Викторина "Семейства цветковых растений"
Задачи урока:
- Познавательные:
- обобщить, углубить и систематизировать знания о систематике растений;
- актуализировать и углубить знания об особенностях семейств цветковых растений, значении растений в хозяйственной деятельности человека;
- закрепить знания о принадлежности растений к определенным семействам.
- Развивающие:
- расширять кругозор школьников;
- развить интерес к активному познанию и осмыслению окружающей действительности;
- развить умение логически мыслить, сравнивать, делать выводы;
- развить умение работать в комaнде.
- Воспитательные:
- продолжить формирование и развитие коммуникативных навыков общения с людьми при работе в группе;
- продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации;
- способствовать воспитанию культуры общения.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Представление комaнд
Каждая комaнда представляется (название комaнды, девиз, эмблема) Не оценивается, названия комaнд выносятся на доску.
2. Разминка
1 правильный ответ – 1 балл. Отвечает любой из игроков комaнды. Другие комaнды ждут своей очереди.
Комaнда 1.
- Как называется процесс получения растением органических веществ из углекислого газа и воды при помощи энергии света? Фотосинтез.
- Какую часть цветка образуют чашелистики? Чашечку.
- Что образуется внутри тычинок? Пыльца.
- Что образуется из завязи после оплодотворения? Плод.
Комaнда 2.
- Что придает растениям зеленый цвет? Хлорофилл, хлоропласты.
- Какая основная функция листа? Фотосинтез.
- Какая зона корня самая длинная? Проводящая.
- Как называется корень, образующийся из зародышевого корешка? Главный.
Комaнда 3.
- Назовите вегетативные органы растения. Лист, стебель, корень.
- Как называется процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика? Опыление.
- Какую часть цветка образуют лепестки? Венчик.
- Какой газ выделяется при фотосинтезе? Кислород.
Комaнда 4.
- Назовите орган семенного размножения растений. Цветок.
- Что защищает зону деления корня?
- Что образуют чашечка и венчик цветка вместе? Сложный околоцветник.
- Назовите корни, образующиеся на стeбле? Придаточные корни.
3. Загадки
Комaнды по очереди отгадывают загадки. Называют растение (1 балл) и семейство (1 балл), к которому оно относится. Итого, за каждую правильно отгаданную загадку, комaнда получает 2 балла. Растения по семействам диктую вразнобой.
Семейство Сложноцветные.
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репейник)У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко –
Будет горстка зернышек. (Подсолнечник)Шариком пушистым
Белею в поле чистом.
Дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик)Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка)
Семейство Пасленовые
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
\"Ну, рассыпчатая, вкусна!\" (Картофель)На троне
В зеленой короне
Царь сидит на припеке
И лоснятся от важности красные щеки.
Ветер поднялся,
Трон зашатался,
Царь удивился,
С трона свалился. (Томат, помидор)Если красный твой стручок –
Горький, злой ты старичок
Если ты зеленый малый,
Твоя горечь убежала,
Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким... (перцем)
Семейство Крестоцветные
Красная мышка с белым хвостом
в норке сидит под зеленым листком. (Редиска)Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста)
Семейство Розоцветные
Синий мундир, белая подкладка,
В середине – сладко. (Слива)На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки – собираем огоньки. (Земляника)Она на клумбе расцвела
И вскоре названа была
Королевой красоты.
Эту «мисс» не знаешь ты? (Роза)Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье. (Рябина)Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Поцарапаешь все руки,
И порвешь колючкой брюки,
Пока ягод наберешь,
И варенье запасешь. (Малина)
Семейство Бобовые
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные. (Горох)Не рыба, не мясо,
Но их заменяет,
Приправой бывает
И кашей бывает.
Родилась в Китае,
Едят повсеместно,
В сосиски кладут,
Что не очень полезно. (Соя)
Семейство Злаки
Весь из золота отлит, на соломинке стоит.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Я загадку загадаю,
зерно в поле закопаю;
как год пройдет; калач взойдет. (Пшеница, рожь)Хоть чином и не хан
В поле сережки
На голове султан
И с золотом кубышки
Запрятаны подмышки. (Кукуруза)
На тоненьких ножках.
Сваришь кашу –
Наберешь силу. (Овес)
4. Щи да каша – пища наша
На Руси одним из самых традиционных блюд была
каша. Так уж получилось, что на землях, где жили
наши далекие предки не росли картофель и
помидоры. Зато много было дикой пшеницы – полбы.
Помните работника Балду – он питался вареной
полбою, вот и был он здоровым и сильным. А про тех,
кто не может с работой справляться, говорят:
“мало каши ел”. Есть еще одна пословица:
«Заварил кашу!» – говорят, когда кто-то долго не
может справиться с делом.
Напишите названия растений, из которых варятся:
- Рисовая каша
- Манная каша
- Ячневая каша
- Геркулесовая каша
- Мамалыга
1 правильный ответ – 1 балл. Названия каш написаны на заранее заготовленных бланках.
5. Кто откуда? Растения путешественники
Растения дают человеку пищу, одежду, кров. В
настоящее время в мире известно около 350000 видов
растений. Примерно 5000 из них употрeбляются в
пищу. Культурных же растений насчитывается 1500
наименований. Как не вспомнить слова Н.И.
Вавилова: \"Как богат растительный мир и как
бедно мы его используем\".
Человек стал выращивать растения около 6 тысяч
лет назад. В разных странах, на разных
материках люди одомашнивали те или иные
растения. Кто знает, кто – откуда?
По очереди комaндам называю растения, они называют страну происхождения. Отвечает любой из игроков комaнды. 1 верный ответ – 1 балл.
- Пшеница – Африка
- Кукуруза – Центральная Америка
- Огурцы – Индия
- Горох – Средиземноморье
- Помидор – Ю. Америка
- Кофе – Африка
- Тыква – Ц. и Ю. Америка
- Овес – Средиземноморье
- Редька – Средиземноморье
- Maндарин – Индия, Китай
- Картофель – Ц. Америка
- Какао – Ц. Америка.
- Чеснок – Средняя Азия
- Арбуз – Африка (пустыня Калахари)
- Дыня – Индия
- Яблоня – Средиземноморье
- Подсолнечник – Ю. Америка
- Капуста – Средиземноморье
- Чай – Китай, Индия
- Груша – Средняя Азия
6. Витамины
Витамины – это вещества, необходимые организму
для правильной работы. И Вы, конечно, знаете, что
источниками многих витаминов являются растения.
Витамин А необходим для здоровья кожи, хорошего
зрения.
Витамины группы В поддерживают работу нервной
системы и обмен веществ.
Витамин С помогает бороться с инфекционными
болезнями и поддерживает обмен веществ.
Из каких растений мы можем получить эти витамины?
Впишите в таблицу растения – источники
витаминов. 1 растение – 1 балл. 3 минуты на задание.
А | В | С |
Подведение итогов и награждение победителей.
Использованные ресурсы: http://school-work.net/zagadki/pro-rasteniya
Комментарии:
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
01 04 2025 19:57:52
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
31 03 2025 18:52:45
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
30 03 2025 13:57:33
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
29 03 2025 11:25:18
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
28 03 2025 14:26:10
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
27 03 2025 23:40:31
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
26 03 2025 4:13:30
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
25 03 2025 13:54:16
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
24 03 2025 9:28:16
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
23 03 2025 2:11:28
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
22 03 2025 19:55:31
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
21 03 2025 8:16:37
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
20 03 2025 0:54:51
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
19 03 2025 11:35:49
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
18 03 2025 23:24:42
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
17 03 2025 7:38:48
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
16 03 2025 7:19:15

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
15 03 2025 18:44:21
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
14 03 2025 10:36:47
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
13 03 2025 1:15:12
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
12 03 2025 14:10:28
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
11 03 2025 20:24:56
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
10 03 2025 15:10:29
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
09 03 2025 19:23:15
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
08 03 2025 2:21:37
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
07 03 2025 7:17:37
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
06 03 2025 10:48:14
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
05 03 2025 4:44:55
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
04 03 2025 3:36:19
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
03 03 2025 5:12:37
Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе.
...
02 03 2025 9:54:21
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
01 03 2025 3:42:55
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
28 02 2025 3:14:18
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
27 02 2025 8:53:15
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
26 02 2025 20:47:11
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
25 02 2025 13:24:13
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
24 02 2025 17:47:26
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
23 02 2025 16:25:20

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
22 02 2025 3:27:35
Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....
21 02 2025 0:40:47
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
20 02 2025 12:12:46
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
19 02 2025 23:51:30
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
18 02 2025 7:51:48
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
17 02 2025 23:36:50
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
16 02 2025 22:35:50
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
15 02 2025 13:20:27
Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....
14 02 2025 10:19:40
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
13 02 2025 16:14:31
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
12 02 2025 2:30:15
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
11 02 2025 17:12:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::