Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"
Задачи урока:
- формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемной ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию, усвоению и применению знаний, показывающих, что в основе совместимости групп крови лежит иммунная реакция организма, а иммунитет – важнейшее средство приспособления к условиям окружающей среды;
- сформировать знания о группах крови, о правилах переливания; (Слайд 1, приложение 1)
- умения самостоятельно работать с учебником, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи проблемного хаpaктера, развивать умения, логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения;
- расширять кругозор, осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, компьютер, презентация Microsoft Power Point (приложение 1), таблицы «Кровь», «Схема переливание крови».
Ход урока
1. Актуализация знаний.
1.1. Фронтальная беседа
- Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
- Что такое иммунитет? (Слайд 2, приложение 1)
- Какие органы образуют иммунную систему?
- Какие клетки отвечают за иммунную реакцию организма?
2. Изучение нового материала.
(Применение частично-поискового метода).
2.1. Тканевая совместимость. Пересадка органов.
(Проблемное изложение материала, применение частично-поискового метода).
Учитель: каждый организм уникален: у любого человека ткани имеют свои особенности, свои белки, поэтому пересадка органов – кожи, почек, сердца (трaнcплантация) возможна лишь в том случае, если ткани будут совместимы. Несовместимая ткань организмом будет отторгнута. Почему?
Ученик: трaнcплантант действует как антиген, вызывающий иммунный ответ, поэтому орган отторгается.
Учитель: что необходимо сделать, чтобы избежать отторжения?
Ученик: либо подобрать для пересадки орган, иммунологически близкий организму больного – орган его близкого родственника, либо ослабить его иммунитет, чтобы избежать реакции отторжения.
Учитель: но в этом случае пациент становится уязвим для микроорганизмов и может погибнуть от инфекции. Какой же выход предлагает сегодняшняя медицина из этого тупика?
Ученик: для того, чтобы уменьшить побочный эффект, необходимо при помощи специальных веществ уничтожить только те клетки, которые непосредственно реагируют на антиген: вид лейкоцитов т-киллеры. В этом случае остальная часть иммунной системы будет продолжать нормально функционировать.
2.2. Из истории переливания крови.
История переливания крови и донорство. (Слайды 3, 4, приложение 1)
Ещё в древности люди пытались лечить кровью животных. В сочинениях древнегреческого поэта Гомера говорится о том, что Одиссей давал пить кровь теням подземного царства, чтобы вернуть им речь и сознание. Гиппократ рекомендовал больным, страдавшим заболеваниями с нарушением психики, пить кровь здоровых людей. Указания о подобном лечении кровью имеются в сочинениях Плиния и Целься, сообщавших о том, что больные эпилепсией и старики пили кровь умирающих гладиаторов.
Крови приписывали омолаживающее действие. Так, например, в Риме дряхлый папа Иннокентий VIII лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Однако приготовленный из крови детей напиток не помог, и вскоре папа скончался.
2.3. Тканевая совместимость, пересадка органов
2.4. Группы крови. Условия совместимости групп крови.
Учитель: значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого. Почему? Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых – австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Они открыли 4 группы крови. (Слайды 5, 6, приложение 1)
Группы крови (Слайд 7, приложение 1)
Группы крови |
Антигены в эритроцитах (агглютиногены) |
Антитела в плазме (агглютинины) |
I |
О |
α, β |
II |
А |
β |
III |
В |
α |
IV |
А,В |
О |
(Рассказ учителя с использованием материалов презентации. Самостоятельная работа с учебником).
Ландштейнер обратил внимание на то, что иногда сыворотка одного человека склеивает эритроциты крови другого. Это явление получило название агглютинации. Почему же происходит агглютинация? В эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы, которые назвали агглютиногенами (склеиваемыми веществами). Их существует 2 вида: А и В. В плазме крови обнаружены агглютинины (склеивающие вещества) двух видов – альфа и бета. Агглютинация происходит тогда, когда встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины. В крови одного человека никогда не встречается одновременных агглютиногенов и агглютининов.
Рассмотрите таблицу 1 на странице 77 учебника и ответьте на вопрос: какую кровь можно вливать людям с 1, 2, 3, 4 группами крови?
Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании.
Принадлежность к той или другой группе крови не зависит от расы или национальности. Группа крови не меняется в течение жизни. В обычных условиях в крови одного и того же человека не могут встретиться одноименные агглютиногены и агглютинины. Это может произойти только при неправильном переливании крови. Тогда наступает реакция агглютинации, при которой эритроциты склеиваются. Комочки склеивающихся эритроцитов могут закупорить капилляры, что очень опасно для человека. Вслед за склеиванием эритроцитов, наступает их разрушение. Ядовитые продукты распада отравляют организм. Этим и объясняются тяжелые осложнения и даже cмepть реципиентов.
2.5. Резус-фактор. Причины и последствия резус-конфликта. (Рассказ учителя). (Слайд 8, приложение 1)
При переливании крови, даже при тщательном учете групповой принадлежности донора и реципиента, иногда встречались тяжелые осложнения, вызванные резус-конфликтом. В эритроцитах 85% людей имеется белок, так называемый резус-фактор. Так он назван потому, что впервые был обнаружен в крови мартышки макаки-резус. Людей, эритроциты крови которых содержат этот белок, называют резус-положительными. В эритроцитах крови 15% людей резус-фактора нет. Это резус-отрицательные по крови люди. В отличии от агглютиногенов, для резус-фактора в плазме крови людей готовых антител не имеется, но они могут образоваться, если в кровь резус-положительным людям перелить кровь резус-отрицательную. Поэтому при переливании крови необходимо учитывать и совместимость по резус-фактору.
Знания о резус-факторе имеют большое значение в акушерстве, в тех случаях, когда у резус-отрицательной матери развивается резус-положительный плод. Резус-фактор плода проходит через плаценту в кровь матери и приводит к образованию в ее крови резус-антител. Резус-антитела проникают обратно в кровь плода и вызывают агглютинацию, что приводит к тяжелым нарушениям, а иногда даже к гибели плода. В бpaке резус-положительного мужчины с резус-положительной женщиной дети рождаются здоровыми. К рождению больного ребенка может привести лишь комбинация «резус-отрицательная мать и резус-положительный отец». Знание этого явления дает возможность заранее планировать профилактические и лечебные мероприятия, с помощью которых можно спасти новорожденных.
Резус-фактор.
Гемолитическая болезнь новорожденных вызывается несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Это происходит в том случае, если мать имеет резус-отрицательную кровь, а плод унаследовал от отца резус-положительную кровь. Эритроциты плода, имеющие резус-фактор, попадая в кровь матери, эритроциты которой не содержат его, являются там чужеродными, антигенами, и против них выpaбатываются антитела. Но вещества крови матери через плаценту снова попадают в организм ребенка, теперь уже имея антитела против эритроцитов плода.
2.6. Доноры и реципиенты. (Слайд 10, приложение 1)
3. Закрепление материала.
3.1. Фронтальная беседа.
- Что такое трaнcплантация?
- Какие ученые открыли группы крови?
- Когда возникает резус-конфликт?
- Что необходимо учитывать при переливании крови?
- Что такое агглютинация? Когда она происходит?
3.2. Решение задач проблемного хаpaктера по теме «Переливание крови». (Слайд 12, приложение 1
)4. Задание на дом.
Параграф 16. Подготовить сообщение об истории пересадки органов, повторить материал.
Комментарии:
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
15 10 2025 23:50:26
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
14 10 2025 20:58:48
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
13 10 2025 20:11:59
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов.
Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся.
...
12 10 2025 10:12:21
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
11 10 2025 23:56:33
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
10 10 2025 15:54:16
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
09 10 2025 14:17:58
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
08 10 2025 4:35:48
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
07 10 2025 0:16:25
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
06 10 2025 16:36:10
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
05 10 2025 9:23:22
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
04 10 2025 19:35:54
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
03 10 2025 11:46:42
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
02 10 2025 10:59:40
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
01 10 2025 21:23:23
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
30 09 2025 18:50:25
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
29 09 2025 18:53:42
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
28 09 2025 18:57:11
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
27 09 2025 5:58:14
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
26 09 2025 11:32:49
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
25 09 2025 23:51:59
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
24 09 2025 6:43:40
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
23 09 2025 5:28:26
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией.
...
22 09 2025 16:49:34
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
21 09 2025 2:47:42
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
20 09 2025 13:27:15
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
19 09 2025 23:45:27
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
18 09 2025 4:30:17
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
17 09 2025 14:15:52
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
16 09 2025 5:12:30
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
15 09 2025 11:16:19
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
14 09 2025 3:10:20
Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
...
13 09 2025 2:44:26
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
12 09 2025 15:50:41
В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....
11 09 2025 14:12:34
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
10 09 2025 8:57:34
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
09 09 2025 4:31:34
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
08 09 2025 19:22:13
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
07 09 2025 19:13:10
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
06 09 2025 20:42:45
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
05 09 2025 3:59:53
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
04 09 2025 15:46:28
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
03 09 2025 19:52:39

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
02 09 2025 13:28:54
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
01 09 2025 8:42:59
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
31 08 2025 6:19:24
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
30 08 2025 22:30:23
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
29 08 2025 12:46:22
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
28 08 2025 6:17:49
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
27 08 2025 0:30:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::