Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"
Цели:
- Познакомить учащихся с созвездиями как участками звездного неба в пределах установленных границ.
- Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.
- Привить интерес к познанию исторических событий и дополнительному чтению научной литературы.
Оборудование: таблица, звездное небо, звездочки, раздаточные карточки, костюм
Незнайки, компьютер, проектор, переносная доска, книжная выставка, атлас “Мир и человек”.
Ход урока
- Вступительное слово учителя : мы продолжим изучать нашу Галактику, но начнем наш урок с повторения изученного материала. Каждый ваш ответ будет отмечаться звездочкой на небе (на стене прикреплен синий лист ватмана, за каждый вид работы учитель прикрепляет звездочку на этот лист так, чтобы в итоге получилась фигура 5).
- Опрос учащихся:
Выбрать соответствие. 2 ученика работают с переносной доской.
Задание: Выбрать признаки соответствующие СОЛНЦУ и ЗЕМЛЕ.
- Шарообразная форма.
- Источник света и тепла.
- Не излучает собственного света и тепла.
- Планета.
- Раскаленное небесное тело.
- Находится в центре солнечной системы.
- Вращается вокруг своей оси.
- Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите.
- Наблюдается смена времен года.
- Звезда.
- Происходит смена дня и ночи.
Ключ ответа: Проверка самостоятельной индивидуальной работы:
СОЛНЦЕ: | ЗЕМЛЯ: |
1,2,5,6,7,10. | 1,3,4,7,8,9,11. |
Задание “ Побегунчики”
(во время самостоятельной, индивидуальной работы у переносной доски весь класс заполняет схему на доске: выходя по одному, подписывают одно из небесных тел Солнечной системы)
Ответ:
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
- Солнце
- Звёзды
- Астероиды
- Планеты
- Спутники
- Кометы
- Метеоры
- Метеориты
Задание: найди ошибку (выходит ученик в костюме Незнайки и рассказывает историю, а дети должны не только послушать, но и определить, какие неточности допустил Незнайка)
Я расскажу вам одну историю, которая приключилась со мной. Я решил побывать на Солнце и узнать, что там происходит. В то время о Солнце никто ничего не знал и я должен был стать первым великим солнечным ученым. Накинул я на себя рюкзачок и побежал к Солнцу. Через час я увидел, что Солнце совсем рядом, я ловко ухватился за солнечный лучик и присел на него отдохнуть. Местные жители – солнечники – собрались, чтобы встретить меня. Через несколько минут подъехал легковой автомобиль и мне предложили отправиться в путешествие по Солнцу. По Солнцу машина мчалась так быстро, что временами мне было даже холодно. Когда я солнечникам рассказал о нашей Земле, они захотели побывать у нас в гостях. Но так как был холодный ветер, то я заболел ангиной, и мне пришлось срочно вернуться на Землю. [ 2 ]
Задание: допиши текст (индивидуальные карточки лежат на столах)
Планета---------------------------потому что на ней много красного песка.
Мы можем увидеть-------------------------------------если нам не мешают деревья и дома.
В космосе вращаются не только естественные но и ---------------------------спутники Земли.
Планета ------------------ имеет кольца.
Планета Земля занимает ---------------- место среди планет.
Проверка идет по слайдам №1-5 Приложение № 1.
Физминутка- массаж (указательным пальцем массируют по часовой стрелке параллельные точки на лбу, передвигаются на виски, передвигаются на кончики ушей, передвигаются на мочки ушей – это стимулирует мыслительную деятельность.)
3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Вступительное слово: люди издавна задумывались над тем, а что же там на небе, почему видно то одинокие звезды, то их скопления. Они мысленно соединяли эти звезды между собой и получались определенные фигуры, которые в последствии были названы созвездиями. Сегодня мы тоже постараемся узнать о созвездиях, почему они так называются. Откройте тетради и запишите число и тему урока: СОЗВЕЗДИЯ.
- Записать определение в тетрадь: Группы звезд расположенных в определенном порядке называются созвездиями.
- Раньше не было никаких приборов, поэтому передвигаться было невозможно, поэтому приходилось передвигаться ночью. А как же это возможно, ведь ночью темно? (дети отвечают - по Полярной звезде) Эта звезда получила название КОМПАС. (зачитать путешествие Альки и Светы, у которых папа работает астрономом)
Рассказ:
Сегодня Альку ничто не радовало: он потерял свой компас. Узнав об этом, папа сказал: - Придется тебе север и юг по небесным светилам определять.
- По каким еще светилам? – спросил Алька.
- По Солнцу, по звездам – ведь это и есть небесные светила, - ответил папа.
- Солнце и звезды – совсем не компас, - недоверчиво сказал Алька.
- Не компас, но совсем не хуже компаса, улыбнулся папа.
- Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой.
А как же найти ее на звездном небе? Нужно найти на небе 7 расположенных близко друг к другу звезд. А если этих 7 звезд соединить мысленными линиями, то получится созвездие Большой Медведицы и самая яркая звезда в хвосте Малой Медведицы. [2]
А вот почему она так называется, есть несколько легенд, послушайте одну из них:
В Большую Медведицу могущественная и злая волшебница превратила красивую дeвyшку по имени Калисто, а в Малую Медведицу злюка превратила ее служанку. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей. [ 2]
Перед вами современная звездная карта [1], а раньше на карте изображали не звезды, а рисовали рисунки (слайд №8 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) современной звездной карты и древней карты.
Прочитать названия созвездий, их так называли древние люди, просили их о помощи, отправляясь на охоту или на рыбалку, но и каждое созвездие имеет свою легенду – вот например одна из них:
ЛЕГЕНДА:
В Эфиопии правил царь Цефей и царица Кассиопея. Была у них единственная дочь Андромеда. Царица любила свою дочь и говорила, что нет никого прекраснее ее. Об этом услыхали красавицы – волшебницы в море, они очень рассердились и стали просить своего отца властелина морей – наказать Кассиопею и Андромеду. Отец послал морское чудище разорить Эфиопию, если царь не отдаст ему свою дочь на съедение. Чтобы спасти страну родители решили отдать дочь чудищу, красавицу Андромеду приковали к скале у моря. Но в это время появился непобедимый герой Персей и спас Андромеду. Царь отдал Андромеду в жены Персею. [2]
С тех пор на небе появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды и Персея.
(слайд №9 ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
И все другие созвездия имеют свои легенды, если вы хотите узнать их, то почитайте эти книги.
(выставка книг)
А сколько же на небе созвездий?
(Используя учебник стр. 35 и рабочую тетрадь стр. 15, задание № 4 выполняют письменно)
А вы знаете, под каким созвездием вы родились? (дети называют)
А кто не знает, можете записать свое созвездие. (слайд № 10 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
4. Итоги урока:
Посмотрите, что у нас на урочном небе, если мысленно соединить
наши звездочки линиями, то получится фигура 5. Ну а теперь давайте дадим ему название. Так пусть это созвездие сопутствует нам весь учебный год.
Оценки за урок: учитель комментирует оценки учащихся.
5. Домашнее задание: читать стр. : 35 – 37 учебника со слов “Люди с древних времен…. ”
Пpaктическое задание №5. стр. 15 рабочей тетради.
ЛИТЕРАТУРА:
- Жданов И. К. “ Мир и человек” - географический атлас. Г. У. Г. К. 1988 год.
- Левитан Е. П. “ Малышам о звездах и планетах”. Педагогика. 1986 год.
- Маров М. Я. “Космос” Ленинград. 1987 год.
- Попович П. Р. “ Космос – моя работа”. Москва. 1989 год.
Комментарии:
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
15 03 2025 9:29:51
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
14 03 2025 22:23:49
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
13 03 2025 22:55:47
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
12 03 2025 21:25:59
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
11 03 2025 20:53:38

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
10 03 2025 19:57:36
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
09 03 2025 7:11:58
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
08 03 2025 3:31:59
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
07 03 2025 1:57:50
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
06 03 2025 16:17:49
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....
05 03 2025 0:42:29
Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....
04 03 2025 21:18:53
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
03 03 2025 17:22:53
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
02 03 2025 21:50:35
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
01 03 2025 1:25:52

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
28 02 2025 20:53:12
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
27 02 2025 21:27:35
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья.
...
26 02 2025 9:10:45
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
25 02 2025 19:53:32
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
24 02 2025 1:16:19
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
23 02 2025 4:47:11
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
22 02 2025 1:50:44
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
21 02 2025 6:57:47
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
20 02 2025 11:59:42
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
19 02 2025 12:55:21
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
18 02 2025 1:16:13

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
17 02 2025 2:13:27
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
16 02 2025 4:19:38
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
15 02 2025 16:55:58
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
14 02 2025 11:52:42
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
13 02 2025 23:41:19
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
12 02 2025 21:45:10
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
11 02 2025 6:30:43

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
10 02 2025 10:34:37
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
09 02 2025 12:58:25
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
08 02 2025 12:19:26
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
07 02 2025 6:13:55
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
06 02 2025 18:10:28
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
05 02 2025 1:10:59
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
04 02 2025 3:55:51
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
03 02 2025 5:55:11
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
02 02 2025 8:26:27
Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме,
вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на
использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....
01 02 2025 14:28:26
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
31 01 2025 1:45:58
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
30 01 2025 13:39:56

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
29 01 2025 8:21:46
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
28 01 2025 16:13:35
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
27 01 2025 14:37:45
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
26 01 2025 5:28:18
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
25 01 2025 12:47:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::