Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"
Цели урока:
Познакомить учащихся с семейством бобовых, особенностями его строения и развития.
Задачи урока:
- Обучающая – закрепить полученные знания об особенностях строения картофеля и его значении, умение распознавать и определять растения семейства пасленовых. Познакомить с типичными представителями семейства бобовых; выяснить, в чем особенности строения бобовых. Развивать систематические понятия; прививать пpaктические умения и навыки по распознаванию и определению растений семейства бобовых.
- Коррекционно-развивающая – учить выделять главное и существенное при заполнении таблицы “хаpaктерные признаки семейства бобовых”. Развивать быстроту переключаемости внимания при работе с гербарием и живыми образцами бобовых.
- Воспитательная – формирование умения согласовано работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к растениям и окружающему нас миру.
Тип урока – комбинированный урок.
Оборудование.
Гербарный материал представителей семейства бобовых, карточки для индивидуального и дифференцированного опроса.
Таблицы: “Отличительные признаки семейства пасленовых ”, “Хаpaктерные признаки семейства бобовых”, “Представители семейства бобовых”.
Живые объекты фасоли и гороха, проросшие семена фасоли и гороха.
Этапы урока.
I. Организационный этап.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Урок следует начать с проверки домашнего задания. Так как на предыдущем уроке мы познакомились с семейством пасленовых, его представителем картофелем, историей этой культуры, строением и его агротехникой, то считаю необходимым проверку домашнего задания построить так, чтобы можно было всесторонне проверить полученные знания.
Параллельно ведется индивидуальный опрос и фронтальный. У доски работает ученик по таблице: “Общие признаки семейства пасленовых”.
Ученику даются карточки с признаками нескольких семейств, необходимо определить только признаки семейства пасленовых и вставить в прорези на таблице.
Общие признаки семейства пасленовых.
_______________
______________
_______________
В то время, пока идет индивидуальная работа у доски, с классом провожу игру “цветик-восьмицветик”. Эта игра заключается в том, что на 8 лепестках цветка написаны вопросы по пройденному материалу. Ученики, отрывая лепестки, должны ответить на вопросы.
Лепесток 1. Назовите родину картофеля.
Лепесток 2. Как называется плод картофеля?
Лепесток 3. Сколько лепестков образуют венчик цветка картофеля?
Лепесток 4. Кто первым в нашу страну завез картофель?
Лепесток 5. Как называются видоизмененные побеги картофеля?
Лепесток 6. Как использовали цветки картофеля в XVII веке?
Лепесток 7. Как размножается картофель?
Лепесток 8. Где и как используют картофель?
После фронтального опроса проверяется индивидуальная работа у доски. Ученик дает объяснение по выполненному заданию. После чего с учениками проводится игровой момент “Срочная телеграмма”…………
-Мы получили телеграмму от наших друзей, но прочитать полностью не можем, так как телеграмма попала под дождь и часть букв смыта.
Помогите восстановить текст телеграммы.
ТЕЛЕГРАММА
Просим срочно прислать семена пищевых пасленовых растений:
П_м___ров, ___л_ж_нов, _ер_ев.
Ученики помогают восстановить текст телеграммы.
- Мы изучили семейство, где много пищевых культур, но это не единственное семейство, представители которого обладают ценными пищевыми качествами. Отгадав загадки, которые я вам сейчас загадаю, вы узнаете какие растения, мы будем изучать на уроке.
1. Голова на ножке, в голове горошки… . (горох)
2.
Раскололся темный домик на две половинки,
И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох)
3.
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве горох? (акация)
4. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … . (горох)
III. Целевая установка.
- На все загадки вы дали верные ответы. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством бобовых и их представителями горохом и фасолью. Ваша задача внимательно слушать новый материал, и тогда без ошибок вы сможете выполнить задание предложенное мной.
IV. Динамическая пауза.
Релаксация
Упражнение выполняется под медленную, плавную, негромкую музыку.
Упражнение “Водопад”.
Сядьте поудобнее и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вздохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Это не совсем обычный водопад, вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шей…
Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей гpyди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия можете глубоко вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно.
Пусть свет течет так же по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. вы замечаете как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам и опускается к вашим ступням. Вы чувствуете себя спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами … ( 30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил.… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
V. Этап усвоения новых знаний.
Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают число и тему урока в рабочие тетради. У каждого учащегося на парте имеется блюдце с семенами фасоли и гороха (проросшие и набухшие), живой объект фасоли.
Дается задание: внимательно рассмотреть семена фасоли и гороха и ответить на вопросы.
1. К какому классу однодольных или двудольных относятся горох, и фасоль судя по строению семени?
2. Какими должны быть у гороха корневая система и жилкование листьев, если это двудольное растение?
Ответ на второй вопрос представляет своего рода предположение. опирающееся на умозаключение: если растение двудольное, то корень у него должен быть стержневым, а жилкование листьев сетчатым.
3. По гербарию и живому растению необходимо рассмотреть стебель, корень и лист гороха (фасоли). Особое внимание уделяю наличию и значению клубеньковых бактерий на корнях.
4. Рассмотреть строение цветка семейства бобовых. Особое внимание детей обращаю на неправильный цветок, у которого лепестки венчика разной величины и формы, на наличие “лодочки”, которая образована из двух сросшихся лепестков, двух “весел” по бокам “паруса”- расширенного лепестка.
5. Плод боб рассматриваем по гербарию, живому объекту и раздаточному материалу (карточек).
В процессе работы по пунктам 1-5 учащиеся заполняют таблицу “хаpaктерные признаки семейства бобовых” (на карточках), учитель заполняет такую же таблицу у доски.
Хаpaктерные признаки семейства бобовых
Признаки | Хаpaктеристика признаков. | |
Название растения. | Горох и фасоль. | |
1. Тип корневой системы. | ||
2. Стебель. | ||
3. Лист. | ||
4. Строение цветка. | ||
5. Плод |
- Для чего выращивают горох и фасоль?
- Горох и фасоль выращивают как зернобобовую, овощную и кормовую культуру. Они содержат большое количество белка, крахмала, жир и даже витамин С. Поэтому являются ценными сельскохозяйственными культурами. В пищу употрeбляют недозрелые семена гороха, имеющие высокие вкусовые качества. Для консервирования возделывают зеленый горошек. В полеводстве и овощеводстве используются высокоурожайные сорта гороха, выведенные российскими учеными. Горох холодостойкое бобовое растение, в отличие от фасоли (всходы которой погибают при температуре -1С). Семейство бобовых включает в себя много представителей, которые можно разделить на три группы (работа по таблице).
Представители семейства бобовых.
Кормовые | Употрeбляемые в пищу | Декоративные |
Клевер | Соя | Душистый горошек |
Вика | Арахис | Акация желтая |
Чечевица | Фасоль | Акация белая |
Кормовые бобы | Горох |
VI. Закрепление полученных знаний.
Задание 1. Ученикам раздаются карточки следующего содержания..
Обведите кружочком цифры, после которых названы признаки семейства бобовых:
- Листья сложные.
- Плод стручок или стручочек.
- Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
- Плод боб.
- На корнях растении образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие из воздуха азот
- Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.
- Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
- Тычинок в цветке много.
- Венчик ветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
- Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.
Это задание дается дифференцированно в зависимости от успеваемости учащихся (количество пунктов варьируется).
Задание 2. Рассмотреть рисунки на карточке и выбрать растение, которое относится к семейству бобовых. ( на карточке изображены: перец, баклажан, помидор, фасоль, пшеница)
VII. Домашнее задание.
- Прочитать текст “Семейство пасленовые”.
- Проросшие семена фасоли посадить в цветочные горшки и проследить за ростом и развитием растений.
VIII. Итог урока и выставление оценок.
Комментарии:
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
31 05 2025 10:15:51
Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....
30 05 2025 4:54:52
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
29 05 2025 17:45:19
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
28 05 2025 5:48:39
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
27 05 2025 10:39:57
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
26 05 2025 8:42:17
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
25 05 2025 3:15:14
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
24 05 2025 20:16:11
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
23 05 2025 9:51:48
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
22 05 2025 13:39:17
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
21 05 2025 21:55:44
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
20 05 2025 22:28:45
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
19 05 2025 13:14:50
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
18 05 2025 10:58:10
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
17 05 2025 23:10:12
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
16 05 2025 6:53:45
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
15 05 2025 10:37:29
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
14 05 2025 6:54:11
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
13 05 2025 0:47:39
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
12 05 2025 14:44:33
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
11 05 2025 9:21:12
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
10 05 2025 4:43:38
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
09 05 2025 13:46:50
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность.
...
08 05 2025 14:38:36

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
07 05 2025 11:31:36
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
06 05 2025 22:20:16

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
05 05 2025 6:56:54
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
04 05 2025 7:24:23
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
03 05 2025 20:16:31
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
02 05 2025 6:53:31
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
01 05 2025 10:19:43
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
30 04 2025 11:48:24
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
29 04 2025 10:31:12

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
28 04 2025 9:19:15
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
27 04 2025 1:13:36
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
26 04 2025 22:11:55

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
25 04 2025 19:16:59
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
24 04 2025 4:38:23

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
23 04 2025 16:10:50

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....
22 04 2025 16:54:43
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
21 04 2025 4:58:25
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
20 04 2025 18:50:21
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
19 04 2025 15:41:44
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
18 04 2025 0:54:43
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
17 04 2025 9:30:35
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
16 04 2025 3:47:13
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
15 04 2025 21:16:13
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
14 04 2025 23:40:58
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
13 04 2025 10:29:22
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
12 04 2025 7:25:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::