Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Энергетический обмен в клетке

Семинар, 2 часа

Цели:

  1. Учащиеся должны усвоить понятия “гликолиз, цикл Кребса, цепь переноса электронов, окислительное фосфорилирование, молочнокислое и спиртовое брожение, макроэргические связи АТФ, кислородное и бескислородное дыхание, протонный канал, протонный резервуар, принцип Митчела”; знать черты отличия бескислородного и кислородного дыхания, биосферную и эволюционную роль процесса дыхания.
  2. Учащиеся должны уметь самостоятельно проpaбатывать учебный материал, сравнивать способы дыхания, выделять главное, “читать” схемы.
  3. Способствовать формированию научного мировоззрения у учащихся, коммуникативных навыков.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация “Энергетический обмен в клетке”,
  • рабочие листы,
  • таблица “Энергетический обмен”, “АТФ”, “Закон сохранения и превращения энергии в живой и неживой природе”

ХОД СЕМИНАРА

Свойства живого в конечном счёте неразрывно связаны с определёнными химическими превращениям

В.А. Энгельгардт.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

На прошлом занятии мы изучили удивительный процесс, появившийся в природе около 2 млрд. лет назад – фотосинтез. Мы ещё раз убедились, что энергия света не используется напрямую для синтеза органических веществ, а сначала трaнcформируется в АТФ и только потом энергия АТФ тратится на синтез органики (1 закон биоэнергетики). В курсе ботаники мы с восторгом говорили о космической роли зелёных растений, о необходимости их для сохранения жизни. Но этот крупнейший ароморфоз в своё время привёл к экологической катастрофе.

Каковы экологические последствия возникновения фотосинтеза? (накопление кислорода, биогенный синтез органического вещества, появление круговорота веществ, необратимые изменения условий существования, образование озонового слоя).

Каковы эволюционные последствия возникновения фотосинтеза?

Кислород – окислитель, следовательно, с накоплением его исчезла возможность абиогенного самозарождения органики. Свободный кислород – сильнейший яд для неприспособленных к нему организмов. Его накопление в атмосфере произвело колоссальную перемену. Многие анаэробные виды живых существ не перенесли этого революционного поворота в ходе развития биосферы. Кроме того, появление кислорода должно было привести к развитию живых форм более высокого уровня организации, которые могли бы его использовать. По мере увеличения концентрации кислорода в атмосфере живые организмы выработали эффективное средство извлечения энергии из органических веществ – аэробное дыхание. Аэробные организмы сейчас составляют подавляющее большинство. Но . . . во многих группах организмов – у растений, животных, грибов, бактерий, даже у человека – сохранился наряду с кислородным дыханием анаэробный процесс извлечения энергии.0

Почему более сложные организмы не могли бы развиться в отсутствие кислорода?

Почему наряду с аэробным дыханием организмы продолжают использовать анаэробное?

Для ответа на эти вопросы мы не только должны рассмотреть проблему энергообеспечения клетки, но и сравнить способы получения энергии гетеротрофными организмами.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В 1931 г. академик В.А. Энгельгардт обнаружил связь между синтезом АТФ и клеточным дыханием, позднее он установил, что АТФ участвует в мышечном сокращении. В 1941 г. Липман сформулировал основной закон биоэнергетики, согласно которому энергия внешнего источника сначала запасается в форме химической энергии АТФ и лишь затем используется для совершения полезной работы. Для гетеротрофов таким внешним источником энергии являются органические вещества, поглощённые в виде пищи. Видимо, энергия этих веществ должна сначала преобразоваться в АТФ, а затем использоваться на совершение полезной работы. Давайте вспомним особенности этого химического вещества.

1. АТФ – универсальная “энергетическая валюта” – устный ответ.

Задание 1. (см рабочий лист семинара).

Запасание энергии в форме АТФ и составляет сущность энергетического обмена или внутриклеточного дыхания. Источник энергии – окисление органических веществ, поэтому реакции синтеза АТФ из АДФ и фосфата Энгельгардт назвал окислительным фосфорилированием. Синтез АТФ может осуществляться как в ходе аэробного дыхания, так и анаэробного (презентация, слайды 2, 3, 4). Рассмотрим механизмы этих процессов и сравним их.

2. Анаэробное дыхание (гликолиз) – устный ответ (презентация, слайды 5, 6).

С6Н12О6 + 2АДФ + 2 Н3 РО4 + 2 НАД+ > 2С3Н4О3 + 2АТФ + 2Н2О + 2НАД Н2 + 120 кДж.

Дальнейшая судьба ПВК зависит от условий: если О2 нет – идёт анаэробный процесс, причём у дрожжей и растений происходит спиртовое брожение, у животных и некоторых бактерий – молочнокислое.

3. Брожение, типы брожения – устный ответ, обсуждение

А) Спиртовое брожение:

3Н4О3 —> 2СО2 + 2СН3СОН (уксусн. альдегид)

2СН3СОН + 2НАД Н2 —> 2С2Н5ОН + 2 НАД+

Б) Молочнокислое брожение:

3Н4О3 + 2НАД Н2 —> 2С3Н6О3 + 2 НАД+

Задание 2. (см рабочий лист семинара).

Проверка выполнения.

В ходе анаэробного дыхания образуется всего 2 АТФ.

Дальнейшее превращение ПВК в условиях О2 происходит в митохондриях. Кислородный этап состоит из 2 процессов: химических преобразований, получивших название цикл Кребса, и цепи переноса электронов. Рассмотрим механизм этих процессов.

4. Цикл Кребса (лимонной кислоты, трикарбоновых кислот) – устный ответ (презентация, слайды 7-9).

А) Дегидрирование и декарбоксилирование ПВК с образованием ацетилкофермента А:

С3Н4О3 + КоА + НАД+ —> С2Н3О – КоА + СО2 + НАД Н2

Б) Ацетильная группа включается в цикл Кребса.

- Каков результат цикла?

На каждую окисленную молекулу ацетил КоА приходится 1 АТФ, 4 пары атомов Н, 2 молекулы СО2 (см схему).

Уравнение: СН3СООН + 2Н2О —> 2СО2 + 8Н+

Атомы водорода передаются на дыхательную цепь (цепь переноса электронов).

Цепь переноса электронов – устный ответ (презентация, слайд 10).

24 Н+ + 6О2 —> 12 Н2О + 34 АТФ + Qт

Демонстрация анимационной модели “Электроннотрaнcпортная цепь”, обсуждение

Какую роль играют ферменты дыхательной цепи?

Какова роль кислорода?

Почему реакции синтеза АТФ получили название окислительного фосфорилирования?

Сколько АТФ синтезируется на этом этапе?

При каких условиях Н+ проходят через мембрану?

Суммарная реакция:

С6Н12О6 + 6О2 —> 6СО2 + 6Н2О + 38 АТФ + Qт

Аэробный процесс включает 3 этапа: гликолиз, цикл Кребса и дыхательную цепь.

Давайте сравним аэробное и анаэробное дыхание, выявим их “+” и “-”.

Задание 3. (см. рабочий лист)

Сравнение анаэробного и аэробного дыхания

Признаки для сравнения Анаэробное дыхание Аэробное дыхание
1. Локализация в клетке.

2. Скорость.

3. Формы энергии.

4. Конечные продукты.

5. Количество АТФ.

6. КПД процесса

7. Условия протекания.

цитоплазма

очень быстро, в 2-3 раза

химическая

ПВК, молочная к-та, этиловый спирт и др.

2 молекулы

32 – 40 %

отсутствие О2

митохондрии

медленнее

химич., электрохим.

СО2, Н2О

38 молекул

45 – 55 %

О2, дыхательные ферменты, мембрана

Проверка выполнения (презентация, слайд 11).

Несмотря на то, что синтез АТФ энергетически невыгодный процесс, кпд его достаточно высок. Обратите внимание на следующие данные:

КПД парового двигателя – 12-15 %, турбины ГЭС – 20-25 %, двигателя внутреннего сгорания – 35 %. По эффективности преобразования энергии живая клетка превосходит многие технические преобразователи.

6. Значение дыхания (презентация, слайды 12, 13).

А) В результате биологического окисления сохраняется равновесие между продукцией органики и её распадом.

Б) СО2, образующийся в результате дыхания используется для образования карбонатов, накапливается в осадочных породах – известняках ( в 4 раза больше, чем утилизируется в ходе фотосинтеза).

В) В течение длительного времени остаётся постоянным соотношение между газами в атмосфере.

Г) Обеспечивается более полный круговорот веществ.

III. ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Давайте подведём итоги.

Почему наряду с аэробным дыханием организмы продолжают использовать анаэробное?

Почему более сложные организмы не могли бы развиться в отсутствие кислорода?

В курсе физики вы изучаете проявления законов термодинамики в неживой природе.

Задание 4. (см рабочий лист семинара)

Итак, процессы фотосинтеза и дыхания тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в их совместном участии в круговороте веществ в биосфере, огромной эволюционной роли: и фотосинтез и аэробное дыхание явились крупнейшими ароморфозами, позволившими освоить новые среды обитания, интенсифицировать обмен веществ, ускорить процесс эволюции.

IV. Д \З. Подготовиться к семинару по теме “Пластический обмен в клетке”

Приложение 1

Приложение 2

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Общая биология, учебник для 10 – 11 классов с углублённым изучением биологии (под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского), “Просвещение”, М., 2001
  2. М.Б. Беркенблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралёв. Общая биология: учебник для 10 класса средней школы. МИРОС, М., 1999
  3. Пименов А.В. Уроки биологии в 10 (11) классе. “Академия развития”, Ярославль, 2001



Комментарии:

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

15 10 2025 9:34:54

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

14 10 2025 14:41:41

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

13 10 2025 6:43:49

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

12 10 2025 3:56:12

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

11 10 2025 13:55:25

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"


    Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

      Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

10 10 2025 23:52:52

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

09 10 2025 7:27:16

Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи"

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....

08 10 2025 22:53:21

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

07 10 2025 3:35:29

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

06 10 2025 16:31:23

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

05 10 2025 5:56:59

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

04 10 2025 15:54:16

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

03 10 2025 19:57:51

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

02 10 2025 3:34:19

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

01 10 2025 10:36:11

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

30 09 2025 12:35:34

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

29 09 2025 13:41:59

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

28 09 2025 2:37:12

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

27 09 2025 12:16:59

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

26 09 2025 23:55:17

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

25 09 2025 11:24:23

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

24 09 2025 17:11:37

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

23 09 2025 7:18:34

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

22 09 2025 15:31:13

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

21 09 2025 0:19:55

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

20 09 2025 5:25:39

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

19 09 2025 0:53:33

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

18 09 2025 8:51:21

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

17 09 2025 5:47:15

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

16 09 2025 23:41:30

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

15 09 2025 22:30:27

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

14 09 2025 15:49:16

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

13 09 2025 11:16:15

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

12 09 2025 17:52:26

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

11 09 2025 1:58:45

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

10 09 2025 0:42:39

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

09 09 2025 15:29:35

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы


    Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

      В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

08 09 2025 23:32:15

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

07 09 2025 22:43:44

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

06 09 2025 20:48:27

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

05 09 2025 8:55:48

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

04 09 2025 3:51:39

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)


    Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

      В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

03 09 2025 17:58:42

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

02 09 2025 11:53:35

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

01 09 2025 23:25:36

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

31 08 2025 18:17:35

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

30 08 2025 10:11:41

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

29 08 2025 4:11:28

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

28 08 2025 21:41:30

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

27 08 2025 10:31:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::