Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках.

Задачи:

1) образовательные: углубить и закрепить, и проверить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, а также значении в природе и жизни человека бактерий, грибов и лишайников; проверить знания основных биологических терминов, используемые при изучении темы, а также классификацию живых организмов;
2) развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с индивидуальными карточками-заданиями, умения работать группе при взаимопроверке заданий и оценивать правильность выполнения; самостоятельно находить информацию из различных источников при подготовке сообщений;
3) воспитательные: воспитывать аккуратность и организованность при выполнении индивидуальных заданий, а также терпимость при работе в группах; воспитывать чувство сопереживания при экологических проблемах на Земле.

Оборудование: Таблицы: “Лишайники”, “Грибы-паразиты”, “Плесневые грибы”, “Шляпочные грибы”, Образцы лишайников на камнях и веточках деревьев. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов Магнитики. Оформление на доску в виде отпечатанных карточек, иллюстрирующих многообразие живых организмов, Дидактические карточки-задания.

Тип урока: обобщения и систематизации материала.

Метод проведения: самостоятельная работа по заданиям, игровой – решение кроссворда, рассказ учащихся.

Предварительная подготовка: учащимся заранее дается задание выучить основные термины и понятия, которые используются при изучении данной темы, по желанию подготовить сообщения о некоторых представителях царства бактерий, грибов, лишайниках. Повторить тему из курса 6 класса “Строение и свойства клетки”.

Структура урока:

  1. Разминка. Работа с терминами.
  2. Разгадывание кроссворда.
  3. Работа учащихся в группах по следующим станциям “Бактерии”, “Лишайники”, “Грибы”.
  4. Сообщения учащихся.
  5. Подведение итогов, подсчет баллов, выставление оценок.

(Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске.)

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

– Если посмотреть вокруг, то можно увидеть огромное количество живых организмов: это деревья и травы, птицы и бабочки, рыбы и кошки. На деревьях можно увидеть мох под деревьями грибы. Если раскопать почву, можно найти тех, кто прячется в ней, – червей, личинок насекомых и других организмов. Все они такие разные, эти живые организмы. На какие группы можно их разделить?

(На магнитной доске вывешиваются следующие живые организмы: Звери, птицы, бабочки, растения, лишайники, животные, плауны, водоросли, грибы, бактерии, насекомые, рыбы, папоротники. Один из учащихся по желанию выходит и выбирает из перечня 4 царства живых организмов. Остальные проверяют правильность выполнения.)

II. Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока).

– На предыдущих уроках мы изучали царства бактерий, грибов, лишайников, познакомились с особенностями их строения, жизнедеятельности, многообразием, а также значением их в природе и жизни человека. А сегодня я проверю, насколько хорошо вы усвоили эту тему. (Сообщаю план урока).

III. Проверка знаний по следующим этапам

1-й этап – Разминка. Работа с терминами.

(Каждому даются несколько терминов, где они должны дать им определения. Для того, чтобы легче было оценить правильность выполнения, термины одинаковые для всех.)

– Дайте определение следующим терминам

Эукариоты. Прокариоты. Гетеротрофы. Мицелий. Микориза. Автотрофы. Микология. Микробиология.

– Время выполнения 10 минут. Каждый правильный ответ 0,5 баллов. Если вы сделали правильно – итого 4 балла. Эти баллы вы переносите в оценочный лист. Чтобы легче проверить, я вновь раздаю вам на каждую парту готовые ответы. Проверять и подсчитывать баллы будете друг у друга.

Эукариоты – организмы, в клетках которых имеется четко оформленное ядро с ядерной мембраной.

Прокариоты – организмы, в которых нет ядра, а ядерное вещество располагается прямо в цитоплазме.

Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

Автотрофы – организмы, которые создают органические вещества из неорганического для своего питания.

Мицелий – грибница, вегетативное тело гриба, состоящее из нитевидных трубочек.

Микориза – комплекс (союз) корней дерева и грибницы гриба, связанные друг с другом полезным взаимовыгодным сотрудничеством. (Гриб выполняет роль корневых волосков, снабжая дерево минеральными веществами, водой, а взамен гриб получает органические вещества)

Микология – наука, изучающая грибы.

Микробиология – наука, изучающая бактерии.

(Учащиеся выполняют, обмениваются рабочими листами, и, используя готовые ответы, подсчитывают баллы. Переносят их в оценочные листы.)

2-й этап – Разгадывание кроссворда. Время выполнения 10 минут.

– Каждому ученику я раздаю кроссворды и задания к ним. Количество вопросов – 10. Проверка подсчет баллов этого задания осуществляется соседом по парте. На компьютере с помощью проектора выводятся правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 баллов. Максимальное количество – 5 баллов. (Критерии оценивания также записаны на доске). Общее количество баллов этого вида задания заносится вновь в оценочный лист. (Приложение 1)

3-й этап – Работа по станциям.

Станции “Бактерии”, “Лишайники”, “Грибы”.

– Сейчас вы должны разбиться на 3 группы. (Учащиеся разбиваются на 3 группы.) Работаете на каждой станции по 10 минут. По истечении времени вы меняйтесь местами, выполняя задания на другой станции. Итого работа на этом этапе 30 минут

Каждый в своей группе получает карточку с 4 видами заданий, 3 из них обязательны. Все ответы при выполнении вы заносите в рабочий лист.

Каждое задание на станции оценивается в 1 балл. Итого при правильном выполнении не более 4 баллов, при условии, что выполните и 4 задание.

Осуществляете взаимопроверку. Критерии оценивания и шаблоны правильных ответов находится у вас на столе, и используете их после истечении времени выполнения.

Количество баллов на каждой станции также фиксируете на оценочном листе.

Итого общее количество баллов на этом этапе не более 12.

(Учащиеся выполняют задания, проверяют друг у друга, оценивают, используя шаблоны и критерии оценивания.)

Станция “Бактерии”. (Приложение 2)

Правильные ответы.

1-е задание:

1 – клеточная оболочка.
2 – цитоплазма.
3 – ядерное вещество.
4 – жгутики.

2-е задание:

1 – монококки.
2 – диплококки.
3 – стрептококки.
4 – бациллы.
5 – вибрионы.
6 – спириллы.

3-е задание: Верные утверждения – 1, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 14.

4-е задание: Бактериальная клетка имеет простое строение, нет четкого ядра и ядерное вещество располагается прямо в цитоплазме. Следы бактерий находят в древних отложениях горных пород.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 балла, 1 ошибка – 0,5 балл, 2 и более – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок – 1 балла, 1 ошибка – 0,5 балл, 2 и более – 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок–1 ошибка – 1 балла, 2–3 ошибки – 0.5 балл, 4 и более – 0 баллов.

4 задание правильный ответ – 1 балла

Станция “Гибы”. (Приложение 3)

Правильные ответы.

1-е задание:

1 – жировые включения.
2 – эндоплазматическая сеть.
3 – митохондрия.
4 – ядро.
5 – рибосомы.
6 – клеточная стенка.

1 – шляпка.
2 – ножка.
3 – грибница.

2-езадание: Правильные ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – в.

3-е задание: Верные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

4-е задание: Грибы выделяются в самостоятельное царство организмов, потому что, в чертах строения и процессах жизнедеятельности занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0,5 балл, более 2 – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок-1 ошибка – 1 балл, 2-3 ошибки – 0,5 балл, 4 и более– 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок –1 балла, 1 ошибка – 0.5 балл, 2 ошибки и более– 0 баллов.

4-е задание правильный ответ – 1 балла.

Станция “Лишайники”. (Приложение 4)

Правильные ответы.

1-е задание:

А. 1 – водоросли.
2 – грибные гифы.

Б. 1 – листоватая.
2 – накипная.
3 – кустистая.
4 – листоватая.
5 – кустистая.

2-е задание: Правильные ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – в.

3-е задание: Верные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

4-е задание: Грибы выделяются в самостоятельное царство организмов, потому что, в чертах строения и процессах жизнедеятельности занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0,5 балл, более 2 – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2-3 ошибки – 0,5 балл, 4 и более– 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок –1 балла, 1 ошибка – 0.5 балл, 2 ошибки и более– 0 баллов.

4-е задание: – правильный ответ – 1 балла.

4-й этап – Сообщения учащихся (10–15 минут). (Приложение 5)

По желанию учащиеся подготовили сообщения по следующим темам “Грибы. Съедобные грибы” “Молочнокислые бактерии”, “Олений лишайники – ягель”, “Ядовитый гриб – бледная поганка”. За выполнение этого задания учащиеся получают дополнительные оценки за урок.

5-й этапПодведение итогов, подсчет баллов, выставление оценок.

Общий итог по трем этапам по количеству набранных баллов каждый может поставить себе оценку. (Критерии оценивания записан на доске.)

“5” – 21 – 18 – 16 баллов.

“4” – 9,5 – 15,5 баллов.

“3” – 5 – 9 баллов.

“2” – менее 5 баллов.

(Дети подсчитывают и ставят себе оценку за урок.)

(Кроме того, учащиеся, подготовившие сообщения, ставят себе еще одну оценку.)



Комментарии:

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

07 07 2025 11:57:13

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

06 07 2025 13:26:13

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

05 07 2025 10:35:27

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

04 07 2025 8:53:42

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

03 07 2025 4:49:52

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

02 07 2025 5:30:57

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

01 07 2025 4:39:40

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

30 06 2025 15:36:10

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

29 06 2025 7:26:47

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

28 06 2025 19:55:28

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

27 06 2025 0:26:39

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

26 06 2025 6:32:59

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

25 06 2025 11:59:43

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

24 06 2025 14:59:36

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

23 06 2025 0:21:14

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

22 06 2025 12:59:29

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


    Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

      Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

21 06 2025 23:23:26

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

20 06 2025 11:58:42

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

19 06 2025 1:33:35

Организация самостоятельной работы на уроках биологии


    Организация самостоятельной работы на уроках биологии

      В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

18 06 2025 19:11:46

Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

      В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...

17 06 2025 1:42:27

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

16 06 2025 11:10:39

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

15 06 2025 14:49:57

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

14 06 2025 16:42:53

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

13 06 2025 18:54:35

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

12 06 2025 12:32:46

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

11 06 2025 18:51:55

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"


    Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

      Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

10 06 2025 18:20:59

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

09 06 2025 15:21:23

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"


    Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

      Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...

08 06 2025 19:11:40

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

07 06 2025 1:46:25

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

06 06 2025 0:46:41

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

05 06 2025 5:15:44

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

04 06 2025 19:51:33

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

03 06 2025 6:32:47

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

02 06 2025 3:10:43

Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"


    Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"

      Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....

01 06 2025 10:53:37

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

31 05 2025 13:49:12

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

30 05 2025 1:38:54

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

29 05 2025 22:56:19

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности


    Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

      Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

28 05 2025 9:14:45

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

27 05 2025 12:23:13

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"


    Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

      Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

26 05 2025 5:17:53

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

25 05 2025 6:14:52

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?


    Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

      В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

24 05 2025 11:22:46

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

23 05 2025 13:43:54

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

22 05 2025 10:50:46

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

21 05 2025 8:41:57

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

20 05 2025 8:53:30

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

19 05 2025 3:21:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::