Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"
Цели:
- Познакомить учащихся с созвездиями как участками звездного неба в пределах установленных границ.
- Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.
- Привить интерес к познанию исторических событий и дополнительному чтению научной литературы.
Оборудование: таблица, звездное небо, звездочки, раздаточные карточки, костюм
Незнайки, компьютер, проектор, переносная доска, книжная выставка, атлас “Мир и человек”.
Ход урока
- Вступительное слово учителя : мы продолжим изучать нашу Галактику, но начнем наш урок с повторения изученного материала. Каждый ваш ответ будет отмечаться звездочкой на небе (на стене прикреплен синий лист ватмана, за каждый вид работы учитель прикрепляет звездочку на этот лист так, чтобы в итоге получилась фигура 5).
- Опрос учащихся:
Выбрать соответствие. 2 ученика работают с переносной доской.
Задание: Выбрать признаки соответствующие СОЛНЦУ и ЗЕМЛЕ.
- Шарообразная форма.
- Источник света и тепла.
- Не излучает собственного света и тепла.
- Планета.
- Раскаленное небесное тело.
- Находится в центре солнечной системы.
- Вращается вокруг своей оси.
- Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите.
- Наблюдается смена времен года.
- Звезда.
- Происходит смена дня и ночи.
Ключ ответа: Проверка самостоятельной индивидуальной работы:
СОЛНЦЕ: | ЗЕМЛЯ: |
1,2,5,6,7,10. | 1,3,4,7,8,9,11. |
Задание “ Побегунчики”
(во время самостоятельной, индивидуальной работы у переносной доски весь класс заполняет схему на доске: выходя по одному, подписывают одно из небесных тел Солнечной системы)
Ответ:
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
- Солнце
- Звёзды
- Астероиды
- Планеты
- Спутники
- Кометы
- Метеоры
- Метеориты
Задание: найди ошибку (выходит ученик в костюме Незнайки и рассказывает историю, а дети должны не только послушать, но и определить, какие неточности допустил Незнайка)
Я расскажу вам одну историю, которая приключилась со мной. Я решил побывать на Солнце и узнать, что там происходит. В то время о Солнце никто ничего не знал и я должен был стать первым великим солнечным ученым. Накинул я на себя рюкзачок и побежал к Солнцу. Через час я увидел, что Солнце совсем рядом, я ловко ухватился за солнечный лучик и присел на него отдохнуть. Местные жители – солнечники – собрались, чтобы встретить меня. Через несколько минут подъехал легковой автомобиль и мне предложили отправиться в путешествие по Солнцу. По Солнцу машина мчалась так быстро, что временами мне было даже холодно. Когда я солнечникам рассказал о нашей Земле, они захотели побывать у нас в гостях. Но так как был холодный ветер, то я заболел ангиной, и мне пришлось срочно вернуться на Землю. [ 2 ]
Задание: допиши текст (индивидуальные карточки лежат на столах)
Планета---------------------------потому что на ней много красного песка.
Мы можем увидеть-------------------------------------если нам не мешают деревья и дома.
В космосе вращаются не только естественные но и ---------------------------спутники Земли.
Планета ------------------ имеет кольца.
Планета Земля занимает ---------------- место среди планет.
Проверка идет по слайдам №1-5 Приложение № 1.
Физминутка- массаж (указательным пальцем массируют по часовой стрелке параллельные точки на лбу, передвигаются на виски, передвигаются на кончики ушей, передвигаются на мочки ушей – это стимулирует мыслительную деятельность.)
3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Вступительное слово: люди издавна задумывались над тем, а что же там на небе, почему видно то одинокие звезды, то их скопления. Они мысленно соединяли эти звезды между собой и получались определенные фигуры, которые в последствии были названы созвездиями. Сегодня мы тоже постараемся узнать о созвездиях, почему они так называются. Откройте тетради и запишите число и тему урока: СОЗВЕЗДИЯ.
- Записать определение в тетрадь: Группы звезд расположенных в определенном порядке называются созвездиями.
- Раньше не было никаких приборов, поэтому передвигаться было невозможно, поэтому приходилось передвигаться ночью. А как же это возможно, ведь ночью темно? (дети отвечают - по Полярной звезде) Эта звезда получила название КОМПАС. (зачитать путешествие Альки и Светы, у которых папа работает астрономом)
Рассказ:
Сегодня Альку ничто не радовало: он потерял свой компас. Узнав об этом, папа сказал: - Придется тебе север и юг по небесным светилам определять.
- По каким еще светилам? – спросил Алька.
- По Солнцу, по звездам – ведь это и есть небесные светила, - ответил папа.
- Солнце и звезды – совсем не компас, - недоверчиво сказал Алька.
- Не компас, но совсем не хуже компаса, улыбнулся папа.
- Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой.
А как же найти ее на звездном небе? Нужно найти на небе 7 расположенных близко друг к другу звезд. А если этих 7 звезд соединить мысленными линиями, то получится созвездие Большой Медведицы и самая яркая звезда в хвосте Малой Медведицы. [2]
А вот почему она так называется, есть несколько легенд, послушайте одну из них:
В Большую Медведицу могущественная и злая волшебница превратила красивую дeвyшку по имени Калисто, а в Малую Медведицу злюка превратила ее служанку. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей. [ 2]
Перед вами современная звездная карта [1], а раньше на карте изображали не звезды, а рисовали рисунки (слайд №8 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) современной звездной карты и древней карты.
Прочитать названия созвездий, их так называли древние люди, просили их о помощи, отправляясь на охоту или на рыбалку, но и каждое созвездие имеет свою легенду – вот например одна из них:
ЛЕГЕНДА:
В Эфиопии правил царь Цефей и царица Кассиопея. Была у них единственная дочь Андромеда. Царица любила свою дочь и говорила, что нет никого прекраснее ее. Об этом услыхали красавицы – волшебницы в море, они очень рассердились и стали просить своего отца властелина морей – наказать Кассиопею и Андромеду. Отец послал морское чудище разорить Эфиопию, если царь не отдаст ему свою дочь на съедение. Чтобы спасти страну родители решили отдать дочь чудищу, красавицу Андромеду приковали к скале у моря. Но в это время появился непобедимый герой Персей и спас Андромеду. Царь отдал Андромеду в жены Персею. [2]
С тех пор на небе появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды и Персея.
(слайд №9 ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
И все другие созвездия имеют свои легенды, если вы хотите узнать их, то почитайте эти книги.
(выставка книг)
А сколько же на небе созвездий?
(Используя учебник стр. 35 и рабочую тетрадь стр. 15, задание № 4 выполняют письменно)
А вы знаете, под каким созвездием вы родились? (дети называют)
А кто не знает, можете записать свое созвездие. (слайд № 10 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
4. Итоги урока:
Посмотрите, что у нас на урочном небе, если мысленно соединить
наши звездочки линиями, то получится фигура 5. Ну а теперь давайте дадим ему название. Так пусть это созвездие сопутствует нам весь учебный год.
Оценки за урок: учитель комментирует оценки учащихся.
5. Домашнее задание: читать стр. : 35 – 37 учебника со слов “Люди с древних времен…. ”
Пpaктическое задание №5. стр. 15 рабочей тетради.
ЛИТЕРАТУРА:
- Жданов И. К. “ Мир и человек” - географический атлас. Г. У. Г. К. 1988 год.
- Левитан Е. П. “ Малышам о звездах и планетах”. Педагогика. 1986 год.
- Маров М. Я. “Космос” Ленинград. 1987 год.
- Попович П. Р. “ Космос – моя работа”. Москва. 1989 год.
Комментарии:
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
30 05 2023 18:51:27
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
29 05 2023 3:53:36
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
28 05 2023 11:20:43
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
27 05 2023 15:58:11
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
26 05 2023 14:38:50
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
25 05 2023 10:16:53
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
24 05 2023 6:51:42
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
23 05 2023 5:35:47
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
22 05 2023 6:54:53
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
21 05 2023 15:57:24
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
20 05 2023 20:20:45
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
19 05 2023 22:34:19
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
18 05 2023 8:24:46
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
17 05 2023 23:54:30
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
16 05 2023 15:51:56
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему.
...
15 05 2023 4:57:57
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
14 05 2023 10:28:46
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
13 05 2023 1:35:28
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
12 05 2023 14:28:13
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
11 05 2023 5:23:15
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
10 05 2023 11:10:30
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
09 05 2023 8:34:46
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
08 05 2023 10:54:44
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
07 05 2023 23:18:42
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
06 05 2023 2:27:47
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
05 05 2023 23:44:43
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание.
...
04 05 2023 5:39:24
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
03 05 2023 6:56:14
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
02 05 2023 14:47:27
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
01 05 2023 3:16:49
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
30 04 2023 16:37:51
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
29 04 2023 10:40:57
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
28 04 2023 20:20:59
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
27 04 2023 11:39:34
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
26 04 2023 6:11:27
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
25 04 2023 16:12:37
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
24 04 2023 19:24:15
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
23 04 2023 2:24:12
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
22 04 2023 19:33:31
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
21 04 2023 2:27:45
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
20 04 2023 19:25:30
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
19 04 2023 11:28:38
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
18 04 2023 7:50:41
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
17 04 2023 5:46:19
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
16 04 2023 12:51:50
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
15 04 2023 0:33:19
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
14 04 2023 4:49:56
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
13 04 2023 15:25:46
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
12 04 2023 16:54:33
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
11 04 2023 3:30:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::