Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки, закрепить знания о гене, генетическом коде, систематизировать знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме;
- Проверить качество усвоения знаний о механизмах метаболизма клетки, на осмысление и осознание биосинтеза белка.
- Формирование умение использовать знания о механизме биосинтеза белка при решении задач по молекулярной биологии.
Оборудование: таблица генетического кода, таблицы “Биосинтез белка”, “Фотосинтез”, “Строение белка”, модель молекулы ДНК,
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Надпись на доске:
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя твориться мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, во внутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.
Класс разбивается на группы: 4 группы по 6 человек. По истечении определённого времени учитель подаёт сигнал, по которому учащиеся проводят самопроверку выполненного задания и оценивают его, занося оценку в “Экран учёта знаний”.
ФИО | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | итоговая оценка |
2. Урок-зачет.
Первое задание, которое должны выполнить учащиеся – это игра “Пинг-понг”. В течение 2 минут каждая комaнда задаёт друг другу вопросы. Первый вопрос задаёт учитель любой комaнде, дальше эта комaнда отвечает на вопрос и задаёт свой вопрос другой комaнде. За правильный ответ выдается жетончик. За максимальное количество жетончиков, набранные комaндой ставиться “5”, на 1-2 жетончика меньше “4”, на 3-4 меньше “3”. Оценку получает каждый ученик ту, которую заработала комaнда.
Второе задание. Каждой комaнде выдаётся задание.
Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке.
А. Гликолиз | 1. Процесс перевода наследственной информации из молекулы ДНК в последовательность кодонов и-РНК. |
Б. Фотосинтез | 2. Сочетание трёх нуклеотидов в молекуле ДНК. |
В. Фотолиз | 3. Процесс перевода информации из кодонов и-РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи. |
Г. Tрaнcляция | 4. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о белке. |
Д. Автотроф | 5. Процесс разложения под действием энергии солнечного света. |
Е. Метаболизм | 6. Организм, использующий для питания только органические вещества. |
Ж. Tрaнcкрипция | 7. Совокупность процессов обмена веществ и энергии в организме. |
З. Гетеротроф | 8. Процесс ферментативного расщепления глюкозы без участия кислорода. |
И. Ген | 9. Организм, осуществляющий синтез органического вещества из неорганического. |
К. Кодон | 10. Процесс преобразования растениями энергии Солнца в энергию химических связей органического вещества. |
Ответы: 1- ж , 2- к, 3-г, 4-и, 5-в, 6-з, 7-е, 8-а, 9-д, 10-б.
Критерии оценки: Если всё правильно, то получаете “5”, 1-3 ошибки - “4”,
4-5 ошибок “3”, более 5 ошибок “2”. Оценку получает каждый ученик ту, которую он заработал.
Третье задание “Биологический лабиринт”.
Чтобы добраться до финиша, начните прохождение лабиринта со слова “старт”. Если суждение, вписанное в клетку, верно, то продолжайте путь по стрелке “Да”, если ошибочно, то по стрелке “нет”. Учащиеся работают в паре.
Ответ: 1-5-2-6-7-11-10-15-12-16.
Критерии оценки: Если всё правильно, то получаете “5”, 1-3 ошибки- “4”. 4-5 ошибок “3”, более 5 ошибок “2”. Оценка ставится каждому учащемуся та, которую заработала пара.
Четвертое задание “Магические квадраты”.
Впишите в квадраты соответствующие нуклеотиды. Работа индивидуальная, по вариантам.
1 вариант.
2 вариант.
Ответ: 1 вариант. | АГГ-ЦЦГ-ТТА-ТАТ | 2 вариант. | ГГЦ-ЦАГ-ТГА-ЦАА |
ТЦЦ-ГГЦ-ААТ-АТА | ЦЦГ-ГТЦ-АЦТ-ГТТ | ||
АГГ-ЦЦГ-УУА-УАУ | ГГЦ-ЦАГ-УГА-ЦАА |
Критерии оценки: Учащиеся обмениваются работами и проверяют правильность выполнения задания. Если всё правильно, то получаете “5”, 1-3 ошибки- “4”. 4-5 ошибок “3”, более 5 ошибок “2”.
Пятое задание.
Задание индивидуальное, по вариантам.
Задача. Определите первичную структуру белка, если известна одна из цепочек молекулы ДНК:
1 вариант: ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА.
2 вариант: ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ.
Ответ: | 1 вариант | 2 вариант. |
ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА | ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ | |
ЦТА-ТАА-АТГ-ЦГТ | АЦА-АТА-ГТТ-ГЦА | |
ГАУ-АУУ-УАЦ-ГЦА и-РНК | УГУ-УАУ-ЦАА-ЦГУ и-РНК | |
ЦУА-УАА-АУГ-ЦГУ т-РНК | АЦА-АУА-ГУУ-ГЦА т-РНК | |
лей стоп мет арг | тре иле вал ала |
Критерии оценки: Учащиеся обмениваются работами и проверяют правильность выполнения задания. Если всё правильно, то получаете “5”, 1-3 ошибки - “4”. 4-5 ошибок “3”, более 5 ошибок “2”.
3. Подведение итогов урока.
За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка.
Комментарии:
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
13 10 2025 8:40:12
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
12 10 2025 22:28:11
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
11 10 2025 22:27:52
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
10 10 2025 16:14:46
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
09 10 2025 12:19:27
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
08 10 2025 15:48:55
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
07 10 2025 14:49:34
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
06 10 2025 17:29:27
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
05 10 2025 10:37:24
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
04 10 2025 19:42:14
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
03 10 2025 1:58:29
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
02 10 2025 7:35:42
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
01 10 2025 13:57:56
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
30 09 2025 1:44:12
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
29 09 2025 8:26:45
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
28 09 2025 10:29:28
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
27 09 2025 3:26:36
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
26 09 2025 4:56:22
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
25 09 2025 18:26:37
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
24 09 2025 14:58:57
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
23 09 2025 3:28:40
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
22 09 2025 21:42:49
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
21 09 2025 3:30:54
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
20 09 2025 19:22:14
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
19 09 2025 9:59:33

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
18 09 2025 2:26:56
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
17 09 2025 2:48:19

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
16 09 2025 17:49:58
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
15 09 2025 7:37:57
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
14 09 2025 23:56:11
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
13 09 2025 7:11:17
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
12 09 2025 2:15:56
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
11 09 2025 12:38:51
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
10 09 2025 7:21:12
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
09 09 2025 2:15:17
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
08 09 2025 18:54:45
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
07 09 2025 19:40:48
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
06 09 2025 0:50:30
Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....
05 09 2025 3:26:12
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
04 09 2025 10:51:27
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
03 09 2025 22:29:31
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
02 09 2025 22:19:30
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
01 09 2025 1:33:29
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
31 08 2025 8:23:53
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
30 08 2025 2:40:16
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
29 08 2025 0:37:22
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
28 08 2025 5:27:17

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
27 08 2025 4:39:47
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
26 08 2025 21:33:24
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
25 08 2025 3:27:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::