Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

Цели урока:
Познакомить учащихся с семейством бобовых, особенностями его строения и развития.
Задачи урока:
- Обучающая – закрепить полученные знания об особенностях строения картофеля и его значении, умение распознавать и определять растения семейства пасленовых. Познакомить с типичными представителями семейства бобовых; выяснить, в чем особенности строения бобовых. Развивать систематические понятия; прививать пpaктические умения и навыки по распознаванию и определению растений семейства бобовых.
- Коррекционно-развивающая – учить выделять главное и существенное при заполнении таблицы “хаpaктерные признаки семейства бобовых”. Развивать быстроту переключаемости внимания при работе с гербарием и живыми образцами бобовых.
- Воспитательная – формирование умения согласовано работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к растениям и окружающему нас миру.
Тип урока – комбинированный урок.
Оборудование.
Гербарный материал представителей семейства бобовых, карточки для индивидуального и дифференцированного опроса.
Таблицы: “Отличительные признаки семейства пасленовых ”, “Хаpaктерные признаки семейства бобовых”, “Представители семейства бобовых”.
Живые объекты фасоли и гороха, проросшие семена фасоли и гороха.
Этапы урока.
I. Организационный этап.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Урок следует начать с проверки домашнего задания. Так как на предыдущем уроке мы познакомились с семейством пасленовых, его представителем картофелем, историей этой культуры, строением и его агротехникой, то считаю необходимым проверку домашнего задания построить так, чтобы можно было всесторонне проверить полученные знания.
Параллельно ведется индивидуальный опрос и фронтальный. У доски работает ученик по таблице: “Общие признаки семейства пасленовых”.
Ученику даются карточки с признаками нескольких семейств, необходимо определить только признаки семейства пасленовых и вставить в прорези на таблице.
Общие признаки семейства пасленовых.
_______________
______________
_______________
В то время, пока идет индивидуальная работа у доски, с классом провожу игру “цветик-восьмицветик”. Эта игра заключается в том, что на 8 лепестках цветка написаны вопросы по пройденному материалу. Ученики, отрывая лепестки, должны ответить на вопросы.
Лепесток 1. Назовите родину картофеля.
Лепесток 2. Как называется плод картофеля?
Лепесток 3. Сколько лепестков образуют венчик цветка картофеля?
Лепесток 4. Кто первым в нашу страну завез картофель?
Лепесток 5. Как называются видоизмененные побеги картофеля?
Лепесток 6. Как использовали цветки картофеля в XVII веке?
Лепесток 7. Как размножается картофель?
Лепесток 8. Где и как используют картофель?
После фронтального опроса проверяется индивидуальная работа у доски. Ученик дает объяснение по выполненному заданию. После чего с учениками проводится игровой момент “Срочная телеграмма”…………
-Мы получили телеграмму от наших друзей, но прочитать полностью не можем, так как телеграмма попала под дождь и часть букв смыта.
Помогите восстановить текст телеграммы.
ТЕЛЕГРАММА
Просим срочно прислать семена пищевых пасленовых растений:
П_м___ров, ___л_ж_нов, _ер_ев.
Ученики помогают восстановить текст телеграммы.
- Мы изучили семейство, где много пищевых культур, но это не единственное семейство, представители которого обладают ценными пищевыми качествами. Отгадав загадки, которые я вам сейчас загадаю, вы узнаете какие растения, мы будем изучать на уроке.
1. Голова на ножке, в голове горошки… . (горох)
2.
Раскололся темный домик на две половинки,
И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох)
3.
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве горох? (акация)
4. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … . (горох)
III. Целевая установка.
- На все загадки вы дали верные ответы. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством бобовых и их представителями горохом и фасолью. Ваша задача внимательно слушать новый материал, и тогда без ошибок вы сможете выполнить задание предложенное мной.
IV. Динамическая пауза.
Релаксация
Упражнение выполняется под медленную, плавную, негромкую музыку.
Упражнение “Водопад”.
Сядьте поудобнее и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вздохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Это не совсем обычный водопад, вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шей…
Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей гpyди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия можете глубоко вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно.
Пусть свет течет так же по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. вы замечаете как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам и опускается к вашим ступням. Вы чувствуете себя спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами … ( 30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил.… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
V. Этап усвоения новых знаний.
Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают число и тему урока в рабочие тетради. У каждого учащегося на парте имеется блюдце с семенами фасоли и гороха (проросшие и набухшие), живой объект фасоли.
Дается задание: внимательно рассмотреть семена фасоли и гороха и ответить на вопросы.
1. К какому классу однодольных или двудольных относятся горох, и фасоль судя по строению семени?
2. Какими должны быть у гороха корневая система и жилкование листьев, если это двудольное растение?
Ответ на второй вопрос представляет своего рода предположение. опирающееся на умозаключение: если растение двудольное, то корень у него должен быть стержневым, а жилкование листьев сетчатым.
3. По гербарию и живому растению необходимо рассмотреть стебель, корень и лист гороха (фасоли). Особое внимание уделяю наличию и значению клубеньковых бактерий на корнях.
4. Рассмотреть строение цветка семейства бобовых. Особое внимание детей обращаю на неправильный цветок, у которого лепестки венчика разной величины и формы, на наличие “лодочки”, которая образована из двух сросшихся лепестков, двух “весел” по бокам “паруса”- расширенного лепестка.
5. Плод боб рассматриваем по гербарию, живому объекту и раздаточному материалу (карточек).
В процессе работы по пунктам 1-5 учащиеся заполняют таблицу “хаpaктерные признаки семейства бобовых” (на карточках), учитель заполняет такую же таблицу у доски.
Хаpaктерные признаки семейства бобовых
Признаки | Хаpaктеристика признаков. | |
Название растения. | Горох и фасоль. | |
1. Тип корневой системы. | ||
2. Стебель. | ||
3. Лист. | ||
4. Строение цветка. | ||
5. Плод |
- Для чего выращивают горох и фасоль?
- Горох и фасоль выращивают как зернобобовую, овощную и кормовую культуру. Они содержат большое количество белка, крахмала, жир и даже витамин С. Поэтому являются ценными сельскохозяйственными культурами. В пищу употрeбляют недозрелые семена гороха, имеющие высокие вкусовые качества. Для консервирования возделывают зеленый горошек. В полеводстве и овощеводстве используются высокоурожайные сорта гороха, выведенные российскими учеными. Горох холодостойкое бобовое растение, в отличие от фасоли (всходы которой погибают при температуре -1С). Семейство бобовых включает в себя много представителей, которые можно разделить на три группы (работа по таблице).
Представители семейства бобовых.
Кормовые | Употрeбляемые в пищу | Декоративные |
Клевер | Соя | Душистый горошек |
Вика | Арахис | Акация желтая |
Чечевица | Фасоль | Акация белая |
Кормовые бобы | Горох |
VI. Закрепление полученных знаний.
Задание 1. Ученикам раздаются карточки следующего содержания..
Обведите кружочком цифры, после которых названы признаки семейства бобовых:
- Листья сложные.
- Плод стручок или стручочек.
- Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
- Плод боб.
- На корнях растении образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие из воздуха азот
- Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.
- Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
- Тычинок в цветке много.
- Венчик ветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
- Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.
Это задание дается дифференцированно в зависимости от успеваемости учащихся (количество пунктов варьируется).
Задание 2. Рассмотреть рисунки на карточке и выбрать растение, которое относится к семейству бобовых. ( на карточке изображены: перец, баклажан, помидор, фасоль, пшеница)
VII. Домашнее задание.
- Прочитать текст “Семейство пасленовые”.
- Проросшие семена фасоли посадить в цветочные горшки и проследить за ростом и развитием растений.
VIII. Итог урока и выставление оценок.
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
15 05 2022 22:27:24
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
14 05 2022 4:55:56
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
13 05 2022 10:12:49
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
12 05 2022 9:31:51
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
11 05 2022 13:33:22
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
10 05 2022 22:28:13
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
09 05 2022 19:29:45
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
08 05 2022 1:37:47
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
07 05 2022 8:58:30
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
06 05 2022 3:15:24
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
05 05 2022 13:16:41
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
04 05 2022 7:47:49
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
03 05 2022 6:57:56
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
02 05 2022 10:36:24
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
01 05 2022 10:42:10
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
30 04 2022 1:53:13
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
29 04 2022 11:41:18
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
28 04 2022 16:42:36
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами.
...
27 04 2022 15:25:23
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома.
...
26 04 2022 8:32:44
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
25 04 2022 17:29:13
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
24 04 2022 1:22:27
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
23 04 2022 12:38:35
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
22 04 2022 18:53:46
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
21 04 2022 5:34:46
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
20 04 2022 18:16:36
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
19 04 2022 17:57:19
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
18 04 2022 6:23:37
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
17 04 2022 1:34:38
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
16 04 2022 3:57:33
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
15 04 2022 19:32:22
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
14 04 2022 17:55:38
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
13 04 2022 21:41:40
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
12 04 2022 6:57:45
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
11 04 2022 21:43:55
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
10 04 2022 22:11:54
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
09 04 2022 22:34:33
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
08 04 2022 7:31:37
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
07 04 2022 6:55:24
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
06 04 2022 16:27:15
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
05 04 2022 3:35:16
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
04 04 2022 16:56:50
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
03 04 2022 16:39:43
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
02 04 2022 23:48:38
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
01 04 2022 0:12:54
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
31 03 2022 4:37:56
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
30 03 2022 16:32:11
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
29 03 2022 8:48:14
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
28 03 2022 2:27:53
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
27 03 2022 14:22:13
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::