Классификация цветковых растений > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Классификация цветковых растений

Тема: «Классификация цветковых растений».

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: урок путешествие.

Задачи урока: углубить и обобщить знания по систематике растений, конкретизировать знания о многообразии и практическом значении цветковых растений, воспитывать любовь бережному отношению растений.  

Оборудование: компьютерные технологии, рисунки цветковых растений, натуральные объекты, карточки задания.

ХОД УРОКА

При проведении урока класс делится на отряды, из каждого отряда выбирается командир. Отряды формируются с различной успеваемостью учащихся. Учитель объявляет тему маршрута и  маршруты путешествия. (Вывешивается карта маршрута путешествия).
На каждом маршруте проводится взаимоконтроль членов отряда. Все члены отряда работают под руководством командира. Командир инструктирует отряд – сообщает свой ответ остальным ученикам. Ученики – подтверждают ответы, отвечают командиру. Для взаимоконтроля выдаются купоны по итогам  жеребьевки среди командиров. Купон «Выбор» – учитель проверяет подготовку отряда по ответу одного из учеников по своему выбору. Если оценка учителя соответствует оценке, полученной этим учеником при взаимоконтроле, остальные члены отряда сохраняют оценки, выставленные при взаимоконтроле. Если отвечающий получает низкую оценку, то и оценки у остальных членов отряда снижаются на 1 балл.

Купон «Магистр» – учитель проверяет подготовку отряда по ответу  одного ученика по выбору отряда. Оценки остальным членам отряда выставляются так же, как и в предыдущем случае.
Купон «Каждый» – учитель проверяет подготовку отряда, выслушивая всех членов поочередно и оценивая ответ каждого.
Купон «Доверие» – оценки, поставленные при взаимоконтроле, принимаются без проверки учителя.
Каждому отряду выдается Лист контроля знаний.

Отряд №                                                          Купон

Отряд                   Фамилия

Оценка подготовки

«5»

«4»

«3»

Командир

 

 

 

1Член отряда      
2Член отряда      
3Член отряда      

1 маршрут Терминологическая эстафета

Учащимся предлагается игра «Ромашка». На обратной стороне каждого лепестка ромашки написаны термины (класс, род, царство, семейство, вид, отдел), имеющий отношение к теме данного урока. Учащиеся каждого отряда отрывают лепестки и объясняют значение термина. Затем проводится беседа.

– Для чего используют эти термины?
– Для классификации растений.
– Почему необходима классификация растений?
– Для определения признаков сходства и различия групп растений, по которым можно судить о степени родства растений между собой.
Задание: – Написать правильный порядок классификации растений. (Царство – отдел – класс – семейство – род – вид).  

2 маршрут «Ярмарочная»

(На витрине натуральные объекты, коллекции: редька черная; лук репчатый; плоды шиповника, вишни; семена гороха, пшеницы, подсолнуха; перец сладкий и т.д.) Надо определить  класс, семейство и хозяйственное значение данных растений.

3 маршрут «Красная книга»

Учитель показывает компьютерную презентацию исследовательского проекта  «По страницам Красной книги». Показывает слайды видов растений, объясняет основные экологические факторы, влияющие на растения которые, занесены в Красную книгу МСОП и РТ. Затем ученики работают с Красной книгой РТ, заполняют таблицу.

Название семейств

Количество

Количество видов занесенных
в Красную книгу РТ

родов

видов
Крестоцветные

380

3200

16 видов

Розоцветные

100

3000

9 видов

Бобовые

700

12000

30 видов

Пасленовые

90

2500

не занесены

Сложноцветные

1150

1300

50 видов

Лилейные

45

1300

5 видов

Злаковые

650

10000

46 видов

4 маршрут «Лекарственные растения»

Отряды получают листы, где написаны о лекарственном значении растений разных семейств. Ученики должны определить растение.
– Среди крестоцветных немало лекарственных растений. Это растение обладает кровоостанавливающим свойством. Весенние розетки листьев используются для приготовления супов, витаминных салатов. (Пастушья сумка)
– Растение из семейства розоцветные. Чай из цветков этого растения хорошее потогонное  средство. Он вкусен и ароматен. Настои травы применяют при лечении ОРВИ, гриппа. (Таволга шестилепестная)
– Семейство бобовые – является ценным лекарственным растением. Лекарственным сырьем являются соцветия – головки. В них много белка, содержится много витаминов, которые стимулируют обмен веществ. Он природный заменитель аспирина и его настои являются хорошим жаропонижающим средством.  (Клевер красный)
– Это растение является представителем семейства пасленовые. Очень ценен его сок, содержащий лимонную, аскорбиновую  кислоты, который используется для лечения язвы желудка, 12-ти перстной кишки. Наличие в  соке молодых клубней йода делает его полезным при болезнях щитовидной железы. (Картофель)
– Он является представителем семейства сложноцветные. Он является ценным лекарственным растением. Лекарственным сырьем являются корни. Настой корней улучшает пищеварение, является желчегонным средством. Используется при колитах, гастритах, заболеваниях печени и желчного пузыря. (Одуванчик)
– Это ценное лекарственное растение семейства лилейные. Лекарственное сырье – цветки и листья. Настойка  используется при сердечных заболеваниях. (Ландыш майский)
– Злостный сорняк один из представителей семейства злаковых. Но обладает и ценным лекарственным значением. В его корневищах содержится яблочные и аскорбиновые кислоты. Настой корневищ принимают при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. (Пырей ползучий)

5 маршрут «Загадочная»

Учитель задает загадки, учащиеся отгадывают их и определяют класс, семейство растений. На мониторе компьютера появляются ответы-картинки.

1. Цветок – напрасный,
Плод опасный,
А поле засажено.

(Класс двудольные. Семейство пасленовые. Картофель)

2. Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.

(Класс однодольные. Семейство лилейные. Лук)

3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах:
Без счету одежек, и все без застежек.

(Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Капуста)

4. Она древностью гордится
Уже десять тысяч лет,
Шумит, в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.

(Класс однодольные. Семейство злаковые. Пшеница)

5. Цветок крылатка,
А плод лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

(Класс двудольные.  Семейство бобовые. Горох)

6. Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков –
Столько беленьких жильцов.

(Класс двудольные. Семейство сложноцветные. Подсолнечник)

7. Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не пройдет, всяк поклон дает.

(Класс двудольные. Семейство розоцветные. Земляника)

6 маршрут «Тренажерная»

Каждый отряд получает программированное задание тренажер и выполняет их за компьютером.

Для каждого из предложенных семейств выберите соответствующие характеристики.

1. Семейства цветковых растений

1.1. Крестоцветные
1.2. Бобовые
1.3. Розоцветные
1.4. Сложноцветные
1.5. Пасленовые
1.6. Злаковые
1.7. Лилейные

2. Представители семейств

2.1. Редька дикая
2.2. Паслен черный
2.3. Василек синий
2.4. Клевер луговой
2.5. Тимофеевка луговая
2.6. Лилия Даурская
2.7. Земляника лесная

3. Класс растений

3.1. Растения относятся к классу однодольных
3.2. Растения относятся к классу двудольных

4.Строение цветка

4.1. Цветки пятичленные, спайнолепестные, язычковой, трубчатой, воронковидной формы Л(5) Т5 П1.
4.2. Формула цветка О2 Т3П1.
4.3. Формула цветка Ч5 Л5 Т П  или Ч5 Л5 Т П1.
4.4. Формула цветка Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.
4.5. Формула цветка Ч(5) Л(5) Т5 П1.
4.6. Формула цветка Ч4 Л4 Т2+4 П1.
4.7. Формула цветка О3+3 Т3+3 П1.

5. Типы плодов

5.1. Плод сухой, боб.
5.2. Плод сухой, зерновка.
5.3. Плоды сочные, костянка, ягода, сборная костянка, яблоко.
5.4. Плод сухой, стручок или стручочек.
5.5. Плод сочный, ягода или сухой, коробочка.
5.6. Плод сухой, семянка.

6. Тип корневой системы

6.1. Корневая система мочковатая или корневище.
6.2. Корневая система мочковатая. Имеются видоизменения в виде корневищ, корнеклубней, луковиц.
6.3. Корневая система стержневая, на корнях имеются клубеньки с азотобактериями.
6.4. Корневая система стержневая.

7. Продолжительность жизни и жизненные формы растений

7.1. Семейство представлено многолетними травянистыми растениями, древовидные формы встречаются редко.
7.2. Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями.
7.3. Семейство представлено однолетними двулетними и многолетними травянистыми растениями, встречаются также кустарники и полукустарники.
7.4. Семейство представлено однолетними и многолетними растениями всех жизненных форм – деревья, кустарники, травы; встречаются лианы.
7.5. Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями, редко – древовидные формы.
7.6. Семейство представлено многолетними растениями всех жизненных форм – деревья, кустарники, травы.

8. Характеристика листьев

8.1. Листья простые и сложные, с сетчатым жилкованием.
8.2. Листья только простые, с дуговым и параллельным жилкованием.
8.3. Листья чаще сложные, редко простые, с сетчатым жилкованием.

9. Характеристика стебля

9.1. Стебли заполнены тканью, имеется слой камбия.
9.2. Стебли чаще полые, иногда заполнены тканью, камбий отсутствует.

В каждом шаге должен быть запрограммирован правильный ответ и две записи «неправильно». То есть компьютер фиксирует правильный ответ и, то, что ученик при выборе ответа сделал две попытки.

ОТВЕТЫ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

2

6

4

4

3

1

1

2

4

2

4

1

3

4

3

1

3

2

2

5

5

4

2

1

1

4

5

1

2

2

1

5

2

2

5

6

1

7

5

2

1

2

2

Заключительная часть урока. Подведение итогов. Подчитываются оценки полученных отрядами, определяются победители.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

28 10 2021 8:16:24

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: " Верные и неверные утверждения", " Сводная таблица", " Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

28 10 2021 15:59:37

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

28 10 2021 6:12:26

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

28 10 2021 5:25:33

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

28 10 2021 15:59:30

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

28 10 2021 11:27:54

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

28 10 2021 11:33:25

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

28 10 2021 16:27:59

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса " Биология 8-й класс" " Кровь" и " Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

28 10 2021 3:49:41

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

Урок " Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их практическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

28 10 2021 5:38:36

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

Урок обобщения знаний по теме " Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

28 10 2021 9:30:35

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

28 10 2021 7:43:54

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

28 10 2021 7:24:20

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

28 10 2021 6:39:52

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку « Предупрежден – значит, вооружен»....

28 10 2021 13:18:52

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии " Человек", 8-й класс по учебнику Н. И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С. И. Заир- Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

28 10 2021 9:22:15

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

28 10 2021 3:39:22

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

28 10 2021 20:55:19

Землятрясение. 5-й класс

Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу ( Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина « Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

28 10 2021 15:21:25

Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"

Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...

28 10 2021 22:51:24

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов....

28 10 2021 23:13:48

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

В ходе урока учащиеся познакомятся с характерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

28 10 2021 18:40:33

Эволюционные преобразования обмена веществ

Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

28 10 2021 16:20:47

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

28 10 2021 7:15:19

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

28 10 2021 18:41:24

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

28 10 2021 7:24:25

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой " Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

28 10 2021 23:33:42

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы « Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

28 10 2021 13:31:17

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

28 10 2021 15:35:35

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

28 10 2021 0:51:43

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

28 10 2021 19:28:11

Знакомьтесь, наши наслеги

Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

28 10 2021 20:16:45

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи " Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

28 10 2021 6:13:53

Типы взаимодействия организмов в сообществах

Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

28 10 2021 1:43:34

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

Этот курс является продолжением элективного курса " Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для практического подтверждения теории Павлова И. П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П. К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

28 10 2021 17:44:23

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные У У Д: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

28 10 2021 5:19:30

Наследственные болезни

На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интерактивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

28 10 2021 10:52:21

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме " Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

28 10 2021 8:27:22

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интерактивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

28 10 2021 19:48:17

Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"

Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интерактивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....

28 10 2021 17:19:37

План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

План-конспект урока " Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме практического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 практических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интерактивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: " Клеточный цикл. Митоз" и " Мейоз" и носит характер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов Е Г Э на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....

28 10 2021 23:52:27

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

28 10 2021 1:26:31

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

Игра « Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Практическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

28 10 2021 2:19:27

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и характеристика

Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

28 10 2021 14:21:47

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

28 10 2021 5:43:52

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

28 10 2021 6:22:25

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме « Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

28 10 2021 12:35:34

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного Н О У по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

28 10 2021 14:52:43

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

28 10 2021 22:13:42

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего характера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

28 10 2021 22:57:21

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)