Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов и педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень (уровень рассуждений) от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. Данный вид компетенций, по моему мнению, развивается при решении биологических задач. Вторая часть экзаменационной работы включает задание на решение генетических задач.

При оформлении таких задач необходимо уметь пользоваться символами, которые приняты в традиционной генетике.

Символ Хаpaктеристика
женский организм
мужской организм
X знак скрещивания
Р родительские организмы
F1, F2 потомки, гибриды первого и второго поколений
А, В, С, D... гены, которые кодируют доминантные признаки
а, в, с, d... гены (парные, аллельные), которые кодируют рецессивные признаки
АА, ВВ, СС, DD... генотипы моногомозиготных особей по доминантному признаку
аа, bb, сс, dd... генотипы моногомозиготных особей по рецессивному признаку
Аа, Bb, Сс, Dd... генотипы моногетерозиготных особей
ААВВ,ААВВСС генотипы ди- и тригомозиготных особей
АаВв, АаВвСс генотипы ди- и тригетерозиготных особей
генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при независимом наследовании признаков
генотипы дигетерозиготвхромосомном виде при сцепленном наследовании признаков
А; В; С; D... AB; Ab; ABc...

или

гаметы

При решении задач по генетике необходимо придерживаться алгоритма:

  1. Определить виды скрещивания и взаимодействий аллельных и неалельных генов(определить хаpaктер скрещивания).
  2. Определить доминантный и рецессивный признак(-и) по условию задачи, рисунку, схеме или по результатам скрещивания F( и F2.
  3. Ввести буквенные обозначения доминантного и рецессивного признаков, если они не даны в условии задачи.
  4. Записать фенотипы и генотипы родительских форм.
  5. Записать фенотипы и генотипы потомков.
  6. Составить схему скрещивания, обязательно указать гаметы, которые образуют родительские формы.
  7. Записать ответ.

При решении задач на взаимодействие неаллельных генов необходимо:

  1. Сделать краткую запись задачи.
  2. Если признак не один, вести анализ каждого признака отдельно, сделав по каждому признаку соответствующую запись.
  3. Применить формулы моногибридного скрещивания, если ни одна из них не подходит, то...
  4. Сложить вес числовые показатели в потомстве, разделить сумму на 16, найти одну часть и выразить все числовые показатели в частях.
  5. Исходя из того, что расщепление в F2 дигибридного скрещивания идёт по формуле 9А_В_ : 3A_bb : 3 ааВ_ : l aabb, найти генотипы Fr
  6. По F2найти генотипы F,.
  7. По F. найти генотипы родителей.

Для определения хаpaктера скрещивания удобно пользоваться общими формулами, где n - число аллелей, пар признаков

  • Расщепление по генотипу – (3:1)n
  • Расщепление по фенотипу – (1:2:1)n
  • Количество типов гамет – 2n
  • Количество фенотипических классов - 2n
  • Количество генотипических классов - 3n
  • Число возможных комбинаций, сочетаний гамет – 4n

Вторая часть экзаменационной работы включает задания со свободным развернутым ответом. С их помощью наряду со знаниями проверяются умения четко, логично и кратко письменно излагать свои мысли, аргументировать ответ, обосновывать и доказывать изложенные в ответе факты, правильно делать вывод.

Вывод к задачам, в которых действует закон единообразия гибридов первого поколения:

Единообразие гибридов первого поколения наблюдается потому, что родители - гомозиготные, и образуют по одному типу гамет. При слиянии гамет (во время оплодотворения) формируются гетерозиготные организмы (Аа). Расщеплений по фенотипам нет. Расщепление генов во втором поколении происходит потому, что гетерозиготные (Аа) потомки первого поколения (F1) образуют по два типа гамет, которые при оплодотворении соединяются случайно.

У первого поколение (F1) формируется по одному типу гамет

  • расщепление по генотипам нет (Аа)
  • расщепление по фенотипам нет (А)

Вывод к задачам, в которых действует закон расщепления при моногибридном скрещивании:

Расщепление по генотипам определяется генотипом родителей. Расщепление по фенотипам определяется генотипами родителей и формами взаимодействия генов: взаимодействие аллельных генов и взаимодействие неаллельных генов

Расщепление по генотипам и фенотипам при разных формах взаимодействия аллельных генов:

Моногибридное скрещивание с полным доминированием:

У второго поколение (F2) формируется по два типа гамет

  • расщепление по генотипам 1 АА : 2Аа : 1аа
  • расщепление по фенотипам 3А : 1а
  • образуется два фенотипических класса

Моногибридное скрещивание при неполном доминировании:

У второго поколения (F2) формируется по два типа гамет

  • расщепление по генотипам 1 АА : 2Аа : 1аа
  • расщепление по фенотипам 1 АА : 2Аа : 1аа
  • образуется три фенотипических класса, наблюдается проявление промежуточного признака

Моногибридное скрещивание при кодоминировании

У второго поколения (F2) формируется по два типа гамет

  • расщепление по генотипам 1 АВАВ : 2АВАС : 1 АСАС
  • расщепление по фенотипам 1 В : 2ВС : 1С
  • образуется три фенотипических класса

Расщепление по генотипам и фенотипам при разных формах взаимодействия неаллельных генов

Дигибридное скрещивание ,независимое наследование признаков

У второго поколения (F2) формируется по четыре типа гамет

  • расщепление по генотипам 1:2:2:1:4:1:2:2:1
  • расщепление по фенотипам 9:3:3:1
  • образуется четыре фенотипических класса, полное доминирование по двум парам аллелей.

Дигибридное скрещивание при комплементарном действии генов

У второго поколения (F2) формируется по четыре типа гамет

  • расщепление по генотипам 1:2:2:1:4:1:2:2:1
  • расщепление по фенотипам 9:7
  • образуется два фенотипических класс, наблюдается проявление нового признака.

Наблюдается расщепление по фенотипу 9:3:4 или 9:6:1

Дигибридное скрещивание при эпистазе (ген А- супрессор)

У второго поколения (F2) формируется по четыре типа гамет

  1. расщепление по генотипам 1:2:2:1:4:1:2:2:1
  2. расщепление по фенотипам 12:3:1
  3. образуется три фенотипических класса

Наблюдается расщепление по фенотипу 9:3:4 или 13:3

Дигибридное скрещивание при полимерии

У второго поколения (F2):

  • формируется по четыре типа гамет
  • расщепление по генотипам 1:2:2:1:4:1:2:2:1
  • расщепление по фенотипам 15:1
  • образуется два фенотипических класса

Наблюдается так же расщепление по фенотипу 1:4:6:4:1

Сцепленное наследование неаллельных генов

При неполном сцеплении между генами может происходить кроссинговер (нарушение сцепления) и дигетерозиготный организм (АаВb) продуцирует четыре типа гамет (кросоверные и некросоверные). Гены могут наследоваться как вместе, так и порознь. Общее количество кросоверных гамет и кросоверных организмов в потомстве пропорционально расстоянию между сцепленными генами. Некросоверных гамет в сумме больше 50%, а кросоверных меньше 50%.

При полном сцеплении кроссинговер не происходит, дигетерозиготный организм (АаВb) формирует два типа гамет (по 50% некросоверных гамет каждого типа), гены наследуются только совместно, как один ген.

Наследование пола

Поскольку гомогаметный организм продуцирует только один тип гамет по пoлoвым хромосомам, гетерогаметный – два, пол потомков зависит от того, какую пoлoвую хромосому несет гамета гетерогаметного организма, участвующая в оплодотворении. Вероятность рождения мальчика равно 50%, и вероятность рождения дeвoчки равна 50%.

Закономерность наследования генов, локализованных в пoлoвых хромосомах (наследование, сцепленное с полом)

Наследование генов, локализованных в пoлoвых хромосомах, можно рассмотреть на примере наследования генов гемофилии у человека, который расположен в Х хромосоме. Заболевание вызывается рецессивным аллелем. Женщина может иметь один из трех вариантов генотипов: ХНХН, ХHXh или XhXh . У мужчины - один из двух вариантов генотипов XHY или XhY.

Существует несколько правил, которые помогут учащимся в решение генетических задач.

Правило первое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.

Попробуем решить задачу, используя это правило.

Задача. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью получено потомство: 5 черных свинок и 2 белых. Каковы генотипы родителей?

Из условия задачи нетрудно сделать вывод о том, что черная окраска шерсти доминирует над белой, и не потому, что в потомстве черных особей больше, чем белых, а потому, что у родителей, имеющих черную окраску, появились детеныши с белой шерстью. На основе этого введем условные обозначения: черная окраска шерсти — А, белая — а.

Запишем условия задачи в виде схемы:

Р А? X А?;
F1 А?   аа

Используя названное выше правило, мы можем сказать, что морские свинки с белой шерстью (гомозиготные по рецессивному признаку) могли появиться только в том случае, если их родители были гетерозиготными. Проверим это предположение построением схемы скрещивания:

Р Аа X Аа
G А, а;   А, а;
F1 АА;   Аа; Аа; аа

Расщепление признаков по фенотипу — 3:1. Это соответствует условиям задачи.

Убедиться в правильности решения задачи можно построением схем скрещивания морских свинок с другими возможными генотипами.

Схема 1

Р АА X АА
G А;   А
F1 АА    

Схема 2

Р Аа X АА
G А а;   А
F1 АА; Аа    

В первом случае в потомстве не наблюдается расщепления признаков ни по генотипу, ни по фенотипу. Во втором случае генотипы особей будут различаться, однако феиотипически они будут одинаковыми. Оба случая противоречат условиям задачи, следовательно, генотипы родителей — Аа; Да.

Правило второе. Если в результате скрещивания особей, отличающихся феиотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая — гомозиготна по рецессивному признаку.

Задача. При скрещивании вихрастой и гладкошерстной морских свинок получено потомство: 2 гладкошерстные свинки и 3 вихрастые. Известно, что гладкошерстность является доминантным признаком. Каковы генотипы родителей?

Используя второе правило, мы можем сказать, что одна свинка (вихрастая) имела генотип Аа, а другая (гладкошерстная) — аа.

Проверим это построением схемы скрещивания:

Р Аа X аа
Г А, а; а    
F1 Аа; аа    

Расщепление по генотипу и фенотипу — 1:1, что соответствует условиям задачи. Следовательно, решение было правильным.

Правило третье. Если при скрещивании феиотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.

Задача. При скрещивании пeтyxа и курицы, имеющих пеструю окраску перьев, получено потомство: 3 черных цыпленка, 7 пестрых и 2 белых. Каковы генотипы родителей?

Согласно третьему правилу, в данном случае родители должны быть гетерозиготными, Учитывая это, запишем схему скрещивания:

Р Аа X Аа
G А, а; А, а    
F АА; Аа; Аа; аа    

Из записи видно, что расщепление признаков по генотипу составляет соотношение 1:2:1. Если предположить, что цыплята с пестрой окраской перьев имеют генотип Аа, то половина гибридов первого поколения должны иметь пеструю окраску. В условиях задачи сказано, что в потомстве из 12 цыплят 7 были пестрыми, а это действительно составляет чуть больше половины. Каковы же генотипы черных и белых цыплят? Видимо, черные цыплята имели генотип АА, а белые — аа, так как черное оперение, или, точнее, наличие пигмента, как правило, доминантный признак, а отсутствие пигмента (белая окраска) — рецессивный признак. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном случае черное оперение у кур неполно доминирует над белым; гетерозиготные особи имеют пестрое оперение.

Правило четвертое. Если при скрещивании двух феиотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.

Задача. При скрещивании двух морских свинок с черной v. вихрастой шерстью получены 10 черных свинок с вихрастой шерстью, 3 черных с гладкой шерстью, 4 белых с вихрастой шерстью и 1 белая с гладкой шерстью. Каковы генотипы родителей?

Итак, расщепление признаков у гибридов первого поколения в денном случае было близко к соотношению 9:3:3:1, т. е. к тому отношению, которое получается при скрещивании дигетерозигот между собой (АаВв Х АаВв, где А — черная окраска шерсти, а — белая; В — вихрастая шерсть, в — гладкая). Проверим это.

Р АаВв X АаВв
Г АВ, Ав, аВ, ав;   АВ, Ав, аВ, ав
F1 1 ААВВ, 2 ААВв, 2 АаВВ, 4 АаВв    
  1 ААвв, 2 Аавв, 1 ааВВ, 2 ааВв, 1 аавв    

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1.

Решение показывает, что полученное расщепление соответствует условиям задачи, а это значит, что родительские особи были дигетерозиготными.

Задания второй части оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от его условия. Успех выполнения заданий с развернутым ответом во многом зависит от правильности их выполнения и объяснения полученных результатов(составления схемы скрещивания, указания закона, который проявляется в конкретном случае и приведении доказательств.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение 5
  • Приложение 6
  • Приложение 7
  • Приложение 8
  • Приложение 9
  • Приложение 10
  • Приложение 11
  • Приложение 12
  • Приложение 13
  • Приложение 14



Комментарии:

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

01 04 2025 16:39:18

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

31 03 2025 16:41:56

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

30 03 2025 0:47:23

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

29 03 2025 0:21:46

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

28 03 2025 12:24:30

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

27 03 2025 9:32:36

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

26 03 2025 5:35:13

Игра-путешествие "Последний герой"


    Игра-путешествие "Последний герой"

      Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

25 03 2025 9:37:40

Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"


    Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....

24 03 2025 11:12:20

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

23 03 2025 22:54:36

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

22 03 2025 18:29:55

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

21 03 2025 2:33:20

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

20 03 2025 17:54:54

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

19 03 2025 0:58:30

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

18 03 2025 7:13:40

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

17 03 2025 20:50:59

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

16 03 2025 11:56:56

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

15 03 2025 11:38:13

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

14 03 2025 0:52:42

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

13 03 2025 10:56:10

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

12 03 2025 12:48:23

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ  ЕГЭ biologia's Blog лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...

11 03 2025 8:35:46

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

10 03 2025 1:30:41

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

09 03 2025 9:38:46

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"


    Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

      Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

08 03 2025 14:48:39

Урок по биологии по теме "Плоды" для 6-х классов

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....

07 03 2025 14:24:44

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

06 03 2025 1:21:57

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

05 03 2025 23:56:35

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

04 03 2025 22:36:47

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"


    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

      Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

03 03 2025 2:17:46

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"


    Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

      Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

02 03 2025 19:26:25

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

01 03 2025 13:50:30

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

28 02 2025 6:32:50

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

27 02 2025 1:48:18

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

26 02 2025 1:34:52

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

25 02 2025 9:16:22

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

24 02 2025 2:19:19

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

23 02 2025 19:58:51

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

22 02 2025 5:38:35

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

21 02 2025 21:29:40

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

20 02 2025 7:24:34

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

19 02 2025 23:27:12

Птицы в фольклоре, мифах легендах


    Птицы в фольклоре, мифах легендах

      Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

18 02 2025 22:54:38

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

17 02 2025 16:57:13

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

16 02 2025 21:43:54

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

15 02 2025 13:57:12

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

14 02 2025 9:24:33

Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

      В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

13 02 2025 0:45:49

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

12 02 2025 1:30:32

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

11 02 2025 17:59:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::