Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Источник:

Содержание:

Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений (они имеются в клетках всех растений, за исключением большинства бактерий, грибов и некоторых водорослей).

В клетках высших растений находится обычно от 10 до 200 пластид размером 3-10мкм, чаще всего имеющих форму двояковыпуклой линзы. У водорослей зеленые пластиды, называемые хроматофорами, очень разнообразны по форме и величине. Они могут иметь звездчатую, лентовидную, сетчатую и другие формы.

Различают 3 вида пластид:

  • Бесцветные пластиды — лейкопласты;
  • окрашенные — хлоропласты (зеленого цвета);
  • окрашенные — хромопласты (желтого, красного и других цветов).

Эти виды пластид до известной степени способны превращаться друг в друга — лейкопласты при накоплении хлорофилла переходят в хлоропласты, а последние при появлении красных, бурых и других пигментов — в хромопласты.

Строение и функции хлоропластов

Хлоропласты — зеленые пластиды, содержащие зеленый пигмент — хлорофилл.

Основная функция хлоропласт — фотосинтез.

В хлоропластах есть свои рибосомы, ДНК, РНК, включения жира, зерна крахмала. Снаружи хлоропласта покрыты двумя белково-липидными мембранами, а в их полужидкую строму (основное вещество) погружены мелкие тельца — граны и мембранные каналы.

Строение хлоропласта

Граны (размером около 1мкм) — пакеты круглых плоских мешочков (тилакоидов), сложенных подобно столбику монет. Располагаются они перпендикулярно поверхности хлоропласта. Тилакоиды соседних гран соединены между собой мембранными каналами, образуя единую систему. Число гран в хлоропластах различно. Например, в клетках шпината каждый хлоропласт содержит 40-60 гран.

Хлоропласты внутри клетки могут двигаться пассивно, увлекаемые током цитоплазмы, либо активно перемещаться с места на место.

  • Если свет очень интенсивен, они поворачиваются ребром к ярким лучам солнца и выстраиваются вдоль стенок, параллельных свету.
  • При слабом освещении, хлоропласты перемещаются на стенки клетки, обращенные к свету, и поворачиваются к нему своей большой поверхностью.
  • При средней освещенности они занимают среднее положение.

Этим достигаются наиболее благоприятные для процесса фотосинтеза условия освещения.

Хлорофилл

В гранах пластид растительной клетки содержится хлорофилл, упакованный с белковыми и фосфолипидными молекулами так, чтобы обеспечить способность улавливать световую энергию.

Молекула хлорофилла очень сходна с молекулой гемоглобина и отличается главным образом тем, что расположенный в центре молекулы гемоглобина атом железа заменен в хлорофилле на атом магния.

Сходство молекулы хлорофилла и молекулы гемоглобина

В природе встречается четыре типа хлорофилла: a, b, c, d.

Хлорофиллы a и b содержат высшие растения и зеленые водоросли, диатомовые водоросли содержат a и c, красные — a и d.

Лучше других изучены хлорофиллы a и b (их впервые разделил русский ученый М.С.Цвет в начале XXв.). Кроме них существуют четыре вида бактериохлорофиллов — зеленых пигментов пурпурных и зеленых бактерий: a, b, c, d.

Большинство фотосинтезирующих бактерий содержат бактериохлорофилл a, некоторые — бактериохлорофилл b, зеленые бактерии — c и d.

Хлорофилл обладает способностью очень эффективно поглощать солнечную энергию и передавать ее другим молекулам, что является его главной функцией. Благодаря этой способности хлорофилл — единственная структура на Земле, которая обеспечивает процесс фотосинтеза.

Главная функция хлорофилла в растениях — поглощение энергии света и передача ее другим клеткам.

Пластидам, так же, как и митохондриям, свойственна до некоторой степени автономность внутри клетки. Они размножаются путем деления.

Наряду с фотосинтезом, в пластидах происходит процесс биосинтеза белка. Благодаря содержанию ДНК пластиды играют определенную роль в передаче признаков по наследству (цитоплазматическая наследственность).

Строение и функции хромопластов

Хромопласты относятся к одному из трех видов пластид высших растений. Это небольших размеров, внутриклеточные органеллы.

Хромопласты имеют различный окрас: желтый, красный, коричневый. Они придают характерный цвет созревшим плодам, цветкам, осенней листве. Это необходимо для привлечения насекомых-опылителей и животных, которые питаются плодами и разносят семена на дальние расстояния.

Строение хромопласта

Структура хромопласта похожа на другие пластиды. Их двух оболочек внутренняя развита слабо, иногда вовсе отсутствует. В ограниченном пространстве расположена белковая строма, ДНК и пигментные вещества (каротиноиды).

Каротиноиды – это жирорастворимые пигменты, которые накапливаются в виде кристаллов.

Форма хромопластов очень разнообразна: овальная, многоугольная, игольчатая, серповидная.

Роль хромопластов в жизни растительной клетки до конца не выяснена. Исследователи предполагают, что пигментные вещества играют важную роль в окислительно-восстановительных процессах, необходимы для размножения и физиологичного развития клетки.

Строение и функции лейкопластов

Лейкопласты — это органоиды клетки, в которых накапливаются питательные вещества. Органеллы имеют две оболочки: гладкую наружную и внутреннюю с несколькими выступами.

Лейкопласты на свету превращаются в хлоропласты (к примеру зеленые клубни картофеля), в обычном состоянии они бесцветны.

Форма лейкопластов шаровидная, правильная. Они находятся в запасающей ткани растений, которая заполняет мягкие части: сердцевину стебля, корня, луковиц, листьев.

Строение лейкопласта

Функции лейкопластов зависят от их вида (в зависимости от накапливаемого питательного вещества).

Разновидности лейкопластов:

  1. Амилопласты накапливают крахмал, встречаются во всех растениях, так как углеводы основной продукт питания растительной клетки. Некоторые лейкопласты полностью наполнены крахмалом, их называют крахмальными зернами.
  2. Элайопласты продуцируют и запасают жиры.
  3. Протеинопласты содержат белковые вещества.

Лейкопласты также служат ферментной субстанцией. Под действием ферментов быстрее протекают химические реакции. А в неблагоприятный жизненный период, когда процессы фотосинтеза не осуществляются, они расщепляют полисахариды до простых углеводов, которые необходимы растениям для выживания.

В лейкопластах не может происходить фотосинтез, потому что они не содержат гран и пигментов.

Луковицы растений, в которых содержится много лейкопластов, могут переносить длительные периоды засухи, низкую температуру, жару. Это связано с большими запасами воды и питательных веществ в органеллах.

Предшественниками всех пластид является пропластиды, небольшие органоиды. Допускают, что лейко — и хлоропласты способны трансформироваться в другие виды. В конечном итоге после выполнения своих функций хлоропласты и лейкопласты становятся хромопластами — это последняя стадия развития пластид.

Важно знать! Одновременно в клетке растения может находиться только один вид пластид.

Сводная таблица строения и функций пластид

СвойстваХлоропластыХромопластыЛейкопласты
СтроениеДвухмембранная органелла, с гранами и мембранными канальцамиОрганелла с не развитой внутренней мембранной системойМелкие органеллы, находятся в частях растения, скрытых от света
ОкрасЗеленыеРазноцветныеБесцветные
ПигментХлорофиллКаротиноидОтсутствует
ФормаОкруглаяМногоугольнаяШаровидная
ФункцииФотосинтез Привлечение потенциальных распространителей растенийЗапас питательных веществ
ЗаменимостьПереходят в хромопластыНе изменяются, это последняя стадия развития пластидПревращаются в хлоропласты и хромопласты



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Тип: членистоногие. Класс: ракообразные, паукообразные (7-й класс)

Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

03 08 2021 20:12:14

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

03 08 2021 9:26:49

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

03 08 2021 4:45:10

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

03 08 2021 20:54:10

Общая характеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

03 08 2021 2:34:53

Путешествие в мир насекомых

Урок направлен на закрепление знаний о ракообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

03 08 2021 8:10:32

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

03 08 2021 19:48:16

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

Обобщающий урок к теме " Генетика человека" (10-й класс) или " Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

03 08 2021 18:35:44

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме " Земноводные"....

03 08 2021 8:46:27

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

03 08 2021 10:52:50

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

03 08 2021 20:53:44

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

03 08 2021 4:24:57

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

Урок по теме " Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углубляться на последующих уроках....

03 08 2021 19:26:21

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

03 08 2021 12:17:34

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

03 08 2021 19:47:30

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

03 08 2021 5:13:36

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

03 08 2021 13:44:50

Биология 6 класс Биология

Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

03 08 2021 13:10:23

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

03 08 2021 3:42:11

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

03 08 2021 19:36:50

Урок "Генетика пола"

Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

03 08 2021 19:20:55

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в практике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в практике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

03 08 2021 20:15:49

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

03 08 2021 14:25:16

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

03 08 2021 16:41:59

Интерактивный плакат "Шляпочные грибы"

Интерактивный плакат " Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интерактивном режиме с данными объектами....

03 08 2021 5:12:33

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

03 08 2021 22:32:32

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А. А. Плешакова « Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

03 08 2021 5:20:54

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

03 08 2021 13:42:19

Основные этапы развития жизни на Земле

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

03 08 2021 5:28:49

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

03 08 2021 22:19:38

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни характерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

03 08 2021 5:34:59

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы « Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

03 08 2021 19:53:37

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

03 08 2021 14:46:54

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

03 08 2021 2:26:12

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская " Вирусы"....

03 08 2021 2:38:17

Урок-исследование «Скелет человека»

Урок-исследование устанавливает особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

03 08 2021 9:24:36

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

03 08 2021 2:42:22

Питание растений

Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интерактивного включения их в процесс обучения. ...

03 08 2021 7:24:12

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

03 08 2021 8:15:26

Статья "Алгоритмы учебных действий"

Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы « Эволюционное учение» (9-й класс)....

03 08 2021 13:48:32

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

Тема " Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах Е Г Э по биологии принадлежит теме " Основы цитологии"....

03 08 2021 3:29:31

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

03 08 2021 8:53:34

Урок "Иммунитет"

Урок проводится в 8-м классе по программе Н. И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием Н И Т (новых информационных технологий)....

03 08 2021 0:24:43

Интегрированные уроки биологии и физической культуры

Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

03 08 2021 14:13:33

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

03 08 2021 18:46:13

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме " Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

03 08 2021 22:23:40

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел " Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

03 08 2021 18:18:26

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Данный урок проводится по У М К под редакцией В. В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок " Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме " Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

03 08 2021 14:49:15

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

03 08 2021 21:10:54

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

03 08 2021 4:21:13

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)