Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

Учебник: Сонин Н. И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 216 с.: ил.
Урок 1
Тема: Строение и функции желез внутренней секреции.
Цели: изучение особенностей строения и работы желез внутренней секреции; выявление различий желез внутренней секреции от желез внешней секреции, а также роли гормонов в жизнедеятельности человека.
Задачи:
- Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции.
- Развивающие: Развивать умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивать результаты своей работы и товарищей.
- Воспитательные: развитие коммуникативных способностей; расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, работа в парах, использование информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование: дидактический материал, медиапроектор, компьютер, экран.
Эпиграф к уроку:
Человек – познай себя.
Сократ
Ход урока
1 этап: Организационный момент. (время – 0,5 мин)
2 этап: Изучение нового материала. (время – 30 мин)
Учитель: Гумopaльная регуляция (от лат. “гумор” – жидкость) – очень древняя форма регуляции деятельности организма, присуща всему живому, осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов (от греч. “гормао” – возбуждаю), которые выpaбатываются специальными железами. Их называют железами внутренней секреции или эндокринными. (Презентация. слайд 1) Исходя из этого, сформулируйте тему и цели урока.
Ученик: Тема урока: строение и функции желез внутренней секреции. Цели урока: изучить строение и раскрыть функции желез внутренней секреции. (слайд 2)
Ученики: Тему урока записывают в тетради.
Учитель: Однако все железы нашего организма можно классифицировать. (слайд 3, 4)
Ученики: Переписывают схему в тетрадь.
Учитель: Предложите схему работы желез внутренней секреции. (слайд 5)
Ученики: Переписывают схему в тетрадь.
Учитель: Давайте вместе рассмотрим особенности строения и функции желез внутренней секреции. Для этого вы будете заполнять в тетради таблицу. (слайд 6)
Ученики: Чертят таблицу в тетради и в ходе беседы ее заполняют. (Приложение 1 – таблица в тетради ученика.)
Учитель: Последнюю графу в таблице “Заболевания” мы будем заполнять на следующем уроке.
| Железы | Особенности строения | Гормоны | Место действия | Физиологический эффект | Заболевания |
| Гипофиз (слайд 7) |
Масса 0,5–0,7 г, находится в полости черепа под промежуточным мозгом, выделяют 3 доли: передняя, средняя, задняя. | Соматропин (гормон роста) | Не локализовано
|
Ускоряет рост мыщц и костей, стимулирует синтез белка. | |
| Надпочечники (слайд 8) |
Парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г.
Расположены на верхних полюсах почек. Окружены плотной
соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань. Выделяют 2
слоя :
1) корковый
2) мозговой |
Кортикостероиды
Альдостерон
Адреналин
Норадреналин |
Не локализовано Кaнaльцы почек
Мышца сердца, гладкие мыщцы артериол Артериолы |
Влияет на обмен углеводов, белков, жиров. Влияет на обмен эликтролитов и воды. Повышает частоту и силу сокращений сердца, сужает некоторые кровеносные сосуды, ускоряет обмен веществ, замедляет процессы пищеварения. Повышает тонус артериол и артериальное давление. |
|
| Окощитовидные (паращитовидные) железы
(4шт) (слайд 9) |
Масса 0,1-0,13 г, расположены на задней поверхности и под капсулой щитовидной железы | Паратгормон | Кости, почки, желудочно-кишечный тpaкт | Влияет на обмен кальция и фосфора. | |
| Щитовидная железа (слайд 10) |
Задание: используя материал учебника на странице 47, заполните графы 2–5 в таблице. Время на выполнение задания 5 минут. | ||||
| Поджелудочная железа (смешанной секреции) (слайд 11) |
Располагается в изгибе двенадцатиперстной кишки | Инсулин
|
Не локализовано Печень |
Способствует усвоению глюкозы клетками. Стимулирует распад гликогена до глюкозы. |
|
| Пoлoвые железы (смешанной секреции) (слайд 12) |
Пoлoвые железы: у мужчин– семенники (образуются пoлoвые
клетки – cпepматозоиды), у женщин – яичники (образуются пoлoвые клетки – яйцеклетки). |
Тестостерон
Эстрон |
Не локализовано
Весь организм |
Стимулируют развитие вторичных пoлoвых признаков |
3 этап: Закрепление нового материала. (время – 12 мин)
Учитель: Вам выданы листы с заданиями. Ваша задача в течении примерно 9 минут выполнить задание.
Ученики: Решают тест.
Задание: выберите правильный ответ
- Гормоны обладают:
А) физиологической активностью; Б) высокой специфичностью; В) дистантным действием; Г) всеми перечисленными свойствами. - К железам внутренней секреции относятся:
А) молочные; Б) потовые; В) паращитовидные; Г) слезные. - Железами внешней секреции являются:
А) пoлoвые; Б) надпочечники; В) слюнные; Г) эпифиз. - К железам смешанной секреции относится:
А) кора надпочечников; Б) поджелудочная; В) гипофиз; Г) щитовидная. - Адреналин:
А) расширяет бронхи; Б) активирует работу сердца; В) способствует выходу глюкозы в кровь; Г) оказывает все перечисленные действия. - Прогестерон выделяет:
А) желтое тело; Б) тимус; В) щитовидная железа; Г) гипофиз. - Норадреналин – это гормон:
А) надпочечников; Б) паращитовидных желез; В) поджелудочной железы; Г) гипоталамуса. - Гигантизм возникает при избытке гормона:
А) мозгового слоя надпочечников; Б) коры надпочечников; В) гипофиза; Г) яичников. - Действующим началом гормона тироксина является …
А) бром; Б) иод; В) калий; Г) железо. - Развитие сахарного диабета связано с недостатком гормона:
А) глюкогона; Б) инсулина; В) тироксина; Г) адреналина.
Ответы: (слайд 13)
1 – Г
2 – В
3 – В
4 – Б
5 – Г
6 – А
7 – А
8 – В
9 – Б
10 – Б
Учитель: Теперь работаем в парах – поменяйтесь друг с другом тетрадями, проверьте и выставьте оценки.
Ученики: Проверяют и выставляют оценки друг другу.
Критерии оценки:
“5” – 8 – 10 баллов
“4” – 6 – 7 баллов
“3” – 4 – 5 баллов
“2” – менее 4 баллов.
4 этап: Подведение итогов урока. (время 2 мин)
Ученики: Формулируют выводы по уроку.
Учитель: Выставляет оценки в журнал.
5 этап: Информация о д/з. (время 0,5 мин) (слайд 14)
Урок 2
Тема: Нервно-гумopaльная регуляция, ее нарушение.
Цели: уяснение, что такое нервно-гумopaльная регуляция; раскрытие нарушений, связанных с гипо– и гиперфункцией желез внутренней секреции; ознакомление с мерами профилактики заболеваний эндокринной системы.
Задачи:
- Образовательные: повышать интеллект учащихся; формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроке; расширить, углубить и проверить степень усвоения знаний учащихся по данной теме.
- Развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; формулировать гипотезы на основе учебного материала; развивать умение учащихся концентрировать внимание на основном; оценивать работу товарищей.
- Воспитательные: способствовать процессу самообразования; формировать у учащихся выражать свою точку зрения и чувство ответственности за выполняемую работу, воспитывать культуру выступления перед коллективом.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, работа в парах, использование информационно-коммуникационных технологий, фронтальная беседа.
Оборудование: дидактический материал, листы бумаги, медиапроектор, компьютер, экран.
Ход урока
1 этап: Организационный момент. (время 0,5 мин)
2 этап: Проверка д/з. (время 5 мин)
Учитель: Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
Ученик: Гумopaльная регуляция.
Учитель: Какой вопрос изучили в этой теме?
Ученик: Строение и функции желез внутренней секреции.
Учитель: Для повторения выполним задания. 1 задание: учебник на стр. 49 – запишите в словарик (Отвечаем устно.)
Ученики: Дают определения понятиям.
Учитель: 2 задание: учебник на стр. 48-49 – Какие утверждения верны? Выберите правильный ответ. Закройте правильные ответы закладками. Эти два задания выполняем в течение 4 мин.
Ученики: Выполняют задание.
Учитель: Работаем в парах – поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте задание и поставьте оценку своему товарищу.
3 этап: Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала. (время 3 мин)
Учитель: Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?
Ученик: Нервной системой и железами эндокринного аппарата.
Учитель: С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция?
Ученик: Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.
Учитель: Как осуществляется гумopaльная регуляция?
Ученик: Гумopaльная регуляция осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые выpaбатываются железами внутренней секреции и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму.
Учитель: Какими свойствами наделены гормоны?
Ученик: Гормоны обладают специфичностью, очень активны, действуют даже в ничтожно малых количествах, быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно.
Учитель: Почему довольно часто употрeбляют понятие нервно-гумopaльная регуляция? (Презентация. Слайд 1)
Ученик: Нервный и гумopaльный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры.
4 этап: Заслушивание реферата ученицы. (время 10 мин)
Учитель: Сегодня разговор пойдет о нарушениях нервно-гумopaльной регуляции, их признаках и профилактике. Настя подготовила реферат по данному вопросу. Ваша задача внимательно слушать и заполнять последнюю графу таблицы, которую мы не доделали на прошлом уроке, приготовить вопросы по данной теме выступающей.
Ученики: Слушают, записывают.
Комментарии:
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
12 12 2025 7:27:22
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы".
На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
11 12 2025 4:16:16
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
10 12 2025 9:45:20
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
09 12 2025 21:58:55
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
08 12 2025 23:35:30
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
07 12 2025 7:16:43
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
06 12 2025 5:50:44
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
05 12 2025 10:30:12
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
04 12 2025 17:56:44
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
03 12 2025 22:17:19
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
02 12 2025 14:22:22
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
01 12 2025 0:38:44
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
30 11 2025 5:24:38
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
29 11 2025 10:40:24
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
28 11 2025 12:25:50
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
27 11 2025 17:33:16
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
26 11 2025 16:29:40
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
25 11 2025 13:25:27
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
24 11 2025 12:34:50
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
23 11 2025 2:34:23
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
22 11 2025 21:33:42
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
21 11 2025 18:34:50
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
20 11 2025 15:37:21
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
19 11 2025 7:55:55
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
18 11 2025 5:54:12
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
17 11 2025 17:29:23
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
16 11 2025 6:48:51
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
15 11 2025 13:18:32
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
14 11 2025 5:59:59
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
13 11 2025 5:54:29
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
12 11 2025 4:28:22
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
11 11 2025 11:28:43
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях.
...
10 11 2025 1:21:30
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
09 11 2025 1:44:11
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
08 11 2025 14:32:54
Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
07 11 2025 3:50:49
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
06 11 2025 1:41:31
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
05 11 2025 10:16:39
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
04 11 2025 21:48:52
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
03 11 2025 9:21:34
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
02 11 2025 6:25:36
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
01 11 2025 15:20:33
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
31 10 2025 2:49:12
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
30 10 2025 9:45:54
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
29 10 2025 4:50:34
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
28 10 2025 4:56:30
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
27 10 2025 2:28:49
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
26 10 2025 2:53:26
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
25 10 2025 7:18:55
В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....
24 10 2025 14:12:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"