Конструкторское бюро живой природы
“Природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте” .
Великий Леонардо да Винчи.
Оборудование: коллекции насекомых, фотографии, иллюстрации; Презентация “Конструкторское бюро живой природы”; набор-аппликация по созданию “фантастического насекомого”.
Ход урока
1. Мотивационно – ориентационный этап:
Учитель: – Добрый день, уважаемые друзья! Окружающая нас природа, хранит в себе много тайн, загадок и открытий.
Знаете ли вы, что:
(Слайд 1.)…Стрекоза с легкостью поднимает в воздух груз, в пятнадцать раз, превышающий ее собственный вес;
… Скорость полета шмеля – 18 км в час; стрекозы – до 96 км в час…;
…Бабочки бражники, питающиеся нектаром, ловким маневром огибают препятствия и могут подолгу зависать над цветами, как делают это колибри;
…Обыкновенный черный таpaкан видит радиацию?
(Слайд 2.) …Группа перепончатокрылых насекомых – наездников наделены “инструментом”, подобным нашему сверлу, но гораздо более совершенным и микроминиатюрным. Это “инженерное чудо” насекомых тоньше человеческого волоса, легко просверливает в коре и в довольно прочной древесине отверстия глубиной 5–6 см., такое “сверло” никогда не тупится и автоматически удаляет образуемые опилки;
…Оса-аммофила из века в век роет норки для гнезд с помощью мощного устройства подобного отбойному молотку.
Не правда ли, удивительный перечень из мира насекомых? И его можно еще и еще продолжать не менее удивительными примерами, которые вышли из конструкторского бюро живой природы.
Представим, что мы оказались в этом конструкторском бюро. (Слайд 3.)
2. Организационно-деятельностный этап:
? – Обратите внимание, Что находится у вас на столах? Ответ (коллекция насекомых, фотографии, иллюстрации).
? – Найдите связь, между насекомыми и тем, что здесь изображено? (Слайд 4.)
Ответ (вероятно, эти технические приборы, оборудование воплотили в себе особенности строения насекомых; они были созданы по законным природы, в частности по законам строения и жизнедеятельности насекомых).
Спасибо за ваше мнение. Чтобы проверить правильность ваших рассуждений, обратимся к мнению специалиста, который в нашем конструкторском бюро мог выглядеть так: (Образ, биоспециалиста – Слайд 5). Чтобы он ответил?
Бионик: Насекомые являются одним из любимых объектов специалистов в области бионики (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий). Науки, которая является пограничной между биологией и техникой, зародившейся в результате, целеустремленного “подглядывания” за природой и решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Если обратиться к Толковому словарю Ефремовой Бионика – направление кибернетики, применяющее знания о живой природе для решения научно-технических задач (Слайд 6.). Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой, электроникой, навигацией, связью, морским делом…(Слайд 7.). Формальным годом рождения бионики является 1960 год (Слайд 8).
Ученые бионики выбрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла, а девизом – \"Живые прототипы – ключ к новой технике\". К праотцам бионики можно причислить великого Леонардо да Винчи. “Природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте”, – говорил он своим ученикам. Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы. В наше время, по чертежам Леонардо да Винчи неоднократно осуществляли моделирование орнитоптера (Слайд 9).
Учитель: Раз представителям класса насекомых наука бионика уделяет столь, пристальное внимание, давайте более подробно познакомимся с некоторыми насекомыми, которые удивляя и восхищая биоников, натолкнули их на создание технических устройств и уникальных систем.
? Задание группам: Выберите из раздаточного материала, одного из насекомых. Объяснить свой выбор. Ответ (Комнатная муха, вспомнились слова А.С.Пушкина “Любил лето я, если бы не комары и мухи”, разносит заразу, “надоедливая, как муха”).
? Ответ: Саранча – наносит серьезный урон сельскому хозяйству.
Спасибо. Достаточно мрачная картина у нас получилась с выбором насекомых. Но давайте посмотрим, что скажет на это специалист.
Бионикл. Комнатная муха. (Слайд10.) Обратите внимание на
глаза мухи. Они занимают почти всю переднюю часть головы. Глаза мухи (как и
большинства насекомых) являются фасеточными – то есть, состоят из множества
маленьких \"глазков\". Каждой из “глазков” последовательно воспринимает
изображение предмета, в итоге возникает серия независимых изображений, из
которых складывается единая картина. Изучение фасеточных глаз мухи
показало, что это насекомое способно очень точно определять скорость объектов,
движущихся на огромной скорости. Инженеры скопировали принцип мушиных глаз
для создания детекторов, очень быстро определяющих скорость летящих
самолетов. Такой прибор получил название \"глаз мухи\".
Другой прибор, на создание которого инженеров вдохновили все те же мухи,
необходим для поддержания верного курса самолетов, paкет и кораблей. Прибор
получил название вибрационного гироскопа, а его прототипом
послужили жужжальца мух. Особые органы, которые издают хаpaктерный жужжащий звук
при полете мухи, и нужные насекомым не только для того, чтобы раздражать людей,
а так же изменять направление полета.
Саранча (Слайд 11). Насекомое, саранча, возможно, поможет
инженерам создать новый тип миниатюрных летательных устройств.
Саранча считается одним из самых лучших летунов среди насекомых – она способна
преодолевать огромные расстояния за счет крайне эффективного потрeбления энергии
при полете. Кроме того, небольшие аппараты, летающие так же, как саранча, могут
оказаться полезными экологам, которым необходимо проводить мониторинг состояния
окружающей среды. Пригодятся они и военным, создающим миниатюрные
приборы-шпионы.
В настоящее время, знания об особенностях строения насекомых используются в разных направлениях бионики. Приведем некоторые примеры ее достижений: (Слайд 12.)
1. Робототехника. Изучая опopно-двигательный аппарат насекомых, конструкторы создают роботов, способных ловко передвигаться по любой поверхности (Слайд 13). Особенность передвижения насекомых была заложена японскими биониками в созданного им робота. Такой робот используется в поисковых работах на развалах или в горных районах. Он помогает искать людей под завалами. В условиях постоянной сейсмической активности островов, такое изобретение весьма полезно (Слайд 14).
Робот способный передвигаться по поверхности воды (Слайд 15).
Американские ученые разработали робота-насекомого, который способен
передвигаться по поверхности воды. Тем самым группа ученых Массачусетского
Института Технологий (MIT) в США подтвердила теорию о том, как этот трюк выходит
у некоторых насекомых в природе. То, что эти насекомые не тонут, легко
объяснялось поверхностным натяжением воды, но как им удается перемещаться по
поверхности, всегда оставалось загадкой. Проведенное наблюдение за водными
потоками путем их окраски и использования высокоскоростной видеокамеры позволило
установить, как насекомое движется по поверхности, не повреждая ее. Гребки
оставляют после себя микро-водовороты под каждой ногой, которые и способствуют
продвижению вперед. Роботизированная версия насекомого по размерам больше чем
оригинал и двигается не так грациозно, но она явно демонстрирует, что комaнда
исследователей добилась раскрытия феномена. Возможно, развив данную технологию,
кое-кто из ученых и сам попытает счастья в среде плавучих насекомых.
2. Технические устройства. Средства коммуникации водных насекомых –
удивительный механизм действия их звукового и слухового “аппаратов” издавна
интересовал биоников. Изучение строения и функционирования этих живых “приборов”
позволило разработать оригинальный способ связи между судами в водной среде.
Связь стала осуществляться без выхода сигналов в атмосферу во избежание
перехвата и расшифровки информации (Слайд 16).
Бионики предпринимают попытки создать электронный искусственный нос, работающий по принципу совершенных анализаторов запахов насекомых (Слайд 17). И хотя ученые добились некоторых успехов, они все же признают, что эти рукотворные приборы невозможно сравнить с живыми анализаторами. Для химической локации насекомые используют перистые антенны-усики, усаженные хеморецепторами – своеобразными миниатюрными биодатчиками. Их чувствительность просто поразительна. Так, например, самки бабочек тутового шелкопряда выделяют вещество, которое назвали “бомбикол” (от латинского названия шелкопряда). Даже незначительная его концентрация приводят самцов в сильное возбуждение – они начинают трепетать крыльями и совершать вращательные движения телом. Кроме того, биохимики, изучив состав бомбикола, получили четыре стереоизомера соединения и открыли еще одно удивительное качество самцов непарного шелкопряда. Те не только улавливают своим анализатором минимальное количество бомбикола, но и различают стереоизомеры пахучих веществ, то есть конфигурацию молекул. На вопрос, каким образом они это делают, исчерпывающего ответа пока нет.
3. Архитектурно-строительная бионика (Слайд 18).
Уникальными строителями среди насекомых являются термиты. Здания\"
термитов построены из натуральных биоразлагаемых \"строительных материалов\". Сами
жители этих строительных шедевров живут и работают в комфортных условиях.
Кондиционирование воздуха и регулирование влажности в помещениях осуществляется
без каких-либо затрат энергии. Водоснабжение дворцов термитов осуществляется
посредством \"колодцев\", наполняемых подземными водами. Продукты питания также
выращиваются в стенах этого удивительного \"здания\". Стройиндустрии Homo sapiens
остаётся лишь только учиться у этих насекомых. Человек только сравнительно
недавно решил взять на вооружение \"строительные ноу-хау\" этих древних насекомых.
Наверное, первым зданием, при строительстве которого использовались строительные
технологии термитов можно назвать торговый центр Eastgate в Хараре (Зимбабве).
Пассивная система вентиляции обеспечивает комфортные условия в здании при
минимальном количестве затрачиваемой электроэнергии.
Сколько энергоресурсов могло бы экономить человечество ежегодно, если бы
внимательнее наблюдало за живой природой?
4. Дизайн одежды (Слайд 19). Свое внимание дизайнеры перенесли на объекты природы. Проанализировав механику крыльев насекомых, они разработали новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трaнcформации деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки одежды и обуви со встроенным автономным освещением дороги. Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. В этом проявляется связь творческой личности с окружающим миром, со средой обитания человека.
5. Моделирование автомобилей будущего. (Слайд 20). Строение насекомых находит воплощение в моделях трaнcпорта – будущего. Концепт автобуса ELA 2010 – это бионическое расширенное понятие гальванопластики, которое проектировалось как комбинация природы и технологий. Имитация формы глаз насекомого, ноги и крылья реализуются на 8 отделенных колесах, в том числе индивидуальный электрический двигатель, встроенный в структуру колес. Концепция включает в себя расположенные на крыше солнечные панели, которые могут генерировать вторичную энергию, приводящую колеса в движение. Задняя часть автобуса не несет никакой функциональной нагрузки, поэтому ожидается появление концепции более уникальной конструкции. Когда две боковые двери открываются, этот футуристический автобус становится похожим на летящую бабочку.
3. Оценочно-результативный этап:
Учитель. Мы с вами познакомились с некоторыми примерами использования строения насекомых в создании технических устройств. Задание: Предлагаю, используя, аппликационный набор создать фантастическое насекомое. Называть часть тела насекомого и какое действие оно выполняет (Например: крылья – пусть летают, …). Друзья мои! Какие, же выводы, по работе конструкторского бюро живой природы мы с вами можем сделать?
Ответ: 1.Ошибочно утверждение, что есть насекомые полезные и вредные; 2. Человек подмечает много преимуществ в творениях природы, и использует их для создания удивительных, бионических изобретений, которые нужны или пригодятся в будущем человечеству.
Учитель: Закончу наш урок, словами автора статьи “Насекомые в жизни человека” Ждановой Т.Д. (Слайд 21). “Современная наука, со своим широким арсеналом знаний и исследовательской техники так и не может определить истоки “мудрости” организма насекомых и разгадать многочисленные секреты этих существ. Может быть, стоит согласиться с теми учеными, которые уже давно осознали одну из главных истин жизни: чем глубже погружаешься во внутренний мир живого, тем больше проявляется его непостижимая сложность и целесообразность?”. Спасибо за урок!
Комментарии:
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
19 01 2025 15:49:36
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...
18 01 2025 23:23:48
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
17 01 2025 19:35:45
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
16 01 2025 12:30:47
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
15 01 2025 12:57:27
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
14 01 2025 5:24:23
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
13 01 2025 22:38:20
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
12 01 2025 9:57:35
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
11 01 2025 9:55:51
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...
10 01 2025 18:48:26
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
09 01 2025 1:23:21
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
08 01 2025 12:46:44
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...
07 01 2025 12:57:45
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
06 01 2025 13:37:42
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
05 01 2025 0:16:18
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...
04 01 2025 9:17:56
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...
03 01 2025 3:17:30
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
02 01 2025 18:32:28
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
01 01 2025 17:38:22
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
31 12 2024 1:57:34
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
30 12 2024 2:58:53
Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов. ...
29 12 2024 8:47:37
Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
28 12 2024 1:44:11
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
27 12 2024 10:48:47
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
26 12 2024 14:59:53
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
25 12 2024 18:11:48
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
24 12 2024 22:42:36
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
23 12 2024 4:17:48
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
22 12 2024 19:37:56
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
21 12 2024 1:56:32
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...
20 12 2024 16:22:32
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
19 12 2024 1:23:49
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
18 12 2024 2:16:15
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
17 12 2024 4:53:29
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
16 12 2024 1:21:35
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
15 12 2024 1:31:35
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
14 12 2024 4:14:57
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
13 12 2024 10:40:26
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
12 12 2024 6:16:16
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...
11 12 2024 14:55:21
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
10 12 2024 15:26:35
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
09 12 2024 6:42:41
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
08 12 2024 20:53:33
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...
07 12 2024 23:36:33
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
06 12 2024 16:45:41
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
05 12 2024 9:36:46
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
04 12 2024 4:29:43
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
03 12 2024 22:11:11
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...
02 12 2024 2:31:25
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
01 12 2024 16:20:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::