Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках.

Задачи:

1) образовательные: углубить и закрепить, и проверить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, а также значении в природе и жизни человека бактерий, грибов и лишайников; проверить знания основных биологических терминов, используемые при изучении темы, а также классификацию живых организмов;
2) развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с индивидуальными карточками-заданиями, умения работать группе при взаимопроверке заданий и оценивать правильность выполнения; самостоятельно находить информацию из различных источников при подготовке сообщений;
3) воспитательные: воспитывать аккуратность и организованность при выполнении индивидуальных заданий, а также терпимость при работе в группах; воспитывать чувство сопереживания при экологических проблемах на Земле.

Оборудование: Таблицы: “Лишайники”, “Грибы-паразиты”, “Плесневые грибы”, “Шляпочные грибы”, Образцы лишайников на камнях и веточках деревьев. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов Магнитики. Оформление на доску в виде отпечатанных карточек, иллюстрирующих многообразие живых организмов, Дидактические карточки-задания.

Тип урока: обобщения и систематизации материала.

Метод проведения: самостоятельная работа по заданиям, игровой – решение кроссворда, рассказ учащихся.

Предварительная подготовка: учащимся заранее дается задание выучить основные термины и понятия, которые используются при изучении данной темы, по желанию подготовить сообщения о некоторых представителях царства бактерий, грибов, лишайниках. Повторить тему из курса 6 класса “Строение и свойства клетки”.

Структура урока:

  1. Разминка. Работа с терминами.
  2. Разгадывание кроссворда.
  3. Работа учащихся в группах по следующим станциям “Бактерии”, “Лишайники”, “Грибы”.
  4. Сообщения учащихся.
  5. Подведение итогов, подсчет баллов, выставление оценок.

(Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске.)

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

– Если посмотреть вокруг, то можно увидеть огромное количество живых организмов: это деревья и травы, птицы и бабочки, рыбы и кошки. На деревьях можно увидеть мох под деревьями грибы. Если раскопать почву, можно найти тех, кто прячется в ней, – червей, личинок насекомых и других организмов. Все они такие разные, эти живые организмы. На какие группы можно их разделить?

(На магнитной доске вывешиваются следующие живые организмы: Звери, птицы, бабочки, растения, лишайники, животные, плауны, водоросли, грибы, бактерии, насекомые, рыбы, папоротники. Один из учащихся по желанию выходит и выбирает из перечня 4 царства живых организмов. Остальные проверяют правильность выполнения.)

II. Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока).

– На предыдущих уроках мы изучали царства бактерий, грибов, лишайников, познакомились с особенностями их строения, жизнедеятельности, многообразием, а также значением их в природе и жизни человека. А сегодня я проверю, насколько хорошо вы усвоили эту тему. (Сообщаю план урока).

III. Проверка знаний по следующим этапам

1-й этап – Разминка. Работа с терминами.

(Каждому даются несколько терминов, где они должны дать им определения. Для того, чтобы легче было оценить правильность выполнения, термины одинаковые для всех.)

– Дайте определение следующим терминам

Эукариоты. Прокариоты. Гетеротрофы. Мицелий. Микориза. Автотрофы. Микология. Микробиология.

– Время выполнения 10 минут. Каждый правильный ответ 0,5 баллов. Если вы сделали правильно – итого 4 балла. Эти баллы вы переносите в оценочный лист. Чтобы легче проверить, я вновь раздаю вам на каждую парту готовые ответы. Проверять и подсчитывать баллы будете друг у друга.

Эукариоты – организмы, в клетках которых имеется четко оформленное ядро с ядерной мембраной.

Прокариоты – организмы, в которых нет ядра, а ядерное вещество располагается прямо в цитоплазме.

Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

Автотрофы – организмы, которые создают органические вещества из неорганического для своего питания.

Мицелий – грибница, вегетативное тело гриба, состоящее из нитевидных трубочек.

Микориза – комплекс (союз) корней дерева и грибницы гриба, связанные друг с другом полезным взаимовыгодным сотрудничеством. (Гриб выполняет роль корневых волосков, снабжая дерево минеральными веществами, водой, а взамен гриб получает органические вещества)

Микология – наука, изучающая грибы.

Микробиология – наука, изучающая бактерии.

(Учащиеся выполняют, обмениваются рабочими листами, и, используя готовые ответы, подсчитывают баллы. Переносят их в оценочные листы.)

2-й этап – Разгадывание кроссворда. Время выполнения 10 минут.

– Каждому ученику я раздаю кроссворды и задания к ним. Количество вопросов – 10. Проверка подсчет баллов этого задания осуществляется соседом по парте. На компьютере с помощью проектора выводятся правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 баллов. Максимальное количество – 5 баллов. (Критерии оценивания также записаны на доске). Общее количество баллов этого вида задания заносится вновь в оценочный лист. (Приложение 1)

3-й этап – Работа по станциям.

Станции “Бактерии”, “Лишайники”, “Грибы”.

– Сейчас вы должны разбиться на 3 группы. (Учащиеся разбиваются на 3 группы.) Работаете на каждой станции по 10 минут. По истечении времени вы меняйтесь местами, выполняя задания на другой станции. Итого работа на этом этапе 30 минут

Каждый в своей группе получает карточку с 4 видами заданий, 3 из них обязательны. Все ответы при выполнении вы заносите в рабочий лист.

Каждое задание на станции оценивается в 1 балл. Итого при правильном выполнении не более 4 баллов, при условии, что выполните и 4 задание.

Осуществляете взаимопроверку. Критерии оценивания и шаблоны правильных ответов находится у вас на столе, и используете их после истечении времени выполнения.

Количество баллов на каждой станции также фиксируете на оценочном листе.

Итого общее количество баллов на этом этапе не более 12.

(Учащиеся выполняют задания, проверяют друг у друга, оценивают, используя шаблоны и критерии оценивания.)

Станция “Бактерии”. (Приложение 2)

Правильные ответы.

1-е задание:

1 – клеточная оболочка.
2 – цитоплазма.
3 – ядерное вещество.
4 – жгутики.

2-е задание:

1 – монококки.
2 – диплококки.
3 – стрептококки.
4 – бациллы.
5 – вибрионы.
6 – спириллы.

3-е задание: Верные утверждения – 1, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 14.

4-е задание: Бактериальная клетка имеет простое строение, нет четкого ядра и ядерное вещество располагается прямо в цитоплазме. Следы бактерий находят в древних отложениях горных пород.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 балла, 1 ошибка – 0,5 балл, 2 и более – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок – 1 балла, 1 ошибка – 0,5 балл, 2 и более – 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок–1 ошибка – 1 балла, 2–3 ошибки – 0.5 балл, 4 и более – 0 баллов.

4 задание правильный ответ – 1 балла

Станция “Гибы”. (Приложение 3)

Правильные ответы.

1-е задание:

1 – жировые включения.
2 – эндоплазматическая сеть.
3 – митохондрия.
4 – ядро.
5 – рибосомы.
6 – клеточная стенка.

1 – шляпка.
2 – ножка.
3 – грибница.

2-езадание: Правильные ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – в.

3-е задание: Верные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

4-е задание: Грибы выделяются в самостоятельное царство организмов, потому что, в чертах строения и процессах жизнедеятельности занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0,5 балл, более 2 – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок-1 ошибка – 1 балл, 2-3 ошибки – 0,5 балл, 4 и более– 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок –1 балла, 1 ошибка – 0.5 балл, 2 ошибки и более– 0 баллов.

4-е задание правильный ответ – 1 балла.

Станция “Лишайники”. (Приложение 4)

Правильные ответы.

1-е задание:

А. 1 – водоросли.
2 – грибные гифы.

Б. 1 – листоватая.
2 – накипная.
3 – кустистая.
4 – листоватая.
5 – кустистая.

2-е задание: Правильные ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – в.

3-е задание: Верные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

4-е задание: Грибы выделяются в самостоятельное царство организмов, потому что, в чертах строения и процессах жизнедеятельности занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0,5 балл, более 2 – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2-3 ошибки – 0,5 балл, 4 и более– 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок –1 балла, 1 ошибка – 0.5 балл, 2 ошибки и более– 0 баллов.

4-е задание: – правильный ответ – 1 балла.

4-й этап – Сообщения учащихся (10–15 минут). (Приложение 5)

По желанию учащиеся подготовили сообщения по следующим темам “Грибы. Съедобные грибы” “Молочнокислые бактерии”, “Олений лишайники – ягель”, “Ядовитый гриб – бледная поганка”. За выполнение этого задания учащиеся получают дополнительные оценки за урок.

5-й этапПодведение итогов, подсчет баллов, выставление оценок.

Общий итог по трем этапам по количеству набранных баллов каждый может поставить себе оценку. (Критерии оценивания записан на доске.)

“5” – 21 – 18 – 16 баллов.

“4” – 9,5 – 15,5 баллов.

“3” – 5 – 9 баллов.

“2” – менее 5 баллов.

(Дети подсчитывают и ставят себе оценку за урок.)

(Кроме того, учащиеся, подготовившие сообщения, ставят себе еще одну оценку.)



Комментарии:

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

09 10 2025 12:42:50

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

08 10 2025 19:50:16

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

07 10 2025 5:35:42

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

06 10 2025 20:10:52

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

05 10 2025 13:45:50

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

04 10 2025 18:50:44

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

03 10 2025 0:45:43

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

02 10 2025 14:47:15

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

01 10 2025 20:35:31

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

30 09 2025 4:13:20

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

29 09 2025 15:26:42

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

28 09 2025 0:18:47

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

27 09 2025 18:23:21

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

26 09 2025 6:21:49

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

25 09 2025 22:19:36

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

24 09 2025 8:20:57

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

23 09 2025 17:12:56

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

22 09 2025 18:53:23

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

21 09 2025 8:22:47

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

20 09 2025 12:42:21

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

19 09 2025 19:22:50

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

      Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

18 09 2025 2:25:43

Путешествие в растительную клетку

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....

17 09 2025 21:58:42

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

16 09 2025 5:29:21

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

15 09 2025 15:43:35

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Эры и периоды в развитии жизни на Земле Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

14 09 2025 23:37:27

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

13 09 2025 21:10:57

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


    Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

      Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

12 09 2025 16:21:31

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

11 09 2025 9:49:38

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

10 09 2025 12:18:21

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

09 09 2025 5:17:19

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

08 09 2025 19:13:16

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

07 09 2025 10:12:52

Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения

Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....

06 09 2025 22:17:21

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс


    Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

      Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

05 09 2025 4:49:21

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

04 09 2025 3:47:18

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

03 09 2025 12:16:14

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

02 09 2025 7:59:51

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

01 09 2025 1:20:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

      Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

31 08 2025 15:48:22

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

30 08 2025 20:31:41

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

29 08 2025 10:32:53

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

28 08 2025 12:57:32

Внеклассное мероприятие по биологии «Перелеты птиц». 5–8-й класс

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....

27 08 2025 20:53:27

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

26 08 2025 18:17:40

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

25 08 2025 0:42:41

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

24 08 2025 7:25:48

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

23 08 2025 12:16:54

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

22 08 2025 7:23:20

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

21 08 2025 5:39:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::