Лаборатория фитоинвазий    

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тракта крупного рогатого скота"

Тип урока: прохождение новой темы.

Цели урока:

1. Обучающая:

  • сформировать начальные знания об особенностях желудочно-кишечного тракта крупного рогатого скота;
  • подготовить учащихся к дальнейшему обучению.

2. Воспитательная:

  • воспитать желание осознанно заботиться о животных, как о братьях наших меньших.

3. Развивающая:

  • развить у учащихся целенаправленно наблюдать различные явления и обобщать их;
  • развить способность связно излагать свои мысли.

Оборудование:

  • плакаты;
  • кусочки преджелудков крупного рогатого скота;
  • компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент – 3 мин.

II. Проверка домашнего задания – 5 мин.

Было дано домашнее задание: наблюдение за приемом корма и актом жевания крупного рогатого скота в своих домашних хозяйствах. Дети рассказывают о своих наблюдениях: корова захватывает сено языком, теленок сосет с помощью губ и языка. Корова отрыгивает и долго пережевывает сено.

III. Новая тема.

Короткий рассказ о том, как наши предки относились к домашнему скоту, какое значение придавали его кормлению, какие слагали поговорки.

Вы очень верно подметили особенность приема корма. Эта особенность может быть причиной болезней желудочно-кишечного тракта. Чтобы знать, как предупредить эти болезни, познакомимся с устройством желудочно-кишечного тракта.

Рассказ об устройстве пищеварительной системы крупного рогатого скота. При этом подчеркивается причина возникновения многокамерного желудка у жвачных – питание грубым труднопереваримым кормом с огромным количеством клетчатки.

Перечисляются камеры на якутском и русском языках.

Работа со словарем.

Записывают в словари:

  • Жвачные – кэбинээччилэр.
  • Рубец – харын.
  • Сетка – ойуулаах.
  • Книжка – танкычах.
  • Сычуг – куртах (соморсо).

Топография желудочно – кишечного тракта.

На экран проецируется плакат «Положение внутренних органов коровы». Учитель показывает отделы и объясняет, где какой отдел располагается.

Демонстрация наглядного материала – кусочков преджелудков.

Потрогайте, какие они на ощупь. Почему они такие тугие? Рассказ о работе желудочно-кишечного тракта.

Последовательность прохождения корма: рубец – сетка – книжка – сычуг. Исключение составляют телята до 2-х месячного возраста. У них при сосании рефлекторно сокращаются мышцы пищеводного желоба и молоко попадает прямо в сычуг (показывает на плакате – см. Рисунок 39).

Корова захватывает языком, не разбирая ,корм и проглатывает. При этом может проглотить гвозди, проволоку, иголку, ключи и др. Рассказ об опасности прободения сетки и травмировании перикарда, диафрагмы, легких, печени (показывается на плакате).

Загрязненный землей и песком корм тоже может стать причиной болезни. Рассказ об опасности растяжения книжки, о яйцах паразитов в загрязненных кормах.

- Что надо делать, чтобы наши животные не болели?

Дети высказывают свои мнения: телят обязательно кормить подсосом или из соски с маленькой дырочкой, пастбища, сенокосы, дворы постоянно очищать.

Пишем в тетрадь: чтобы предохранить животных от заболеваний желудочно-кишечного тракта, необходимо:

  1. Постоянно очищать от мусора пастбища, сенокосы, скотные дворы.
  2. Телят кормить подсосом или из соски с маленькой дырочкой.
  3. Обеспечить животных витаминами и минеральными веществами.
  4. Введение магнитных колец (объяснение принципа действия магнитных колец).

IV. Закрепление.

1. Дети получают по 4 карточки с названиями отделов многокамерного желудка на якутском и русском языках.

Задание: расположить карточки так, чтобы показать последовательность прохождения корма.

2. «Вставьте пропущенное слово».

На экране – предложения с пропущенными словами.

  • Желудок у жвачных ..... (4 -камерный).
  • При поедании корма, загрязненном землей и песком, особенно страдает ..... (книжка).
  • Гвозди, проволока и др. чужеродные предметы оседают в ..... (сетке) и могут вызвать ее прободение.
  • С помощью желудочного сока корм переваривается в ..... (сычуге).
  • На сухие и грубые корма отделяется ..... (больше) слюны.

V. Заключение.

- Что нового мы сегодня узнали?

О строении желудка жвачных, о предупреждении болезней, вызванных неправильным кормлением.

Человек отличается от животных тем, что мыслит. Поэтому может заботиться о животных, потому что он знает, как надо это делать. «Мы в ответе за тех, кого приручили». (А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».)

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать конспект. Выучить слова из словаря.
  2. Наблюдать за консистенцией и цветом фекалий взрослого и новорожденного животных.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок биологии "Вирусы"

Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

16 01 2021 16:56:57

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

15 01 2021 9:54:48

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра « Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

14 01 2021 20:51:44

Заболевания органов дыхания, их предупреждение

Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

13 01 2021 18:27:46

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

12 01 2021 18:39:19

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя практические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....

11 01 2021 13:27:30

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию " Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

10 01 2021 12:29:11

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

09 01 2021 15:50:28

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

08 01 2021 17:20:41

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

07 01 2021 2:18:45

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

06 01 2021 9:44:24

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

05 01 2021 20:31:35

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

04 01 2021 13:15:43

Размножение и развитие земноводных

На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

03 01 2021 6:38:58

Информационные технологии в преподавании биологии

Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия « Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска « Открытая биология» версия 2.5 О О О « Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы « Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

02 01 2021 7:27:50

Методическая разработка темы "Гуморальная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

01 01 2021 3:23:10

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии " Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

31 12 2020 11:59:15

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

30 12 2020 9:18:50

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме " Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

29 12 2020 18:56:23

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Урок " Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе " Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

28 12 2020 5:20:15

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

27 12 2020 4:50:32

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

26 12 2020 8:49:31

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: " Опорно-двигательная система", " Пищеварение", " Кровь и кровообращение", " Дыхание", " Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра»....

25 12 2020 2:13:59

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

24 12 2020 10:23:20

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

23 12 2020 12:56:11

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

22 12 2020 10:18:53

Особенности селекции растений

Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

21 12 2020 16:30:40

Тема урока "Голосеменные"

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

20 12 2020 4:35:41

Урок-прогноз "Путь к долголетию"

Представлен конспепкт урока-прогноза " Путь к долголетию"....

19 12 2020 23:36:46

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

18 12 2020 20:46:18

Урок биологии в 6-м классе "Корень"

Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

17 12 2020 17:14:23

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

16 12 2020 5:14:52

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры " Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

15 12 2020 10:52:33

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

14 12 2020 19:49:37

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

13 12 2020 21:51:51

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интерактивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

12 12 2020 13:57:19

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

11 12 2020 18:23:13

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

10 12 2020 16:58:56

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

09 12 2020 9:37:51

Устный журнал "Будьте здоровы!"

При встрече люди обычно говорят " Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

08 12 2020 22:55:14

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

07 12 2020 16:23:15

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе « Основы учения об эволюции» по учебнику « Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учитель использует И К Т, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» « Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

06 12 2020 23:32:47

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Половое размножение растений"

Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

05 12 2020 0:14:57

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (командная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений- Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - " Долину Загадок", " Долину Свитков", " Долину Мифов", " Долину Прагматиков"....

04 12 2020 12:44:18

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи практически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический характер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

03 12 2020 22:49:41

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

02 12 2020 0:36:22

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

01 12 2020 14:40:33

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

В данной статье представлена разработка урока по теме " Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

30 11 2020 21:53:57

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием И К Т и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

29 11 2020 20:39:51

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

28 11 2020 5:55:41

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

27 11 2020 8:22:20

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

26 11 2020 10:21:55

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является характернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных неблагоприятных условий....

25 11 2020 2:30:58

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

24 11 2020 16:20:40

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

23 11 2020 12:50:40

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

22 11 2020 18:33:14

Исследование флоры и фауны Чунской тайги

Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

21 11 2020 14:35:19

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи Е Г Э по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стебля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий....

20 11 2020 8:12:44

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

С болью В. П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение " Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

19 11 2020 14:47:42

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

18 11 2020 10:10:25

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

17 11 2020 7:22:37

Экологическая сказка "Маша и цветы"

Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

16 11 2020 3:40:57

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

15 11 2020 1:23:18

Современный этап эволюции человека

На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

14 11 2020 8:45:44

Экологический учебный проект "Райский сад"

Выполненный педагогом и школьниками экологический проект " Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и практические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

13 11 2020 15:17:43

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

Урок ботаники для 6-го класса по семейству « Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

12 11 2020 5:43:18

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

11 11 2020 22:16:49

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

10 11 2020 14:30:12

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

09 11 2020 3:19:10

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

08 11 2020 10:36:52

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

07 11 2020 9:34:23

Строение и функции кожи. 8-й класс

Данный урок (2-й по теме " Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный практикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

06 11 2020 20:29:51

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

05 11 2020 18:58:47

Биологический урок-игра "КВН"

Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета « Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

04 11 2020 17:23:45

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

03 11 2020 21:55:53

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

02 11 2020 2:46:46

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отрабатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и практически доказуема. Отрабатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

01 11 2020 5:23:39

Синтез белка

Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

31 10 2020 19:33:34

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на практике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

30 10 2020 14:14:43

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

29 10 2020 2:50:45

Использование сайта учителя в преподавании биологии

В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В. В. Пасечника " Биология" ( Бактерии. Грибы. Растения)....

28 10 2020 6:37:41

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

27 10 2020 7:12:23

Занятие "Семена и зародыши"

В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

26 10 2020 10:14:46

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой « Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением И К Т. ...

25 10 2020 14:48:21

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

24 10 2020 20:38:59

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, И К Т, личностно-ориентированное обучение....

23 10 2020 18:15:54

Брейн-ринг "Членистоногие". 7-й класс

Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

22 10 2020 2:11:34

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

21 10 2020 12:58:10

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

В общей биологии тема « Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

20 10 2020 13:15:51

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

19 10 2020 17:19:38

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

18 10 2020 6:59:32

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

17 10 2020 23:23:17

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

16 10 2020 7:52:33

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

15 10 2020 2:56:26

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

14 10 2020 16:12:38

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

13 10 2020 10:25:11

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации У В П овладеть понятийным аппаратом? Авторская « Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема « Матрица» на разных этапах урока....

12 10 2020 7:14:21

За здоровый образ жизни. 8-й класс

Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

11 10 2020 17:50:10

Модель урока "Улицы нашего города"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

10 10 2020 3:29:21

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

09 10 2020 12:19:43

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу « Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу « Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

08 10 2020 9:40:42

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

07 10 2020 6:43:23

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

06 10 2020 11:43:49

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом " Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету " Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

05 10 2020 13:18:57

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

04 10 2020 15:43:44

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

03 10 2020 23:37:45

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

02 10 2020 3:27:47

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

01 10 2020 19:48:41

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме " Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова....

30 09 2020 14:21:49

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

29 09 2020 9:38:23

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

28 09 2020 13:26:59

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

27 09 2020 3:22:42

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме « Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела « Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии « Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании И Т, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

26 09 2020 19:47:32

Удивительное рядом. Бабочки

Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

25 09 2020 9:15:27

Тема урока: "Наследственные болезни человека"

Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным членам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

24 09 2020 0:32:35

Решение задач по молекулярной биологии

Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

23 09 2020 13:56:47

Плоды

На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

22 09 2020 20:36:16

Урок по теме "Осанка. Нарушение осанки"

В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с Л Ф К объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....

21 09 2020 6:18:21

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

20 09 2020 23:46:13

Многообразие рыб. 7-й класс

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....

19 09 2020 22:36:25

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

18 09 2020 7:30:20

Системный подход к биологическому образованию в современной школе

В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

17 09 2020 23:36:53

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

16 09 2020 3:14:20

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

15 09 2020 20:44:30

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

14 09 2020 1:21:35

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

13 09 2020 5:54:13

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

12 09 2020 7:49:25

Анатомия Биология

Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

11 09 2020 12:48:15

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

10 09 2020 11:24:35

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

09 09 2020 4:51:18

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

08 09 2020 21:39:35

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и практических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

07 09 2020 6:56:26

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

06 09 2020 11:28:19

Урок биологии по теме "Фотосинтез"

Урок разработан для учащихся 10 класса к теме " Фотосинтез", обучающихся по учебнику " Общая биология" под редакцией Д. Беляева, Г. Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

05 09 2020 12:55:57

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

Представлен конспект урока биологии по теме " Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

04 09 2020 1:20:10

Воздушная одежда Земли

Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие практических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме « Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

03 09 2020 7:20:30

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

02 09 2020 2:26:44

"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)

В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся о растениях. ...

01 09 2020 18:12:44

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

31 08 2020 16:23:48

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

Работа выполнена в формате Е Г Э, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс « Общей биологии» 10-го класса, их практических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

30 08 2020 20:53:26

Информационные технологии на уроках биологии

В пределах характеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения. ...

29 08 2020 11:34:58

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

28 08 2020 20:29:20

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

27 08 2020 18:54:49

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

26 08 2020 22:31:14

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

25 08 2020 6:50:25

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме " Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опорных схем и конспектов. Использование интерактивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

24 08 2020 23:32:31

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....

23 08 2020 11:11:51

Что такое анатомия и физиология человека

Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...

22 08 2020 3:45:40

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

21 08 2020 22:38:31

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

20 08 2020 2:27:29

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)