Среда обитания и внешнее строение земноводных > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса животных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление об отличительных чертах внешнего строения земноводных и об их образе жизни.
  • Познакомить с представителями этого класса, которые обитают в Московской области.
  • Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Коррекционно-развивающие.

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного ,слухового и тактильного восприятия .
  • Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные:

  • Формировать бережное отношению к природе.
  • Формировать основы экологического сознания.

Словарь: земноводные, двоякодышащие, голова, туловище, передние конечности, задние конечности, перепонки, лягушки, жабы, тритоны, углозубы, саламaндры, хищники, травоядные.

Оборудование: презентация (см. приложение)

Ход урока

1. Организационный момент. Подготовка рабочего места.

2.Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме:

Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше).

Животные - позвоночные – рыбы – карповые – карп

Прочитайте, что у вас получилось.

К какому классу животных относится карп?

Кто из животных ещё относится к этому классу?

4. Сообщение темы и начало показа презентации. Сегодня мы познакомимся с новым классом – классом земноводных. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, живут в воде , отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

План урока:

  1. Внешнее строение земноводных.
  2. Среда обитания рыб. земноводных.
  3. Способ передвижения земноводных.
  4. Способ питания земноводных.
  5. Значение земноводных в природе и жизни человека.

5. Новый материал

(Слайд 1) Около 300 млн лет назад влажный климат Земли стал меняться. Участились засухи, мелели прогретые солнцем водоёмы. Из-за массовой гибели и гниения пышной водной растительности в воде становилось всё меньше кислорода. Населявшим мелководья рыбам пришлось туго, многие погибли, лишь некоторым удалось приспособиться. Они научились заглатывать воздух, высовываясь из воды. Иногда приходилось вообще выбираться на сушу, чтобы отыскать ещё не пересохший водоём, или в поисках пищи. Так на Земле появился класс животных, которых учёные стали называть земноводными.

6. Словарная работа. – Почему их так называют?

(Слайд 2) Земноводные в переводе с греческого означает «двоякодышащие». В процессе дыхания у этих животных участвуют лёгкие и кожа. Если мы проведём анализ слова «земноводные» с точки зрения русского языка, то увидим, что оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода). Жизнь этих животных связана и с землёй, и с водой.

Новый материал (продолжение)

(Слайд 3) Давайте познакомимся с ними поближе. Есть земноводные бесхвостые– это лягушки, жабы, и др. а есть хвостатые – это тритоны. и др. На земном шаре сейчас живёт около 3 тысяч видов земноводных. Они населяют все материки, кроме Антарктиды, вплоть до полярных границ. Их можно встретить в лесах и болотах, в любых пресноводных водоёмах, в степях и даже в пустынях, если там пробивается хотя бы крохотный родник или ручеёк. Они одинаково хорошо чувствуют себя и в воде и на суше. Весной они уходят в воду. Здесь происходит их размножение, развитие икры, здесь же проходит их детство. Но, как только молодое поколение подрастает, у земноводных возникает тяга к суше и они покидают родную стихию ради другой. В этот период земноводных можно встретить очень далеко от водоёма. Одни из этих животных научились плавать или рыть ходы под землёй, другие – лазить по деревьям, совершать планирующие прыжки.

(Слайд 4) Рассмотрим внешне строение земноводных на примере лягушки. Её тело состоит из головы, туловища, передних конечностей и задних конечностей. На голове у лягушки есть глаза, нос, рот. Глаза - крупные, выпуклые, защищены прозрачными веками от высыхания и загрязнения. Носом они дышат. Рот им нужен, чтобы издавать звуки и питаться. Гoлая, всегда влажная кожа земноводных у многих вызывает неприязнь. Кожа земноводных дышит только будучи влажной. В ней много желёз, которые выpaбатывают вещества для увлажнения кожи. Спасаясь от иссушения, земноводные предпочитают сырые места, а многие из них время от времени возвращаются в водоёмы.

(Слайд 5) Чтобы передвигаться по суше земноводные обзавелись конечностями. А появление лап и ног потребовало в свою очередь развития мощной мускулатуры. Лягушки – чемпионы по прыжкам среди позвоночных животных, если сравнить размер самого прыгуна с расстоянием, которое он может преодолеть. В момент прыжка сильные мышцы быстро сокращаются и все суставы задних лап распрямляются. Толчок оказывается достаточным, чтобы подбросить тело вперёд и вверх. А короткие передние лапы амортизируют удар во время приземления. Лягушки прекрасно плавают, благодаря развитым плавательным перепонкам между пальцами.

(Слайд 6) Все земноводные в детстве – травоядные, а во взрослом состоянии – хищники. Их главное орудие – язык: он прикреплён во рту не задним концом , как у других позвоночных животных, а передним. При виде добычи лягушка выбрасывает в её сторону свой длинный язык, который при этом раскладывается на подобии перочинного ножика. Жертва прилипает к его кончику и затягивается в лягушачью пасть. А вот проглотить её помогают … глаза. Время от времени они погружаются внутрь головы и проталкивают добычу в пищевод.

(Слайд 7) Успех такой охоты часто зависит от умения спрятаться. Поэтому большинство земноводных имеют покровительственную окраску.

7. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа по тетради. На рисунке надо указать части тела лягушки.

8. Физкультминутка.

Новый материал (продолжение).

(Слайд 8) Лягушки. Сколько же их? На Земле живёт 550 видов. Нет их только в Арктике, Антарктиде, Австралии, и на юге Америки. У всех лягушек лапы длинные с перепонками между пальцами, позволяющие хорошо прыгать и отлично плавать. питаются они в основном насекомыми. В России и Московской области чаще всего встречаются озёрная, травяная и остромордая лягушки. Самая крупная из них - озёрная. Представители этого вида так велики, что могут проглотить даже мелкую птицу. Живут озёрные лягушки всегда около воды. А вот травяную и остромордую лягушек можно найти в водоёме только во время размножения: потом они переселяются в леса, на луга, в болота и живут там до осени. Лягушки ведут дневной образ жизни. В России климат холодный, поэтому лягушки на зиму впадают в оцепенение и прячутся до весны в прелых листьях или на дне незамерзающих водоёмов. Самая крупная из лягушек – голиаф, живёт в Африке. Её длина – 32 – 33 см, и вес – 3,5 кг.

Это интересно: Летом в деревнях нередко сажали лягушку в бидон с молоком, чтобы оно не скисло. Постоянно влажная, покрытая слизью кожа земноводных – прекрасная среда для микроорганизмов. Войну с микробами земноводные ведут с помощью отравляющих веществ. Слизь, которую выделяют кожные желёзки, содержит убивающие бактерии вещества. Поэтому молоко действительно лучше сохраняется.

(Слайд 9) Жабы. Жабы покрыты сухой кожей с бугорками – желёзками, выделяющими едкие вещества, они не опасны для человека. Те, кто считают, что от прикосновения к жабам на руках появляются бородавки – не правы. Слабый яд может вызвать раздражение слизистой оболочки, поэтому, дотронувшись до жабы, лучше вымыть руки. Зато яд прекрасная защита от хищников: не всякая птица или зверь отважится схватить жабу, а если и схватит по ошибке или по неопытности, то тут же выплюнет. Самая известная жаба Южной и Центральной Америки – ага. Её рост – 25 см позволяет ей охотиться не только на насекомых, но и на лягушек, ящериц и даже мышей. Её использовали для борьбы с вредителями сахарного тростника.

Задние лапы у жаб короче, чем у лягушек, поэтому они плохо прыгают и чаще передвигаются шагом. Днем они прячутся в различных укромных местах, и только после захода солнца отправляются на поиски добычи. Жабы прекрасно видят в темноте, а днем зрачки у них превращаются в узкие, щёлки, защищая глаза от яркого света, как и у других ночных хищников.

В средней полосе и Московской области встречается серая жаба.

Это интересно: В 19 столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали жаб, чтобы выпустить их в свои сады и на поля. Ведь жабы истрeбляют огромное количество слизняков, насекомых и их личинок, тем самым помогая людям сберечь урожай.

9. Первичное закрепление пройденного материала.

Заполнить таблицу.

 

Лягушка

Жаба

Образ жизни

 

 

Особенности строения конечностей

 

 

Особенности кожи

 

 

Новый материал (продолжение)

(Слайд 10) В природе есть хвостатые земноводные – углозубы, саламaндры, тритоны. Они постоянно или большую часть года живут в водоёмах. У них есть конечности – лапы для передвижения по суше. В нашей стране за полярным кругом встречается сибирский углозуб. Южная граница его обитания совпадает с границей вечной мерзлоты.

У большинства саламaндр довольно длинный хвост и сильные лапы без плавательных перепонок.

У всех тритонов тело немного сплющено с боков, а на хвосте у них есть кожная оторочка. Ноги у этих земноводных короткие и слабые, поэтому животное в воде проворнее, чем на суше. Начиная «заплыв» тритон закидывает передние лапы за спину и пользуется ими как рулями. Движение вперёд обеспечивает хвост. В европейской части России и Московской области наиболее часто встречаются гребенчатый и обыкновенный тритоны. Днём они скрываются под упавшими деревьями в трухлявых пнях и норах, старой листвой, а ночью выходят охотиться на многоножек, дождевых червей, гусениц, клещей. Зимуют тритоны на суше небольшими группами в кучах листвы, норах, подвалах, погребах неподалёку от тех водоёмов, в которые они переберутся весной.

(Слайд 11) Значение земноводные в природе и жизни человека.

Еще в древности люди использовали яд жаб и лягушек для смазывания стрел. Яд большинства земноводных безопасен для человека, но для мелких животных и птиц cмepтелен. Также некоторые яды применяются в медицине.

Земноводные приносят неоценимую пользу сельскому хозяйству. Среди вредителей, уничтожающих урожай прямо на корню, первое место принадлежит насекомым. Подавляющее большинство лягушек, жаб и саламaндр питается насекомыми, некоторые охотно уничтожают моллюсков, наконец, самые крупные земноводные не брезгуют и грызунами.

Земноводные, в отличие от птиц, малочувствительны к ядам, поэтому не отказываются от ядовитых, имеющих неприятный запах или ярко, точнее пугающе окрашенных насекомых. Не отказываются они и от мохнатых гусениц, которых подавляющее большинство пернатых есть избегает.

Лягушки и саламaндры охотятся в любое время суток. Они приносят заметную пользу тем, что уничтожают ночных насекомых, недоступных птицам. К числу ночных врагов растений относятся слизни. Это всеядные существа. Они поедают рожь, пшеницу, клевер, вику, горох, тыкву, морковь, капусту, картофель, табак, мaндарины и лимоны. Они проникают в парники и теплицы, на земляничные плантации и бесчинствуют там, когда урожай уже созревает, и применять химию уже больше нельзя. Земноводные не чураются слизней, а жаб можно отнести к числу их наиболее активных врагов.

Велика роль земноводных в экологических системах.

Многие виды лягушек и саламaндр вполне съедобны и служат превосходным питательным продуктом. Они входят в меню жителей многих стран, в том числе и Европы. По этой причине их выгодно разводить и использовать как пищевой объект.

В некоторых странах численность земноводных, в частности лягушек, из-за неумеренного их отлова сильно уменьшилась. В нашей стране истрeбление земноводных запрещено законом.

В некоторых чрезвычайно редких случаях амфибии могут причинять вред. Лягушки-быки наносят существенный ущерб прудовым хозяйствам. Другие виды не вредят рыбному хозяйству.

Большую пользу приносят озерная и прудовая лягушки. Значительную часть их рациона составляют хищные водяные жуки и их не менее хищные личинки, которые питаются мальками рыб. Таким образом, в наших хозяйствах лягушки полезны тем, что уничтожают злейших врагов рыбной молоди.

Земноводные в науке.

Кожа лягушек и жаб выделяет вещества, некоторые из которых уже давно используются людьми. Это яды. В дозированном виде яды, как известно, могут быть и целебными. В старинных восточных рецептах упоминаются яды, собираемые с кожи некоторых жаб. В наше время особый интерес ученых обращен на лягушачьи яды, способные снижать кровяное давление человека, расширять сосуды, возбуждать дыхание и кровообращение, губительно действовать на гельминтов, ускорять заживление ран и пpeдoxpaнять их от нагноения.

В настоящее время с помощью амфибий изучают генетический аппарат клетки, вопросы регенерации органов, совместимости тканей и многое другое. Отметим только, что первая успешная пересадка сердца у лягушки была сделана еще 53 года назад советским ученым Н. П. Синицыным. Его подопечные с пересаженным сердцем благополучно жили по многу лет и оставались пpaктически здоровыми.

В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые услуги этого терпеливого малоприметного создания, излюбленного объекта физиологических и фармакологических исследований. Второй памятник установлен в Токио.

(Слайд 12) 10. Проверка знаний (в виде викторины «Проверь себя»).

  1. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на её приспособленность к жизни в воде?
  2. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на её приспособленность к жизни на суше?
  3. Почему глаза и нос лягушки возвышается над водой в то время, как тело погружено в воду?
  4. Глаза лягушки имеют прозрачные веки. Признаком чего это является?
  5. Какая пара конечностей играет главную роль при передвижении лягушки?

Выставление оценок.

11.Итог урока:

С каким классом животных мы познакомились?

Каково его значение?

12.Домашнее задание.



Комментарии:

Открытый урок по теме "Витамины"


    Открытый урок по теме "Витамины"

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

25 04 2025 14:22:10

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

24 04 2025 2:24:26

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

23 04 2025 10:27:55

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

22 04 2025 13:38:56

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

21 04 2025 6:57:18

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

20 04 2025 23:22:38

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

19 04 2025 11:53:15

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

18 04 2025 5:43:54

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

17 04 2025 18:25:51

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

16 04 2025 0:16:36

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

15 04 2025 16:38:47

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

14 04 2025 8:10:49

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

13 04 2025 14:29:21

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

12 04 2025 3:46:28

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

11 04 2025 12:58:14

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

10 04 2025 20:38:37

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

09 04 2025 8:40:16

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

08 04 2025 6:19:26

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

07 04 2025 2:31:51

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

06 04 2025 23:47:35

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

05 04 2025 12:18:22

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

04 04 2025 22:23:34

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс


    Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

      Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

03 04 2025 19:22:19

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

02 04 2025 20:44:28

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

01 04 2025 22:20:42

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

31 03 2025 15:27:46

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

30 03 2025 6:14:55

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

29 03 2025 0:30:18

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

28 03 2025 8:14:50

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

27 03 2025 20:55:35

Урок биологии по теме "Злые причуды генетики"


    Урок биологии по теме "Злые причуды генетики"

      Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....

26 03 2025 13:29:52

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

25 03 2025 18:30:12

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

24 03 2025 23:41:46

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

23 03 2025 0:16:25

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА


    Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

      Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

22 03 2025 10:47:22

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

21 03 2025 1:37:38

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

20 03 2025 5:17:55

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

19 03 2025 12:57:39

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

18 03 2025 20:44:53

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

17 03 2025 7:22:25

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

16 03 2025 17:17:55

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

15 03 2025 19:10:52

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

14 03 2025 18:49:31

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"


    Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....

13 03 2025 9:29:56

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

12 03 2025 0:12:19

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

11 03 2025 23:46:31

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

10 03 2025 10:43:37

Свойства и функции белков


    Свойства и функции белков

      Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

09 03 2025 4:44:41

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

08 03 2025 21:24:54

Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

      Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

07 03 2025 4:17:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::