Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

\"После себя
что я оставлю на свете?
Вишни - весне,
лету - голос кукушки,
осени - алые клены: \"
Э. Ренан [1]

Все более угрожающим становится воздействие человека на природу, все серьезнее оно сказывается на его собственном здоровье и долголетии. Один из способов защитить человека - дать ему экологическое образование, сформировать у него экологическое мировоззрение. В наши дни образование в целом и экологическое образование в частности не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивому развитию цивилизации. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от полезности для человека. Поэтому все больше внимания в школах города Омска уделяется вопросам изучения экологии и охраны окружающей среды. При этом большой акцент делается на региональный компонент.

Экологическое просвещение населения (школьников, студентов, простых граждан) достигается разнообразными способами:

  • преподаванием эколого-биологических дисциплин;
  • организацией и проведением научно-пpaктических конференций, семинаров;
  • организацией заповедных зон, созданием экологических троп, проведением эколого-биологических экскурсий.

Эколого-биологические экскурсии представляют собой метод изучения природных объектов родного края, в котором наиболее эффективно реализуются дидактические и методические принципы: наглядности, системности, научности, воспитывающего и развивающего хаpaктера обучения, самостоятельности, междисциплинарности на основе базовой дисциплины при взаимосвязи видов учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что эколого-биологические экскурсии способствуют изучению объектов и явлений природы в их взаимосвязи и динамике, на основе чего у учащихся формируется целостное представление о природной среде [10].

Несмотря на это, существует ряд проблем, связанных с проведением эколого-биологических экскурсий в общеобразовательном учреждении (школе):

  • недостаточное число методических разработок и рекомендаций по организации и проведению школьных экскурсии,
  • ограниченное количество часов на изучение предметов,
  • недостаточное знание программного материала по смежным предметам,
  • неудовлетворительный уровень знания местной флоры и фауны,
  • а также затруднения учителей в выборе мест и объектов для изучения природы родного края.

Поэтому со стороны учителей часто можно наблюдать недооценку эколого-биологических экскурсий и, как следствие этого, отрыв теоретических знаний учащихся от изучения природных объектов в естественных условиях. В связи с чем, необходимо еще раз обратить внимание учителей биологии и экологии на метод эколого-биологических экскурсий и совершенствовать организационно-педагогические условия их проведения.

С этой целью на основе научных исследований [2-9, 11-13] нами разpaбатываются буклеты по видовому разнообразию животных, растений, грибов, обитающих и произрастающих в пределах г. Омска и Омской области, для их использования учащимися и учителями в образовательном процессе. Данные буклеты содержат изображения представителей флоры и фауны, встречающихся в г. Омске и Омской области. Буклеты также могут использоваться на эколого-биологических экскурсиях в природу, как элементарные определители, поскольку в их интегрированное содержание привлечен природоведческий, экологический, ботанический и зоологический материал. Данные буклеты содержат цветные изображения наиболее часто встречаемых видов (доминантов) растений, животных, свойственных определенному местообитанию. В основу разработки буклетов по видовому разнообразию положен принцип определения видов по внешнему виду: окраске, примерным размерам, формам тела. Данные буклеты позволят учащимся лучше ориентироваться во флоре и фауне своей местности. В отличие от обычных определителей (книг), буклеты по видовому разнообразию малы в размерах и удобны в обращении, что позволяет каждому учащемуся иметь свой экземпляр и делает экскурсию более комфортабельной, так как уже нет надобности брать с собой книги-определители помимо большого количества оборудования, необходимого в ходе экскурсии.

Разработка буклетов по видовому разнообразию представляет собой один из путей совершенствования организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий, так как закладывает основу для качественного их проведения. Пpaктическая значимость данных буклетов состоит в том, что они совершенствуют методику организации экскурсионной работы, позволяют учителям эффективно решать учебно-воспитательные задачи в процессе самостоятельных исследований учащихся, наблюдений и опытов в природе, выполнения межпредметных заданий. Буклеты по видовому разнообразию могут быть использованы при изучении природных объектов на эколого-биологических и геоэкологических экскурсиях учителями-предметниками, школьниками и их родителями, студентами, туристами, всеми, кто интересуется природой родного края.

На данный момент изготовлены следующие буклеты:

  • Птицы природного парка \"Птичья гавань\" (<Рисунок1>, <Рисунок2>).
  • Рыбы Омской области (<Рисунок3>, <Рисунок4>).
  • Обитатели городских водоемов (беспозвоночные) (<Рисунок5>, <Рисунок6>).
  • Мы планируем разработать и разpaбатываем на данный момент следующие буклеты:
  • Виды синантропы города Омска.
  • Бабочки Омской области.
  • Моллюски водоемов Омской области.
  • Птицы города Омска.
  • Древесные растения Омских парков.
  • Мхи и лишайники Омских парков.
  • Водные и околоводные растения города Омска.
  • Цветковые растения Омских парков.
  • Грибы Омской области.
  • Охотничьи (промысловые) животные Омской области (изображение животного и его следы на земле/снегу).

Имеющиеся разработки были представлены учителям биологии и экологии школ Омска и Омской области на фестивале \"День учителя биологии\" в рамках Областного педагогического марафона 2008 года. Идея была одобрена педагогической общественностью, учителя высказывали пожелания иметь в своем распоряжении такие буклеты. Также данные методические разработки были представлены на научно-пpaктическом семинаре \"Применение современных информационных технологий в образовании\" в Омском государственном педагогическом университете, где получили высокую оценку.

Буклеты по видовому разнообразию могут быть разработаны учителем (возможно привлечение учащихся) для любой экосистемы города (парк, водоем, садовый участок и т.п.) или области/края. Б.Е. Райков и М.И. Римский-Корсаков в своей книге [10] описывают различные виды экскурсий в зависимости от места их проведения: экскурсии на огород, в плодовый сад, в лес, в парк, на луг и на пресный водоем. Данная классификация экскурсий не случайна. Она обусловлена существованием различных экосистем, для которых хаpaктерно наличие определенных фито- и зооценозов. В этом смысле любой город обладает своеобразным образовательным потенциалом и возможностями. Так, например, в г. Омске насчитывается около 20 крупных водоемов, имеются болота, 4 крупных парка, разнообразные урбанизированные ландшафты и селитебные территории. Все они заселены определенными видами животных и растений, некоторые из которых обитают только в данных условиях. Наличие таких мест, равномерно распределенных по территории города, дает возможность проводить в них эколого-биологические экскурсии, не затрачивая много времени на дорогу. При этом у учащихся школ города есть возможность познакомиться с их населением и сравнить виды из разных мест обитания, выявить их адаптации.

Для разработки буклетов по видовому разнообразию необходимо изучить соответствующую литературу (о видовом разнообразии данного региона), составить списки видов животных и растений, обитающих на данной территории, найти иллюстрации для их использования в ходе изготовления буклетов. При этом большую помощь могут оказать консультации с ведущими специалистами и учеными, занимающимися определенными группами животных или растений данного региона. При поиске и использовании иллюстраций для изготовления буклетов видового разнообразия крайне важно соблюдать авторские права! Изготовленные буклеты подготовят учителя к проведению эколого-биологических экскурсий, помогут учащимся освоить методику наблюдения за животными, поиска растений, дадут им в руки краткую \"энциклопедию\" о тех или иных видах растений и животных, которых можно обнаружить в своей местности. Тем самым, учитель, используя буклеты по видовому разнообразию, сможет сделать процесс обучения наглядным, сможет направить познавательную деятельность учащихся в нужное русло и расширить их кругозор. Дополнительной положительной стороной разработки буклетов по видовому разнообразию является возможность их широкого использования, не зависящего от целей и направленности эколого-биологических экскурсий. Так, например, буклет \"Обитатели городских водоемов (беспозвоночные)\" может быть использован как на экологической экскурсии по изучению приспособлений гидробионтов к обитанию в водной среде, так и на биологической - изучение обитателей водоема или водных насекомых.

С целью изучения учащимися местной флоры и фауны, подготовки учащихся к биологическим или экологическим экскурсиям, учитель может также использовать разработки Всемирной благотворительной программы IntelR \"Обучение для будущего\". Данная программа была разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий [15]. Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных технологий. Американскими специалистами в рамках программы был разработан учебник. Но, так как необходима адаптация курса к образовательным системам различных стран и регионов, на основе учебника учеными Российской академии образования было разработано учебное пособие, содержание которого полностью соответствует существующим в России методикам [14]. Программа \"Обучение для будущего\" в России синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий. Главным действующим лицом в ней стал учащийся.

В школе использование метода учебного проекта можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В данном случае под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов [14].

Программа предполагает разработку учителем учебного проекта и материалов учебно-методического пакета к нему. Учебно-методический пакет (УМП) представляет собой комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области [14]. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности различных информационных технологий. Положительной чертой данной методики является составление самостоятельных исследовательских, творческих, информационных проектов и конкретных продуктов (например, буклеты по видовому разнообразию), которые в дальнейшем могут быть использованы на занятиях полностью или фрагментарно.

Пример плана учебно-исследовательского проекта на тему: \"Школьники - юные исследователи\", разработанный в соответствии с требованиями программы IntelR \"Обучение для будущего\".

Данный проект имеет такое название, так как предназначен, в первую очередь, для учащихся школ и способствует развитию у них исследовательских компетенций. Тем более, что сами школьники могут непосредственно участвовать в подготовке и реализации данного проекта.

Основной вопрос:

  • Кто, кто в теремочке живет?

Проблемные вопросы:

  • Какие животные обитают на территории нашего края?
  • Какие рыбы живут в наших реках?

Учебные предметы: биология, зоология, систематика, информатика.

Участники: учащиеся 5-7-х классов.

Время проведения: 4 академических часа (160 мин.)

Вопросы учебной темы:

  • Какие основные типы и классы животных выделяют ученые?
  • Какие млекопитающие обитают на территории Омской области?
  • Каких птиц можно увидеть в нашем городе, садах и парках?
  • Какие виды рыб обитают в водоемах Омской области?
  • Какие виды беспозвоночных обитают на территории Омской области?

Аннотация

Дорогой друг!

  • Знаешь ли ты, кто населяет наш край?
  • Каких животных мы можем встретить в наших лесах, на наших полях и лугах?
  • Знаешь ли ты, какие животные обитают в твоем городе?
  • Какие птицы поют под твоим окном ранним утром?
  • Знаешь ли ты, каких рыб ты можешь поймать на рыбалке?
  • И кто еще водится в наших водоемах?
  • Понимаешь ли ты ценность и важность каждого вида?
  • Участвуй в нашем проекте, и ты узнаешь, кто населяет наш край, насколько он богат различными животными и какова их роль в природе.

Дидактические цели проекта:

  • Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и Internet.
  • Формирование умения находить межпредметные связи.
  • Развитие экологического мировоззрения.

Методические задачи:

  • Расширить представления о животном мире, познакомить с общей системой животных, особенностями их строения, жизнедеятельности.
  • Познакомить учащихся со значением животных в природе и жизни человека.
  • Продолжить формирование умений работать с литературой и живыми объектами.
  • Научить распознавать основных представителей местной фауны.

Материалы и оборудование.

Например, персональный компьютер, подключенный к сети Internet, сканер, цифровой фотоаппарат, таблицы животных.

Темы исследований учащихся.

Например, \"Видовое разнообразие Омской области и города Омска\", \"Изучение местной фауны и ихтиофауны\", \"Изготовление буклетов по видовому разнообразию\".

Визитная карточка.

  • Примеры детских работ.
  • Критерии оценки детских работ.
  • Дидактические материалы (тесты, проверочные работы).
  • Автоматический подсчет баллов.
  • Список использованных материалов.
  • План применения проекта в школе.
  • Сайт проекта.

Этапы и сроки проведения проекта.

Информационные ресурсы.

Список использованной литературы.

  1. Афоризмы / Сост. Т.Г. Ничипорович.- Мн.: Литература, 1998.- 832 с.
  2. Земля, на которой мы живём. Природа и природопользование Омского Прииртышья / Под ред. В.Н. Русакова. - Омск: Полиграф, 2002.
  3. Казанцев И.Е., Дериглазов И.В., Кассал Б.Ю. Многоклеточные беспозвоночные гидробионты в водоемах природного парка Птичья гавань // Естественные науки и экология. Ежегодник. Вып. 11: Межвуз. сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - С. 71-80.
  4. Кассал Б.Ю. Биоценотическая история \"Птичьей Гавани\" // Изучение экосистемы природного парка \"Птичья Гавань\": Сб. науч. статей / Под. ред. Б.Ю. Кассала. - Омск: Изд-во ОмГПУ, ООО \"Изд. дом \"Наука\", 2003.
  5. Кассал Б.Ю. Ещё один день в Птичьей Гавани. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 272 с.
  6. Кассал Б.Ю. Календарь Птичьей Гавани. - Омск: ОмГУ, НОК \"Образование плюс\", 2000. - 152 с.
  7. Кассал Б.Ю. Проведение экскурсии по теме: \"Экология водоемов памятника природы Птичья Гавань\" // Поисковая работа старшеклассников в школьных секциях НПОУ \"Поиск\". Методич. рекомендации. - Омск: Б.и., 1988.- С. 17-22.
  8. Красная книга Омской области: Животные. Растения. Лишайники / Правительство Омской области, ОмГПУ. Ответ. ред. Г.Н.Сидоров, В.Н.Русаков. - Омск: ОмГПУ, 2005. - 460 с.
  9. Природа и экология Омского Прииртышья: Хрестоматия. 6, 7, 8 кл. / Авт.-сост. Е.А. Смирнова. - Омск: ГОУДПО \"ИРООО\", 2007. - 54 с.
  10. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.И. Зоологические экскурсии - М.: Топикал, 1994. - 640 с.
  11. Соловьев С.А. Каталог птиц Омска и его окрестностей // Естественные науки и экология. Ежегодник. Вып. 10.: Межвуз. сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - С. 90-96.
  12. Чащин В.П. Рыбы Омского Прииртышья. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
  13. Экология рыб Обь-Иртышского бассейна. - М.: Т-тво научных изданий КМК, 2006. - 596 с.
  14. IntelR \"Обучение для будущего\" (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом \"Русская Редакция\", 2005. - 368 с.
  15. www.ict.org



Комментарии:

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

30 11 2025 23:44:25

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"


    Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

      2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

29 11 2025 16:24:24

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

28 11 2025 8:18:51

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

27 11 2025 14:57:16

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

26 11 2025 8:31:53

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

25 11 2025 17:31:21

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

24 11 2025 1:17:48

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

23 11 2025 7:33:11

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

22 11 2025 20:21:40

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

21 11 2025 13:13:43

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

20 11 2025 18:36:22

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

19 11 2025 20:57:55

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

18 11 2025 23:26:10

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"


    Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

      Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

17 11 2025 7:22:58

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

16 11 2025 13:22:52

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

15 11 2025 13:11:50

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

14 11 2025 18:43:24

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

13 11 2025 12:54:25

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

12 11 2025 22:39:11

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

11 11 2025 0:20:56

Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»


    Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»

      Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....

10 11 2025 4:16:18

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

09 11 2025 20:38:22

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

08 11 2025 2:24:16

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

07 11 2025 4:33:48

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

06 11 2025 20:44:12

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

05 11 2025 17:58:14

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

04 11 2025 13:27:41

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

03 11 2025 0:25:41

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

02 11 2025 2:13:13

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"


    Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

      Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...

01 11 2025 23:39:52

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

31 10 2025 11:38:57

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

30 10 2025 15:37:25

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

29 10 2025 7:38:47

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

28 10 2025 9:57:23

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

27 10 2025 1:26:48

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

26 10 2025 20:30:10

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

25 10 2025 14:25:10

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

24 10 2025 13:48:57

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

23 10 2025 0:12:17

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

22 10 2025 18:56:27

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

21 10 2025 3:26:49

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

20 10 2025 0:39:46

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

19 10 2025 2:58:22

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

18 10 2025 8:43:23

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология


    Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

      В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...

17 10 2025 8:20:36

Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"


    Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"

      Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...

16 10 2025 21:40:43

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

15 10 2025 10:55:41

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

14 10 2025 12:13:45

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

13 10 2025 12:22:28

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

12 10 2025 13:49:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::