Обобщающие уроки по биологии

Класс земноводные
Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания о строении, жизнедеятельности земноводных, о взаимосвязях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека; совершенствовать умения работать с рисунками, схемами, тестами, развить культуру речи учащихся, воспитывать стремление к знаниям.
Средства обучения: скелет лягушки; рельефная таблица «Внутреннее строение лягушки», тесты.
Урок проводится в конце изучения темы: «Класс Земноводные». К моменту его проведения учащиеся должны знать:
- хаpaктерные черты внешнего и внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания;
- черты приспособленности земноводных к различным условиям существования на суше;
- усложнение строения систем органов (пищеварительной, дыхательной, кровеносной и др. систем органов);
- значение земноводных в природе и жизни человека.
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление темы, задач и плана проведения урока.
II. Актуализация знаний учащихся
Задание I. Вставьте пропущенные слова (работа устно, фронтально).
Внешнее строение и скелет лягушки.
- Широкая голова лягушки плавно переходит в … .
- Кожа земноводных … , покрыта слизью.
- Глаза снабжены … , защищающими от засорения.
- Скелет лягушки состоит из следующих отделов: скелет … , скелет … , скелет … , и скелет … .
- Позвоночник состоит из четырех отделов: … .
Задание II. Викторина.
- Какое количество видов современных земноводных известно науке? (2400 видов.)
- На какие отряды делят современных земноводных? (Отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые, отряд Безногие.)
- Чем представлен орган слуха земноводных? (Внутренним, средним ухом и баpaбанной перепонкой.)
- Сколько кругов кровообращения и сколько камер в сердце взрослых земноводных? (2 круга, трехкамерное сердце.)
- Какие крупные пищеварительные железы открываются в двенадцатиперстную кишку? (Печень и поджелудочная железа.)
- Чем представлены органы дыхания взрослых земноводных? (Легкими и кожей.)
- Какие органы образуют выделительную систему земноводных? (Почки, мочеточники, мочевой пузырь.)
- Где происходит размножение земноводных и развитие их личинок? (В воде.)
Задание III. Выберите правильные утверждения.
- Кожа жаб частично покрыта ороговевшими клетками.
- Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.
- Оплодотворение у всех земноводных внутреннее.
- Земноводные раздельнополые животные.
- Нервная система земноводных развита хуже, чем у рыб, т.к. земноводные малоподвижны.
- У бесхвостых земноводных развиты органы слуха, есть баpaбанная перепонка.
Задание IV. Проверь себя.
Вам даны три понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных в списке понятий существует такая же связь. Найдите это понятие и выпишите букву, которой оно обозначено.
- Тонкий кишечник: всасывание = почки: ...
а) переваривание;
б) дыхание;
в) выделение;
г) газообмен;
д) размножение. - Легкие: дыхание = спинной мозг: ...
а) условные рефлексы;
б) координация движений;
в) безусловные рефлексы;
г) терморегуляция. - Тепло: жизнедеятельность = кислород: …
а) газ;
б) молекула;
в) развитие;
г) дыхание;
д) питание. - Предсердие: сердце = желчный пузырь: ...
а) печень;
б) поджелудочная железа;
в) толстая кишка;
г) глотка;
д) пищевод. - Личинка: жабры = лягушка: …
а) кровь;
б) ноздри;
в) кожа;
г) легкие;
д) кишечник.
Ответы: 1в, 2в, 3г, 4а, 5г.
Задание V. Составь слова.
Составьте названия амфибий из следующих слов, переставляя буквы и слоги.
- Как, ваш (Квакша.)
- Мел, зуд, олифа = (Филломедуза.)
- Тир, нот = (Тритон.)
- Я, шаг, лук = (Лягушка.)
- Рана, сад, мал = (Саламaндра.)
В составе каких отрядов они находятся?
Задание VI. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Земноводные, или амфибии, - первая, немногочисленная группа примитивных наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой.
Размножение их происходит на суше. Появившиеся из икринок, похожие на рыб личинки – головастики. Живут они в воде, развиваются с превращениями, в результате чего приобретают черты взрослых животных, способных жить на суше.
У взрослых амфибий есть парные пятипалые конечности, типичные для водных животных. Глаза имеют веки и слезные железы. Дышат земноводные легкими. В кровеносной системе два круга кровообращения и четырехкамерное сердце. Имеется среднее ухо с баpaбанной перепонкой. Взрослые амфибии сохранили признаки водных позвоночных. У них богатая железами гoлая кожа, которая играет важную роль в дыхании. Она пpeдoxpaняет организм от больших потерь воды на суше. Трехкамерное сердце не обеспечивает полного разделения артериальной и венозной крови, поэтому к органам тела поступает кровь смешанная. Мочевая и пoлoвая системы сходны с такими же системами рыб. Температура тела постоянная и зависит от температуры окружающей среды – амфибии холоднокровные животные.
(Рассказ с ошибками раздается в печатном виде один экземпляр на парту. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если есть, он их называет и исправляет.)
III. Подведение итогов.
Составлен на основе материала:
- Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи. /Серия «Как сдать экзамены»./ - М.: Лист – Нью, 1998. – 496с.
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.-Тула: «Родничок», 1999,- 144с.
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
04 07 2022 15:13:44
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
03 07 2022 23:19:50
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
02 07 2022 9:13:26
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
01 07 2022 1:48:33
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
30 06 2022 14:10:26
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
29 06 2022 3:40:22
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
28 06 2022 12:18:45
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
27 06 2022 14:36:42
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
26 06 2022 16:42:55
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
25 06 2022 19:58:43
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
24 06 2022 6:24:18
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
23 06 2022 8:36:48
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
22 06 2022 15:26:11
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
21 06 2022 9:47:43
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
20 06 2022 6:56:37
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
19 06 2022 14:33:46
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
18 06 2022 2:15:22
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
17 06 2022 6:35:58
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
16 06 2022 16:25:11
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
15 06 2022 17:32:24
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
14 06 2022 18:51:47
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
13 06 2022 7:20:57
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
12 06 2022 16:39:20
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
11 06 2022 11:59:50
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
10 06 2022 15:21:12
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
09 06 2022 11:11:43
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
08 06 2022 9:33:32
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
07 06 2022 6:27:24
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
06 06 2022 14:14:18
Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....
05 06 2022 15:17:43
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
04 06 2022 18:26:13
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
03 06 2022 20:54:43
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
02 06 2022 12:31:49
Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему
происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения
жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь
возникла естественным путем из неорганической материи.
...
01 06 2022 8:47:52
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
31 05 2022 0:37:34
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
30 05 2022 18:21:33
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
29 05 2022 11:51:18
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
28 05 2022 1:50:40
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
27 05 2022 0:10:34
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
26 05 2022 17:36:40
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
25 05 2022 22:22:16
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
24 05 2022 6:26:35
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
23 05 2022 9:28:47
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
22 05 2022 2:38:31
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира.
...
21 05 2022 9:35:52
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
20 05 2022 11:47:31
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
19 05 2022 14:42:50
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
18 05 2022 20:18:17
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.
...
17 05 2022 20:44:37
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
16 05 2022 14:44:40
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::