Наука о растениях ‒ ботаника > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

Цель: формирование представления о науке ботанике.

Задачи:

Образовательные:

  • Выявить греко-латинский словообразовательный фундамент научных терминов.
  • Определить объекты, изучаемые науками; «биология» и «ботаника».
  • Установить взаимосвязи между отдельными представителями царств биологии.
  • Познакомить учащихся с самыми необычными представителями царства растения.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование научного мировоззрения.
  • Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков работы с источниками информации.
  • Создать условия для развития речи (индивидуальные выступления), для развития познавательного интереса (дополнительный материал).

Тип урока; урок изучения нового материала.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.

Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, кроссворд, презентация.

План урока. 45 минут

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Изучение нового материала –34 мин.
  3. Закрепление изученного – 6 мин.
  4. Подведение итогов урока и домашнее задание – 4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 минута)

Организация класса. Приветствие учащихся.

2. Изучение нового материала. (34 минуты)

Учитель: Здравствуйте, дорогие шестиклассники. Сегодня у вас первый урок нового для вас предмета биологии. Давайте вспомним, какие науки вы изучали в прошлом году?

Ответ учеников; математика, русский язык, литература, природоведение.

Учитель: Что вы помните из курса природоведения?

Ответ учеников; химические и физические явления, микроскоп, живые организмы, фотосинтез, планеты.

Учитель: Молодцы, вы так много запомнили! Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Шифровальщик». Первое задание – расшифровать слово «природоведение».

Ответ учеников: получатся слова «Ведать» и «Природа».

Учитель: «Ведать» значит знать, владеть информацией. А что обозначает слово «природа»? Назовите объекты природы.

Ответ учеников; Природа – окружающая нас действительность. Объекты природы – дерево, река, ветер, магнит, молния, рыбы, собака и тд.

Учитель заносит список из несколько объектов на доску.

Учитель: В 6 классе природоведение разделилось на биологию и географию, а дальше, в более старших, классах вы начнете изучать физику и химию. Конечно, наук станет много, и я хочу помочь вам запомнить их название. Это словарь древнегреческих и латинских слов, попробуйте перевести и расшифровать названия наук, которые вы будете изучать в 6 классе – биология, география.

Учитель заносит слова «биология» и «география» на доску

Карточка 1 МИНИ СЛОВАРЬ
БИО Био- (от др.-греч. βίος – жизнь) – приставка, означающая отношение к жизни
ФЮЗИС Фюсис, фюзис (др.-греч. φύσις) – греческий теологический, философский, и научный термин, обычно переводимый на русский язык как «природа».
ЛОГОС Ломгос (греч. λόγος – «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») – термин, получивший широкое распространение в философии, обозначающий разумный принцип, управляющий миром
ГЕО Гео- (от греч. γη, или греч. γαια «земля») – приставка, означающая отношение к наукам о земле
БОТАНЭ Ботанэ (от греч.botany, что означает в переводе на русский язык – растение, овощ, трава, зелень.
ГРАФО Графо… (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую
ЗОО зоо-. (греч. zoon живое существо, животное; zoe жизнь) составная часть сложных слов, означающая \"относящийся к животным, к животному миру
МЕТРОН Метрон (от греч. metрon – мера или размер) – означает упорядоченность, соблюдении некоторой меры, определяющей величину ритмических построений.

Ответ учеников; Биология-наука о живом, География– пишу о земле.

Учитель: Записать в тетрадь определение: «Биология – наука, изучающая особенности и разнообразие живой природы». А теперь вернемся к объектам природы, которые написаны на доске. Выбрать биологические объекты.

Ответы учеников: Дерево, рыбы, собака.

Учитель: А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике.

Карточка 2
Группа живых объектов «Чужак» Царство «чужака»
Береза, рыба, клюква.    
Ворона, подберезовик, ласточка    
Груздь, опенок, бацилла.    
Заяц, дуб, гусеница.    

После работы зачитываются ответы учеников.

Учитель: Вы правильно определили, «чужаков». Биологические объекты настолько разнообразны и не похожи друг на друга, что их разделили на 4 царства. Определение в тетрадь; «Царство объединяет организмы, обладающие сходными признаками, строения, питания, жизни»

Занести схему в тетрадь.

Учитель: Вернемся к предыдущему заданию, (карточка 2), определите теперь, из какого царства был «чужак».

После работы зачитываются ответы учеников.

Карточка 2
Группа живых объектов «Чужак» Царство «чужака»
Береза, рыба, клюква. рыба Животные
Ворона, подберезовик, ласточка подберезовик Грибы
Груздь, опенок, бацилла. бацилла Бактерии
Заяц, дуб, гусеница. дуб Растения

Учитель: Как вы думаете, представители какого царства являются основой жизни на земле. Без них не смогли бы существовать остальные представители живых организмов?

Ответы учеников: Животные или растения.

В совместной дискуссии учитель подводит ученики т к выводу, что растения – основа жизни.

Учитель: Совместно с вами мы пришли к выводу, который запишем в тетрадь. «Растения – основа жизни всего органического мира». Поэтому и изучать биологию мы начнем с науки, изучающей растения. Заглянем в мини-словари, догадайтесь, как называется эта наука.

Ответ учеников; Ботаника

Учитель: занесем в тетрадь «Ботаника – наука, изучающая царство растения».

Учитель обращает внимание учеников на учебно-методический аппарат учебника.

Учитель: «БОТАНЭ» переводится как зелень, трава. Может быть вам покажется необычным это слово, может даже смешным, но сейчас вы узнаете, как называлась эта наука, во времена, когда учился Пушкин! Прочитайте 1 абзац текста, под знаком «Зеленый лист» на странице 5.

Ученики знакомятся с текстом.

Учитель ведет фронтальную беседу по вопросам;

Как назывались ботанические объекты во времена учебы маленького Саши Пушкина? («Прозябаемое царство»)

Почему растения на Руси имели такое название? ( Растение– холодное, «озябшее»)

Как долго еще такое название растений существовало в России? (Уже через 15 лет, когда учился М.Ю.Лермонтов, в русском языке уже появилось слово «растение».)

Учитель: Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое пpaктическое значение для человека. Предлагаю вам поиграть в игру «Значение растений в жизни человека» вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, защитывается значение, а не название растений, например: 1 – используется в пищу (капуста, картофель, морковь и т д) – и хотя перечислено 3 растения, это защитывается как один балл – «используется в пищу».

Игра «Значение растений в жизни человека»

  1. Использование в пищу
  2. Лекарственные растения
  3. Изготовление одежды и обуви (хлопок, лен)
  4. Изготовление жилищ и построек
  5. Изготовление посуды (ложки, бочки, туески)
  6. Отопление жилища (дрова)
  7. Получение каучука
  8. Изготовление химических реактивов (лакмус)
  9. Изготовление музыкальных инструментов
  10. Изготовление орудий труда (грабли и вилы)
  11. Декоративность
  12. Красители.
  13. Яды. и т.д.

По истечении 2 минут первый ученик начинает зачитывать свой список, остальные добавляют только то, что еще не прозвучало, и все пополняют свой список.

Учитель: когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений это не только пища, он интересен и многообразен. Растения стали изучать, привозить диковинные растения из других стран, классифицировать их. Больше всех в этом направлении сделал древнегреческий ученый Теофраст. Его еще зовут – «отцом ботаники». Почему, вы расскажете мне через 3 минуты. Для этого познакомьтесь с информацией.

Карточка 3.

Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стeбля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой?

Он написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений» в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений. Теофраст в своих «ботанических» трудах, как истый натуралист, предполагал, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку.

Учитель ведет фронтальную беседу по прочитанному материалу. Начало беседы начинается с вопроса «Что вы узнали о Теофрасте?»

Учитель: Мы находим растения разных видов пpaктически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди. Растения могут быть на теле животного и внутри него. К растениям относятся одноклеточные водоросли, такие крохотные, что увидеть их можно лишь в микроскоп, и огромные деревья, например гигантские секвойи, растущие на западе Северной Америки.

В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 500 000 видов, и если бы я начала называть каждое, то на это ушло бы 150 часов. Я хочу, чтобы вы познакомились самыми необычными и удивительными растениями. Растениями– рекордсменами!

– Учитель разбивает класс на группы и каждой группе выдает заранее приготовленные карточки. Задание группе, прочитать и приготовить сообщение для класса. (См. Приложение 1)

После 3 минут подготовке представители групп делают краткое сообщение. Учащиеся заносят краткую запись о необычных растениях в рабочую тетрадь. (Учитель может заранее приготовить презентацию, иллюстрирующую сообщения учеников)

Закрепление изученного материала. (6 минут)

Учитель. Сегодня мы познакомились с новой наукой, изучающей растения. Кто мне скажет, как называется наука , изучающая растения?

Ответы учеников: Ботаника.

Учитель. А что означает слово «ботаника»?

Ответы учеников: Зелень, трава.

Учитель, Итак вам нужно решить кроссворд, и поможет вам в этом слово «Зелень».

Реши кроссворд.

  1. Растение, имеющее самый большой цветок.
  2. Одно из самых больших деревьев, произрастающее в Северной Америке.
  3. Высокое дерево, листья которого не дают тени. Произрастает в Австралии.
  4. Растение с большими, плавающими листьями.
  5. Наука, изучающая растения.
  6. Растение пустыни, имеющее всего 2, сильно изорванных листа.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание (4 минуты)

Взаимная проверка кроссворда в парах.

Учитель: Вы справились с заданием, теперь немного обобщим полученную информацию. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

  • Что было новым для вас на уроке?
  • Что вам было интересно?
  • Какие у вас остались или возникли вопросы?
  • Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

Учитель: Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке. Запишите домашнее задание.

– Всем прочитать материал учебника на страницах с 4 по 8 и найдите в тексте материал, который мы с вами на уроке не изучили. Занесите его в тетрадь.

– По желанию: подобрать материал и оформить презентацию по теме «Чудеса царства растений».



Комментарии:

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

30 06 2025 15:42:52

Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"


    Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"

      На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...

29 06 2025 0:24:32

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

28 06 2025 15:23:20

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

27 06 2025 10:56:47

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

26 06 2025 3:37:23

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

25 06 2025 8:48:51

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

24 06 2025 21:16:44

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

23 06 2025 3:52:24

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

22 06 2025 14:52:16

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

21 06 2025 15:25:57

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

20 06 2025 13:16:55

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

19 06 2025 23:10:46

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

18 06 2025 7:45:22

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

17 06 2025 11:36:38

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

16 06 2025 10:32:57

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

15 06 2025 2:33:23

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс


    План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

      Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

14 06 2025 8:18:47

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

13 06 2025 20:34:49

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

12 06 2025 12:20:29

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

11 06 2025 5:57:25

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

10 06 2025 13:59:10

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

09 06 2025 1:41:46

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

08 06 2025 5:54:56

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

07 06 2025 5:23:55

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

06 06 2025 3:33:26

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

05 06 2025 6:57:23

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

04 06 2025 23:28:40

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

03 06 2025 0:13:28

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

02 06 2025 13:44:12

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

01 06 2025 20:51:47

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

31 05 2025 4:33:38

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

30 05 2025 3:11:40

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

29 05 2025 2:23:27

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

28 05 2025 20:51:17

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

27 05 2025 11:18:23

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

26 05 2025 14:51:10

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)


    Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

      Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

25 05 2025 8:37:44

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

24 05 2025 7:35:26

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

23 05 2025 23:59:11

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

22 05 2025 3:18:24

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

21 05 2025 18:39:25

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

20 05 2025 13:18:25

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

19 05 2025 3:47:41

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

18 05 2025 15:32:20

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

17 05 2025 4:48:29

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

16 05 2025 13:13:33

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

15 05 2025 10:46:11

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

14 05 2025 15:37:18

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

13 05 2025 23:53:39

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

12 05 2025 14:39:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::