Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках.

Задачи:

1) образовательные: углубить и закрепить, и проверить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, а также значении в природе и жизни человека бактерий, грибов и лишайников; проверить знания основных биологических терминов, используемые при изучении темы, а также классификацию живых организмов;
2) развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с индивидуальными карточками-заданиями, умения работать группе при взаимопроверке заданий и оценивать правильность выполнения; самостоятельно находить информацию из различных источников при подготовке сообщений;
3) воспитательные: воспитывать аккуратность и организованность при выполнении индивидуальных заданий, а также терпимость при работе в группах; воспитывать чувство сопереживания при экологических проблемах на Земле.

Оборудование: Таблицы: “Лишайники”, “Грибы-паразиты”, “Плесневые грибы”, “Шляпочные грибы”, Образцы лишайников на камнях и веточках деревьев. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов Магнитики. Оформление на доску в виде отпечатанных карточек, иллюстрирующих многообразие живых организмов, Дидактические карточки-задания.

Тип урока: обобщения и систематизации материала.

Метод проведения: самостоятельная работа по заданиям, игровой – решение кроссворда, рассказ учащихся.

Предварительная подготовка: учащимся заранее дается задание выучить основные термины и понятия, которые используются при изучении данной темы, по желанию подготовить сообщения о некоторых представителях царства бактерий, грибов, лишайниках. Повторить тему из курса 6 класса “Строение и свойства клетки”.

Структура урока:

  1. Разминка. Работа с терминами.
  2. Разгадывание кроссворда.
  3. Работа учащихся в группах по следующим станциям “Бактерии”, “Лишайники”, “Грибы”.
  4. Сообщения учащихся.
  5. Подведение итогов, подсчет баллов, выставление оценок.

(Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске.)

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

– Если посмотреть вокруг, то можно увидеть огромное количество живых организмов: это деревья и травы, птицы и бабочки, рыбы и кошки. На деревьях можно увидеть мох под деревьями грибы. Если раскопать почву, можно найти тех, кто прячется в ней, – червей, личинок насекомых и других организмов. Все они такие разные, эти живые организмы. На какие группы можно их разделить?

(На магнитной доске вывешиваются следующие живые организмы: Звери, птицы, бабочки, растения, лишайники, животные, плауны, водоросли, грибы, бактерии, насекомые, рыбы, папоротники. Один из учащихся по желанию выходит и выбирает из перечня 4 царства живых организмов. Остальные проверяют правильность выполнения.)

II. Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока).

– На предыдущих уроках мы изучали царства бактерий, грибов, лишайников, познакомились с особенностями их строения, жизнедеятельности, многообразием, а также значением их в природе и жизни человека. А сегодня я проверю, насколько хорошо вы усвоили эту тему. (Сообщаю план урока).

III. Проверка знаний по следующим этапам

1-й этап – Разминка. Работа с терминами.

(Каждому даются несколько терминов, где они должны дать им определения. Для того, чтобы легче было оценить правильность выполнения, термины одинаковые для всех.)

– Дайте определение следующим терминам

Эукариоты. Прокариоты. Гетеротрофы. Мицелий. Микориза. Автотрофы. Микология. Микробиология.

– Время выполнения 10 минут. Каждый правильный ответ 0,5 баллов. Если вы сделали правильно – итого 4 балла. Эти баллы вы переносите в оценочный лист. Чтобы легче проверить, я вновь раздаю вам на каждую парту готовые ответы. Проверять и подсчитывать баллы будете друг у друга.

Эукариоты – организмы, в клетках которых имеется четко оформленное ядро с ядерной мембраной.

Прокариоты – организмы, в которых нет ядра, а ядерное вещество располагается прямо в цитоплазме.

Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

Автотрофы – организмы, которые создают органические вещества из неорганического для своего питания.

Мицелий – грибница, вегетативное тело гриба, состоящее из нитевидных трубочек.

Микориза – комплекс (союз) корней дерева и грибницы гриба, связанные друг с другом полезным взаимовыгодным сотрудничеством. (Гриб выполняет роль корневых волосков, снабжая дерево минеральными веществами, водой, а взамен гриб получает органические вещества)

Микология – наука, изучающая грибы.

Микробиология – наука, изучающая бактерии.

(Учащиеся выполняют, обмениваются рабочими листами, и, используя готовые ответы, подсчитывают баллы. Переносят их в оценочные листы.)

2-й этап – Разгадывание кроссворда. Время выполнения 10 минут.

– Каждому ученику я раздаю кроссворды и задания к ним. Количество вопросов – 10. Проверка подсчет баллов этого задания осуществляется соседом по парте. На компьютере с помощью проектора выводятся правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 баллов. Максимальное количество – 5 баллов. (Критерии оценивания также записаны на доске). Общее количество баллов этого вида задания заносится вновь в оценочный лист. (Приложение 1)

3-й этап – Работа по станциям.

Станции “Бактерии”, “Лишайники”, “Грибы”.

– Сейчас вы должны разбиться на 3 группы. (Учащиеся разбиваются на 3 группы.) Работаете на каждой станции по 10 минут. По истечении времени вы меняйтесь местами, выполняя задания на другой станции. Итого работа на этом этапе 30 минут

Каждый в своей группе получает карточку с 4 видами заданий, 3 из них обязательны. Все ответы при выполнении вы заносите в рабочий лист.

Каждое задание на станции оценивается в 1 балл. Итого при правильном выполнении не более 4 баллов, при условии, что выполните и 4 задание.

Осуществляете взаимопроверку. Критерии оценивания и шаблоны правильных ответов находится у вас на столе, и используете их после истечении времени выполнения.

Количество баллов на каждой станции также фиксируете на оценочном листе.

Итого общее количество баллов на этом этапе не более 12.

(Учащиеся выполняют задания, проверяют друг у друга, оценивают, используя шаблоны и критерии оценивания.)

Станция “Бактерии”. (Приложение 2)

Правильные ответы.

1-е задание:

1 – клеточная оболочка.
2 – цитоплазма.
3 – ядерное вещество.
4 – жгутики.

2-е задание:

1 – монококки.
2 – диплококки.
3 – стрептококки.
4 – бациллы.
5 – вибрионы.
6 – спириллы.

3-е задание: Верные утверждения – 1, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 14.

4-е задание: Бактериальная клетка имеет простое строение, нет четкого ядра и ядерное вещество располагается прямо в цитоплазме. Следы бактерий находят в древних отложениях горных пород.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 балла, 1 ошибка – 0,5 балл, 2 и более – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок – 1 балла, 1 ошибка – 0,5 балл, 2 и более – 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок–1 ошибка – 1 балла, 2–3 ошибки – 0.5 балл, 4 и более – 0 баллов.

4 задание правильный ответ – 1 балла

Станция “Гибы”. (Приложение 3)

Правильные ответы.

1-е задание:

1 – жировые включения.
2 – эндоплазматическая сеть.
3 – митохондрия.
4 – ядро.
5 – рибосомы.
6 – клеточная стенка.

1 – шляпка.
2 – ножка.
3 – грибница.

2-езадание: Правильные ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – в.

3-е задание: Верные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

4-е задание: Грибы выделяются в самостоятельное царство организмов, потому что, в чертах строения и процессах жизнедеятельности занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0,5 балл, более 2 – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок-1 ошибка – 1 балл, 2-3 ошибки – 0,5 балл, 4 и более– 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок –1 балла, 1 ошибка – 0.5 балл, 2 ошибки и более– 0 баллов.

4-е задание правильный ответ – 1 балла.

Станция “Лишайники”. (Приложение 4)

Правильные ответы.

1-е задание:

А. 1 – водоросли.
2 – грибные гифы.

Б. 1 – листоватая.
2 – накипная.
3 – кустистая.
4 – листоватая.
5 – кустистая.

2-е задание: Правильные ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – в.

3-е задание: Верные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

4-е задание: Грибы выделяются в самостоятельное царство организмов, потому что, в чертах строения и процессах жизнедеятельности занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Критерии оценивания.

1-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0,5 балл, более 2 – 0 баллов.

2-е задание: – нет ошибок – 1 ошибка – 1 балл, 2-3 ошибки – 0,5 балл, 4 и более– 0 баллов.

3-е задание: – без ошибок –1 балла, 1 ошибка – 0.5 балл, 2 ошибки и более– 0 баллов.

4-е задание: – правильный ответ – 1 балла.

4-й этап – Сообщения учащихся (10–15 минут). (Приложение 5)

По желанию учащиеся подготовили сообщения по следующим темам “Грибы. Съедобные грибы” “Молочнокислые бактерии”, “Олений лишайники – ягель”, “Ядовитый гриб – бледная поганка”. За выполнение этого задания учащиеся получают дополнительные оценки за урок.

5-й этапПодведение итогов, подсчет баллов, выставление оценок.

Общий итог по трем этапам по количеству набранных баллов каждый может поставить себе оценку. (Критерии оценивания записан на доске.)

“5” – 21 – 18 – 16 баллов.

“4” – 9,5 – 15,5 баллов.

“3” – 5 – 9 баллов.

“2” – менее 5 баллов.

(Дети подсчитывают и ставят себе оценку за урок.)

(Кроме того, учащиеся, подготовившие сообщения, ставят себе еще одну оценку.)



Комментарии:

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

24 08 2025 20:10:18

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

23 08 2025 3:42:15

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

22 08 2025 15:20:12

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

21 08 2025 1:45:59

"Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")


    "Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")

      Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....

20 08 2025 11:34:21

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

19 08 2025 0:56:14

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

18 08 2025 7:25:14

Тема урока "Цепи питания"

Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....

17 08 2025 17:39:50

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

16 08 2025 17:43:37

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

15 08 2025 13:30:18

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

14 08 2025 13:35:28

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

13 08 2025 23:23:38

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

12 08 2025 5:30:48

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

11 08 2025 9:57:20

"Кис"-Лицей - 2007


    "Кис"-Лицей - 2007

      В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

10 08 2025 18:16:43

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

09 08 2025 20:48:58

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

08 08 2025 2:52:39

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс


    «Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

      Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

07 08 2025 4:54:24

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

06 08 2025 17:23:40

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

05 08 2025 19:53:17

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

04 08 2025 4:32:14

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

03 08 2025 8:51:47

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

02 08 2025 13:10:13

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

01 08 2025 10:50:23

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

31 07 2025 16:18:52

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

30 07 2025 6:47:46

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

29 07 2025 17:15:29

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

28 07 2025 8:40:39

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

27 07 2025 20:33:30

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

26 07 2025 16:27:39

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

25 07 2025 19:16:17

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Общий обзор организма человека: органы и ткани Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

24 07 2025 5:12:50

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

23 07 2025 3:40:41

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

22 07 2025 8:31:49

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

21 07 2025 1:46:20

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

20 07 2025 12:49:23

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

19 07 2025 18:19:34

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

18 07 2025 7:35:40

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

17 07 2025 5:13:21

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

16 07 2025 14:46:54

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

15 07 2025 17:13:19

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

14 07 2025 19:59:47

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

13 07 2025 14:53:28

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

12 07 2025 23:57:51

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

11 07 2025 19:57:47

Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс


    Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс

      Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....

10 07 2025 7:15:34

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

09 07 2025 9:48:53

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

08 07 2025 10:17:38

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

07 07 2025 20:35:12

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

06 07 2025 13:33:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::