Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

                                                                           

«Берегите здоровье смолоду!»

Цели урока:

Образовательные:

  • выявить источники загрязнения атмосферного воздуха;
  • показать отрицательное действие никотина на органы дыхания;
  • обосновать необходимость поддержания чистоты воздушной среды;
  • совершенствовать умения учащихся работы на компьютере.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир);
  • расширять кругозор школьников, прививать интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся по созданию мультимедийных презентаций;
  • обеспечить развитие умений ставить цель и планировать учебную деятельность;
  • создать условия для развития умений проводить сравнение, анализировать обобщать, делать выводы.;
  • развивать монологическую речь учащихся.

Ход урока

У нас на уроке сегодня присутствуют специалисты – историк, химик, фармаколог, врач, статистики, которые расскажут нам подробно о влиянии курения на органы дыхания.

Действие никотина на органы дыхания

Одним из компонентов вдыхаемого воздуха может быть табачный дым, там где живут курильщики, а также люди, не имеющие этой вредной привычки, но вынужденные быть пассивными курильщиками. Итак. Эта проблема табакокурения касается каждого из на, так как жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Еще известный немецкий ученый и поэт И. Гете говорил: “От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой”. Ученикам было дано задание исследовательского характера найти материал о курении. Слово историку.

История появления курения (см. Презентацию 1)

Табак – однолетнее растение из семейства пасленовые, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. В состав листьев табака входят: никотин, белки, углеводы, органические кислоты, смолы г эфирные масла; последние придают табаку характерный запах. Главная особенность табака, которая отличает его от других растений семейства пасленовых, – содержание никотина.

Этот травянистый продукт со своеобразным запахом приплыл из неведомой, полной чудес Америки. А свое название растение получило в честь провинции острова Гаити – Тобаго. В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев этого растения. Поверив в целебную силу этого растения, Колумб вывез семена в Европу. Курение табака быстро распространилось в Европе. Причем, употребляли табак разными способами – жевали, нюхали, курили. Сперва курили трубки, потом в течение продолжительного времени модными были сигареты. Привычка курит, как вирус заразной болезни, стала распространяться все шире и шире. Табак начал свое победоносное шествие по странам и континентам. В Россию табак был завезен в 1585 году.

В течение более двухсот лет человечество стихийно ставило на себе широкий опыт по изучению влияния курения на организм. Исследования, проведенные во многих странах, доказали, что табак для здоровья опасен. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. Верно утверждает пословица – “Капля долбит камень”. Организм подвергается ударам ядовитых веществ годами, ежегодно, ежечасно. Постоянное воздействие вредных веществ в конце концов выдалбливает брешь в здоровье человека.

: “слово “никотин” произошло по имени французского посланника в Лиссабоне Португалия Жана Нико, который во второй половине XVl в. преподнес Марии Медичи эту “всеисцеляющую” травку для лечения мигрени”, указывая на якобы лечебные свойства табака.

Выступление следующего специалиста – химика.

Химический состав табачного дыма (Презентация 1)

“Подноготная” заморского гостя

В табаке и табачном дыме содержится около 100 опасных для организма веществ. Например, никотин, обладающий сильным ядовитым действием. Это в первую очередь нервный яд. В малых дозах он возбуждает, в больших – угнетает нервную систему. Именно никотин оказывает такое характерное действие на человека, что наряду с множеством неприятных ощущений дает и своеобразное ощущение какого-то мгновенного подъема, легкости. Прежде всего именно этими качествами и объясняется привыкание к табаку. Никотин – это физиологически активное вещество, и его содержание в табачных листьях достигает 8%. Это бесцветная маслянистая жидкость с характерным запахом.

Табачный дым – это не только никотин. В состав табачного дыма входит аммиак, угарный газ, синильная кислота, эфирные масла, бензпирен и даже радиоактивный элемент полоний – 210. Он способствует образованию злокачественной опухоли.

Среди химических веществ есть производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные углеводороды, спирты, эфиры, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония, титана, цинка, радиоактивного калия, оксидов цинка и калия. Из них свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм.

Установлено, что при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости, образуется 0,5 г синильной кислоты, 0,12 г. пиримидиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г аммиака, 0,92 г СО и более 1 г табачного дегтя. Он содержит яд канцерогенов.

Демонстрация опыта.

Оборудование: пластиковая бутылка, на 1/3 заполненная ватными комочками, в отверстие пробки вставлена сигарета. Спички, песок в ящичке для тушения сигареты.

Опыт. Пластиковая бутылка сжимается, пробка ввинчивается и поджигается сигарета. Бутылку больше не сжимать. Она постепенно принимает прежний объем и сигаретный дым устремляется вовнутрь. Вскоре дым осядет, и можно будет рассмотреть осевшие на ватные комочки дёготь и копоть.

Выступление фармаколога (Презентация 1)

Влияние курения на организм

Проблемы, связанные с курением, в последние десятилетия стали особенно актуальными. Ученые установили, что:

Мишенями” табачного дыма становятся самые важные структуры организма – клетки крови, мозга, легких, сердца.

После длительных наблюдений медики пришли к выводу: курение обостряет течение всех болезней.

Имея любое хроническое заболевание и введя в свой обиход привычку курить, человек придает течению этого заболевания более тяжелый характер.

  1. нет системы органов, которая бы не страдала от курения;
  2. степень вреда, наносимого здоровью курением, зависит от возраста, в котором человек впервые к нему приобщается, а также от количества выкуриваемых в день сигарет;
  3. чаще страдают те, кто начал курить с малых лет.

По внешнему виду человека можно определить, является ли он курильщиком или нет. У курящего человека, особенно у курящей, изменяется цвет лица – кожа становиться сероватой, иногда желтоватой, с пепельным оттенком, становится дряблой. Такой кожей на лице не залюбуешься. У курильщика ухудшается и состояние волос. Они приобретают тусклый вид, делаются ломкими, сваливаются в пучки, а у мужчин нередко и выпадают. Одна из причин этого – ухудшение кровотока в коже.

Следует упомянуть и о том, как отражается курение на состояние зубов, являющиеся не только залогом здорового желудка. Хорошие зубы украшают. У курящих же обычно бросается в глаза желтовато-коричневый цвет – результат оседания на зубах продуктов горения табака. Это требует более энергичной их чистки пастой, что наряду с действием табачного дыма приводит к повреждению зубной эмали и более быстрому развитию кариеса. Зубы разрушаются, гниют, обуславливая нередко дурной запах изо рта. Курение отрицательно сказывается и на состоянии голосовых связок. Голос приобретает специфическое хрипловатое “ прокуренное” звучание.

Выступление врача.

Болезни курильщиков

Главная причина смертности в современном развитом обществе – болезни сердечно-сосудистой системы. Установлено, что курение является одним из основных факторов для получения сердечно-сосудистых заболеваний. При курении сужается просвет кровеносных сосудов, питающих сердце, затрудняется ток крови, сосуды делаются ломкими, закупориваются. Сердце работает с повышенной нагрузкой. Чтобы обеспечить кровью все клетки организма сердце курящего совершает тысячи лишних сокращений, что ведет к быстрому изнашиванию этого важного органа.

Второй главной причиной смертности после сердечно-сосудистых болезней являются злокачественные опухоли. В развитии рака легких важную роль выполняют бензпирен и радиоактивный полоний-210, входящие в состав продуктов горения табака.

Видимо, у некоторых людей имеется какая-то предрасположенность, в определенной степени наследственная, к раковым заболеваниям. Однако эта предрасположенность может никогда и не реализоваться, и рак не разовьется, если не будет для того соответствующих условий. Курение же способствует осуществлению такой потенциальной возможности.

Рак легких чаще возникает у курящих сигареты, так как при затягивании табачный дым попадает в легкие. А вот трубки и сигары приводят к раку нижней губы, потому что канцерогенные вещества задерживаются в ротовой полости.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающих стенки носовой полости, трахей и бронхов, вследствие чего в легких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязно-серого цвета. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насыщение крови кислородом. Около 80% курящих страдают легочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что объем грудной клетки у курящих подростков на 25% меньше, чем у некурящих. Через некоторое время после выкуривания сигареты начинается спазм кровеносных сосудов, продолжающийся 25-30 мин., поэтому у человека, курящего систематически, сосуды постоянно находятся в суженном состоянии. Это значит, что сердце у него все время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, выходят из строя. Особенно опасно сужение коронарных сосудов, снабжающих кровью само сердце, поскольку при этом нарушается снабжение сердечной мышцы питательными веществами и кислородом, что в конечном итоге может привести к инфаркту миокарда.

Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервны, рассеяны, ленивы, менее сообразительны. Наибольшее число неуспевающих приходится на те классы, где есть курящие ученики. Почему это происходит?

Анемия (малокровие) – уменьшение в крови количества эритроцитов или гемоглобина.

Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.

Стенокардия – одна из форм заболевания сердца, которая сопровождается приступами давящих болей в центре или левой половине грудной клетки.

Учитель. Выражение “статистика знает все” известно многим, а вот то, что статистика бывает разная, возможно знают не все. Одно из ее направлений – медицинская статистика, которая может в цифрах дать ответ на любой вопрос, касающийся здоровья человека. Даем слово статистикам.

Выступление – статистик, криминалист.

Мировая статистика свидетельствует о том, что ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет; 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллиардов килограммов табака .В настоящее время в России в подростковой среде курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка. Среди взрослых курят 17 миллионов мужчин и 5,5 миллионов женщин.

Статистика: По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет.

Статистика: Ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице стареет быстрее, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

Статистика: Грозное заболевание сердца – инфаркт миокарда у курящих возникает в 12 раз чаще по сравнению с некурящими. У курильщика пульс чаще на 8 – 25 ударов в минуту, поэтому его сердце в сутки делает около 15 тысяч лишних сокращений. Статистика утверждает: треть умерших от сердечно-сосудистых заболеваний – жертва курения.

В Ницце (французский курортный город) проводилось" соревнование среди отдыхающих – кто больше выкурит сразу сигарет. Победитель – он выкурил 52 сигареты, похоронен на местном кладбище, второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем

Вывод учитель Если человек небрежно обращается с вещами и предметами и они портятся, то он может их заменить, но заменить свой организм мы не в силах! Поэтому необходимо вести здоровый образ жизни и беречь здоровье смолоду!

Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть на уроке – это состояние окружающей среды. Без помощи специалистов нам не обойтись, поэтому на урок мы пригласили эколога, врача-пульманолога (занимается профилактикой, диагностиков и лечением болезней ДС) и специалиста комитета экологии города Комсомольска-на-Амуре.

Загрязнения атмосферы, источники – эколог

Перед современным человечеством стоит проблема выживания на Земле. Человеческое общество на протяжение своего существования проводило последовательную деятельность по созданию и улучшению условий своей среды обитания. Среда, созданная человеком, порой вредна для животных и растений планеты, и все чаще становится опасной, хоть и не преднамеренно, для самого человека: человек, стремясь создать блага, получить их как можно быстрее и дешевле, пренебрегает в первую очередь, интересами окружающей среды. Наступает такой момент, когда оказывается, что воздух, вода, почва настолько отравлены, что проживание самого человека становится невозможным. Поэтому, среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом особо выделяется одна – проблема ухудшения качества внешней среды обитания. А одним из факторов окружающей среды , пагубно влияющие на здоровье человека, является состояние атмосферного воздуха.

Существуют два источника загрязнения атмосферного воздуха: естественный и антропогенный.

Естественный источник – это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривование, процесс разложения животных и растений. Источником антропогенного загрязнение является теплоэнергетический комплекс, нефтегозопереработка, промышленность и другие. По данным А. М. Рябчикова, ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млн. тонн углекислого газа , 190 млн. сернистой кислоты, 65 млн. тонн оксидов азота, 1,4 тонн хлорфторуглеродов (феонов), 32 млрд. м3 неочищенных сточных вод и 250 млн. тонн пыли.

Смог – густой туман, смешанный с дымом, копотью, в больших городах и промышленных центрах.

Смог – густой туман, смешанный с дымом, копотью, в больших городах и промышленных центрах.

Врач-пульманолог. Статистика Хабаровска говорит о том, что среди заболеваний, которыми больше всего страдают дети и взрослые – болезни органов дыхания. Первое место у детей – 56%, а у взрослых на эти болезни приходится 19%.

Население городов в большей степени подвержено этими заболеваниями. В крупных городах, с развитой энергетикой, транспортом, индустрией весьма значительны выбросы в воздух промышленных отходов. Только в 1996 году в Хабаровском крае в воздух попало 302 288 т загрязняющих веществ. Львиная доля этих отходов, конечно пришлось на города. Хабаровчанам из этого числа досталось около 72 000 т., комсомольчанам около 50 000 т. Среди выбросов есть и такие токсические вещества, как оксид азота, диоксид серы и другие. За их концентрацией в воздухе постоянно следят экологи, но тем не менее нередко разовые выбросы превосходят допустимые нормы.

По сведениям врачей оксид азота при контакте с влажной поверхностью легких образует азотную и азотистую кислоты, которые поражают альвеолярную ткань, вызывая отек легких и сложные рефлекторные расстройства. При отравлении оксидом азота в крови образуются нитриты и нитраты. Эти соединения, в свою очередь, действуют на артериальное давление. Серьезные изменения происходят с гемоглобином, который перестает выполнять свою главную функцию – перенос кислорода.

Оксид азота также обладает раздражающим и прижигающим действием на дыхательные пути. За счет распада поврежденных клеток легких и последующего всасывания продуктов распада в кровь оксид азота обладает общетоксическим действием. Организм человека, регулярно подвергаясь его воздействию, не может противостоять инфекциям. Вот почему в промышленных городах заболеваемость верхних дыхательных путей выше, чем в экологически чистых районах.

Оксид серы не мене токсическое вещество, его воздействие вызывает расстройство нервной, бронхо-легочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек. Это вещество замедляет деятельность ферментативных систем и вызывает гипоксию – кислородное голодание. Он также нарушает обмен белков и углеводов. Общетоксическое действие оксида серы связано с нарушением иммунитета. Максимальная аккумуляция этого токсического вещества происходит в печени, легких, костном мозге, что особенно опасно, учитывая важность этих органов.

Рекомендации для жителей края необходимо ежедневно совершать длительные прогулки на свежем воздухе, применять общие приемы закаливания организма.

Состояние окружающей среды в Хабаровском крае – специалист комитета экологии г. Комсомольска-на-Амуре

Город Комсомольск-на-Амуре является промышленным центром Дальнего Востока. В нашем городе сосредоточено много крупных промышленных предприятий – ТЭЦ 1,2,3; НПЗ, КнААПО, Амурметалл, Судостроительный завод, много АЗС, Комсомольское отделение железной дороги и другие предприятия (см. Презентацию 2)

Рекомендации : заботиться о чистоте окружающей природной среды. Состояние чистоты воздуха должно быть не только предметом заботы экологов и врачей, но и всех жителей края. Не жгите без надобности костров, не сжигайте во дворах и на дачах мусор, откажитесь от различных аэрозолей.

А теперь давайте проведем гигиеническую оценку микроклимата классной комнаты.

“Гигиеническая оценка микроклимата помещения”

Признак Состояние в классной комнате Состояние в квартире
Температура воздуха    
Влажность воздуха    
Движение воздуха (Сквозняк)    
Чистота воздуха    
Наличие пыли    
Наличие специфических запахов    
Освещенность    
Ориентация по сторонам света    
Наличие растений    
Комфортность рабочего места    
Выводы:    

Качество нашего дыхания зависит от состояния воздуха, которым мы дышим и микроклимата помещения.

Домашнее задание 28 и П/р, творческая работа – листовка, плакат о вреде курения.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме " Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается " Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

28 09 2021 14:12:23

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, вырабатывать умение работать в команде. Рекомендации учителям: разделить детей на команды, например: « Синицы», « Воробьи», « Голуби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, команды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

28 09 2021 19:26:10

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

Предложенный учащимся проект по теме " Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

28 09 2021 12:47:28

Здоровье школьника – будущее нации

Программа " Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

28 09 2021 23:56:43

Программа по биологии. 11-й класс

Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

28 09 2021 5:29:53

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

28 09 2021 8:24:25

Урок-панорама "Наследственные заболевания"

Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

28 09 2021 6:28:10

Ролевая игра "Опорно-двигательная система"

Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, по теме " Опорно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

28 09 2021 15:47:22

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

28 09 2021 9:21:13

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

28 09 2021 13:16:29

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

28 09 2021 14:59:11

Урок биологии по теме "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке". 8-й класс

Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....

28 09 2021 12:27:37

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

28 09 2021 11:18:47

Урок по теме "Направления органической эволюции"

Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории Н И И эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

28 09 2021 14:40:18

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панспермия, биохимическая эволюция....

28 09 2021 12:57:59

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

28 09 2021 21:10:32

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

28 09 2021 11:52:56

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

В 5-м классе уроки изучения материала темы « Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

28 09 2021 19:55:39

Урок по теме "Видоизменение листьев"

Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

28 09 2021 6:11:42

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

28 09 2021 7:58:51

Тренажер для решения задач по генетике

Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

28 09 2021 6:26:21

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

28 09 2021 8:27:51

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

28 09 2021 4:32:20

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

28 09 2021 9:18:23

Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

Урок является заключительным в разделе « Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера. ...

28 09 2021 17:40:23

Тема урока: "Иммунитет"

Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

28 09 2021 17:22:32

Экологический эрудицион

Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

28 09 2021 14:57:19

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

28 09 2021 19:37:46

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

28 09 2021 1:59:39

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине " Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины " Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 геймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

28 09 2021 0:16:32

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

Данный урок проводится после изучения типа « Простейшие» по программе В. В. Пасечника (учебник: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип « Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

28 09 2021 0:14:34

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

28 09 2021 12:23:52

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

28 09 2021 10:52:16

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем " Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

28 09 2021 22:59:19

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

28 09 2021 5:33:50

Руководство к работе с атласом-определителем

Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

28 09 2021 7:38:13

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

28 09 2021 15:24:32

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

28 09 2021 10:40:17

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

28 09 2021 22:55:49

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

Очень актуальным направлением в настоящее время является практикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе практически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

28 09 2021 10:29:41

Генетика и проблемы здоровья человека

Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

28 09 2021 20:39:54

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н. Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

28 09 2021 13:47:30

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интерактивного обучения. 7-й класс

Урок-игра в 7-м классе с элементами интерактивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

28 09 2021 17:51:51

Игра как средство воспитания любви к родному краю

Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

28 09 2021 18:30:18

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опорными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

28 09 2021 18:15:34

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

28 09 2021 2:45:50

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

28 09 2021 23:38:59

Проект открытого урока по биологии в 6-м классе по теме «Цветок»

На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....

28 09 2021 10:12:43

Способы краеведческой работы по зоологии

Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

28 09 2021 5:29:32

Многообразие и значение земноводных

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

28 09 2021 9:27:28

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)