2019 9:43:32

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

04 12 2019 1:52:57

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

03 12 2019 20:25:43

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

02 12 2019 2:59:29

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

01 12 2019 11:31:36

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

30 11 2019 0:52:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

29 11 2019 9:31:41

Применение дидактических игр на уроках биологии

Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

28 11 2019 11:45:57

Обобщающий урок биологии по теме "Тип членистоногие"

Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа членистоногие; определяет место членистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

27 11 2019 4:31:46

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

26 11 2019 17:46:16

Системный подход к биологическому образованию в современной школе

В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

25 11 2019 11:49:22

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи « Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие У У Д, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

24 11 2019 0:20:55

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

23 11 2019 19:24:33

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии " Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

22 11 2019 21:21:56

Мастер-класс "Зеркало организма"

Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы « Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

21 11 2019 22:36:30

Экологическая сказка "Маша и цветы"

Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

20 11 2019 1:37:29

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

19 11 2019 22:57:36

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме « Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом « Круглые черви». Практически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

18 11 2019 3:22:59

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

17 11 2019 13:22:49

Игра как метод обучения и воспитания

Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

16 11 2019 0:40:59

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

15 11 2019 16:10:51

Неповторимая планета

Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

14 11 2019 1:20:15

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

13 11 2019 23:18:55

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

12 11 2019 12:52:43

Внешнее строение и образ жизни насекомых

Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

11 11 2019 15:12:49

Многообразие рыб

Внешний вид, характерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

10 11 2019 0:52:37

Тема урока "Голосеменные"

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

09 11 2019 14:28:11

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

08 11 2019 9:42:51

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

07 11 2019 2:29:27

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы " Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

06 11 2019 23:51:29

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой " Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

05 11 2019 12:18:19

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

04 11 2019 4:51:43

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

03 11 2019 3:51:23

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, И К Т по программе Н. Н. Сонина....

02 11 2019 12:20:30

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса С П И Да; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом С П И Да; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу С П И Да с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме С П И Да в России....

01 11 2019 2:11:16

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

31 10 2019 11:55:16

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

30 10 2019 16:57:41

Проблемное обучение на уроках биологии

Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

29 10 2019 2:25:44

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

28 10 2019 0:46:15

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении практической работы....

27 10 2019 4:49:58

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

26 10 2019 8:15:34

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

25 10 2019 0:33:35

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

24 10 2019 17:43:31

Урок-прогноз "Путь к долголетию"

Представлен конспепкт урока-прогноза " Путь к долголетию"....

23 10 2019 4:21:19

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

22 10 2019 14:26:44

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

21 10 2019 5:46:34

Экологические особенности животных по отношению к температуре

Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

20 10 2019 19:57:49

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

19 10 2019 16:51:39

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса " Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов практическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

18 10 2019 8:46:34

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника « Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

17 10 2019 20:12:32

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

16 10 2019 1:18:13

Викторина по биологии на тему "Живая природа"

Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и практические задания по темам: " Семя", " Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

15 10 2019 6:33:12

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

Работа представляет собой полную разработку урока по теме « Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов, программа под редакцией И. Н. Пономарёвой). Урок в форме игры « Копилка»....

14 10 2019 20:18:57

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

13 10 2019 16:35:16

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".

Урок изучения новой темы является вторым по разделу « Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства....

12 10 2019 9:47:54

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

11 10 2019 3:41:43

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

10 10 2019 14:29:59

Почвенное питание растений Биология

Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

09 10 2019 20:27:21

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего характера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

08 10 2019 0:53:10

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу " Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

07 10 2019 0:40:45

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют транспортным аппаратом клетки....

06 10 2019 21:52:33

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"

Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: " Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"....

05 10 2019 21:47:28

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и И К Т. Их визуальной опорой является интерактивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и практически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

04 10 2019 1:12:52

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с И К Т-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

03 10 2019 10:31:18

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

Урок в 6 классе по учебнику В. В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

02 10 2019 1:31:37

Плюрализм концепций происхождения жизни

Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

01 10 2019 9:53:24

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

30 09 2019 11:34:44

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

29 09 2019 12:31:51

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

28 09 2019 0:55:28

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

27 09 2019 7:54:21

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

26 09 2019 13:58:51

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

25 09 2019 3:33:56

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)